Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация затрат для принятия управленческих решений





Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Издержки – денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

К основным задачам управленческого учета относят:

- расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;

- принятие управленческого решения и планирование;

- контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.

Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:

1) Переменные, постоянные, условно-постоянные – в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);

2) Ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;

3) Безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);

4) Вмененные (упущенная выгода);

5) Планируемые и не планируемые затраты.

Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.

Под переменными понимают затраты, величина которых меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объема производства, например, затраты на сырье и основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на технологическую энергию. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты.

Постоянными называются затраты, абсолютная величина которых не зависит от изменения объема выпуска продукции (расходы на содержание зданий, амортизаций, заработная плата работников управления и др.).

Постоянные затраты, не изменяются вместе с ее объемом, оказывают большое влияние на уровень издержек, приходящихся на единицу продукции. Постоянные расходы на единицу продукции уменьшаются (увеличиваются) при увеличении (уменьшении) объема производства. Они характеризуют динамику затрат в зависимости от колебаний объема производства, используются для составления смет на предстоящий период.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные) – стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.

Следующая группа классификации затрат – это затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках.

Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом, готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.

Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные издержки не учитываются при принятии решений.

Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.

Вмененные (воображаемые) затраты – это расходы, которые учитываются при принятии решений, они возникают в случае ограниченности ресурсов. Вмененные затраты называют «воображаемыми», так как их добавляют при принятии решений, но реально в будущем их может и не быть. Они характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения. Если ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.

Приростные (инкрементные) затраты являются дополнительными и возникают в случаях изготовления или продажи какой-то партии продукции дополнительно. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам.

Предельные (маржинальные) затраты и доходы – это также дополнительные затраты и доходы, но в расчете не на весь выпуск, а на единицу продукции. В этом и заключается их отличие от инкрементных затрат и доходов.

Планируемые затраты – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые затраты – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с не планируемыми затратами.

Классификация затрат в целях осуществления процесса планирования и контроля

В целях контроля и регулирования уровня затрат применяется их следующая классификация: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые затраты – затраты, зарегистрированные по центрам ответствен­ности, величина которых зависит от степени их регулирования со сторо­ны менеджера. В целом в организации все затраты регулируемы, но не все могут регулироваться на низших уровнях управления. Например, адми­нистрация имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производ­ственные участки, цехи и т.д. В то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми со стороны этого менеджера. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела и т.п.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в от­четах об исполнении сметы по центрам ответственности. Такое решение позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения организации.

Оценка управленческой деятельности строится и на классификации затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты – затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведе­ны эти затраты.

Неэффективные затраты – затраты непроизводительного характера, в результа­те которых не будут получены доходы, так как не произведен продукт. Не­эффективные расходы – это потери на производстве (потери от брака, про­стоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др.). Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонения от норм применяется в текущем учете в процессе производства. Оно слу­жит для определения эффективности работы подразделений путем оцен­ки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фак­тической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню.

Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые.

К контролируемым затратам относят затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т. е. лиц, работающих в организации. Особо важ­но выделение контролируемых затрат в организациях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограни­чены какими-то отдельными расходами. Например, по организации необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях фирмы.

Неконтролируемые затраты – это расходы, независящие от деятель­ности субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и другие подоб­ные расходы.

Служба контроллинга сформулировала требования, которым долж­на отвечать система учета затрат. Система учета затрат должна быть такой, чтобы контроллер мог:

– быстро, качественно и профессионально оценивать результатив­ность хозяйственной деятельности фирмы в целом и ее структур­ных единиц;

– точно и своевременно (оперативно) находить факторы, влияю­щие на получаемую прибыль;

– оперативно определять затраты на производство и тенденции их изменения, чтобы своевременно внести коррективы;

– находить оптимальные пути решения проблем фирмы в ближай­шей и отдаленной перспективе.

Только при наличии системы учета затрат, отвечающей этим требо­ваниям, служба контроллинга сможет качественно выполнять свои функции.

Date: 2016-05-14; view: 1251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию