Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 26. 1. Психология социально-профессионального воспитания. Психотехнологии воспитания социально и метапрофессиональных качеств





Психологи рассматривают воспитание как формирование понятий, принципов, качеств личности: "Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду". Из этого определения следует, что воспитание - это "силовое воздействие", являющееся условием развития человека.

В любом учебном заведении имеется устав, определяющий права и обязанности членов коллектива, традиционные формы поведения и общения, нормы дисциплины. Принятие этих норм и следование им составляют содержание конвенционально-нормативного воспитания. И, наконец, важным разделом всей воспитательной работы профессионального учебного заведения является профессиональное воспитание будущего специалиста.

В настоящее время на смену когнитивно ориентированному образованию приходит личностно ориентированное. Значит, и воспитание как часть образования должно стать личностно ориентированным. В профессиональном учебном заведении образование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Важное значение в этом возрасте приобретают социальное становление личности, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека – гражданина своей страны.

Таким образом, воспитание в учебном заведении должно быть личностно-ориентированным и социально-профессиональным. Конституирующими основами этого типа воспитания являются учебно-познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Процесс воспитания направлен на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

Цели воспитани: развитие профессионально-нравственного сознания и поведения; формирование социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, которые способны обеспечить саморазвитие, самореализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.

Задачи личностно-ориентированного социально-профессионального воспитания:адаптировать первокурсников к учебно-профессиональной среде; создать условия для дальнейшей социализации обучающейся молодежи;обеспечить духовно-нравственное становление будущих специалистов;оказать помощь обучающимся в социальном и профессиональном самоопределении;способствовать развитию социально-значимых и профессионально важных качеств личности;содействовать в нахождении своего места профессиональном мире после завершения образования;формировать профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников; формировать профессионально-этические нормы и профессиональную культуру поведения; способствовать освоению личностью объективной системы социальных ролей.

Основные принципы воспитания: признание приоритета личности, ее жизненного опыта и самооценки;;гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессионально-образовательного процесса;принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.

Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л. Рубинштейн, самодеятельность. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.

Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?

Исходным документом является профессиограмма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Она включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессио-нальные ценности и профессионально важные качества. Профессиограмма, являющаяся модельным отражением профессионального будущего учащегося, позволяет управлять социально-профессиональным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-образова-тельный процесс, планировать и осуществлять внеучебную деятельность, а также диагностировать и оценивать качество воспитания. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания.

Структура программы: 1) цели и задачи профессионального воспитания; 2) основные направления воспитания: 3) социально-профессиональное; 4) функционально-профессиональное; 5) специально ориентированное; 6) краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения; 7) воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин; 8) личностно ориентированные технологии профессионального воспитания; 9) мониторинг профессионального развития; 10) коррекция профессионального становления.

В настоящее время в качестве эксперимента вводится в учебные планы образовательных учреждений специальный личностно-образующий блок дисциплины. Он предназначен для усиления профессионального воспитания обучаемых и способствует их социально-профессиональному самоопределению, самоорганизации, самовоспитанию и самореализации.

В профессиональном учебном заведении образование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Важное значение в этом возрасте приобретают социальное становление личности, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека – гражданина своей страны.

Таким образом, воспитание в учебном заведении должно быть личностно-ориентированным и социально-профессиональным. Конституирующими основами этого типа воспитания являются учебно-познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Процесс воспитания направлен на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

Для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность.

 

Date: 2016-05-14; view: 1129; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию