Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 25. 1. Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности
Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых Профессионализм деятельности рассматривается как качественная характеристика субъекта этой деятельности, которая определяется уровнем решения профессиональных задач и применяемыми с этой целью продуктивными способами. У разных людей уровень профессионализма деятельности различается. Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач. Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, занятия, педагогические технологии, оборудование, технические устройства и т.п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т.д.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности. Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений: субъект-объектными, обусловленными отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия.Определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учебой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся. субъект-субъектными, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности. Результатом решения педагогических задач является переход обучаемого из одного состояния в другое и достижение психического новообразования в личности или деятельности. Результатом решения функциональных задач является создание инструментария педагогического воздействия для получения психологических продуктов деятельности. Наиболее эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии. Профессионализм деятельности педагога может рассматриваться с учетом следующих аспектов:теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности;профессионализма педагогического творчества; технологий исследования; технологий психолого-педагогического конструирования; технологий психолого-педагогического взаимодействия. Для успешной подготовки к профессиональной педагогической деятельности и ее выполнения необходимо знать структуру деятельности и ее объект. Психологическая структура педагогической деятельности – это последовательная взаимосвязь и система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей посредством решения педагогических задач. В ней выделяются проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты. Проектировочный компонент включает: 1) цель и стратегию деятельности; 2) определение форм, методов и средств достижения результата в соответствии с поставленной целью. Конструктивный компонент включает: 1) отбор и структуру содержания информации, которая должна стать достоянием обучаемых; 2) проектирование деятельности обучаемых, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственных деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучаемыми. Организаторский компонент включает организацию: 1) информации в процессе ее сообщения обучаемым; 2) различных видов деятельности обучаемых таким образом, чтобы результаты соответствовали поставленным целям; 3) собственных деятельности и поведения в процессе взаимодействия с обучаемыми. Основной функцией организаторской деятельности является интеграция. Она, в свою очередь, достигается при использовании разнообразных средств, форм и методов организаторской деятельности. К ним относятся: учет, контроль, проверка исполнения, индивидуальная ответственность за результат своей деятельности. Коммуникативный компонент включает установление правильных взаимоотношений между: 1) педагогом и коллективом обучаемых; 2) обучаемыми в микрогруппах; 3) педагогом и педагогическим коллективом; 4) педагогом и администрацией. Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает изучение: 1) содержания и способов воздействия на других людей; 2) возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей; 3) особенностей педагогического процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Общая характеристика педагогической профессии. Структура и содержание профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая профессия - одна из самых известных в настоящее время и, можно сказать, определяющих другие профессии, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Необходимость передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью подготовки новых поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную функцию общества. В период рабовладения в Древней Греции появился термин «педагог», давший затем название целой науке. Обозначал он тогда раба, водившего детей рабовладельцев в школу. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до н.э. Там описывается дворцовая школа для детей сановников. Затем со «школой» мы встречаемся в Древней Греции. Значение этого термина сохранилось до сих пор: школа - это место учения. Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность в передаче накопленного опыта молодому поколению и в сознательном овладении опытом жизни. В православии, например, Учителем считали того, кто способен направить ученика на путь духовного самовоспитания и самореализации. Любя и доверяя ученику, он передает ему знания и, в первую очередь, духовные, спасая его от возможных страданий и причинения страдания другим. Учитель создан не для того, чтобы превратить ученика в автомат, а для того, чтобы вдохнуть в ученика жизнь, завести в нем механизм самовоспитания, самообразования, самообучения. Учитель - посредник между учеником и истиной жизни. Конструктивный компонент педагогической деятельности включает в себя: - конструктивно-содержательную деятельность (отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); - конструктивно-оперативную деятельность (планирование своих действий и действий учащихся); - конструктивно-материальную деятельность (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса: необходимых для него учебников и литературы, учебного оборудования, различных средств обучения и воспитания). Организаторский компонент предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативный компонент педагогической деятельности направлен на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Таким образом, в структуре педагогической деятельности выделяются три основных компонента, отражающих её специфику и обеспечивающих полноценную реализацию целей обучения, воспитания и развития личности.
Date: 2016-05-14; view: 708; Нарушение авторских прав |