Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 11.1. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования





Создание периодизация становления личности является одной из актуальных проблем психологии развития. Следует различать дифференциацию и периодизацию. Периодизация (от греч. periodos – круговращение) – деление явления на определенные промежутки времени, охватывающие какой-либо законченный процесс. Дифференциация (от лат. diferentia – различение) – разделение целого на различные формы и ступени. Целесообразно также разделять период и стадию. Период – это промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс; стадия – определенная ступень в развитии.

Проблемы развития, социализации и становления личности являются сложными и дискуссионными, Наиболее общим понятием является развитие – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в определенные моменты регресс), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Стабильность и устойчивость личности постоянно сопровождаются ее изменением, обогащением. Развитие – основной способ существования личности. Развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе выполнения многоплановых видов деятельности и общения. На развитие личности влияет социальная среда.

В жизни человека большое значение имеют биологические процессы, закономерности созревания организма и протекания инволюционных процессов.

Становление личности – это процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Центральной проблемой становления личности является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности могут быть выделены периоды, стадии.

Кроме стадиального развития выделяют еще функциональное, т.е. осуществляющееся внутри определенной стадии и ведущее к количественному накоплению качественно новых элементов, которые и образуют потенциальный резерв. Создание этих внутренних потенций развития – результат активного взаимодействия индивида с окружающим миром в форме деятельности, выступающей постоянным источником обогащения психики. Результат деятельности, если он действительно является осуществлением поставленной цели, всегда богаче, содержательней ее.

Проблема периодизации становления личности и человека анализировалась уже в Древнем мире. В отечественной психологии ею занимались Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, Арт. Влад. Петровским, Д.Б. Элькониным и др. В зарубежной психологии проблемам развития личности и человека уделяли внимание З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни, и др. Главная трудность при рассмотрении этого вопроса заключалась в выделении критериев периодизации.

Так, например, еще в Древнем мире Гиппократ в качестве критериев классификации жизни человека выделял т.н. переломные годы, основываясь на идее цифрового символизма. По мнению философа, через каждые 7 лет в организме человека происходит коренная перестройка, опасная для его здоровья и жизни. В соответствии с этими представлениями жизнь человека делилась на 10 периодов по 7 лет каждый. По мнению З. Фрейда, дифференциацию стадий развития личности следует проводить с учетом того, в какой области тела человека сконцентрирована энергии либидо. По мнению Э. Эриксона, переход с одной стадии развития личности обусловлен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия (эпигенетический принцип развития личности). Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л. С. Выготским для характеристики системы отношений между ребенком и социальной действительностью. «Социальная ситуация развития, – писал он, – представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы, и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».


Таким образом, рассматривая периоды (стадии) становления личности, следует анализировать социальную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и неформальные группы, личность определяет свое отношение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личностью.

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А. Н. Леонтьева. «Это такая деятельность, – указывает он, – развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития». Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности; осуществляя их, личность разностороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет определяющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельности в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятельность выполняется охотно, заинтересованно, если она приобрела для индивида особый личностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею.

Ведущая деятельность имеет следующие признаки: от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности;в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;в ней возникают и формируются частные психические процессы.

Каждая стадия развития имеет свое особое значение для психики человека и характеризуется уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях. При этом чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем более богатые потенции создаются для последующего ее прогресса.

 







Date: 2016-05-14; view: 823; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию