Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мать-одиночка с ребенком
Для любого типа неполной семьи характерны следующие нарушения из-за дефицита мужского влияния: · нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы; · менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек); · затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; · становится возможным формирование избыточной привязанности к матери. В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме: 1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было, 2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой, 3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства. Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа: Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни. Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга. Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании. Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность. Ребенок в осиротевшей семье -проходит несколько последовательных реакций: · шок – молчаливый уход в себя или взрыв эмоций, чувство дискомфорта; · отрицание смерти; · поиски; · отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего; · гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – отказ от общения, грубость; · тревога и чувство вины; · боязнь повторного брака родителя. Ребенок из семьи матери-одиночки: · внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей; · ребенок имеет низкую самооценку; · нарушается процесс поло-ролевой идентификации; · слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным. По мнению специалистов, воспитывать детей современным семьям мешают: · усталость на работе, · неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми, · недостаточный уровень педагогической подготовки родителей. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки: · Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; · Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей; · Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.; · Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями. В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность -неуспешность социализации детей, степень освоения ими учебной деятельности и возможные возникновения трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье. 1.2. Типология семей по уровню социальной адаптации: 1. Благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы. 2. Семьи группы риска - характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил. 3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. 4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства. Также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей: · Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей; · Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей; · Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.; · Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д. Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Исследователи подчеркивают, что настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни». Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности. В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. Date: 2016-05-14; view: 548; Нарушение авторских прав |