Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Типология и характеристики неблагополучных семейСтр 1 из 23Следующая ⇒
Социальные технологии выявления причин и коррекции семейного неблагополучия (Методическое пособие для специалистов УСЗН)
Челябинск, 2012 г.
Глава 1. Типология и характеристики неблагополучных семей Типология неблагополучных семей (по форме) Типология семей по уровню социальной адаптации Глава 2. Модели помощи семье и основные направления Деятельности специалистов Глава 3. Диагностический этап работы с семьей Характеристика диагностического этапа Сбор и анализ информации о неблагополучной семье Социально-педагогический мониторинг семьи Создание карты семьи и социально-педагогическая паспортизация Семьи Методика проведения психодиагностического обследования семьи, Выявление причин семейного неблагополучия 3.5. Особенности применения техники «Генограмма семьи» при Диагностике причин семейного неблагополучия Глава 4. Психолого-педагогическое сопровождение неблагополучных Семей Принципы работы специалистов с неблагополучными семьями 4.2. Социальный патронаж, надзор и консультирование – как формы Работы специалистов социальной сферы Глава 5. Повышение психологической грамотности населения по вопросам семейного благополучия – неблагополучия Понятие семьи как системы Особенности брачно-семейной адаптации Нарушения процесса воспитания в семье Типичные нарушения жизнедеятельности семьи Работа по преобразованию коммуникативной системы при работе С неблагополучными семьями в рамках структурной модели Глава 6. Разнообразные формы работы с семьей ( с целью повышения психолого-педагогической грамотности в рамках педагогической модели) Глава 1. Типология и характеристики неблагополучных семей В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам). Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Под неблагополучной понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семья группы риска», «негармоничная семья» и др. Несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно делят на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи относят к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).
Date: 2016-05-14; view: 1519; Нарушение авторских прав |