Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинговая деятельность на разных стадиях жизненного цикла товара





Жизненный цикл товара (рис. 4.1) может быть представлен четырьмя стадиями:

внедрения; роста; зрелости, включая насыщение, и спада.

 

 

Иногда между стадией зрелости и стадией спада выделяют отдельно стадию

насыщения, а также могут учитывать стадию разработки товара до его выхода на

рынок или делят стадию роста на две: медленного роста и быстрого роста. От стадии

жизненного цикла товара зависят объем получаемых прибылей, капиталовложений и

расходов на маркетинг и рекламу, степень конкуренции, цена товара, поведение

покупателей, их отношение к товару и др.

Стадия внедрения, или выхода товара на рынок

Стадия внедрения характеризуется избытком и незагруженностью

производственных мощностей, поскольку выпуск товара в этот период

осуществляется, как правило, малыми и средними партиями. Производство

отличается высокой себестоимостью продукции, так как еще не полностью

отработана технология ее выпуска.

Ключевое значение для успеха нового товара на рынке имеют конструкторские

характеристики товара, его дизайн, потребительские свойства, а также обратная связь

с потребителями, что позволяет быстро реагировать на запросы потребителей,

выявить и устранить недостатки качества продукции, повысить ее привлекательность.

Предприятие, выходящее на рынок с принципиально новым товаром, обычно

занимает исключительное положение на рынке, и конкуренции практически нет –

лишь очень немногие фирмы могут быть конкурентами, поскольку данная

продукция новая и только начала поступать на рынок. Однако объем реализации

продукции обычно небольшой.

Покупатель инертен по отношению к только что появившемуся на рынке товару.

Его необходимо убедить приобрести новый товар. Круг потенциальных

потребителей товара ограничен сегментом новаторов – состоятельных людей,

стремящихся к новому, мышление которых отличает склонность к перспективному

планированию. Для новой продукции специально разрабатывается сеть каналов

товародвижения.

Цены по сравнению с последующими стадиями жизненного цикла товара в

современных условиях, как правило, наиболее высокие, поскольку на стадии

внедрения в связи с новизной и оригинальностью товара следует максимально

использовать возможности высоких цен. (Однако при стратегии «прорыва» они могут

быть и низкими.)

На стадии внедрения прибыль незначительна или ее вообще нет, фирма несет по

новому товару убытки.

На рекламу тратятся значительные средства, она носит преимущественно

информационный характер.

Расходы на маркетинг очень большие. Основные задачи маркетинга на стадии

внедрения:

• формирование адекватной сбытовой сети за счет модификации существующей,

создание новых сбытовых каналов;

• активное проведение информационной рекламы, призванной донести до

потенциальных покупателей достоинства и преимущества нового товара;

• определение наиболее оптимального момента выхода на рынок с новым товаром;

• преодоление функциональной конкуренции между новым товаром и уже

«живущими» на рынке аналогичными продуктами;

• разработка вариантов возможного поведения конкурентов в ответ на появление

нового товара на рынке;

• обеспечение соответствия существующей на рынке структуры потребления

новому товару;

• обеспечение технологической и рыночной адаптации нового товара на рынке.

Стадия роста

Стадия роста характеризуется полной загрузкой производственных мощностей и

даже их недостаточностью из-за перехода к крупномасштабному серийному выпуску

продукции.

Поскольку к этой стадии жизненного цикла товар уже отработан и доведен до

совершенства, качество его высокое. Модификации товаров имеют технические и

функциональные различия, т.е. проводится политика дифференциации продаваемой

продукции. На рынке появляются товары-конкуренты (как правило, в виде копий).

Круг покупателей расширяется. Растет авторитет товара на рынке. Потребители

приобретают товар даже нестабильного, неоднородного качества.

Товарораспределение осуществляется по каналам массового сбыта.

Отмечается быстрый рост продаж, объем реализации товара высокий. Многие

фирмы вступают в конкурентную борьбу, численность конкурентов становится

значительной, однако особой угрозы такая конкуренция не представляет.

Цены продолжают оставаться весьма высокими, однако все же их уровень

несколько ниже цен стадии внедрения.

Фирма начинает получать прибыль, резко возрастающую и достигающую к концу


стадии роста максимальной величины. Именно начало получения прибылей

связывается с переходом товара в стадию роста.

Расходы на рекламу большие, однако составляют меньшую долю от объема

продаж, чем на первой стадии жизненного цикла товара. Меняется акцент рекламной

работы – из информативной она превращается в агрессивную. Реклама достоинств

товара косвенно помогает и конкурентам, поэтому предприятие стремится убедить

покупателя в достоинствах именно своего товара, акцентируя внимание адресатов

рекламы на свое лидерство на рынке, торговую марку, особые конкурентные

преимущества фирмы. Задачи маркетинга на этой стадии:

• избежать прямой конкуренции за счет модификаций и частичного

совершенствования товара;

• обеспечить эффективность агрессивной рекламы товара именно своего

предприятия;

• использовать широкую сбытовую сеть по массовым продажам товара;

• обеспечить оптимально высокий уровень цен и др.

Стадия зрелости

Стадия зрелости связана с некоторым избытком производственных мощностей и

применением стабильных, отработанных технологий. Товар выпускается крупными

партиями. Затраты на углубление ассортимента высокие.

Товар отличается высоким качеством, изменений в характеристиках товаров, как

правило, нет. С целью удовлетворения спроса потребителей предприятие выпускает

большое количество модификаций и вариантов продукции. Происходит медленный,

неуклонный рост продаж до достижения максимума.

Спрос на товар приобретает характер стандартного, происходит насыщение рынка,

наблюдаются повторные и многократные покупки данного товара. Покупатель имеет

возможность широкого выбора товара из нескольких фирменных марок.

Большинство потенциальных покупателей уже стали покупателями

фактическими. Объем реализации возрастает примерно пропорционально

увеличению численности населения (по потребительским товарам).

Осуществляется довольно нежелательная конкуренция цен. На рынке

увеличивается число торговых марок аналогичных товаров: все больше фирм

выходит с таким же товаром на рынок. Появляется и консервативная конкуренция,

когда потребителю предлагается не только продукция-копия, но и оригинальные

разработки.

Из-за усиления конкуренции цены падают, более того, растет роль цены как

фактора, определяющего покупку. Структура цен и распределение долей рынка

между конкурирующими фирмами относительно устоялись. Прибыль сокращается.

В сфере рекламы акцент переносится на привлечение массового и

консервативного покупателя, массовость и интенсивность рекламной деятельности

достигают апогея.

На стадии зрелости задачи маркетинга сводятся в основном к проведению

мероприятий, направленных на продление жизненного цикла товара:

• глубокую сегментацию рынка и освоение новых рынков, в частности экспортных;

• дифференциацию ассортимента продукции;

• конкуренцию рекламных кампаний;

• поощрение и стимулирование более частого потребления товара теми

покупателями, которые его уже покупают;

• изыскание способов более разнообразного использования товара;

• расширение рынка за счет привлечения новых групп потребителей;

• снижение цен и т.д.

График получает форму так называемой гребешковой кривой (рис. 4.2).


 

В завершении стадии зрелости наблюдается состояние (или стадия) насыщения

рынка данным видом товара. Уменьшается объем продаж и прибыль. Основной

спрос исходит от консервативных покупателей, в то время как новаторы ищут новый

товар-заменитель.

Фирма стремится к дальнейшему совершенствованию продукта и ищет для него

новые сферы применения. Увеличивается влияние конъюнктуры на

результативность предпринимательской деятельности.

Цены нестабильны, а спрос отличается большой эластичностью при их

увеличении и низкой эластичностью при их понижении. Конкурентная борьба

ведется за сохранение доли рынка.

Стадия спада

Стадия спада связана со значительным избытком производственных мощностей.

Отмечается малая дифференциация товара. Качество товара нестабильное.

Покупатели опытны и хорошо знают товар. Используется лишь некоторая часть

каналов товародвижения.

Объем реализации падает.

Фирмы начинают выходить из конкурентной борьбы, количество конкурентов

уменьшается.

Цены на товар низкие (хотя в конце этой стадии они могут и повыситься).

Прибыль резко сокращается, и товары продаются с убытком для предприятия.

Суммы, затрачиваемые на рекламу, незначительны.

Незначительны расходы на маркетинговые мероприятия.

Продукт постепенно заменяется новым.

На этой заключительной стадии жизненного цикла товара можно выделить три

периода:

1) фирма еще может пытаться продлить его жизненный цикл путем интенсивной

рекламы, совершенствования товара, маневрирования ценовой политикой и др.;

2) фирма стремится выжать из товара остаточную прибыль (которая еще реальна),

привлекает лояльных потребителей, продолжающих закупать товар, резко сокращает

издержки производства и сбыта товара, что позволяет на некоторое время отсрочить

уход товара с рынка;

3) фирма снимает товар с продажи, причем тоже планово и обдуманно;

решительному снятию с рынка подлежат медленно оборачивающиеся, неходовые

товары.

Одна из задач маркетинга – использовать жизненный цикл товара для повышения

эффективности и прибыльности работы фирмы.

Курировать товар на протяжении всего его жизненного цикла, учитывать

проблемы и возможности, специфичные для каждой стадии жизненного цикла,

реализовать потенциальные возможности получения максимальной прибыли в

различных его стадиях – к этому должен стремиться руководитель торгового или

сбытового отдела.

Успех товарной политики в целом обеспечивает концептуализация

альтернативной продукции или конкурентных товаров, т.е. выявление тех товаров, с

которыми продукция фирмы будет конкурировать. Это особенно важно на стадии

НИОКР нового товара в целях определения окупаемости расходов на НИОКР и

определения длительности жизненного цикла нового товара.

 

 







Date: 2016-05-14; view: 928; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию