Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея тождества микро - и макрокосма в философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский)





Творчество – это путь раскрытия способностей человека. Пико дела Мирандола (1463-1494) (неоплатоник) в трактате «О достоинстве человека» пишет, что «человек есть синтез всех областей бытия». Человек – это микрокосмос (как у греков). Жизнь – это творение человеком самого себя.

Интересно, что все это вело к развитию установки на индивидуализм, без которого не было бы капитализма, строя, основанного на индивидуальной инициативе, что эффективнее и рабства, и крепостничества.

В эпоху Возрождения своеобразно развивался диалектический метод. Под диалектикой понимался метод восхождения мысли от простого к сложному, метод исследования сложных предметов в их многосторонности. Это было характерно Николаю Кузанскому (1401-1464). Он был богословом, но мыслящим человеком. В трактате «Об ученом неведении» рассуждает: наше знание состоит в сопоставлении того, что неизвестно и тем, что известно.

Когда мы познаем конечные вещи, тут нет проблем. Когда же речь идет о бесконечном, то оно не может быть познано через сравнение с конечными объектами. В признании этого и состоит «ученое неведение». Но, - говорит Кузанский, - разум способен усматривать истину через покровы, т.е. Бога (бесконечное) можно «усмотреть», изучая конечные вещи. Ибо конечные вещи не только противостоят бесконечному, но и включают его в себя. (Для обоснования этой мысли он использует геометрические образы: мир – это бесконечная окружность, ее центр (Бог) – везде). Отсюда возникает идея, что «любое» существует в «любом» (соотношение целого и части). И он развивает учение о тождестве абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Т.е. он говорит о совпадении противоположностей в бесконечном, т.е. в Боге. Бог – истина во всей полноте. Итак, это продолжение мыслей Гераклита о том, что все развивается в борьбе противоположностей.

Н.Кузанский пишет: «В самом деле, человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог (humanus dues). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. …Человек может быть человеческим богом; а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим; внутри человеческой потенции есть по-своему все.

В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все… соответственно у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека … в нем существует целый мир».

 

Натурфилософия Ренессанса (Возрождения)

Начинает развиваться научное знание. Природа понимается как целостный организм. Отсюда – говорят об органицистской модели природы. Правда, природу они рассматривали вне развития, т.е. не исторически, не диалектически.

Представители: Парацельс, Коперник, Джордано Бруно, Кардано, Галилей и др.

Николай Коперник (1473-1543). Доказал, что не Земля находится в центре, а Солнце. Земля – одна из планет Солнечной системы. Это названо коперниканским переворотом в науке. Это надо было осмыслить: не человек (Земля)в центре, а Солнце… Но человек все равно хочет остаться в центре. И делается вывод: он - центр благодаря разуму, творческой способности, свободе воли.

Взгляды Коперника развил Джордано Бруно (1548-1600). В мире вообще нет центра, нет границ. Миров бесчисленное множество. Бог растворен в природе, а не вне мира. Материя – самодвижущееся бытие. Сожжен на костре.

Парацельс (1493-1541) – врач и естествоиспытатель. Кордано Джероламо (1501(6)-1576). Итальянский математик, философ, врач. Предложил подвес – прообраз карданного механизма ныне используемого в машинах.

Date: 2016-05-14; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию