Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные идеи философии XVIII в. (французские материалисты, Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.Юм)
Идейной формой свободомыслия в Европе 18 века становится деизм, который утверждает, что после акта творения бог не вмешивается в природу. Значит, теперь к природе возможен материалистический подход и над «обезбоженной» природой возможен эксперимент (ученые себя называют «естествоиспытатели», т.е. пытатели природы; отсюда лозунг: не ждать милости от природы!) Кроме того, господствует метафизический подход: явления рассматриваются вне связи друг с другом, вот и субъект и объект, на которые разделил мир Декарт еще в 17 в., не связаны друг с другом, т.е. можем делать с природой, что хотим…Материализм также характеризуется механистичностью, т.е. считали, что все – и неживая, и живая природа и общество – подчиняются законам механики. Итак, теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой. Всем представителям эпохи Просвещения был характерен материалистический взгляд на природу и идеалистический взгляд на общество. Считали, что жизнь общества зависит от человеческого сознания, т.е. в обществе первично сознание, поэтому, чтобы жить лучше, людей надо просвещать. Отсюда и идея энциклопедии. Во Франции в русле демократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел». Основателями выступают Д.Дидро (1713-1784) и Д’Аламбер (1717-1783). В Германии движение Просвещения связано с деятельностью И.Гердера, Г.Лессинга и др.
Французские материалитсты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира, свойством материи они рассматривали движение. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации. Это характерно взглядам Гольбаха (1723-1789), Гельвеция (1715-1771), Ламетри (1709-1751) и др. Руссо (1712-1778) считал, что все люди от рождения равны. Неравенство связывал с разделением труда и появлением частной собственности. Он выступал только против крупной частной собственности. Но отстаивал значение мелкой частной собственности. Руссо выдвинул идею природосообразного воспитания. Естественным состоянием человека является природное состояние, которое было до разделения труда и появления частной собственности. Ребенка надо воспитывать на природе, в сельской местности, чтобы заложились правильные нравственные убеждения. Только потом можно отпускать его в общество. Общество портит человека, незакаленного нравственно. Был сторонником концепции договорного происхождения государства; деист. (Когда Дижонская академия объявила конкурс на тему «способствовали ли развитие наук и искусств развитию нравственности» ответил, что нет. Т.е., отмечал Руссо, прогресс сопровождается падением нравов). Философы 18 века большое внимание уделили и вопросам социально-политического характера. Были восприняты идеи общественного договора, идея Локка о естественных правах человека. Так, Вольтер (1694-1778) рассматривал частную собственность как необходимое условие свободы гражданина. Философы 18 в. Предлагают новую идею – юридической всеобщности, перед которой все индивиды равны (правовое государство). Вольтер во Франции, Лессинг в Германии выступают с критикой религиозной, национальной и сословной нетерпимости. В 18 в. Происходит становление «философии истории». Кондорсе (1743-1794) и Вольтер (1694-1778) выдвигают понятие «прогресс». Источник прогресса – разум. Кондорсе (Маркиз де Кондорсе) не против неравенства, но за его ограничение. Принял участие во французской революции, был арестован по приказу Робеспьера, в тюрьме принял яд, который был у него в перстне. Идею общественного прогресса обстоятельно развивал немецкий философ Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803). Движущая сила прогресса – развитие наук и технические изобретения. (Учился в Кенигсберге, где слушал Канта. Был одно время учителем и священником в Риге. Был знаком с молодым в то время Гёте и др. выдающимися людьми. Является основоположником европейской славистики – науки о славянских языках). Вопрос № 12 Date: 2016-05-14; view: 376; Нарушение авторских прав |