Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие мировоззренияСтр 1 из 28Следующая ⇒
Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. 2. Исторические типы мировоззрения. 3. Философия как феномен культуры. Предмет философии. 4. Типы философского мировоззрения. 5. Философия Древнего Востока (Индия и Китай). 6. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии. 7. Философия софистов и Сократа. Классический этап древнегреческой философии (Платон, Аристотель). 8. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры я разума. Реализм и номинализм. Фома Аквинский. 9. Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад вдуховную культуру человечества. 10. Основные идеи философии XVII в. (Ф. Бэкон. Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк. Г. Лейбниц). 11. Основные идеи философии XVIII в. (французские материалисты. Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм). 12. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах). 13. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Социальная философия марксизма. 14. Рационализм и иррационализм. Иррационализм XIX в. (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше). 15. Основные направления русской философии ХIХ-ХХ в.в. Философия В. Соловьева. Н. Бердяева. 16. Белорусская философская и общественно-политическая мысль. 17. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика). 18. Гуманистически ориентированные направления западной философии XX в. (экзистенциализм, неотомизм, неопротестантизм). 19. Социокультурная ситуация современности и се репрезентация в философии. Постмодернизм. 20. Понятия бытия и субстанции. Основные формы бытия. 21. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании. 22. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма. 23. Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени. 24. Проблема сознания в философии и основные традиции ее осмысления в классической и постклассической философии. 25. Основные характеристики сознания. Проблема генезиса сознания. Социокультурная природа сознания. 26. Структура сознания. Сознание и самосознание. 27. Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики. 28. Закон единства и борьбы противоположностей. 29. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 30. Закон отрицания. 31. Категории диалектики. 32. Проблема познаваемости мира. 33. Проблема субъекта и объекта познания. 34. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного" и рационального познания. Познание. Практика. Творчество. 35. Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины. 36. Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. 37. Наука в системе социальных ценностей. Этос науки и социальная ответственность ученого. 38. Уровни, методы и формы научного познания. 39. Специфика социально-гуманитарного познания. 40. Общество как объект философского анализа. Исследовательские программы в обществоведении. 41. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость. 42. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. 43. Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития. 44. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции злит. 45. Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства. 46. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая. 47. Политическая сфера жизни общества. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества. 48. Духовная сфера жизни общества. Уровни и формы общественного сознания. 49. Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека. 50. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире. 51. Философские вопросы антропосоциогенеза. 52. Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классической и постклассической философии. 53. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии. 54. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. 55. Природа как объект философского и научного познания. 56. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место экологических ценностей в системе ценностей современной цивилизации. 57. Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса. 58. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Будущее человека и общества.
Вопрос № 1 Понятие мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов на мир, на человека и его место в этом мире. Оно носит общественно-исторический характер.
Структура мировоззрения: Познавательный компонент: а) мироощущение – это обобщение эмоционального опыта (исходя из своего опыта, кто-то ждет от жизни одних неприятностей и всегда насторожён, а кто-то – наоборот) - чувственная ступень познания. б) миропонимание – это обобщение интеллектуального опыта, т.е. наши знания (обыденные и научные) - рациональная ступень познания. Ценностный компонент (система ценностей). Ценности – это сложные оценки, содержащие и познавательный и эмоциональный компоненты. Ценности существуют в форме убеждений, идеалов, смысла жизни и т.п. Бывают материальные и духовные ценности. Высшие ценности – нравственные ценности. Ценности и знания являются основой для формулирования нами целей деятельности. Деятельностный компонент. Человек – существо деятельностное. Труд сделал человека человеком. Без труда человек не может выжить. Деятельность человека (как социального существа) регулируется знаниями и ценностями (но как биологическое существо, мы что-то делаем и инстинктивно). Результаты деятельности позволяют обогатить наши знания и совершенствовать систему наших ценностей (сегодня нам важно, ценно одно, а завтра – другое). Итак, все компоненты мировоззрения взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Функции мировоззрения: - познавательная – дает картину мира; - оценочная; - методологическая; - социокультурная (объединяет коллектив). Вопрос № 2 Date: 2016-05-14; view: 281; Нарушение авторских прав |