Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дидактические принципы обучения1) научность 2) проблемность 3) наглядность 4) активность и сознательность 5) доступность 6) систематичность и последовательность 7) прочности Своеобразный подход к проблемам мотивации предлагается процессуальными теориями мотивации. В частности, теория мотивации В. Врума предполагает, что мотивация зависит от трех факторов: ожидаемого результата деятельности, ожидаемого вознаграждения и ожидаемой ценности вознаграждения. Эта модель мотивации получила название “теория ожидания”. Существует также теория справедливости, которая утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия. Они сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей. Если человек не считает справедливым получаемое им вознаграждение, то он значительно снижает интенсивность и качество труда. Л. Портер и Э. Лоуллер разработали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно их модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий повлечет за собой определенный уровень вознаграждения. Биосоциальная природа личности состоит в двойственности человека, в восприятии индивидуума, с одной стороны, как существа биологического, а с другой — как существа общественного. Личность — это понятие, которое рассматривает человека как субъекта сознательной деятельности и как носителя устойчивых социально значимых черт члена определенного общества. К таким чертам относятся активность, самосознание, саморегулирование, релятивность. Важнейшими индивидуально-типологическими особенностями личности являются темперамент и характер. Темперамент — сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека. С древнейших времен выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В настоящее время в зависимости от метода мышления, отношения к информации и контактов с внешней средой принято выделять два типа темперамента — экстраверт и интроверт. Тот или иной темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые следует учитывать при поручении человеку определенной работы. В процессе адаптации личности в коллективе наряду с темпераментом важную роль играет характер работника. Характер — это совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении. В психологии выделяют девять наиболее ярких типов характеров (гипертимный, аутистический, лабильный, демонстративный, психастенический, застревающий, конформный, неустойчивый, циклоидный). Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее способностях. Способности имеют общественно-историческую сущность, но несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их. Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное значение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, умениями, навыками. Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особенностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация. Мотивация — это одна из основных категорий психологии, которая обозначает побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации. Для осуществления мотивации необходимо знание потребностей людей и ожидаемого ими вознаграждения. Теории мотивации принято подразделять на содержательные и процессуальные. Содержательные теории акцентируют внимание на потребностях, а процессуальные — на процессе мотивации. К содержательным теориям мотивации относятся теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга. Однако все эти теории разработаны американскими авторами и рассчитаны на американскую систему ценностей и идеалов, которые далеко не всегда приемлемы в других странах. Мотивация же должна осуществляться с учетом национального менталитета. К процессуальным теориям мотивации относятся теория В. Врума, теория справедливости и теория Портера–Лоуллера. Одной из современных теорий мотивации является теория мотивационного комплекса трудовой деятельности, в соответствии с которой на поведение личности (или группы лиц) в процессе трудовой деятельности воздействует целый комплекс побудительных мотивов (мотивы приобретения, безопасности, удовлетворения, подчинения и энергосбережения). Сила действия этих мотивов не одинакова. Определив силу действия каждого мотива на поведение того или иного работника, можно подобрать адекватные стимулы и активизировать трудовую деятельность.
Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. ü Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами наводящих вопросов. ü Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание, дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века. ü Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным. ü Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. Существует 4 уровня проблемности обучения: II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод). III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить. IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает. ü Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем: 1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); 2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; 3) каждый шаг завершается контролем; 4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении; 5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения; 6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; 7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь); 8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; 9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.). ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом. Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения. На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке. Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы. Особенности развивающего обучения: 1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик; 2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления; 3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, поэтому основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения; 4) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем. Основными психологическими принципами развивающего обучения являются: 1) проблемность обучения; 2) оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности; 3) индивидуализация и дифференциация обучения; 4) специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности.
|