Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика как искусство





Итак, мы с вами показали, что педагогика является частью общечеловеческой культуры, определили особенности педагогики как науки: назвали и объект и предмет, законы, теории и принципы.

 

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. Обратившись к словарю, находим определение: "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Для нас представляют интерес «алгоритмы» педагогического мастерства, которые приводит Ю.П. Азаров, придающий большое значение организации игры («игровой магии»). «Один «алгоритм»: я переходил на таинственный шепот. Реакция: напряжение на лицах, внимание. Другой «алгоритм»: употребление выражений «впервые в жизни», «сказочно», «необыкновенно». Реакция: недоверие — знаем, мол. Третий «алгоритм»: «выдача» точных и потрясающих фактов: «За вами ночью заедет машина ГАЗ-69. Ничего нельзя записывать. Цвет машины защитный. Шофер дядя Петя». Реакция: всех бросает в радостную дрожь, кто-то обнимает приятеля. «Алгоритм» четвертый: «О родителях не беспокойтесь; они уже предупреждены и дали согласие». И снова — детали: «Мама Подгорного дала согласие, а мама Иванова завтра в 12.00 скажет о своем решении... А теперь запоминайте, что нужно взять с собой...» Реакция: восторг и ошарашенность: где это видано, сроду такого не было! «Алгоритм» пятый: «У нас мало времени' на размышления. Кто не думает играть, пусть сейчас откажется». Реакция: все смотрят друг на друга, и в глазах и во всем облике решение: «Ни за что не откажусь!» Еще «алгоритм»: «Кто сомневается в своих силах, пусть скажет «нет». Задания многим покажутся неинтересными, трудными (любопытно: в такой ситуации малоинтересное вызывает особый интерес). Реакция: сомкнутые губы, напряженные мускулы мальчишек, расправленные мужественно худенькие плечики девчонок: «Как можно спрашивать? Готовы к любым заданиям». «Алгоритм» последний (исключительно для скептиков): «Я ничего от вас скрывать не хочу: это игра и она требует выполнения правил». Реакция: нет скептиков!».

 

 


Date: 2016-05-14; view: 1082; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию