Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование технологии Интеллект-карт на уроках биологии в седьмых классах общеобразовательной школы





Интеллект-карта - это инструмент визуального представления и записи систематизированной информации с помощью схем, метод, альтернативный обычному линейному способу. Она представляет собой потенциально бесконечную сеть разветвляющихся ассоциаций, расходящихся из общего центра, при этом карта имеет целостный образ. Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память [1].

Интеллект-карта использует весь диапазон способностей коры головного мозга с применением слов, изображений, чисел, логики, ритма, цвета, а также пространственных отношений в единственной, уникально мощной технике.

Интеллект-карта как техника быстрого запоминания и осмысления информации существует уже достаточно давно. Сама теория картирования идей была впервые представлена на суд общественности в 1974 году. Ее изобрел Тони Бьюзен (Tony Buzan) – английский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (Интеллект-карт)» (англ. Mind maps). По некоторым данным, сейчас в мире как минимум треть миллиарда человек в той или иной форме используют mind mapping, и с применением специализированного персонального оборудования, и без него [1,13].

Существует ряд недостатков стандартных технологий при обучении сегодня, в информационный век, на учеников обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом.

В линейной записи обычно используются тексты с заголовками, списки, таблицы и диаграммы, достаточно привычные и проверенные временем, но у которых есть ряд недостатков. Так, конспектирование является наиболее традиционным и распространенным способом фиксирования учебного материала на уроке. Однако при записи важной информации в хронографической или иерархической форме трудно выделить главное. Обычно главные идеи запоминаются благодаря особым ключевым словам, которые являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе слов. Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами, то есть отсутствует стимуляция творческих возможностей мозга. При этом снижается способность к концентрации, что в последствии приводит к потере тяги к знаниям и разочарованию в учебе. Многолетнее использование практики конспектирования притупляет возможности нашего мозга, делает его не слишком гибким и эффективным инструментом обработки информации [24].

Интеллект карты имеют определённые преимущества.

Уникальность данного способа в том, что в его основе лежит визуализация информации – то есть ее представление в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Картирование мышления помогает лучше использовать возможности мозга, поскольку оно позволяет: объединить информацию, отобразить взаимосвязи, визуализировать и структурировать мысли. То есть данный способ одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере потенциал учащегося. Интеллект-карты есть визуальное воплощение радиантного мышления, а само радиантное мышление – естественный способ работы головного мозга. Таким образом, еще до того, как преподаватель познакомит учеников с техникой картирования идей, они уже имеют врожденные навыки создания и использования Интеллект-карт, и учителю нужно лишь развить и направить их в нужную сторону, постоянно подпитывать их желание учиться.

Интеллект-карты можно легко редактировать посредством добавления или удаления ветвей. С помощью Интеллект-карт преподаватель, излагая один и тот же учебный материал, при необходимости может масштабировать его подачу по времени. Ведь, имея перед глазами целостную картину, легче расставить акценты при изложении учебного материала, отметить, на чем стоит заострить внимание учащихся, при этом, не опуская другой важной информации [24].

Интеллект-карты на уроке можно не только демонстрировать, но и создавать прямо в ходе занятия, дополняя новыми элементами по мере раскрытия темы, что способствует развитию мышления (творческое и логическое), памяти и воображения. Так ученики способны запомнить информацию более качественно и в больших объемах.

Картирование идей может принести пользу в следующих сферах: обучение, творчество, мышление, память, составление записей, подготовка и проведение выступлений и докладов, изучение чего-либо, выполнение работы, комплексное видение единой идеи и взаимосвязь между ее составляющими [24].

Мы считаем уместным рассмотреть, как работают интеллект-карты.

В процессе работы с новой информацией мозг человека выполняет пять взаимодополняющих функций: ввод (восприятие) информации через органы чувств; сохранение (удержание) информации в памяти; анализ (обработка) информации – выявление взаимосвязей между характеристиками изучаемого объекта и его связей (ассоциаций) с другими объектами; вывод (передача) информации в некоторой форме, например, в виде продукта творчества произведения искусства, художественного или научного текста; управление всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме человека в целом. Для этого задействуются в разной степени оба полушария мозга, с которыми связаны два типа мышления — левое ответственно за абстрактно-логическое мышление, а правое – за пространственно-образное. Важно, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации наш мозг действует также в соответствии с двумя важнейшими принципами:

- ассоциативное мышление – связь каждого воспоминания с массой других образов, способности мозга к созданию ассоциативных связей превосходят даже его возможности по хранению информации.

- иерархия понятий – упорядоченное и структурированное изложение информации [23].

Техника картирования идей является прямым приложением и формой графического выражения визуального мышления. В то время, как левое полушарие ответственно за ведение классических записей, а правое при этом имеет слабый импульс причастности, Интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, что позволяет говорить о них как о методе «целостного» мышления. Идея состоит в том, чтобы некоторым образом изобразить центральный объект, от которого расходятся связи-ассоциации, соединяющие его с другими объектами (записи, изображения и т.д.). Интеллект-карта строится на плоскости: рисуется на листе бумаги от руки или создается на экране компьютера [23].

Существуют правила по созданию интеллект-карт.

Формат бумаги, расположение. Для составления Интеллект-карт необходимо использовать лист формата А4, А3 или А2, или лист ватмана, преимущественно белого, либо однотонного цвета. Так как ментальная карта имеет тенденцию увеличиваться в боковых частях, следует выбирать альбомную ориентацию, располагая лист горизонтально [13].

Центральное изображение. Вместо линейной записи следует использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания. При этом центральное изображение или сочетание «слово + изображение» должно сразу привлекать внимание, быть ярким и запоминающимся визуально. Образ должен вызывать эмоции, провоцировать работу мыслей в определенном направлении, для этого нужно создавать его из трех цветов и более. Для листа формата А4 размер центрального изображения должен быть примерно 5 см в диаметре.

Главные ветви. К центральному изображению примыкают главные ветви или линии, которые обозначают области основного предмета. От основных ветвей с наиболее важными понятиями отходят неразрывные и взаимосвязанные ответвления с производными понятиями. Уместное количество главных линий – от пяти до девяти, при этом их следует рисовать более яркими и четкими, по сравнению с ответвлениями, это делает более понятной иерархичность карты. Длина линии должна соответствовать длине слова или изображения, расположенного над нею. Это позволит избежать нерационального использования пространства или визуального разрыва из-за длинных ветвей и коротких слов. Важно, чтобы линии были гибкими и органичными, и заполняли лист по направлению к углам [1, 13].

Для облегчения восприятия карты ореол вокруг целой сформировавшейся ветви можно заштриховать мягким светлым тоном, так как сначала происходит ознакомление с одной из главных ветвей и всех ее ответвлений, прежде чем переходить к следующей.

Также стоит обозначать ассоциации. Если ветви одного порядка имеют что-то общее, их соединяют линией или стрелкой, отображающей направление мысли. При этом слегка рушится «древовидность» создаваемой «ментальной карты», но становятся более выраженными не только отдельные потоки ассоциаций, но и взаимосвязи между ними. Желательно рисовать 3-5 линий-стрелок на одной карте. Обозначенные связи между ветвями одного порядка, делают Интеллект–карту «объемной» [13].

Структура. Интеллект-карты имеют Радиальную структуру, в которой должна быть соблюдена иерархия мыслей. Идеи нужно располагать от центра в стороны. Ближе к центру находятся более важные понятия, дальше от центра – менее важные, после чего детали отражаются в наименьших ответвлениях. Порядок ветвей на карте идеи нумеруется и соответствует ходу часовой стрелки, поэтому в левой части карты последовательность идей следует снизу вверх. Нумерация позволяет четко обозначить последовательность изложения материала и способствует связному и логичному изложению мыслей. Вместо цифр можно использовать буквы. Важно выстроить структуру так, чтобы от каждой ветви отходило максимум три – четыре ответвления [13].

Слова. Текста в Интеллект-карте должно быть как можно меньше. Следует использовать слова, которые помогут вспомнить связанные с ними знания, образы, цепочки мыслей и чувства, то есть те, которые представляют какую-то мысль или значение, являются ключевыми. Причем желательно использовать не более одного слова на ветвь. Нужно быть очень сосредоточенным, чтобы сжать мысль или фразу до одного слова. Преимущество здесь в дополнительном умственном усилии, которое способствует повышению концентрации внимания во время картирования идеи. Результатом этого становятся более глубокое запоминание материала и более легкая его активизация в памяти в дальнейшем. Составление Интеллект-карты подразумевает классификацию ключевых слов на основные и производные понятия. Для этого необходимо определить: каковы основные аспекты изучаемой темы; какие понятия являются взаимозависимыми; что важнее всего остального, что менее в данной теме. Самый удобный способ определения ключевых слов – облекать собственные мысли в конкретную внешнюю форму. В итоге, при составлении ментальной карты, на листе может находиться около тридцати слов, которые способны хранить информацию с двадцати страниц линейного текста [1, 13].

Писать слова нужно непосредственно на ветвях в одну линию, строго горизонтально. Изменение размера, шрифта, начертания букв, а также использование различных аббревиатур и условных обозначений, или преувеличение некоторых понятий способствует лучшему восприятию и четкому прочтению карты, вносит определенное разнообразие и акценты.

Символы, изображения. Рисунки и символы служат одним из важнейших инструментов, с помощью которых картируются идеи, ментальная карта может целиком состоять из изображений. Они необходимы, чтобы максимально облегчить восприятие и запоминание материала. Поэтому следует рисовать их как можно более простыми и ясными, исключающими всякую неоднозначность трактовки. При этом применение различных цветов сделает изображения более привлекательными и объемными. Также изображения могут быть юмористическими - это доставит большее удовольствие при прочтении карты, что, в свою очередь, улучшит запоминание. В центральной части рекомендовано использовать иллюстрацию, чтобы Интеллект-карта была образной [1].

Цвет. Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс. Обычно для ментальной карты хватает 4-8 цветов. Если цветов больше – то от их разнообразия рябит в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку. Каждую главную ветвь рекомендуется окрашивать в определенный цвет, отличный от других для большей наглядности. Все ответвления, отходящие от этой ветви, желательно закрашивать используя маркер того же цвета. Следует использовать разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию информации. Если вдруг важные элементы материала находятся на периферии карты, для того, чтобы они привлекали внимание, можно применить текстовыделитель [1, 13].

Форма. Форма созданной ментальной карты также многое выражает. Цельная, крепкая форма показывает, что составляющий ее человек хорошо разобрался в теме. Некоторая искривленность и эстетическое отторжение определенной части на Интеллект-карте - явный признак того, что ей необходимо уделить особое внимание, возможно доработать, так как информация, излагаемая в данной области карты может быть слабым местом в понимании раскрываемой темы [13].

Таким образом, рассмотрев технологию применения Интеллект-карт для выявления взаимосвязей между характеристиками изучаемого объекта и его связей с другими объектами, мы пришли к выводу о том, что использование данной технологии на уроках биологии будет целесообразным, так как данная технология позволяет объединить информацию, отобразить взаимосвязи, визуализировать и структурировать мысли. Составление Интеллект-карт может принести пользу в следующих сферах: обучение, творчество, мышление, память, составление записей, подготовка и проведение выступлений и докладов, что является актуальным при условии введения ФГОС на уровне основного общего образования.

 

Date: 2016-05-14; view: 1742; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию