Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность современных образовательных технологий
Биология, самый интересный предмет из школьного курса, одновременно с этим является сложным и труднодоступным в понимании учащегося. Известно, что каждый преподаватель использует на своих уроках различные средства, формы и методы, для повышения эффективности обучения и обученности, улучшения качества образования, повышения мотивации учащихся. Рассмотрим понятие современные педагогические технологии. Из литературы можно узнать, что имеются разные расшифровки понятия педагогическая (образовательная) технология. Педагогическая технология - построение работы учителя, в котором его действия представлены в определенной последовательности и с целью достижения наилучшего результата. Данная система отвечает на такие вопросы как: Чему учить? Зачем учить? Как учить? Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно? [5] Существуют следующие направления по использованию образовательных технологий в деятельности учителя: ― создание и совершенствование условий для наилучшей эффективности образовательной деятельности; ― изучение и одобрение современных образовательных технологий; ― разработка и одобрение авторских образовательных технологий; ― использование и распространение необходимых эффективных образовательных технологий; ― разработка и использование системы оценки эффективности необходимых используемых образовательных технологий.[2] Рассмотрим направления в современных образовательных технологиях ― Совершенствование условий и организация для наиболее результативной образовательной деятельности; ― Изучение необходимых процессов современных образовательных технологий; ― Разработка индивидуальных образовательных технологий; ― Создание и использование эффективной оценочной системы, используемой в образовательном процессе. [4] Всю сущность педагогической технологии составляют такие критерии как: ― однозначное и строгое определение цели обучения (почему и для чего); ― отбор и структура содержания (что); ― оптимальная организация учебного процесса (как); ― методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); ― учет уровня квалификации учителя (кто); ― объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Педагогические технологии направлены на: ― положительную мотивацию к учебному труду; ― развитие личностных качеств ученика; ― способность к учебной и научно-исследовательской деятельности; ― дальнейшее образование; ― выбору будущей профессии; ― охрану здоровья учащихся. [9] Это достигается созданием определенного стереотипа деятельности учащихся, основу этого составляют известные нам всем: схемы, таблицы, плакаты, опорные схемы, в котором находится закодированный учебный материал. Не секрет, что все учащиеся с разной мотивацией, темпераментом, характером, логическим мышлением, памятью, воображением. Для некоторых учащихся тяжело даются тексты, им трудно выявить главное, пересказать изучаемый материал. Для меня главное, чтобы каждый ребенок, уходя с урока что-то усвоил, понял, о чем шла речь на уроке, смог воспроизвести материл, анализировать, делать выводы. [12] На своих уроках я использовала Интеллект-карты, т. к. они помогают учащимся лучше и качественней усвоить изучаемый материал. Я считаю, что используя метод Интеллект-карт, у учащихся развивается память, логическое и образное мышление, внимание, художественные и эстетические способности. Основным условием для создания Интеллект-карты является правильная расстановка акцентов, постановка целей и задач, краткое изложения материала, оригинальность исполнения, эстетичность. [5] Средствами выражения могут служить графики, схемы, рисунки, символы, цвет, условные обозначения. Любая Интеллект-карта должна нести какое-то смысловое значение, быть наглядной, понятной для окружающих, включать целостность изучаемого материала, важным условием является взаимосвязь всех составляющих логической цепочкой. Мы считаем уместным изучить способы и методику образовательных технологий. В педагогической практике предусматривается выделение некоторых групп эффективности современных образовательных технологий: 1. Структурно-логические технологии. Они являются одним из основных ресурсов улучшения качества педагогики учителя. Основой группы лежит системный подход и принцип усложнения: «от простого к сложному», «от теории к практике». Рассмотрим понятие системный подход – это основа структурно-логической технологии с развивающим обучением. Такой подход направлен на развитие у учащихся таких навыков как: логическое познание, мотивация учащихся и другие. В технологии системного подхода подразумевается изучение биологического объекта через «систему». Система в этом случае структурирована как взаимосвязь нескольких элементов. Основой образования в биологии является понятие «биологическая система», которая создаёт логическую цепь учебного материала на всех этапах обучения. Ценность данного подхода в курсе биологии в 6 – 11 классах - это его методическое сопровождение. [19] На занятиях учитель обязательно должен пояснять что такое «система». А система – это совокупность элементов взаимосвязанных друг с другом, которые образуют целостность и единство. Учащиеся учатся классифицировать системы. Они выделяют неживые и живые системы, искусственные (созданные человеком) и естественные (природные). Структурная часть или единица – это системный элемент, который составляет изучаемый объект с выполняющими им определёнными функциями. Любой из элементов системы – является подсистемой. В биологии система любого другого уровня организации состоит из единого целого, который включает взаимосвязанные части. [11] Особенности биологических систем от неживых прочих характеризуются свойствами живого, а именно: репродуктивная система, метаболизм, наследственность, изменчивость, раздражимость, их рост, развитие и другие. Формирование системного мышления происходит поэтапно и постоянно усложняется. Логическое понимание такого системного подхода в большей части реализуется в старших классах. Рассмотрим пример изучения понятия «Уровни организации жизни», опирающийся на приобретённых знаниях. При познавании системы общих понятий, учащиеся усваивают выданный им материал и развивают системно-логическое мышление, которое в дальнейшем приводит к эффективным результатам. [22] В мониторинге общебиологических очень важное значение имеет структура подачи основных биологических понятий с их четким разграничением, формирующим общеразвивающую нагрузку и которые редко встречаются при дальнейшем изучении материала. Основной задачей технологии является создание биологической системы знаний с их выработкой и формулировкой понятий. [21] 2. Информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии исполняют роль универсального и эффективного инструмента для качественного образовательного процесса. На самой практике такие технологии нуждаются в применении универсальных, специальных технических средств информации. Информатизация понятий в биологии достигается эффективным повышением качества самого образования через возобновление потока информационных и педагогических технологий. В процессе изучения и преподавания биологии применяют такие формы работы как: ― уроки с мультимедийным сопровождением; ― демонстрация тем с помощью презентаций; ― проведение исследований, экспериментов на уроках и внеурочных занятиях; ― обработка информации, источников литературы, источников сети Интернет, описание списка литературы выбранной темы; ― работа с компьютером; ― работа с электронными и цифровыми образовательными ресурсами. [16] 3. Тренингово-коммуникативные технологии. Тренингово-коммуникационные технологии - система образовательной деятельности, которая направлена на приобретение основных навыков и отработку полученных учебных материалов до автоматизма. Систематические и целенаправленные приемы и действия при обработке приемов учебной практики отражают основную суть этой технологии. Например, настройка светового микроскопа на уроках биологии. Для этого необходимы тренинговые занятия и доведение навыков настройки оборудования с целью изучения микропрепаратов. Результат тренингов - экономия учебного времени на лабораторно-практических работах. [21] 4. Проектно-конструированные технологии. Проектно-конструированная деятельность включает в себя проекты в изучаемой дисциплине и различные общеобразовательные общешкольные проекты. На которых даются множество открытых уроков, различные классные часы и мастер-классы. [3] 5. Ролево-игровые технологии. Ролево-игровые технологии - определённый сценарий работы учителя и учеников через объясненный сюжет. Особенность заключается в превращении дидактической цели в игровую задачу. Выполнение такой игры достигается ролями учеников. При создании и организации учащихся, согласно их роли и сюжету, педагог воплощает применение различных предметных навыков и знаний в практическую деятельность. Из-за сложности ролево-игровых технологий, они дают наибольший эффект и плодотворно влияют на грамотную реализацию. Использование ролево-игровой технологии выдает высокий результат и наиболее положительный эффект достигается всех уровнях обучения. Ученики закрепляют результат имитационными упражнениями. Творческий настрой позволяет им закрепить все полученные знания и навыки. [16] 6. Диалоговые технологии. Диалоговые технологии - это тесная работа общеобразовательного процесса учеников и учителей под наблюдением руководства школы. Приоритет технологии - создание наиболее благоприятного фона общеобразовательного пространства, ситуациями, в которых учащиеся применяют полученные им знания в предметах. Обсуждение интересных для них вопросов, создание различных кружков единомышленников, организационные встречи с успешными и выдающимися учёными – формируют условия благополучные для их мотивационного роста к глубокому изучению учебных дисциплин. XXI век – как эпоха неограниченных возможностей в интернете. Учащиеся с большим интересом участвуют в форумах, являются участниками профильных сообществ, дистанционно изучают материал. Именно это приводит к видному эффекту и росту мотивации к изучению предмета. [19]
Современные требования к освоению биологии в основной образовательной программе основного общего образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а научить учиться. ФГОС основного общего образования ориентирован на результат – развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (далее – Стандарт) – это требования, обязательные для реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897. В "Плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015" обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, требования вступили в силу с 01 сентября 2015 года. Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к освоению биологии в основной образовательной программе основного общего образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). [6] Как сказано в общем положении ФГОС (Стандарта), в его основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: ― формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; ― проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; ― активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; ― построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [14] Данный Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: ― личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; [10] ― метапредметные – включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; [6] ― предметные – включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: ― формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; ― освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; ― развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ― формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; ― формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; ― формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; ― осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ― развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. [10] Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: ― умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ― умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ― умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ― умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; ― владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ― умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; ― умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; ― смысловое чтение; ― умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; ― умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; ― формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); ― формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.[9] Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Так как биология относится к области естественно-научным предметам, то рассмотрим ее со стороны требований ФОГС и что данная область должна обеспечить. Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» согласно ФГОС обеспечивает: ― формирование целостной научной картины мира; ― понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; ― овладение научным подходом к решению различных задач; ― овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; ― овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; ― воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; ― овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; ― осознание значимости концепции устойчивого развития; ― формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные предметы» отражают в предмете «Биология»: ― формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; ― формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; ― приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; ― формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; ― формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; ― освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения, способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. При переходе на ФГОС педагоги сталкиваются с определёнными проблемами. Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов к: ― планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; ― изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; ― выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды; ― переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников; ― развитию индивидуального подхода в образовательной деятельности. Личностные проблемы (связанные с особенностями личности учителя): ― психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением; ― дидактические, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности; ― организационно-нормативные, связанные с отсутствием научной организации трудовой деятельности, навыков командно-проектной работы; ― профессиональные, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций. Таким образом, рассмотрев основные требования, предъявляемые к освоению биологии в основной образовательной программе основного общего образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) мы пришли к выводу о том, что уровень современного образования нуждается во внедрении ФГОС, однако это сложный и трудоемкий процесс для каждого учителя. Исследование современных педагогических технологий и методов обработки информации позволяет в данном случае безболезненно перейти к изменению структуры урока и деятельности учителя по ФГОС. [6] ― ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I После рассмотрения теоретических основ использования современных образовательных технологий в седьмых классах на уроках биологии, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время существует множество педагогических технологий, которые наиболее полно и качественно систематизированы. В рамках введения федеральных государственных стандартов актуальными для нас стали современные педагогические технологии, ориентированные на педагогическое взаимодействие – технологии личностно-ориентированного и перспективно-опережающего обучения. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Особенностью перспективно-опережающего обучения можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество), комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Третье действие - опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков, карт. К последним относится технология Интеллект-карт. Рассмотрев основные требования, предъявляемые к освоению биологии в основной образовательной программе основного общего образования в связи с введением ФГОС можно сделать вывод, что введение ФГОС – процесс сложный и трудоемкий для каждого учителя. Исследование современных педагогических технологий и методов обработки информации позволяет в данном случае безболезненно перейти к изменению структуры урока и деятельности учителя по ФГОС. Date: 2016-05-14; view: 1422; Нарушение авторских прав |