Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка





По счастью, у нас, сегодняшних педагогов, появилась возможность выбора. Пока эта возможность очень невелика, но она и не расширит-

-6-


ся, если мы сами не выучимся очень трудному и рискованному делу свободного и предельно четкого выбора своих собственных путей. Мы предлагаем читателю один из многих возможных путей развития, вос­питания и обучения детей 6-7 лет и сосредоточиваемся на первом шаге этого долгого пути: моменте перехода ребенка от дошкольной жизни к школьной. Авторы сделали этот выбор сознательно, постаравшись по возможности освободиться от навязанных извне стереотипов, бо­язни инспекций и личной ответственности и исходя из собственного понимания подлинных ценностей, из своих профессиональных убеж­дений. При этом мы понимали, что выбор направления развития, ко­торый мы, взрослые, делаем за ребенка, — дело в высшей степени серьезное и небезопасное, ибо, выбрав одно направление, мы тем самым заведомо отказываемся от других; развивая одни стороны дет­ской души, мы не стимулируем, а порой даже блокируем возможность развития других (и для кого-то очень ценных!) душевных качеств. На­пример, культивируя в ребенке послушание, воспитатель «перекры­вает каналы» творческой самореализации; поощряя самобытность, рискует ограничить возможности подражания — весьма надежного канала обучения и т. п.

Со всей серьезностью относясь к проблеме подобного выбора, мы считаем своим долгом предоставить вам, уважаемые читатели, воз­можность самостоятельно определить для себя и своих воспитанни­ков главные цели и ценности школьного образования. Если окажется, что вы хотите ввести ваших питомцев в ту же самую школьную жизнь, что и мы, то нам по пути. И мы будем рады поделиться с вами нашими педагогическими находками и нашими представлениями о том, как сделать переход ребенка от дошкольной жизни к школьной безопас­ным, полезным и приятным и для педагога, и для ребенка, и для его семьи. Итак, опять возьмите карандаш и в приведенном ниже списке основных целей начального образования отметьте 2-3 наиболее важ­ные, с вашей точки зрения. И пожалуйста, помните, что среди возмож­ных направлений развития, которые школа неминуемо навязывает ребенку, есть и взаимодополняющие, и взаимоисключающие. Выби­рать трудно, но надо: миф о «всестороннем, гармоничном развитии» создан теми людьми, которые не в состоянии сделать свой собствен­ный выбор; поэтому они безответственно предлагают заниматься сра­зу всем понемножку и не преуспевают ни в чем, кроме произнесения громких лозунгов. Давайте не будем уподобляться гоголевской неве­сте и к внешности одного избранника приставлять капитал другого!

«Я (вы, а не лектор в институте, автор учебника, директор...) счи­таю, что начальная школа должна в первую очередь:

(1) Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоцио­нальное благополучие каждого ребенка.

-7-


(2) Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хо­рошо считать.

(3) Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.

(4) Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.

(5) Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.

(6) Помочь ребенку предельно полно реализовать свой твор­ческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.

(7) Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, ко­торые необходимы в общении и совместных делах.

(8) Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседнев­ной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за лю­бое новое дело.

Другое:.............................................................................................................»

В результате размышлений мы сделали выбор: душевное здоро­вье, навыки общения и сотрудничества, умение учиться. Основания для принятия решения были следующие.

1. Душевное здоровье и эмоциональное благополучие являются необходимым условием успешности любой деятельности, в том чис­ле и обучения. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни пол­ноценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд «трудных» учеников — неуспевающих и (или) недисциплинированных.

2. Умение учиться входит в базисную человеческую способность к самоизменению, саморазвитию. Человек, умеющий учиться, будет способен самостоятельно решить по крайней мере три задачи, кото­рые ставит перед ним школа (пп. 2, 3, 8), тогда, когда это будет нужно ему лично. В младшем школьном возрасте, когда ребенок еще не спо­собен сам выбрать направление своего развития, мы считаем себя обязанными, делая этот выбор на свой страх и риск, снабдить его наи­более общими способностями, которые в возрасте самоопределения откроют ему максимальные возможности. Умение учиться, доступное младшим школьникам, входит в число базисных способностей само­развития.


3. Формирование умения учиться и развитие интеллекта ребенка являются задачами взаимодополняющими: мы просто не сможем по­строить начальное образование, формирующее умение учиться и не развивающее мышление, память, речь и прочие интеллектуальные функции.

-8-


4. Теперь нам остался последний и самый трудный выбор, что предпочесть — развитие творческих способностей ребенка или вос­питание навыков общения, сотрудничества? Очень хочется ответить, как Винни-Пух: «И то и другое (и можно без хлеба)». И мы будем очень стараться поспеть за этими двумя зайцами. Но все же что в первую очередь, от чего отказаться нельзя ни при каких обстоятельствах? Приперев себя к стенке, сознаемся: общение и сотрудничество го­раздо теснее связаны с двумя уже выбранными приоритетными це­лями начального образования, чем развитие детского творчества (как бы мы его ни любили). Сфера общения — едва ли не главный источ­ник эмоционального неблагополучия детей; поэтому, берясь решать задачу психического здоровья всерьез, а не на словах, мы не смо­жем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает спо­собность компенсировать собственную неумелость, некомпетент­ность вовсе не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться — это прежде всего умение включаться и ини­циировать специфическое учебное сотрудничество. Отличие учебно­го сотрудничества от других видов сотрудничества будет описано ниже, а сейчас подведем итог. Эмоциональное благополучие, уме­ние учиться, навыки сотрудничества — вот наши приоритетные цен­ности, и мы ищем способ так ввести детей в школьную жизнь, базирующуюся на этих ценностях, чтобы они почувствовали себя готовыми к такой жизни. И мы будем рады найти в вас единомыш­ленника.

Школьная готовность

По этому вопросу написано так много добрых, умных и не слиш­ком умных книг, что один их перечень занял бы немало страниц. Все эти книги можно разделить на две очень неравные стопки.

Первая, гигантская, толкует вопрос о школьной готовности так: есть Школа с ее Требованиями. Чтобы быть готовым к Школе (быть достойным этой чести, отвечающим этим высоким ожиданиям), «ре­бенок ДОЛЖЕН...». Далее перечисляются качества, которыми «долж­ны» обладать «настоящие школьники». В этих перечнях авторы могут расходиться между собой, но в подходе к детям они единодушны — ребенок всегда что-то ДОЛЖЕН Школе. В этом педагогическом мифе Школа оказывается своеобразным прокрустовым ложем, которое ни­кому не по росту. Одни дети «не дозрели», и их надо «подтягивать»,

-9-


другие, на беду, оказались талантливыми, «опередили» школьные нор­мы, и что с ними делает школьный Прокруст, страшно сказать.


Этой жутковатой действительности противостоит несколько (до чего же мало!) книг, авторы которых в корне пересмотрели традиционный взгляд на школьную готовность. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту. Принимать ребенка в уникальном своеобразии его качеств — это не значит записывать (принимать) в школу всех без исключения детей, ставя тайные пометки в списке будущих первоклассников: «слабый», «нервный», «из неблагополучной семьи». Принимать ребенка— это значит относиться с безусловным (не зависящим от условных школьных правил) уважением к его чувствам, желаниям, убеждениям. Малыш, плачущий и цепляющийся за маму первого сентября, или ребенок, твердо убежденный, что «все девчонки — ябеды» или что слово папа надо писать с заглавной буквы, — все эти дети нуждаются прежде всего в принятии, понимании их особых чувств, особой точки зрения. Не встретив понимания, они будут либо упрямо отстаивать свою позицию, либо откажутся ее иметь (событие, родственное духовному самоубийству).

«Не плачь, дорогой, посмотри — сколько вокруг детей и никто не плачет...» — если учительница встретит испуганного первоклашку та­кой ласковой, доброжелательной речью, то первое, что она сообщит ему, — это неприятие его чувств и предпочтение других детей. «Я пла­чу, а ей это не нравится. Ей нравлюсь не я, а другие дети», — вот что может услышать ребенок в словах самого искреннего, благожелатель­ного, но не принявшего детских слез учителя.

«Тебе немного страшно, что мама сейчас оставит тебя одного сре­ди незнакомых ребят. Но она побудет здесь, пока ты ее сам не отпустишь» — такая речь учителя имеет для ребенка совсем другой смысл: «Меня здесь, пожалуй, понимают. И не осуждают. Может быть, все это не так страшно?»

С точки зрения традиционной педагогики, выступающей под ло­зунгом «Ученик (НЕ) ДОЛЖЕН...», подобное поведение учителя — потакание детской слабости. С точки зрения гуманистической педа­гогики, уважающей детскую индивидуальность, а не только школьные правила, такое поведение учителя естественно, человечно. И не стоит мучить себя обычным: «Если я этому ученику позволю войти в класс с мамой, то и другие тоже захотят!» Во-первых, плачет и глубоко пере­живает страх разлуки именно этот малыш, а другие уже весело щебечут и испытывают совсем другие чувства. Во-вторых, если кто-то (заметь­те: не все, а лишь некоторые) завтра приведет на урок маму, то что


в этом страшного? «Не по Правилам!» Но школьные правила — это не законы Ньютона. Вы не можете в четверг отменить закон тяготения, но устроить в четверг родительский день — в вашей власти.

Итак, школьные правила — это не то, что кем-то (а не вами) уста­новлено раз и навсегда и к чему надо готовить будущих учеников. Правила общей жизни — это то, что создается, творится ЗДЕСЬ-и-ТЕПЕРЬ — в каждом классе, учителем ВМЕСТЕ с детьми. И если Миша написал «Мой Папа» (с заглавной буквы), серьезно задумайтесь, прежде чем исправить эту ошибку красной ручкой. Может быть, пра­вила орфографии тоже не стоит навязывать детям в готовом и неприкосновенном виде, может быть, и их лучше вырабатывать вме­сте с классом? В этом случае глубокое убеждение Миши в том, что папа — это имя любимого человека, может помочь и мальчику, и всем его одноклассникам яснее осознать орфографическую норму. «Ре­бята, мы изучали такое правило: ВСЕ имена собственные надо писать с заглавной буквы. Есть и другое мнение: с заглавной буквы надо пи­сать названия всех любимых предметов, людей, животных, а нелюбимых — с маленькой буквы.


Смотрите, как интересно: "Вчера я встретила Машу и вику", — пи­шет мне одна девочка. И я сразу узнаю, кого она любит, а кого — нет. Какое правило лучше? Какому правилу вы хотите подчиняться? Вы­берите сами!»

Рискованный путь? Еще бы: давать человеку свободу выбора все­гда рискованно — ведь он может выбрать совсем не то, что вы. И тем не менее это риск оправданный: именно с личного выбора начина­ются личные убеждения. А ведь вы хотите, чтобы новые знания, нор­мы, правила стали для ваших питомцев личными убеждениями, а не сухими анонимными сведениями. Между «Я ТАК СЧИТАЮ» и «НАМ ТАК СКАЗАЛИ» — пропасть, где не может быть «золотой середины». И вам надо выбрать, в какую школу вы собираетесь ввести ваших воспитан­ников.

Правила одной школы: «Я — учитель. Я знаю, как надо. Делай, как я, и ты будешь отличником!» Правила другой школы: «Я еще не знаю, как нам построить отличную общую жизнь. Но я знаю, что сообща мы сможем это сделать. Давайте договоримся, как нам жить вместе!» Вы хотите, вы готовы договариваться с вашими учениками, давать им возможность выбора, сообща вырабатывать средства регуляции кон­фликтов, которые неминуемы в ситуации выбора собственной точки зрения, но необязательно должны носить скандальный характер? Если вы готовы, то пресловутая проблема школьной готовности в ос­новном решена, а наш опыт общения с детьми может оказаться вам полезным.


 


-10-


- 11 -








Date: 2016-05-14; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию