Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция: культурологическое образование как аспект культурного развития школьника





Процесс вхождения ребенка в мир культуры, приобщения к культуре начинается с первых мгновения его жизни. Это развитие происходит по двум взаимосвязанным линиям – социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности) и охватывает как семейное воспитание, так и образование, и воспитание в специальных образовательных учреждениях. Содержание этого процесса определяет становление и развитие человека как субъекта культуры или культурное развитие человека.

Понятие "культурное развитие" введено Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934) для характеристики процесса развития ребёнка. Он пишет: "В процессе своего культурного развития ребёнок усваивает не только содержание культурного опыта, но приёмы и способы культурного поведения и мышления".[1]

Таким образом, Л.С. Выготский культурное развитие видит в развитии форм деятельности, приёмов и способов мышления, направленных на формирование личности и подготовку к зрелой жизни культурного человека. При этом культура раскрывается как производство самого человека во всей целостности его бытия.

По Выготскому, содержание сознания человека всегда имеет знаковую форму. Осознать что-либо - значит, придать объекту значение, обозначить его знаком, например, словом. Знак - это средство связи между людьми.

Другой момент, необходимый для определения "культурного развития" - концепция культуры как формы самодетерминации индивида, разработанная Владимиром Соломоновичем Библером. Библер В.С. определяет среду культурного развития как социум культуры – форму свободного общения людей в «силовом поле культуры». Культура, её ценности преломляясь сознанием в процессе восприятия и освоения, составляют сущность индивидуальности человека. Весь процесс инкультурации - это непрерывный процесс индивидуализации личности. С одной стороны, учащийся усваивает нормы общества, а с другой - формирует свою индивидуальность. Причём сам процесс формирования может носить разный характер: развития личностных качеств, приобретения опыта, актуализации, реализации своего духовного мира в со-битии “я” и "ты".[2] При этом развитие мышления и сознания определяется как восхождение к "со-бытию в культуре".[3]

Указанные обстоятельства позволяют нам считать категорию «культурное развитие» как наиболее общее понятие, характеризующее сущность процесса становления-развития человека как субъекта культуры.

Культурное развитие ребенка представляет собой постоянный, связанный с изменением личностных характеристик деятельности ребенка, переход от одного уровня к другому. В наиболее общем виде, основные виды деятельности детей можно разделить на две группы. В первую группу входит деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый», внутри которой происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. К этой группе относятся непосредственное эмоциональное общение с взрослыми, ролевая игра, деятельность общения.

Вторую группу составляет деятельность в системе «ребенок – общественный предмет», в рамках которой осваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и эталонами, выделяющих в предметах те или иные их стороны. К ней относятся манипулятивно-предметная деятельность раннего возраста, учебная деятельность школьников, учебно-исследовательская и учебно-профессиональная деятельность старших школьников.

Таким образом, культурное развитие есть непрерывный процесс самодвижения, имеющий не линейный, а концентрический характер. В нем периоды устойчивого и плавного развития личностных качеств перемежаются и отделяются друг от друга периодами скачкообразного, перехода от состояния одного типа упорядоченности к другому. Переходные периоды - «точки бифуркации», вызывают состояния дезориентации в социокультурной ситуации, но обеспечивают несравненно более широкий выбор траекторий культурного развития личности.

Образование как составляющая процесса культурного развития осуществляется в интересах личности и общества и обеспечивает культурную преемственность поколений, готовность человека выполнять свои социокультурные функции.

Содержание общего образования определяются образовательными стандартами, изложенными в Программных требованиях. Результаты анализа программных требований, служат основанием для следующих выводов:

¾ основные образовательные области обеспечивают филологическое, естественнонаучное, социологическое, технологическое и монохудожественное образование, а дисциплины основных образовательных областей - знания о природе, обществе и человеке как биологическом или социальном существе;

¾ ни одна из образовательных областей и дисциплин основных образовательных областей не призвана обеспечивать, и не обеспечивает систематического культурологического образования;

¾ отдельные аспекты культурологического знания в «растворены» в содержании основных гуманитарных дисциплин (история, литература, русский язык, обществознание, изобразительное искусство, музыка и пр.) и могут служить базой, быть интегрированы в содержании культурологии.

Вывод: Культурологическое образование школьников – важнейшая составляющая процесса «культурного развития» ребенка, осуществляемого под руководством учителей и воспитателей и при непосредственном участии родителей и близких, влиянии средств массовой информации, среды и т.п. Процесс культурологического образования - это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности и её вхождения в контекст социальной жизни.

Культурологическое образование мы рассматриваем:

как результат общего гуманитарного образования, обеспечивающего формирование знаний о культуре как форме бытия, человеке как субъекте культуры, творце и творении культуры, многообразии форм предметного бытия культуры;

как процесс изучения собственно культурологических дисциплин и культурологии в системе общего образования;

Date: 2016-05-14; view: 1087; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию