Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основания науки. Идеалы и нормы научного познания
Н как целостная развивающаяся { имеет собственные основания, идеалы и нормы исс-ия. К основаниям Н относятся фундамент-ые принципы, понят аппарат, идеалы, нормы и стандарты науч исс-ия Принято считать, что зрелая состоящ-ся Н возможна, когда можно установить лежащую в её основаниях науч кар мира =>НКМ – фундамен-ое основание Н. Можно выделить по меньшей мере 3 гл компонента оснований Н деят-сти: идеалы и нормы исследования, НКМ и философские основания Н. Каждый из них внутренне структурирован. Как и " деят-сть, Н познание регулируется опред идеалами и нормативами, в кот выражены представления о целях Н деят-сти и способах их достижения. Сфера идеалов и норм вкл в себя многообразие регулятивов. Так, согласно В.С.Степину в ней можно выделить след группы: 1. идеалы и нормы объяснения и описания 2. -\\- доказательности и обоснованности Н знаний 3. -\\- построения и организации Н знаний. В совокупности эти формы образуют схему метода, т.е задают общие ориентиры, канву Н деят-сти тех\иных Н областей. По Степину, можно рассм-ть содержание идеалов и норм, или регулятивной составляющей, более детально: он предлагает выделять в массиве идеалов и норм по степени их специфичности несколько взаимосвяз-х уровней. 1 уровень представлен теми нормативами, которым подчиняется любое Н исследование; эти общие нормативы задают собственно Н проект, отделяют его от обыденного, худ и др видов познания. Спецификация этого уровня как реализация исторически сложившихся установок, св-х той\иной эпохе, осущ-ся на след уровне (2). 2 уровень, т.о, отражает нормы описания, объяснения, х-ные для Н опред историч периода. Очевидно, что нормативы ренессансной Н отличаются от идеалов и норм, оформившихся в Новое время. 3 уровень – это конкретизация установок 2-го уровня применительно к специфике предметных областей, напр к физике, химии. Поскольку специфика исслед-х объектов отражается на сод-ии идеалов о норм, наиболее спец идеалы и нормы адресованы различным видам изучаемых явлений. Различ Идеалов и норм: 1. норма указывает типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в Н. Идеал – на высшую эталонную форму развития объекта, кот выходит за рамки нормы. 2. Нормы претендуют на повсеместную реализацию. Идеалы выступают как ориентир. 3. норма, выступая как ординарное средство позн-го процесса, задаёт пределы пространства для реализации цели. Идеал – экстремум, в кот совпали цели и ценност, цель реал-ся как предельно-совершенное состояние. 4. нормы подвержаны изменениям и трансформации, идеалы же отлич-ся большей устойчивастью, { идеалов менее динамична, т.к. ориентируется на совершенный образец знания. Е/и норма достигает своего совершенного выражения, то она м/т приобрести статус идеала. Соврем ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исс-ой деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический хар-р и накладывают свой отпечаток и на процессы коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исс-х работ и в самой тактике построения научного исс-ия. Date: 2016-06-09; view: 606; Нарушение авторских прав |