Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое общее недоразвитие речи. Роль речи в психическом развитии ребенка





Медицинский подход к проблеме общего недоразви­тия речи строится на целостном, синтетическом подходе к развитию различных сторон деятельности ребенка, на основе диалектической концепции развития речи и пси­хики.

Психоневрологический анализ вариантов речевых нарушений при общем недоразвитии речи включает в себя не только описание различных аспектов нарушенной ре­чевой и психической деятельности, но и вскрытие основ­ных механизмов этих нарушений в динамике продолжа­ющегося речевого и психического развития. Важно по­нять условия и нейрофизиологические механизмы пере­ходов от одного уровня речевого развития к другому при различных речевых нарушениях у детей; необходимо увидеть диалектику появления нового качества на каж­дом этапе речевого и психического развития ребенка.

Медицинский подход к проблеме общего недоразви­тия речи в широком смысле этого слова предусматри­вает во-первых, необходимость медицинского диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития. Так, напри­мер, общее недоразвитие речи при одинаковом уровне языкового развития может иметь место у ребенка с ди­зартрией, с моторной алалией, с задержкой темпа его общего психического развития, а также при некоторых неглубоких формах умственной отсталости, выявить ко­торые в дошкольном возрасте очень трудно. Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием наиболее эф­фективной логопедической и медицинской помощи этим детям. Только при понимании структуры речевой и пси­хической недостаточности возможно научное прогнозирование путей дальнейшего речевого и психического развития ребенка.

Во-вторых, медицинский подход предполагает также рассмотрение речевой недостаточности а тесном единст­ве с особенностями психического развития ребенка, ибо известно, что у ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, мо­гут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических и мыслительных процессов, эмо­ционально-волевой сферы, характера, а иногда и лично­сти в целом может происходить аномально. Отклонения в психическом развитии у детей с общим недоразвитием речи могут зависеть как от поражения центральной нервной системы, т. е. от той же причины, которой часто определяется и сама речевая патология, а также и от самой речевой недостаточности. Последнее объясняет­ся тем, какую роль играет речь в психическом развитии ребенка.

Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формирова­нии психики и интеллекта ребенка.

1) Коммуникативная функция речи. Эта функция ре­чи является одной из наиболее ранних. Специальными исследованиями было установлено, что уже у детей в возрасте двух лет речь выполняет функцию общения. Весь период дошкольного возраста–это прежде всего дальнейшее развитие речи для общения с окружающи­ми. В процессе общения ребенок усваивает новые поня­тия, у него расширяется запас знаний и представлений об окружающем, формируется мышление. Коммуника­тивная функция речи способствует развитию контактно­сти ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Таким образом, первая возникшая у ребенка речь является социальной, в дальнейшем на ее основе развивается внутренняя речь, с помощью которой у детей осу­ществляется познание и формируется возможность ре­гулировать свое поведение.

Коммуникативная функция речи возникает наосно­ве более элементарных довербальных форм общения, Первой формой общения ребенка со взрослым является зрительное. К двум месяцам ребенок уже хорошо фик­сирует взор на лице взрослого, следит за его движения­ми. С двух месяцев общение со взрослыми устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук: при виде улыбающегося взро­слого ребенок улыбается и взмахивает руками.

Одновременно с мимическим и зрительным общением у ребенка первых месяцев жизни коммуникация со взрослым осуществляется при помощи крика, в котором вначале преобладают врожденные интонации недо­вольства. Затем к 3–4 месяцам характер крика меня­ется, в нем появляется более выраженная интонацион­ная выразительность, и мать к этому времени обычно по характеру крика может узнать желание ребенка. В то же самое время к этому возрасту у ребенка разви­вается возможность избирательного внимания к речи окружающих и возникают первые активные попытки воспроизвести отдельные ее элементы, постепенно раз­вивается возможность общения при помощи интонаций.

Р. В. Тонкова-Ямпольская, применив для анализа голосовых реакций детей раннего возраста электроаку­стические методы, доказала, что раньше всего разви­вается интонационная система языка и только на ее ос­нове в конце первого года жизни начинает оформляться фонемная система и развивается общение на основе фонем.

В развитии первых форм доречевого общения, так же как и в формировании начальных этапов речевой деятельности, большое значение придается подража­тельным реакциям.

На следующем этапе развития уже речевого обще­ния интонации продолжают иметь важное значение. Они прежде всего выражают эмоциональное отношение ре­бенка к тем или иным высказываниям, уточняют и до­полняют смысл сказанного. При общем недоразвитии речи интонациям и жесту длительное время принадле­жит большая роль в общении ребенка с окружающими.

2) Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими, т. е. коммуникативная и познавательная стороны речи фор­мируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобре­тает возможность ее по-новому усваивать. У детей пер­вых лет жизни речь оказывает прежде всего важное влияние на развитие ощущений и восприятий, на форми­рование гностических процессов. А. А. Люблинской бы­ло показано, что даже пассивное овладение речью ре­бенком в возрасте первого-второго года жизни способ­ствует развитию обобщенного восприятия, придает всем сенсорным функциям ребенка активный, поисковый ха­рактер.

Благодаря речи развиваются представления (память о предметах и явлениях окружающего мира). Включая отсутствующее прошлое в настоящее, речь позволяет фиксировать, выражать и анализировать настоящее. При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, сла­бо развиваются представления.

Большая роль придается речи и в развитии памяти, особенно вербальной, которая необходима для форми­рования обобщенного мышления.

Формирование обобщающей функции мозга тесно связано со становлением и развитием речевой деятель­ности.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллек­туальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Это происходит прежде всего в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличные признаки предметов, обозначаемых опреде­ленным звуковым комплексом, т. е. в этом смысле каж­дое слово уже является понятием, «всякое слово уже обобщает».

Поэтому при олигофрении прежде всего недоразвивается обобщающая функция слова. С другой стороны, при недоразвитии речи могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

3) Регулирующая функция речи складывается у нор­мального ребенка уже на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4–5 годам, когда у ребенка значитель­но развита уже смысловая сторона речи, слово взросло­го становится истинным регулятором деятельности и по­ведения ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целе­направленного поведения, возможности программиро­ванной интеллектуальной деятельности.

При недоразвитии регулирующей функции речи дей­ствия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрос­лого мало коррегирует его деятельность, ребенок за­трудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на побочные, не существенные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с созреванием лобных отделов мозга. Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных от­делов мозга, отмечается недостаточное развитие регули­рующей функции речи, недоразвитие внутренней речи

и речевого мышления.

Таким образом, важная роль речи в развитии пси­хической деятельности определяет необходимость ком­плексного целостного подхода к ребенку с общим речевым недоразвитием. Ребенок с общим недоразвитием речи нуждается в целой системе логопедических и вос­питательных мероприятий, направленных на формиро­вание всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной дея­тельности.

Date: 2016-06-09; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию