Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера





Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях.

Фискальной функцией налогов является аккумуляция средств в государственном бюджете, связанная с производством общественных благ.

Вторая функция налогов – перераспределительная. Рыночное распределение доходов приводит к тому, что некоторые члены общества не в состоянии воспользоваться результатами общественного производства. Это создает диспропорции в накоплении и сокращает основу долговременного экономического роста.

Третья функция налогов – регулирующая и заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок, льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства, видов производств, воздействовать на платёжеспособность хозяйствующих субъектов, на совокупный спрос и предложение.

Стимулирующая функция связана с необходимостью рационально использовать имеющиеся ресурсы т.к. за них нужно платить налоги и этим самым налоговая система побуждает каждого экономического субъекта повышать предложение товаров и услуг с одновременным увеличением эффективности.

В основе построения современной налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех юридических н физических лиц, располагающих доходами, имуществом); обязательность (юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения); однократность (недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза); стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться); простота и доступность для восприятия;гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики); справедливость.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном и местном; в государствах с унитарным устройством - на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Налоговая система включает разные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать:

· по объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. Основными среди прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги. К косвенным относятся налоги, которые включают в цену товара или услуги, увеличивая ее. Они перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически оплачивает их потребитель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины;

· по принципам построения – пропорциональные (ставка налога остается постоянной при изменении дохода налогоплательщика), регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода) и прогрессивные (ставки возрастают с увеличением дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения);

· в зависимости от цели использования – общие и специальные (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд. Специальные налоги имеют строго целевое назначение;

· по уровню бюджетов – государственные и местные. Государственные формируют доходы центрального бюджета. Местные – поступают в региональные, муниципальные бюджеты;

· по объектам обложения – налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доходы или прибыль, налоги на действия и т. д.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку (квоту), налоговый оклад, льготы.

Субъект налога – это налогоплательщик, физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог.

Объект налога – предмет, подлежащий обложению: доход, товары, имущество.

Источник налога – доход субъекта: заработная плата, прибыль, рента, процент, из которых уплачивается налог. Например, в налоге на прибыль корпораций он совпадает с объектом обложения.

Единица обложения – это единица измерения объекта (рубли, гектары и т. д.).

Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения объекта, выраженная в процентах. Она называется квотой.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом.

Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов, отдельных предприятий или производств в зависимости от их профиля, характера производимой продукции и выполняемых работ, используемой рабочей силы, зоны расположения.

Существует зависимость между поступлениями налогов в бюджет и ставками налогов. Кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100 %), при которой налоговые поступления достигают максимума, называется кривой Лаффера (рисунок 12.1)

кривая дает ответ на вопрос, при какой ставке налогов налоговые поступления в бюджет максимальны. Реальная ставка налогов различна для разных стран и не всегда является оптимальной. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок отображено на рисунке 12.1 по оси ординат отложены налоговые ставки, по оси абсцисс – поступления в бюджет. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается.

Оптимальный размер ставки обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-ном налогообложении доход государства равен нулю, т. к. никто не хочет работать не получая дохода. А Лаффер доказал, что высокие налоги, во-первых, не только уменьшают предложение труда, но и побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие; во-вторых, налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. Эти причины сдерживают развитие производства, снижают стимулы у корпораций к инвестициям, тормозит НТП, замедляет экономический рост национальной экономики

40) Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты

 

Бюджетно-фискальная политика – политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.

Она непосредственно связана с его распределительной функцией, однако не имеет своих специфических форм реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государственных услуг.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.

Стимулирующая фискальная политика включает:

1) увеличение государственных расходов, или

2) снижение налогов, или

3) сочетание первого и второго.

Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая фискальная политика включает:

1) уменьшение правительственных расходов, или

2) увеличение налогов, или

3) сочетание первого и второго.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

Через фискальную функцию государство обеспечивает:

- достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;

- равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;

- повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;

- выполнение функций и задач государства;

- сохранение социальной стабильности.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим подробнее.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.

9.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере-

греве экономики) (рис.9.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных

(автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности

 

41) Воздействие инструментов фискальной политики на экономику

Date: 2016-06-09; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию