Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макроэкономические рынки





1. Рынок товаров и услуг (реальный рынок) – рынок, где продаются и покупаются реальные ценности (т.е. товары и услуги).

2. Финансовый рынок (рынок финансовых активов) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (т.е. деньги, акции и облигации). Этот рынок делится на два сегмента:

а) денежный рынок;

3. б) рынок ценных бумаг.

4. Рынок экономических ресурсов – рынок труда.

5. Валютный рынок – это рынок, на котором обмениваются друг на друга национальные денежные единицы (валюты) разных стран.

 

31)

 

31. Макроэкономическое равновесие, совокупный спрос и предложение.

Макроэкономическое равновесие - это состояние экономики, при котором пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рын­ках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением и при этом ни один участник рыночных сделок не заинтересован менять свои объёмы покупок или продаж. Определить состояние равновесия - значит выяснить, при каких условиях все участники смогут реализо­вать свои намеченные цели. Поэтому макроэкономическому равновесию соответствуют не только определенный объём и структура предложения благ, но и удовлетворённость участников рыночного хозяйства тем, что каждый смог реализовать намеченные им сделки.

Равновесие в экономике устанавливается через обмен на рынках благ, труда, капиталов и денег.

Чтобы охарактеризовать макроэкономическое равновесие, необхо­димо объединить тысячи отдельных цен в единую совокупную цену, тем самым определить уровень цен. А равновесное количество товаров и услуг будет представлять реальный объем производства.

Совокупный спрос (АД) - что спрос на общий объём товаров и ус­луг, который может быть предъявлен пои данном уровне цен. Кривая АД показывает реальный объем национального производства, тот объём то­варов и услуг, который домохозяйства, фирмы и государство готовы купить при соответствующем уровне цен.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем боль­шую часть реального объема на­ционального производства захо­тят приобрести экономические субъекты.

Неценовые факторы совокупного спроса, смещающие кривую АД:

1) Изменения в потребительских расходах;

2) Изменения в инвестици­онных расходах;

3) Изменения в государственных налогах;

4) Измене­ния в расходах на чистый объём экспорта

Совокупное предложение (АS) - это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. КриваяASпоказывает уровень реально­го объёма производства при каждом возможном уровне цен.

 

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию: Y d =C + I + G + NX, где

C – потребительские расходы домохозяйства;

I – инвестиционные расходы частного сектора;

G - государственные закупки;

NX – чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

 

32)

Рассмотренная в модели проблема достижения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением может быть интерпретирована как проблема достижения равновесия между созданным валовым внутренним продуктом (совокупное предложение) и планируемыми со стороны населения, бизнеса и государства расходами (совокупный спрос). Модель равновесия «совокупный доход — совокупные расходы», или «доходы — расходы», или так называемый кейнсианский крест (крест Кейнса) является достаточно востребованной. Она используется при анализе влияния макроэкономической конъюнктуры на национальные потоки доходов и расходов. Она, в частности, наглядно показывает, какое влияние на совокупный доход может оказывать изменение каждой из составляющих совокупных расходов.

Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели определяются исходя из того, что равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) равны реальному выпуску (совокупное предложение). Приведем графическую интерпретацию определения равновесия в модели «доходы — расходы», которую также называют крестом Кейнса (рис. 2.11).

При ее построении мы используем функции, с которыми познакомились ранее.

1. Функция совокупных расходов:

2. (9.17)

2. Функция потребления:

. (9.18)

3. Функция сбережения:

. (9.19)

45º

Рисунок 9.3 -Модель «доходы — расходы» (крест Кейнса)

4. Функция инвестиций:

. (9.20)

5. Функция государственных расходов:

. (9.21)

Для простоты изложения предположим, что чистый экспорт равен нулю. Вспомним, что , , и это автономные (экзогенные) величины, т.е. такие, которые не зависят от величины совокупного дохода текущего года.

Исходным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Пересечение данной линии в точке с функцией планируемых расходов , изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину , показывает величину совокупного дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено в предыдущем параграфе, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.

Если объем производства ниже равновесного (слева от точки ) — это означает, что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем фирмы производят, т.е. > . Фирмы начинают снижать запасы и наращивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И, наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справка от точки ) фирмы столкнуться с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания и . Для производителя подобные колебания означают, что фактические инвестиции могут включать в себя как запланированные инвестиции, так и незапланированные, которые, как правило, отражаются в изменении товарно-материальных запасов, т.е. именно последние выполняют функцию выравнивающего механизма.

Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос , тем больше равновесный объём национального дохода (продукта), т.е. того объёма производства, к которому тяготеет национальная экономика .

МУЛЬТИПЛИКАТОР

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, — потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие так называемый мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения совокупного дохода над приращением автономного спроса.

Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:

, (9.21)

где — прирост национального дохода (продукта);

— числовой коэффициент, именуемый мультипликатором;

прирост совокупных расходов.

Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.

Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.

Мультипликативный (нарастающий или множительный) процесс иногда сравнивают с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Затухание «волн» при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот — она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью, как к потреблению, так и к сбережению находит отражение в формуле мультипликатора

где мультипликатор;

предельная склонность к потреблению;

предельная склонность к сбережению.

Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные

расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше припрочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.

Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.

Предположим, что в течение определенного периода прирост инвестиций составил 100 млн руб., предельная склонность к сбережению равна и соответственно мультипликатор равен 3. Тогда согласно формуле ВВП = произойдет прирост национального продукта на 300 млн руб.

Однако эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов, т.е. не только тогда, когда они растут, но и когда уменьшаются. Более реалистично для российской практики данный пример должен звучать так: сокращение инвестиций на 100 млн руб. при мультипликаторе, равном 3, приведет к уменьшению ВВП на 300 млн руб.

АКСЕЛЕРАТОР

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

, (9.23)

где — коэффициент акселерации;

— производные (стимулированные) инвестиции;

— изменение дохода.

Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объёмах продаж готовой продукции ведёт к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.

Инвестиционный акселератор — коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.

Так, снижение объёма продаж ведёт к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в -е количество раз, равное величине акселератора.

Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.

Автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объёма продаж ведёт к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.

33) Экономический цикл и его фазы. Характеристика фаз цикла. Виды и причины экономического цикла

Цикличность экономического развития – это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности (количество заключаемых сделок, проводимых операций на рынках) – понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Следовательно, цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет развития экономики. В стремлении к беспредельному расширению своего производства, к максимизации прибыли и к завоеванию новых рынков сбыта владельцы предприятий и фирм периодически сталкиваются с перепроизводством товаров. Сущность перепроизводства проявляется в перевесе предложения товаров над спросом, когда цена товаров понижается до уровня, при котором большинство производителей не возмещают своих затрат на производство продукции и не получают нормальной прибыли. Экономический цикл – периодические колебания экономической активности, чередование спадов и подъемов в экономике; период времени от одного кризиса до другого, включающий четыре фазы – кризис, депрессию, оживление и подъем.

Главной фазой экономического цикла является кризис (или спад, рецессия – от лат. recesses – отступление). В нем заключены основные черты цикла. С ним кончается один период развития и начинается другой. Без кризиса не было бы цикла, а периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.

В момент рецессии наблюдается падение уровня и темпов экономического роста, а затем, как правило, – сокращение масштабов выпуска продукции. Такие явления связаны с перепроизводством товаров. В это время резко увеличиваются запасы нереализованной продукции. Происходят массовые банкротства промышленных и торговых предприятий, которые не могут распродать накопившиеся товары. Из-за приостановки производства быстро растет безработица, сокращается заработная плата. В обществе нарушаются кредитные связи, расстраивается рынок ценных бумаг, падают курсы акций. Все предприниматели испытывают резкую потребность в деньгах для уплаты быстро образовавшихся долгов, поэтому норма банковского процента (цена денег) значительно возрастает.

Вслед за кризисом наступает другая фаза – депрессия (от лат. depression – понижение). Тогда приостанавливается спад производства, а вместе с ним и снижение цен. Постепенно уменьшаются запасы товаров. Из-за незначительного спроса увеличивается масса свободного денежного капитала, и ставка банковского процента снижается до минимума. В период депрессии предложение товаров перестает обгонять спрос, а поэтому между ними устанавливается равновесие (прекращение выпуска товаров снижает их предложение до уровня спроса). В то же время создаются естественные условия для выхода из кризиса. Уменьшение цен на средства производства и удешевление кредита способствуют новому накоплению капитала, возобновлению расширенного производства на новой технической основе.

Следующая фаза – оживление – означает расширение производства до его предкризисного уровня. Размеры товарных запасов устанавливаются на уровне, необходимом для бесперебойного снабжения рынка. Начинается небольшое повышение цен, вызванное оживлением покупательского спроса. Сокращаются масштабы безработицы. Возрастает спрос на денежный капитал, и ставка процента увеличивается.

Наконец, наступает фаза подъема. В этот период выпуск продукции превышает предкризисный уровень. В связи с этим, естественно, сокращается безработица. С расширением покупательского спроса возрастает цена на товары. Повышается прибыльность производства. Увеличивается спрос на кредитные средства и соответственно возрастает ставка банковского процента.

Рис. 27. График классического экономического цикла

овременная экономическая наука насчитывает более тысячи видов циклов. Наиболее распространенной является классификация экономических циклов по продолжительности, в которой обычно выделяют три типа циклических колебаний:

– краткосрочные циклы периодичностью 3,5-4 года;

– среднесрочные циклы периодичностью 8-10 лет;

– долгосрочные циклы периодичностью 48-55 лет.

Краткосрочные циклы называют также циклами Дж. Китчина – по имени их автора. В настоящее время они больше известны под названием «циклы запасов». Циклы Китчина состоят в нарушении и восстановлении равновесия на потребительском рынке. Каждый цикл завершается новым равновесием при уже измененных пропорциях в спросе на потребительские товары. Циклы Китчина объясняются временным промежутком между выделением инвестиций и вводом в действие новых средств труда, в результате чего равновесие восстанавливается. Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных экономических циклов, склонно рассматривать их как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой составляют среднесрочные экономические циклы.

 

Среднесрочные циклы – это циклы Р. Жугляра, которым уделяется наибольшее внимание при изучении макроэкономической нестабильности, поскольку на сглаживание именно этих циклических колебаний направлена в основном политика правительства. Эти циклы имеют и другие названия: «промышленный цикл», «деловой цикл», «бизнес-цикл», «классический цикл». Первый кризис (кризис перепроизводства) как начало классического цикла произошёл в Англии в 1825 г., а с 1857 г. такие кризисы стали мировыми. В период до второй мировой войны продолжительность этих циклов составляла 10-12 лет, а в настоящее время – 8-10 лет. Основную причину этих циклов большинство экономистов видит в обновлении основного капитала. Наиболее точно деловые циклы – колебания инвестиционных расходов, ВВП, инфляции и безработицы – описывает модель циклических колебаний французского экономиста Р. Жугляра.

Долгосрочные циклы – длинные волны Кондратьева, или большие циклы конъюнктуры, были названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д. Кондратьева. Он предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят, когда совпадают точки максимума спада деловой активности длинноволнового и среднесрочного циклов. Примерами таких состояний экономики могут служить кризис 1873 г. и «Великая депрессия» 1929-1933 гг.

Исследуя развитие стран Европы за период 100-150 лет, Кондратьев выделил три больших цикла:

1-й цикл – с начала 90-х гг. XVIII в. до середины XIX в.

2-й цикл – с середины XIX в. до 1890-1896 гг.

3-й цикл – с 1896 г. по 1940-1945 гг.

34)

К важнейшим макроэкономическим проблемам относится безработица. Ее размеры влияют на уровень цен и объем производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

Безработица - социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства - труд.

Причины безработицы - падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.

Основные формы безработицы - фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.

Фрикционная безработица охватывает работников, ищущих или ждущих получения работы в ближайшее время или в будущем. Это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место. Такая безработица длится от 1 до 3 месяцев; ее существование неизбежно, поскольку это естественное передвижение трудовых ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями.

Структурная безработица вызвана действием научно-технического прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, географическим распределением рабочих мест.

Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же время появляются новые производства и отрасли, следовательно, изменяется структура спроса на рабочую силу.

Циклическая безработица вызвана спадом производства, затрагивает все сферы и отрасли экономики и может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса нарабочую силу взависимости от времени года, обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и др. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно превращаются в люмпенов и опускаются на социальное дно. Они могут получить постоянную работу только в последнюю очередь, когда экономика находится на стадии подъема и рабочая сила становится остродефицитной.

Одним из важнейших показателей является уровень безработицы. Он показывает соотношение количества всех работающих людей (экономически активного населения) и безработных и вычисляется следующим образом:

Где: Ur - уровень безработицы; Uw -количество безработных

Tlf - экономически активное население.

Если численность безработных составляет 1 млн. человек, а работающих – 9 млн., то уровень безработицы равен 10% [1: (1 + 9) ´ 100%].

Естественный уровень безработицы — экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка.

Для каждой страны характерен свой уровень естественной безработицы. Так, в США нормальная безработица составляет более 7%, во Франции – 10%, Швеции – 2% от общей численности рабочей силы.

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.

Зако́н О́укена - эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП. Закон Оукена гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) — если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%

Где:

- Yf – реальная величина национального дохода полной занятости.

- Y – реальная величина национального дохода.

(Yf – Y) – «конъюнктурный разрыв»

- - параметр Оукена

- U – фактический уровень безработицы.

- U*- естественный уровень безработицы.

(U-U*) – уровень конъюнктурной безработицы.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв увеличивается на пунктов.

35)

Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения

Инфляция: понятие, виды

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Термин «инфляция» (от лат. inflatio) буквально означает «вздутие Термин “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны.

Существуют различные определения инфляции. Инфляцию характеризуют как:

- обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности;

- повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса;

- социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства;

- многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Виды инфляции

Рассмотрим виды инфляции с позиции различных признаков.

По темпам роста цен различают следующие виды инфляции:

а) нормальная инфляция - при темпе 3 - 3,5% в год, ее можно считать полезной для экономики;

б) умеренная, или ползучая инфляция - при темпе инфляции до 10% в год. Она характерна для большинства стран с развитой рыночной экономикой и является элементом нормального развития экономики;

в) галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен до 200% в год. Она проявляется не только в росте цен, но и в превышении спроса над предложением, причем избыточный положительный спрос не стимулирует рост предложения. Такая инфляция уже опасна для экономики и требует проведения антиинфляционных мер;

г) гиперинфляция – при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более 6 месяцев. При гиперинфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций, растет бартер.

По форме проявления инфляция бывает открытая и подавленная (скрытая)

а) Открытая инфляция присуща экономике рыночного типа, где цены определяются исключительно взаимодействием спроса и предложения, где не существует командно установленных цен.

б) Подавленная инфляция лишает производителей стимулов, так как цены ограничены и не зависят от спроса, что препятствует расширению производства и предложения.

По причинам возникновения различают инфляцию издержек и инфляцию спроса.

а) Инфляция издержек (инфляция предложения) возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Рост цен на факторы производства (сырье, энергоносители, рабочую силу и т.д.) сокращает прибыль фирм, что приводит к уменьшению совокупного предложения.

Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.

б) Инфляция спроса вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения. Графически инфляция спроса продемонстрирована на рис.2.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных негативных явлений.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

- снижение реальных доходов населения;

- обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

- потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета);

- ослабление позиций властных структур (снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).

36) Банкиявляются финансовыми посредниками, поскольку, с одной стороны, они принимают вклады (депозиты), привлекая деньги сберегателей, то есть аккумулируют временно свободные денежные средства, а с другой — предоставляют эти средства под определенный процент нуждающимся в них экономическим агентам, то есть выдают кредиты. Таким образом, банки — это посредники в кредите. Поэтому банковская система является частью кредитной системы. Кредитная система состоит из банковских и небанковских (специализированных) кредитных учреждений. К небанковским кредитным учреждениям относятся: фонды (инвестиционные, пенсионные и др.); страховые компании; ссудо-сберегательные ассоциации; кредитные союзы; ломбардыи т.п., то есть все организации, выполняющие функции посредников в кредите. Однако главными финансовыми посредниками выступают коммерческие банки.

Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень — это центральный банк, второй — система коммерческих банков.

Date: 2016-06-09; view: 769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию