Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности товаров и их значение
В условиях рыночных отношений, интеграции отечественной промышленности в мировое хозяйство и вступления России в ВТО резко обострилась проблема конкурентоспособности продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынке, решение которой потребует от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых товаров. Сущность рыночных взаимодействий между изготовителями или продавцами однородных товаров и услуг определяют как конкуренцию. В любой стране свободная конкуренция может эффективно действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. В России отдельные аспекты конкуренции и конкурентоспособности рассматриваются Гражданским кодексом РФ, федеральными законами от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и № 135-ФЗ от 26.07.2006 г."О защите конкуренции". Определение термина "конкуренция" приведено в Законе "О защите конкуренции": "Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке". Однако такой подход к определению понятия "конкуренция" является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности объектов в положительном действии. В этом определении просматривается основополагающая составляющая конкуренции — принцип состязательности. Вторая базовая составляющая понятия "конкуренция"— заинтересованность участников. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночной экономики. Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продажи и покупки товаров. Поэтому другой стороной конкуренции, ее движущей силой для каждого из участников является личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата. Основополагающими принципами конкуренции являются: состязательность, заинтересованность участников в достижении положительных результатов. Цель конкуренции — борьба за получение высокой прибыли от реализации товаров и услуг. Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и предложения, уравновешивает рыночные цены и регулирует пропорции общественного производства. На свободном рынке присутствуют два субъекта товарно-денежных отношений — производитель товара (либо опосредовано продавец) и покупатель. Объект этих отношений — товар, который является пассивным компонентом рынка. В конкурентные отношения вступают изготовители, продавцы и потребители, являющиеся активными компонентами товарно-денежных отношений. При этом конкуренция производителей и продавцов — это взаимоотношение между ними по поводу установления цен и объемов предложения товаров или услуг на рынке. Производитель заинтересован в продаже своего конкурентоспособного товара по более выгодной для него цене и может быть представлен на рынке сам либо через опосредованных представителей (агентов или посредников товара). В любом производстве отрасли выделяют пять параметров (или пять сил конкуренции), определяющих конкурентную среду: потенциальные конкуренты; товары-заменители; потребители; поставщики; конкуренты внутри отрасли. Владение знаниями о своих конкурентах и понимание правил конкуренции помогает предприятию в разработке эффективной конкурентной стратегии. Потребители не могут формировать цены на товары напрямую, но в условиях рынка они влияют на конкурентоспособность товаров, приобретая их или отказываясь от покупки. Причем сегодня удовлетворенность потребителя является необходимым, но недостаточным условием для его удержания и сохранения. Существует принципиальное различие между удовлетворенным и восхищенным потребителем. Для восхищения потребителя и достижения его лояльности необходимо предоставить ему такую продукцию, которая не только отвечает его требованиям и ожиданиям, но и превосходит их. Главным элементом или средством конкуренции на рынке является товар, с помощью которого потребитель удовлетворяет свои потребности, а соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция обязывает фирмы (предприятия) создавать конкурентоспособные товары. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности: одно вытекает из другого. Категории конкуренции и конкурентоспособности должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизирована. В общем смысле понятие конкурентоспособность дословно обозначает быть способным к конкуренции. Конкуренция и конкурентоспособность могут рассматриваться в разных аспектах — товаров (продукции, услуг), товаропроизводителей (фирм, отраслей, стран). Базовым понятием является конкурентоспособность товаров. Однако конкурентоспособность объектов всех уровней находится в тесной взаимосвязи друг с другом и оказывает непосредственное влияние на величину каждого из них. Нельзя рассчитывать на обоснованно высокую конкурентоспособность исследуемых объектов, если в стране не отрегулированы основные балансы политического, социального и экономического характера. Целью каждого субъекта на рынке является достижение оптимального соответствия результатов функционирования своих предприятий конкурентным требованиям, предъявляемым к их конкурентному товару со стороны покупателя. Свободный немонополизированный рынок товаров позволяет каждому потребителю из представленного ассортимента, выбрать товар, наиболее удовлетворяющий его потребность. Таким образом, конкурентоспособность товара проявляется в процессе его сбыта и определяется не просто отличными характеристиками товара, но и его привлекательностью для клиента, ориентированного на покупку. В этом заключается суверенитет потребителя. Решение о приобретении товара остается за ним, даже когда он объективно неправ. Конкурентоспособность товара — это совокупность свойств реализованного объекта, удовлетворяющих ту или иную потребность человека в данный период времени в условии конкуренции на конкретном рынке. В этом определении заложены три отличительные признака: • пространство — конкретный рынок (сегмент рынка, страна); • фиксированный отрезок времени; • познаваемость в сравнении (конкуренция). Основополагающими принципами понимания термина "конкурентоспособность" являются следующие: • конкурентоспособность может проявляться только на свободном рынке; • конкурентоспособность может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъект; • конкурентоспособность продукции — это мера ее привлекательности; • привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований; • состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят как от вида продукции, так и от типа ее потребителя (возраста, пола, черт характера и др.), его денежных доходов; • конкурентоспособность должна рассматриваться относительно конкретного рынка и конкретного аналога; • конкурентоспособность производителя определяется как экономическими, технологическими и другими параметрами, так и его долей на рынке; • конкурентоспособности присущ динамический характер; • управляет конкурентоспособностью товара только конкуренция, складывающаяся на товарном рынке.
Date: 2016-06-09; view: 610; Нарушение авторских прав |