Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вожатый как свеча, живет, пока горит





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БОРИСОГЛЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

 

 

С.В.АЛЕХИНА

 

 
 

 


Методическое пособие

 

 

Борисоглебск, 2003

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БОРИСОГЛЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

 

 

С.В.АЛЕХИНА

 

 
 

 


Методическое пособие для студентов педагогических вузов

 

Борисоглебск, 2003


 

ББК 74.200.58

А 49

Печатается по решению редакционно-издательского совета Борисоглебского государственного педагогического института (пр. № 4 от 30.05.2003 г.).

 

 

Рецензенты: Сердюк М.А., канд. филолог. наук, помощник ректора по воспитательной работе БГПИ, Шатилов А.А., начальник ДОЛ «Заря».

А 49 Алехина С.В. Я в вожатые пойду, пусть меня научат! Методическое пособие для студентов педагогических вузов. - Борисоглебск, БГПИ, 2003г. – 125с.

 

ISBN 5-85897-196-2

Задача методического пособия – дать необходимые советы, рассказать о том, как жить детскому коллективу в оздоровительном лагере, педагогически правильно руководить движением этой жизни, развитием общественной инициативы, самостоятельности, управлять сложным, динамичным процессом воспитания наших ребят.

В методическом пособии – самые необходимые рекомендации вожатым детского оздоровительного лагеря: как сделать, чтобы лето стало по-настоящему радостным, дружным, трудовым, спортивным, полным игр и романтики.

Методическое пособие рассчитано на студентов-вожатых, воспитателей, учителей, т.е. на педагогический коллектив детского оздоровительного лагеря.

ББК 74.200.58

 

ISBN 5-85897-196-2

© Алехина С.В.


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Деятельность вожатого является очень специфической в структуре педагогических специальностей. Работа в лагере проверяет, насколько студент правильно выбрал сферу профессиональной деятельности: может ли он столь долго и в сложной ситуации общаться с детьми не испытывая раздражения, неприятия детей; насколько он ответствен и честен в общении с детьми, терпим и добр к ним. И конечно – насколько он владеет методикой педагогического общения в своеобразных условиях лагеря, методикой воспитательной работы.

Работа в лагере является самостоятельной педагогической работой с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие. В условиях отдыха дети проявляют себя с самой неожиданной стороны, у них совершенно иные установки и ожидания, чем в учебное время. Часть детей и подростков переживают это болезненно. Поэтому вожатому приходится приласкать, успокоить таких детей, максимально смягчить разлуку. Деятельность вожатого в лагере многофункциональна: он и воспитатель, и организатор детской жизни, и физрук, и затейник, и няня, и медсестра и т.д. Детский оздоровительный лагерь – достаточно замкнутая социальная система, что порождает массу своеобразных проблем и для детей и для взрослых.

В условиях лагеря взаимоотношения между ребятами и воспитателями отличаются от школьных: воспитатель не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки. Обычно подростки пытаются перейти на панибратские отношения даже с взрослыми людьми. Удержать дистанцию старший-младший, но не оттолкнуть от себя детей – задача очень трудная.

Неформальность лагерной обстановки, многообразие форм и видов деятельности позволяют создать благоприятные условия для самосознания и самоактуализации каждому воспитаннику.

Современный оздоровительный детский лагерь – новое явление в нашей жизни.

Современные дети растут в совершенно иной нравственной и социальной атмосфере, чем несколько лет назад. Нет единых детских и молодежных организаций, которые определяли содержание, методы и организацию воспитательной работы с детьми и молодежью, особенно в летнее время.

В первые дни в оздоровительном детском лагере вожатому вместе с воспитателем необходимо заложить основы успешной работы и жизни своего отряда в течение смены: создать ситуации для быстрого знакомства членов отряда (визитки с именами, специальные игры-знакомства и т.п.); провести разведку интересных дел и вместе с ребятами составить план работы, определиться с характером самоуправления в отряде или наметить, как при необходимости будут решаться коллективные дела, узнать детей и постараться найти среди них помощников, обеспечить психологическую поддержку воспитанникам в сложный адаптационный период.

По возможности используйте методику КТД.

Можно каждый день сделать тематическим: цветов, аномальных явлений, здоровья, спартанцев, рекордов Гиннеса, индейца, страхов и ужасов, дождя, солнца, девочек, мальчиков, изысканных удовольствий, смеха и т.д.

Не гонитесь за количеством, помните о полезности проводимых мероприятий. Старайтесь поддерживать инициативу ребят. Подготовка не должна занимать много времени. Желательно, чтобы дети имели возможность какое-то время побыть в одиночестве.

Как можно больше «нельзя» перевести в «можно» (например, так: у нас можно не шуметь в час полного молчания; можно купаться, не заплывая за буйки и т.п.).

Нелишне помнить о «законах воспитания», предложенных С.Шмаковым, много и интересно работавшим в области детского движения.

Закон «могучей кучки». Дети и взрослые – единый равноправный воспитательный коллектив, объединенный общими идеями, делами, отношениями, ценностями.

Закон «красной линии». В работе с детьми и подростками необходимо всегда чувствовать меру риска, ту грань, за которую переступить опасно, своевременно слышать сигнал тревоги.

Закон «камня, брошенного в воду». Не всегда, начиная то или иное дело, ясно, что так и надо сделать. Надо начать, бросить «комушек». Круги от него многое в начатом деле сделают ясным. Но не стоит этим «законом» злоупотреблять.

«Закон М.Кутузова». Нередко возникают ситуации, когда надо терпеливо подождать, не форсировать события, ничего не предпринимать.

Закон «горы». Нельзя терять высоты в развитии детского коллектива: высоты слов, дел, отношений, помыслов. Он созвучен с макаренковским принципом: как можно больше уважения к личности и требований к ней. Чем выше уровень развития детского коллектива, тем сложнее и труднее покоряемые «горы», вечная перспектива роста, восхождения на новые перевалы

Закон «антиканонов». Работа с детьми строится вне всяких и всяческих канонов и стереотипов. Все дела делаем оригинально и творчески.

Закон «опоры на положительное». Этот закон – основа гуманистической, личностно-ориентированной педагогики. «Увидеть дурное большого ума не надо».


1. ВОЖАТЫЙ – ПОЧЕТНАЯ, НО ТРУДНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ.

 

 

НАКАЗ ВОЖАТЫМ

Ты направляешься в детский оздоровительный лагерь. Тебе доверено самое дорогое: жизнь, здоровье, воспитание юного поколения. Это очень почетно быть во главе ребячьего коллектива, быть впередсмотрящим!

Почетно, но трудно! На тебя равняются, с тебя берут пример. Поэтому надо много уметь, надо много учиться!

Помни об оказанном тебе доверии, о большой ответственности перед детьми и их родителями.

Главное – стать знающим свое дело, любящим детей, их старшим другом, хорошим специалистом.

Вожатый! Работа в лагере призвана охватить все стороны труда и жизни детворы, соединить активный отдых с увлекательными общественно-полезными делами.

Вожатый! Старайся поднять роль отряда в формировании нравственных качеств ребенка.

Вожатый! Вдумчиво изучай своих подопечных детей, развивай общественную активность, коллективное и индивидуальное творчество детворы.

Вожатый! Неси в детские коллективы жар своего сердца, высокую нравственность, ум, талант, волю, славные традиции нашей Родины.

Пронеси же с честью звание вожатого и сохрани навсегда в своем сердце верность вожатским традициям!

 

Стал вожатым не пищи – легкой жизни не ищи.

Вожатый как свеча, живет, пока горит.

 

 

Date: 2016-06-09; view: 1314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию