Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика докладов и рефератов. 1. Основные концепции познания в истории философии





1. Основные концепции познания в истории философии.

2. Диалектика индивидуального и социального в познании.

3. Роль веры в познавательной деятельности.

4. Интуиция как познавательная способность.

5. Соотношение чувственного и рационального в познании.

6. Специфика мистического познания.

7. Миф как форма познания.

8. Познание как "конструирование" действительности.

9. Познание и язык. Взаимосвязь типов мышления в творческом процессе.

Тексты и источники

Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1989. - Гл.IV.

Бекон Ф. Новый органон. Предисловие: Сочинения: В 2 т. - М., 1978. - Т.2.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М., 1977. - Кн.1.

Кант И. Критика чистого разума. Введение: Сочинения: В 6 т. - М., 1965. - Т.3.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении: Сочинения: В 3 т. - М., 1985. - Т.1. - Кн.1. - Гл.1-5

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Метод: Сочинения. - Т.46. - Ч.1. - Гл.1. - § 3.

Соловьев В.С. Достоверность разума: Сочинения: В 2 т. - М., 1988. -Т.1.

Научная литература

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. - М, 1988.

Гносеология в системе философского мировоззрения. - М., 1983.

Губанов Н.И. Чувственное отражение. - М., 1986.

Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

Исторические типы рациональности. - М., 1997.

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974.

Коршунов А.М. Познание деятельность. - М., 1989.

Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. - М., 1984.

Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. - М., 1988.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М., 1980.

Полани М. Личностное значение. - М., 1985.

 

 


Схема 40

Познание и его формы

 

 

 



Тема 14. Философские проблемы человека

 

План

 

1. Проблема человека в истории философии.

2. Природа и сущность человека.

3. Идеи о происхождении человека.

4. Биологическое и социальное в человеке.

5. Человек, индивид, личность.

 

Методические указания

 

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо помнить, что представители различных эпох по-разному рассматривали человека.

Если древнеиндийская философия мыслила его как часть мировой души, то древнекитайская философия считает человека частью неба, которое наделяет его определенными качествами, а человек обязан поступать в согласии с законом дао и совершенствовать себя.

Древневосточная философия ориентировалась на человека, на гуманное отношение к нему, на совершенствование его внутреннего мира. Человек должен сам себя спасти. Но человек, его мир и судьба связаны с запредельным миром.

В древнегреческой философии человек – это часть космоса и открыт миру, активен по отношению к обществу.

Средневековая мысль начала рассматривать человека как часть мирового порядка, установленного богом, а человек – это образ и подобие его, но он внутренне раздвоен вследствие грехопадения, хотя от природы он божественен, может приобщиться к богу и стать сверхчеловеком.

Эпоха Возрождения ставит человека на земную основу, утверждая естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии.

Новое время обращает внимание на мышление как единственное
свидетельство человеческого достоинства.

Кант стоял на позиции дуализма человеческой сущности: как часть чувственного мира человек подчинен необходимости, а как часть духовности – он свободен, по природе он зол, но имеет задатки добра.

Гегель считал, что мышление сообщает человеку его человечность и отстаивал приоритет социального над индивидуальным.

Антропологическая концепция Фейербаха утверждала самоценность человека как части природы, рассматривая человека вне реальных социальных связей. В русской философии выделяются два подхода к человеку: материалистическое (человек – высшее творение природы, апреобразование человека связано с преобразованиями в обществе) и религиозное (человек совмещает в себе противоположности бога и дьявола, добра и зла, потому главное в человеке – это его духовное начало, которое может привести к появлению богочеловека). Если у Ницше сверхчеловек – это человекобог, то в русской философии сверхчеловек – это богочеловек.

Второй вопрос темы необходимо начать с уяснения, что существует диалектическая взаимосвязь между человеком и обществом: человек – это микрообщество, а общество – это сам человек в его общественных отношениях. Поэтому можно говорить о социально-деятельной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. По Аристотелю, существо, не способное вступать в общение – это или животное, или бог. Но человек не сводим к своей сущности, в реальной жизни сущность обнаруживается в существовании. Если сущность человека – это общая характеристика рода «человек», то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении. Человеческое существование – это бытие индивида как целостного существа. Эта целостность выражается в том, что человек – это единство трех основных начал: биологического, социального и психического, т.е. биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из факторов, мы уничтожим самого человека.


Вопрос о происхождении человека один из самых загадочных в науке. Основы учения о происхождении человека были заложены Дарвиным, доказывающим родство человека с человекоподобной обезьяной. Однако другую точку зрения высказывают креационисты в своем учении о сверхъестественном происхождении человека – в результате единого творческого акта. Имеются также гипотезы о внеземном происхождении жизни. Предками человека являются инопланетяне. Материалистическое учение сформулировано Энгельсом: труд является источником и условием человеческой жизни (он создал человека). Сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь – два главных фактора развития человеческого мозга. Параллельно с развитием мозга шло развитие органов чувств. В ходе очеловечивания наряду с биологическими предпосылками формировались и социальные предпосылки.

По своей сущности человек – существо социальное, но он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки. Биологическое в человеке выражается в генах, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве. При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – социобиологизма, и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. По мнению современных социобиологов (теория генокультурной коэволюции), процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходит совместно, но ведущая роль в этом процессе отводится генам. Но вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Понятия личность, индивид, индивидуальность часто употребляются как однозначные. Но это не так. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, это один из многих. Он всегда безличен. В «индивиде» фиксируются особенные свойства человека. Индивидуальность – самобытность, непохожесть, оригинальность индивида. Личность – это человеческий индивид как субъект сознательной деятельности в сфере общественных отношений. Человеком рождаются, а личностью становятся. Личность – это мера социального в индивидуальном, а значит, это всегда процесс постоянного становления. Атрибутом личности является свобода, но свобода без ответственности – это произвол, а поэтому ответственность за свои и чужие поступки – это второй атрибут личности. Элементами структуры личности являются: биологические факторы (темперамент, возраст, пол), психологические факторы (память, эмоции, ощущения, мышление, воля), подструктура социального опыта (приобретенные навыки, умения, знания, привычки) и подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения). Внутри этих подструктур различают социальное и биологическое содержание. Несколько иной подход к структуре личности высказывает Леонтьев, связывая ее с деятельностью.


 

Основные понятия

АНТРОПОЛОГИЗМ – стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – вопроса о человеке.

АНТРОПОЛОГИЯ – направление современной философии, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. Давление жизни было первичным фактором в бытии человека, что и побудило его создавать культуру с целью защиты от стихийного давления окружающей природы.

ИНДИВИД – единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – философская концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представления об атомарности индивида, т.е. его отдельности от всех внешних связей. Человек понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевшем нормы родовой общности и сделавшем человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм является противоположностью коллективизма и особенно псевдоколлективизма.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – термин, обозначающий неповторимость человеческого существа. Если определение индивид подчеркивает, что отдельный человек – это представитель рода, то понятие индивидуальность, напротив, выявляет специфику, своеобразие данного представителя всеобщности, в чем он несхож с другими.

ИНСТИНКТ – совокупность врожденных устойчивых форм поведения живых существ.

МЕНТАЛЬНОСТЬ – устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия. Наряду с этим термином применяется также термин менталитет.

ЛИЧНОСТЬ – термин, обобщающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, волевыми и эмоциональными. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Каждое общество формирует присущий ему тип личности. Это свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т.д.


ПСИХИКА (от «душевный») – способность высокоразвитых живых существ и человека взаимодействовать с окружающей средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. У человека психика приобретает качественно новую форму – сознание, хотя поведение человека во многом определяется неосознаваемыми психическими процессами, включая бессознательное.

ПЕРСОНА – в психологии личность индивида, в каком виде она представлена другим индивидом; отражение той роли, которую человек играет при взаимодействии с окружающим миром, что является формой достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом и дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения.

СПОСОБНОСТИ – комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – понятие, которое обычно употребляется для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а здравым смыслом.

СУЩНОСТЬ – философская категория, отражающая внутренние, глу-бинные связи и основу предмета.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

ТЕЛЕСНОСТЬ – одушевленное тело человека, являющееся основой природной и душевной жизни. Тело и душа образуют витальное единство как противоположность духовному: тело оказывает влияние на душевное начало, а оно – обратно на тело человека через чувства, воображение, настроение. Тело человека – это синтез телесного и духовного, ибо душевные переживания могут развиваться только в теле.

ХАРАКТЕР – целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, выступающий в качестве основы его поведения. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму его выражения.

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень развития живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида homo sapiens, представляющего собой биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и общества. Сущность человека, по Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Но эта сущность имеет конкретно-исторический характер: содержание ее изменяется в зависимости от эпохи. Определяющим условием становления человека является труд, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в то же время творит самого себя.

 







Date: 2016-06-09; view: 620; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию