Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь основных форм движения материи
Схема 35 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
Тема 12. Проблемы сознания
План
1. Соотношение материи и сознания в истории философии. Материалистическая концепция сознания как высшей формы отражения действительности: достоинства и недостатки. 2. Природа идеального и его связь с материальным. Признаки идеального бытия. 3. Структура сознания. 4. Мозг как источник идеального. Соотношение языка и мышления.
Методические указания Приступая к изучению данной темы, необходимо учитывать, что философы древности уже исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Заслуга разработки проблемы идеального принадлежит Платону, который обосновал удвоение мира, представив его как состоящий из мира вечных, неизменных сущностей – идей – и мира изменчивых, конечных во времени материальных тел. Эти мысли Платона получили признание и дальнейшее развитие в средневековой религиозной философии, исходившей из признания существования двух миров – божественного и земного, а в человеке – двух начал: духовного и телесного. Выявление специфики идеального и его отличия от материального всегда волновало философов. Причем споры велись вокруг двух вопросов: какова специфика идеального в отличие от материального и какова субординация этих двух реальностей (какая из них является порождающей, первичной). Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных. Точка зрения философов-идеалистов, начиная с Платона, состояла в том, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материальной реальности. Эту трактовку долгое время критиковали материалисты как совершенно необоснованную, мистическую. Тем не менее, данная мысль находит Второй вопрос – об одной из самых загадочных сфер в философии – природе идеального. Существование идеального бытия, сознания и его продуктов признается сегодня большинством философов, материалистов и идеалистов. Его специфика выражается в признании ряда свойств идеального бытия, индивидуального и общественного сознания: идеальное явление автономно, существует относительно самостоятельно от материального и наряду с ним. Одновременно с вещами существуют слова, формулы, законы, нравственные нормы, научные теории, а может быть, и мировой Разум или бог. Сознание существует автономно, но не изолированно от материального: оно связано с таким материальным явлением, как человеческий мозг. Эти два признака уже дают основания для определения сущности сознания. Сознание – есть свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовать себя и окружающую природу в процессе своей предметно-практической деятельности. Кроме того, с одной стороны, сознание связано с человеком, его мозгом, а с другой – с окружающей человека внешней средой, природной и социальной; т.е. идеальные продукты сознания возникают только благодаря взаимодействию человека с внешней средой. Отсюда вытекает еще один признак сознания. Он состоит в том, что сознание представляет собой продукт длительного процесса эволюции, истоки которой восходят ко времени появления жизни на Земле. Третий вопрос рассматривает сущность и структуру сознания, которая сложилась в результате процесса эволюции. Структура сознания включает в себя ряд этажей (или уровней). Наиболее древним слоем человеческой психики является уровень подсознания. Его основные формы проявления – инстинктивны. Это – безусловные рефлексы, обычаи, повседневные ситуации. Другим, более развитым слоем идеального, является сфера чувственного сознания, функционирование которого обеспечивается пятью органами чувств (слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием). Проявление активности этого уровня сознания – в комплексах наших ощущений. Еще один уровень сознания, уже собственно человеческий – сфера мышления, рационального сознания. Это способность человека воспринимать невидимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий и образов, представлений и суждений. И, наконец, высший уровень сознания – способность человека к творческому воображению, так называемое сверхсознание, формами выражения которого являются такие уникальные формы человеческой психики, как озарение, откровение, интуиция, вера. Но, несмотря на свое многообразие, мир идеального во всех своих формах сохраняет единое качество идеального – невещественность. Идеальный мир не пассивен, а активен. Поэтому следующим важным принципом сознания является его действенность, активность, благодаря чему человек активно преобразует мир и самого себя (хотя активность эта может давать противоречивые результаты). Однако все плоды цивилизации, которыми люди пользуются сегодня, являются итогом активности разума и рук человека. Раскрытие последнего вопроса темы дает возможность проанализировать уникальное создание природы – мозг человека. При этом необходимо четко уяснить, что сознание есть продукт взаимодействия двух факторов: мозга человека, с одной стороны, и окружающей среды, с другой стороны. Вместе с тем мышление невозможно без мозга, который регулирует жизнедеятельность человеческого организма, его взаимодействие с окружающей средой, поддерживает эмоциональное состояние человека, обеспечивает процесс обучения, усвоения социального опыта при помощи памяти, внимания, воли. Являясь продуктом длительной биологической эволюции, он развивается и изменяется в процессе его использования, эксплуатации. Особенностью его строения является асимметричность (левое полушарие отвечает за формирование понятий и логического мышления, а правое – за образное мышление, художественное восприятие). Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Само мышление – сложный, многогранный психологический процесс, имеющий свою структуру, внешне выражающийся в двух формах: это немая, внутренняя речь, бессловесное размышление в молчании и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид в форме слов или жестов, мимики. Иначе говоря, мышление выражается в вербальной или невербальной формах. Кроме этого, мышление может быть конкретным или абстрактным. И конкретное, и абстрактное мышление выражается в различных физических знаках, символах, прежде всего в словах, в устной и письменной речи, в том или ином языке. Язык есть материальное средство выражения идеального, духа, сознания, мышления. Язык делает дух телесным, материальным, видным или слышным. Виды языков: речевые формы (устная и письменная речь), неречевые формы (жесты, мимика, телодвижения, визуальные контакты), специальные языки (материалистический, компьютерный, химический, философский и т.п.), различные системы сигнализации (дорожные знаки, морская сигнализация).
Основные понятия БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. По Фрейду психика человека состоит из трех слоев: бессознательного, подсознания и сознания. Бессознательное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что является источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обозначения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но существующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, общечеловеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга. ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения, но оно не является механическим суммированием ощущений. Процесс восприятия активный и творческий, основан на предшествующих наблюдениях. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляет общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга. МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень развития сознания, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и умозаключениях. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение способов их решения, выдвижение гипотез, идей и т.п. Результатом процесса мышления всегда является та или иная мысль. ОТРАЖЕНИЕ – фундаментальное свойство всей материи, определяющееся материальным взаимодействием объектов. Сущность его – в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей. ПАМЯТЬ – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности лич-ности при решении творческих задач. РЕФЛЕКСИЯ – форма самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта. САМОСОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Благодаря языку, возможно существование и развитие абстрактного мышления.
Date: 2016-06-09; view: 551; Нарушение авторских прав |