Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. При изучении первого вопроса необходимо прежде всего уяснить, что представляет собой познание
При изучении первого вопроса необходимо прежде всего уяснить, что представляет собой познание. Если результат познавательной деятельности – это получение знаний, то познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее, выраженного в идеальных образцах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленного в знаках естественных и искусственных языков. Различают следующие виды познания: обыденное (основанное на повседневном опыте и здравом смысле), художественное (характеризуется чувственно-образным отражением действительности), научное (основными чертами которого являются системность, обоснованность, применение специальных методов исследования). Общие проблемы познания решает гносеология, которая призвана ответить на вопрос: может ли человек познать мир и составить в своих представлениях верную картину мира. Те, кто положительно отвечает на этот вопрос – гносеологические оптимисты, а те, кто отрицает достоверность познания – агностики. Элементы агностицизма содержатся в релятивизме (признание относительности и условности всех наших знаний), в скептицизме (подвергающем сомнению возможность познания действительности). Если субъектом познания принято считать носителя познавательной деятельности, то объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. При этом материалисты объект рассматривают как нечто независимое от субъекта, а субъект как пассивный индивид, т.е. идеалисты считали субъект неактивным, творческим началом, творящим объект или в виде комбинаций ощущений, или в виде нечеловеческого субъекта – бога, мировой души. Есть также теория бессубъективного познания (К. Поппер), утверждающая, что научное познание существует самостоятельно. Однако познание невозможно без индивида, без субъекта (но субъектом является общественный человек, т.е. общество через его носителя – отдельного человека). Познание – это взаимодействие субъекта и объекта. Приступая к изучению второго вопроса, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что сознание имеет три подсистемы (сферы): познавательную, эмоциональную и мотивационно-волевую. Эмоциональная сфера включает: внутренние чувства, аффекты, эмоциональные состояния. Мотивационно-волевая включает: мотивы, интересы, потребности субъекта и волю его как способность к выбору цели, а также внутреннее усилие. Воля как бы связывает познавательную и эмоциональную сферы. Познавательная деятельность состоит из: чувственного или сенситивного познания (ощущения, восприятие, представления) и рационального познания (абстрактно-мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями и умозаключениями). Но психика человека (субъективная реальность) не сводится только к сознанию. Она состоит из сознания и бессознательного как совокупности психических явлений, не сознаваемых человеком (сновидения, гипнотическое состояние, инстинкты наследственности, стереотипы автоматического поведения). К бессознательным явлениям психики относится интуиция – способность непосредственно постигать действительность путем прямого его усмотрения без рационального обоснования (сенсуалисты понимают ее как чувственную, рационалисты – как интеллектуальную, иррационалисты – как сверхразумную мыслительную деятельность). В современной науке ее принято рассматривать как форму непосредственного познания, связанного с рациональным, опосредованным познанием, но происходящего внезапно (когда ход рассуждения вытесняется в область бессознательного), а результат остается как очевидная истина. Познание представляет собой процесс, куда включена вся психическая деятельность человека. Но основную роль выполняет чувственное и рациональное познание. Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств, которое дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущениях (чувственный образ отдельных свойств предметов – цвет, форма, вкус), восприятии (целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств), представлениях (сохранившийся в памяти образ отдельного предмета, который человек воспринимал раньше и воспроизводимый по памяти). Органы чувств животных во многом могут превосходить органы чувств человека. Но органы чувств человека очеловечились. Природа их биосоциальна. Органы чувств дают субъективные образы объективного мира. Рациональное познание (или абстрактное мыш-ление) – опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств, Одно из центральных понятий гносеологии – понятие истины. Цель познания – достижение истины. Основная концепция истины в философии (классическая) – истина как соответствие знаний действительности, при этом действительность понималась по-разному: субъективный идеализм понимал ее как комбинацию своих ощущений, объективный идеализм – как неизменные человеческие идеи или как развивающийся мировой дух (Гегель), а материалисты – как объективную реальность. При материалистическом понимании истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим объектом. Но истина не существуют сама по себе, независимо от знания. Познание не свободно от заблуждений (несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта). Понятие истины близко к понятию правды, но правда – это истина, содержащая нравственную оценку. Противоположность правде – ложь, но в отличие от заблуждения она является преднамеренным искажением знаний с целью введения в заблуждение тех, кому она предназначена. Наряду с понятием заблуждения употребляется понятие ошибка. Ошибки бывают: фактические (по содержанию) и логические (по форме построения мысли), а логические в свою очередь делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы). Другие (неклассические) концепции истины: концепция когнитивной истины (неопозитивистская трактовка, где значение истинно, если оно внутренне непротиворечиво) и прагматическая концепция (истинно то, что полезно и выгодно). Истина характеризуется следующими чертами: она объективна и одновременно субъективна, всегда относительна и конкретна. Критерий истины – это способ, при помощи которого устанавливается отличие истины от заблуждения. Эмпирики считают критерием данные ощущения и восприятие (т.е. соответствие знаний чувственному опыту). Рационалисты видят критерий в ясности и отчетливости разума, в выделении знаний из всеобщих очевидных положений. Но общий недостаток этих двух концепций в том, что они критерий истинности знания находят в самом знании. Но знание не может быть собственным критерием. Таким критерием должна быть практика. Но практика не является одним критерием истины, есть и другие: чувственный, логический, эстетический, нравственный и др., но все они, в конечном счете, опосредованы практикой. Приступая к рассмотрению последнего вопроса темы, необходимо знать, что познание бывает научным и ненаучным, а ненаучное делится на донаучное, обыденное и вненаучное (или паранаучное). Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии рационального знания. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и мышлении, использующая для этого оборудование, методы, понятийный аппарат. На эмпирическом уровне объект исследуется при помощи наблюдения и эксперимента, материал обобщается и систематизируется. На теоретическом уровне объект представляет собой мыслительную реконструкцию эмпирического объекта и представляет собой эмпирическую модель, абстракцию, выраженную в языке науки. Методы познавательной деятельности делятся на частнонаучные, общенаучные и всеобщие. К эмпирическим методам относятся: метод наблюдений и эксперимент. К теоретическим методам относятся идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение логического и исторического. В научном познании принято выделять следующие формы: проблему, гипотезу, теорию.
Основные понятия ГИПОТЕЗА – обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний. Ее характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), проверку (дедуктивное выведение следствий из фактов) и доказательство (практическая проверка полученных выводов). ДОГМА – положение, принимаемое слепо, на веру, без доказательств. ДОСТОВЕРНОСТЬ – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности его объективным прообразам. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – чувство правильности и общего блага. ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой, отличный от него предмет. ЗНАНИЕ – результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятия, представлений, понятий, суждений и теорий. ЗНАЧЕНИЕ – это функция знака представлять и выражать содержание, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака. ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его так, как существующее само по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Истина бывает объективной, абсолютной и конкретной. Абсолютная истина – это точный учет всех условий, при которых находится объект познания, выделение главных свойств, связей, тенденций его развития. КОНЦЕПЦИЯ – определенный способ понимания, трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. ЛОЖЬ – предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине. МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на его «заменителе». НАБЛЮДЕНИЕ – один из методов познания, связанный с преднаме- ПАРАДИГМА – строгая научная теория, которая признается всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблемы и её решения в течение определенного исторического периода. Термин ввел ПОЗНАНИЕ – специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. ПОНИМАНИЕ – состояние осознания субъекта, означающее уверенность в адекватности воссоздаваемых представлений и сознательного воздействия. ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринимаемого предмета или явления. ПРОБЛЕМА – знание о незнании; вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа, ибо представляет теоретический и практический интерес. РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее источником знания разум в противовес чувственному опыту. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – программные действия человека, совпадающие с принципами разума (нормами, стандартами), а также с ценностями, принятыми всеми членами общества. РЕЛЯТИВИЗМ – философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности. СЕНСУАЛИЗМ – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств; обязательный компонент эмпиризма. СИМВОЛ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, какой она существует, а в более широком и общем смысле. СИСТЕМА – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. СКЕПТИЦИЗМ – философская концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности, либо не сомневаются в этом, но останавливаются на отрицательном результате. СТРУКТУРА – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы, которые обеспечивают её целостность и тождественность самой себе. ТВОРЧЕСТВО – деятельность людей, направленная на создание нового, ТЕОРИЯ – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и сущностных связей в определенной области действительности. ФАКТ – понятие, означающее наличие некой реальности, в противоположность чему-то вымышленному. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – выявление ложности теории в результате эксперимента или теоретического знания. Этот термин ввел К. Поппер как процедуру, симметричную верификации. Согласно фальсификации лишь те теории могут быть научными, которые не могут быть опровергнуты. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами (посредством ощущений, восприятия, представлений). ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Он тесно связан с сенсуализмом.
Date: 2016-06-09; view: 470; Нарушение авторских прав |