Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнения о значимости мистических переживаний





...Иногда у великих мистиков с многогранным дарованием встречаются психические феномены [голоса и видения], которые оказывают на их жизнь очень сильное влияние. Они приносят мудрость неискушенным и несведущим, вселяют уверенность в умы тех, кого одолевают сомнения. Они наполняют их внутренний мир новым светом, сопутствуют обращению или переходу из одного духовного состояния в другое. Они приходят в мгновения нерешительности и приносят человеку важные сведения, которые для него вначале могут быть не очевидными. Они дают нам представление о тех сферах духовной жизни, о которых раньше мы ничего не знали. [8]

Эвелин Андерхилл

При верном отношении мистические переживания могут иметь для человека огромнейшее значение. Яркими воодушевляющими огнями пылают они вдоль пути, многие участки которого порой трудно разглядеть. Но из того, что эти переживания ослепляют взор и согревают тело, вовсе не следует, что они непременно преображают душу.

Значение мистических переживаний

В мистических переживаниях многие черпают великое вдохновение. Для тех, кто ведет обыденный образ жизни и далек от духовных троп, мистические переживания могут на всю жизнь остаться высочайшими взлетами; для тех, кто идет по духовной стезе, переживания эти могут превратиться в источник веры, дающий силы двигаться вперед. При верном понимании они наполняют спокойствием и свежестью даже самые трудные жизненные обстоятельства.

Духовные переживания как проблески высшей

действительности

Вероятно, наиболее распространенным доводом в пользу важности мистических переживаний является то, что они приоткрывают двери более широких возможностей, становятся мощной побудительной силой, выводящей на духовный путь. Большинство людей вырастает в обществе, лишенном настоящей духовности, и потому мистические переживания, вызывающие ощущения чуда и озарения, могут послужить отправным толчком, вдохновляющим личность на развитие.

Долгое время я думала, что духовные переживания как-то связаны с чем-то вне меня, чем-то таким, что больше меня. В конце концов я поняла, что это может быть и так, но вовсе не обязательно.

Кристина Гроф

Интересно, однако, что многие люди — особенно представители тех духовных традиций, где важность мистических переживаний как признаков развития вообще не подчеркивается, — нередко даже через много лет упорной работы не испытывают таких мощных переживаний, какие случаются в первое время после вступления на духовный путь. Арно Дежарден отмечает:

В начале пути происходят порой такие замечательные переживания, с какими не сталкиваешься впоследствии долгие годы. Мне доводилось наблюдать за людьми, которые медитировали в первый раз и никогда прежде не сидели спокойно, обратив внимание внутрь себя. Первый день часто становился незабываемым, а потом сходных переживаний приходилось ждать месяцами, годами.

Пути Господни неисповедимы, но, быть может, таков Божественный план: в самом начале духовного пути подобные переживания часто необходимы. Опыт первой влюбленности пробуждает чувство искреннего почтения к любви и нередко воспитывает в человеке самоотдачу, которая требуется для более зрелой, настоящей любви и близости. Сходным образом, мистические переживания рождают ощущение чудесности и непреодолимую тягу следовать по духовному пути. Эта увлеченность вызывает готовность заплатить любую цену и делать все необходимое для того, чтобы погрузиться в подлинно духовную жизнь.

Духовные переживания рождают и возрождают веру

Многие люди никогда не переживали мимолетных видений Бога или Истины. Если же это случается и они готовы признать испытанное достоверным, в них может пробудиться давно забытая либо вовсе никогда не ощущавшаяся вера. Говоря об этом, Сан Хуан де ла Крус восклицает: «Столь глубоко услаждают прикосновения Божьи, что одного из них уже довольно, чтобы возместить все муки этой жизни, пусть и нет им числа» [9].

Ролевая свои защитные рубежи или болевые пороги, человек нередко испытывает те или иные духовные переживания и действительно может соприкоснуться со скрытой в нем целостностью, с духом.

КристинаГроф

В борьбе и страданиях повседневности искренняя вера становится редким даром. Мистические переживания можно считать ценными уже потому, что они вызывают веру. Не будь у нас подобных мимолетных прозрений — дорожных указателей, подтверждающих, что высшая действительность и в самом деле существует, — духовный путь оказался бы неприметной тропой со всеми вытекающими из этой запущенности тяготами и опасностями.

Духовные переживания оставляют след в подсознании

Духовные переживания остаются в подсознании в виде воспоминаний, впечатлений. Они словно на время «пробуждают» человека, напоминают ему о давно забытых знаниях, которые по-прежнему кроются где-то в глубинах души. Подобные воспоминания вызывают у духовных учеников немало трудностей, так как многие судорожно цепляются за них, удерживают силой. Для других периодические воспоминания о мистических переживаниях служат неисчерпаемым источником воодушевления.

В «Книге о просветленных учителях» Эндрю Роулинсон иллюстрирует эту мысль пересказом беседы между Гурджиевым и его учеником Бенне:

После разговора об острейших переживаниях Бенне, Гурджиев сказал: «...Случившееся сегодняпредвкушение того, что станет возможным потом. До сих пор ты знал об этом лишь в теории, а теперь испытал на своем опыте. Но человек, ощутивший Реальное, несет особую ответственность за то, как строит свою жизнь» (Наблюдатель, 117).

Безусловно, мистические состояния ничего не значат сами по себе лишь потому, что они мистические. Но высшие:li них указывают с направлениях, к которым устремлены религиозные чувства людей, даже не имеющих с мистикой ничего общего.

Уильям Джеймс

Разумеется, большая часть людей, испытавших такие переживания, не торопятся нести за них ответственность. В некоторых случаях ответственность для них — слишком тяжкое бремя. Таким образом, они просто прячут от самих себя эти воспоминания, а вместе с ними и ощущение их истинности. Но есть и другие, кто впитывает пережитое, делает его частью себя, — и этот опыт оказывает продолжительное влияние на всю их жизнь.

Всегда ли мистические переживания служат трансформации?

Слова о непременном преображающем воздействии какого-либо переживания означают, что оно само по себе вызывает некие объективные перемены. В целом, духовные традиции склоняются в этом вопросе к одной из двух точек зрения. Трансцендентная школа мышления полагает, что опытное постижение просветленности чрезвычайно важно, так как помогает возвыситься над крошечным «я»; школы имманентные занимают прямо противоположную позицию, согласно которой просветление выражается в обыденной жизни и, следовательно, далеко не всегда связано с определенным набором переживаний.

Большая часть духовных наставников, упоминающихся в этой книге, тяготеют скорее к имманентным, а не трансцендентным взглядам. За долгие годы преподавания они тысячи раз становились свидетелями того, как ученики испытывали мистические переживания, но жизнь их после этого менялась далеко не всегда.

Впрочем, даже в рамках имманентного подхода можно выделить по меньшей мере три взгляда на важность мистических переживаний: одни говорят, что эти переживания либо не имеют значения, либо их опасности перевешивают возможную пользу; другие относятся к ним равнодушно — обычные переживания, не лучше и не хуже других — и вообще не уделяют им внимания; наконец, третьи утверждают, что преображающая ценность таких переживаний зависит от того, как воспринимает их сам человек.

То, что отличает подлинную трансформацию,это некий сухой остаток таких мистических переживаний, делающий данного конкретного человека более зрелымто есть более мудрым, более умиротворенным, более способным правильно реагировать на обстоятельства, более благородным, сострадающим и так далее.

Ли Лозовик

Бернадетта Роберте, автор ряда книг о духовности, относится к мистическим переживаниям с большой осмотрительностью — и не столько к самим по себе переживаниям, сколько к тому, как их воспринимают люди:

...Эти переживания ничем не способствуют состоянию единения, и потому для духовной жизни бесполезны. Мы к ним не тянемся, не думаем о них, они нам просто не нужны. Главным образом, нас беспокоит, чтобы они не подменили служение Богу служением самому себе. Мы зашли слишком далеко, чтобы цепляться за свои «ощущения». Жизнь в единствеэто умение жить в согласии с самой жизнью; с мимолетным блаженством и райским восторгом, какими бы приятными они ни были, это совсем не связано. [10]

Подавляющее большинство ныне живущих людей испытывали мистические переживания, однако те не оказали на них какого-либо существенного трансформирующего воздействия. Судя по всему, преображающую ценность подобным переживаниям придает не то, как мы их толкуем или пытаемся использовать, а как вообще к ним относимся. Оптимальное применение мистических переживаний заключается в том, чтобы соотнести полученные озарения со своими отношениями к самой жизни.

Учитель дзэн Шарлотта Йоко Бек резюмирует:

Сейчас во многих религиозных традициях, и, в частности, в традиции дзэн, огромное внимание уделяется так называемым «прорывам», духовным переживаниям. Подлинные переживания озаряют душу проникновением в неизменноеприроду самой жизни, основополагающее единство мира. Я, однако, заметила (многие из вас тоже это знают), что одних только переживаний еще не достаточно. Они могут принести пользу, но не стоит придавать им слишком большое значение, иначе они станут преградой... По-настоящему важна ежесекундная работа над тем, что причиняет тебе боль, пугает или вызывает отвращениебудь то сложности в отношениях с коллегами, семьей или близкими людьми. До тех пор пока в твоей практике не наступит момент, когда ты с полным спокойствием относишься ко всему, мистические переживания, вообще говоря, бесполезны. [11]

Предположение о том, что некто спосо бен добиться серьезного проникновения в условия собственного существования безпонимания того, что значит быть настоящим человеком и жить состраданием, возвращает нас к вопросу о смысле просветления.

Зрелый человекэто тот, кто избавился от всего; что побуждает его к стяжательству, алчности, пристрастию.

Ли Лозовик

Можно ли назвать просветлением постижение природы действительности, пусть даже долговременное? Сводится ли окончательная свобода только к освобождению самого себя — либо просветление подразумевает нечто большее?

Мари-Пьер Шеврье говорит, что мистические переживания преображают, когда выводят за рамки наших личных желаний в сферу бескорыстного самопожертвования.

Мистические переживания преображают, когда ведут к полной капитуляции: уже не «мы» что-то делаем, все делается лишь посредством нас. Это не означает, впрочем, что в любом, кто испытал нечто подобное, не остается никакого сопротивления; ему по-прежнему приходится работать над остатками эгоистичности, и все же после таких переживаний он помнит предчувствие настоящей самоотверженности.

Мы, люди, видим в себе самостоятельные личности, которые борются за выживание. Все, что происходит в нашей жизни, мы толкуем так, словно это случается только для нас и вокруг нас. Мистические переживания мы считаем ценными, если они приятны для нас, либо указывают на наши продвижения по духовному пути, либо самим фактом своего появления подразумевают, что мы — хорошие ЛЮДИ. Именно так воспринимает действительность ничем не прикрытое эго. Большая часть людей едва ли задумается о том, что их переживания могут иметь и самостоятельную, независимую ценность, быть преображающими в некоем всеобщем смысле, то есть видоизменять и приводить в действие силы, какие мы не в состоянии даже вообразить.

Переживания могут быть преображающими сами себя и сами по себе, однако если не извлекать из трансформации пользы, она будет представлять чисто академический интерес

Ли Лозовик

Но если подобные переживания и вправду имеют самостоятельные преображающие свойства, то мы, вероятно, никогда не сможем постичь их истинную ценность, поскольку эта трансформирующая значимость, вполне возможно, лежит за границами наших самосоотнесенных представлений о том, чем они хороши именно для нас.

Отношение к мистическим переживаниям и явлениям: позвольте им быть

Особенность мистических явлений заключается в том, что они пребывают за границами обычных человеческих переживаний, за пределами нашей власти и досягаемости. Большая часть таких явлений происходит тогда, когда человек — пусть даже на мгновение — отступает от привычных форм управления своей жизнью и передает чему-то внешнему власть над всем полем своего восприятия. Но, по иронии судьбы, стоит таким переживаниям проявиться, как человек прежде всего пытается взять их под свое руководство.

Сэнсэй Дэйнан Генри предлагает не стараться управлять своими переживаниями и просто ощущать все, что происходит:

Возникает переживаниеи ты просто ощущаешь его. Если тебе хорошо, ты чувствуешь счастье, но в духовной практике таким чувствам не следует потакать. Не стоит за ними гнаться, втягиваться, удерживать случившееся, цепляться за него. Да, это радость, а уже в следующий мигпечаль. Если стало грустно, плачь. Не отрицай своих чувств, не отгоняй их, но в то же время не втягивайся, не подпитывай их мыслями и индулъгированием. Испытай все до конца, а потом вернись к своей жизни. Твоя жизньэто все, что ты делаешь.

 

По существу, вопрос стоит так: имеет ли опыт какую-либо ценность? Испытываем ли мы благодаря ему большую потребность искать убежища в Абсолюте, или же он тешит эго, ослабляя эту потребность?

Рик Льюис

Люди убеждены, что, властвуя над своими ощущениями, извлекают из них наибольшую пользу, и потому чаще всего не только устраивают «короткое замыкание» тем переживаниям, которые, по их собственным заверениям, хотели бы продлить, но и сужают полноту выражения всех своих переживаний. Если личность способна не тратить силы на управление ощущениями, у нее появляется дополнительная энергия и сосредоточенность, необходимые для более полного восприятия всей жизни, а не только ее отдельных граней.

Мы многого не знаем

Сколько ни рассуждай о мистических переживаниях, мы слишком многого не знаем. Ли Лозовик ставит под сомнение всеобщее предположение о том, что люди понимают, откуда берутся мистические явления:

Кто знает, а вдруг мистические переживанияпросто сбои в работе мозга? Точное попадание в нужную точкуи вот она, эйфория. Кто знает? Судя по всему, определенная категория ощущений, которые именуются мистическими переживаниями, действительно как-то связана с единой природой Вселенной, идеями всеобщего сострадания и служения. Во всяком случае, так нам кажется, но на самом деле их источником может быть просто некое нервное окончание мозга. Кто знаem? Сигнал попал в верный канал, ивуаля!ты вдруг чувствуешь себя Богом.

Грустно сознавать, что мы, по существу, не имеем представления, откуда приходят мистические переживания и что они означают. Можно и нужно учиться у древних традиций, осваивать хорошо освоенную территорию великих учителей, но кто в конце концов может четко сказать, что на самом деле происходит, когда лицом к лицу сталкиваешься с настоящей тайной?

Все так называемые «галлюцинации чувств», которые то и депо встречаются в истории мистицизма, требуют от исследователя психологии человеческих поисков реального... трезвого, честного и непредубежденного подхода,

Эвелин Андерхиял


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ОПАСНОСТЬ МИСТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Игра в ангела заканчивается превращением в зверя. [12]

Влез Паскаль

Описанные в священных текстах возвышенные переживания, стихи святых, где отражен блаженный восторг единения с Богом и Вселенной, чудесные видения и слова, воодушевляющие тягу к Окончательной Свободе, — все эти чувства вполне могут быть если не признаками самого пробуждения, то даром богов. С другой стороны, они могут знаменовать конец духовного ученика, чье эго искушает заявить исключительные права на переживания и тем самым не дает ему приобрести какую-либо преображающую ценность. Эго и есть тот самый Владыка Иллюзий. По этой причине мистические переживания требуют и простора для вольного проявления, и, одновременно, очень осторожного отношения. В этом разделе мы поговорим о неизменно иллюзорных личинах эго и о том, как искусно прикрывается оно идеей подлинного просветлении и освобождения.

 

 

ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ

Нe получивший надлежащего образования и опыта новичок, который простодушно и легкомысленно втягивается в мистические переживания, играет с огнем. Опасности поджидают его не только на телесном и психологическом уровнях, но и на уровне индивидуального духовного развития. Духовные наставники уже много тысяч лет предупреждают учеников об угрозах игры с мистическими состояниями, но современная духовная среда напоминает кондитерскую, где любой случайный посетитель может испробовать образцы «сластей», предвещающих разнотипные мистические взлеты.

Духовные энергии — непреодолимая сила. Вступая на эту сцену, человек часто воображает, будто к просветлению ведут именно мистические переживания. Однако просветление — лишь один из многих возможных исходов, и оно обычно становится следствием не внезапных озарений и кратковременных всплесков, а растягивающейся на всю жизнь усердной и суровой духовной практики, которой занимаются под руководством опытного учителя.

В своей книге «Духовный кризис, или Трансформация, ставшая проблемой» Станислав и Кристина Гроф, чьи новаторские работы привели к возникновению широкой сети «духовной неотложки» [13], описывают различные типы распространенных духовных переломов, включая шаманские кризы, пробуждение кундалини, общение с духовными наставниками и «ченнелинг» в целом, а также переживания, вызванные угрозой смерти [14].

Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли объясняет, почему наплыв духовных явлений может вызвать у отдельных людей большие сложности:

 

[В некоторых случаях] личность просто не способна вместить в себе столько света и энергии. Это случается, например, когда интеллект лишен достаточной внутренней согласованности или вообще слабо развит; когда эмоции и воображение человека неуправляемы; когда его нервная система чрезмерно чувствительна либо в результате слишком неожиданного и мощного вторжения духовной энергии. Неспособность разума выдержать просветление, склонность к сосредоточенности на себе и тщеславию могут привести к тому, что переживания истолковываются совершенно превратно, вследствие чего возникает, так сказать, «путаница уровней». [15]

Если с внезапным потоком энергии сталкивается человек, лишенный соответствующего контекста для ее восприятия, он может пострадать от самых разных неблагоприятных последствий, включая физическое истощение, принципиально ложное толкование испытанного, раздутое самомнение и духовную наркоманию.

Телесное истощение

Любой, кто хотя бы однажды пускался в поход по «духовному рынку», прекрасно знаком с самыми ходовыми нынче товарами: «пробуждение кундалини», «тантрические откровения», «шаманистские полеты», «чудесные видения» — и прочее, прочее, прочее. Наивный покупатель даже не догадывается, что без надлежащей опеки подобные практики могут оказаться очень небезопасными. На том уровне, на каком их преподают опытные наставники, они действительно почти безвредны (хотя на деле редко приносят рекламируемые результаты), но никогда нельзя исключать возможность того, что они пробудят в человеке непредвиденные силы, с которыми он просто не сможет справиться.

Вопреки широко распространенному мнению, сильные духовные энергии требуют осмотрительности как явления священные и невероятно могущественные. Сознавая угрозу таких энергий, Чарльз Лидбитер в своем труде «Чакры» предупреждает случайных практиков об опасностях работы с кундалини:

Вместо того чтобы искать осознания, которое пробуждало бы разум большинство людей ищут духовного ощущения, которое, как наркотик, о6легчило бы им тяготы 6ытия

Эндрю Коэн

Обычный человек, у которого она мирно спит в основании позвоночника, не подозревает о ее существовании всю свою жизнь. Действительно, пусть уж она лучше спит, пока человек не поднялся до определенных высот нравственного развития, не воспитал в себе не- -обходимую для власти над ней силу воли и не очистил свои мысли до того уровня, когда сможет без вреда для себя перенести. пробуждение кундалини. Никому не следует проводить опыты без четких указаний наставника, хорошо разбирающегося в предмете, поскольку связанные с этой силой опасности совершенно реальны и чрезвычайно серьезны. Часть этих угроз сугубо телесна: бесконтрольное движение кундалини часто вызывает острую физическую боль, может привести к разрыву тканей и даже смерти. Это, впрочем, лишь меньшее из зол, так как процесс может нанести непоправимый ущерб и телам тоньше физического. [16]

Подобных предупреждений нет, однако, в рекламных буклетах, которые раздают на воскресных курсах пробуждения кундалини. Эксперименты с высшими духовными энергиями далеко не всегда вызывают сокрушительный ущерб для тела, но это случается, и понимание такой угрозы обостряет бдительность духовного искателя: собравшийся поиграть с огнем должен знать, что тот обжигает.

Ошибочное толкование духовных переживаний

Когда ничего не знающий о природе духовных переживаний человек пытается найти помощь в среде, пронизанной всеобщей подозрительностью и враждебностью к подобным явлениям, последствия могут стать довольно неблагоприятными. За время своей работы в «духовной скорой помощи» Кристина Гроф столкнулась со многими случаями, когда мистические переживания воспринимались и истолковывались превратно. Вот как она это объясняет:

Я слышала немало историй о случаях, когда необычные переживания возникали у человека в той среде, где окружающие не смогли бы их принять. Дело кончалось психиатрическими больницами, причем пострадавших пытались лечить совершенно неподходящими препаратами и процедурами. Одна женщина, посещающая наши занятия, прогуливалась как-то по пляжу и вдруг стала сознавать нечто большее, высшее, чем она сама. Она оставалась в этом состоянии и потом, когда вернулась домой, и ее близкие перепугались. Кончилось все тем, что она долгие годы периодически оказывалась в лечебнице для душевнобольных.

Всем нам нужны четкие конструкции и обозначения, и потому в подобном состоянии человек очень уязвим. Если кто-то мимоходом говорит, что ты сошел с ума, часть тебя готова в это поверить. Впрочем, нечто в душе человека, испытавшего переживания такого рода, отвечает просто: «Это не так уж важно».

Множество явных нарушений здоровья, причины которых врачи не в силах определить, проявляются теми симптомами, какие обычно связывают с пробуждением кундалини. Однако в силу отсутствия познаний, требующихся для понимания разницы между симптомами физическими, психологическими и духовными, врачи и психологи-традиционалисты чаще всего неправомерно расценивают духовные переживания как душевные расстройства.

Я встречал людей, которым случи лось иметь потрясающие переживания единения, но которые были к этому совершенно не готовы. Заканчивали они тем, что обратились к врачу, у ник определяли маниакально-депрессивнып психоз, и они всю оставшуюся жизнь сидели на транквилизаторах.

Левеллин Воэн-Ли

Еще один аспект духовной «чрезвычайной ситуации» связан с людьми (включая многих великих деятелей искусства), которых неожиданное откровение Действительности ужаснуло настолько, что они спились или подавили свои переживания другими способами. Они просто не смогли этого вынести. Такие люди полагают, будто их прозрение несет в себе окончательную истину, — и не могут смириться с испытанным. Вместо того чтобы найти хорошего духовного наставника, который помог бы в этом противостоянии, они предпочитают уклониться от остроты своих переживаний, одурманивая себя или гоняясь за бездумными развлечениями. Столкновения с реальностью трудны, но она не станет иной, даже если от нее отвернуться.

Духовная наркомания

Духовная наркомания похожа на все прочие формы болезненных пристрастий (обжорство, одержимость наркотиками или спиртным), но объектом вожделения в этом случае становится духовная практика и, в частности, мистические переживания. «Некоторые получают доступ к мистическим переживаниям без необходимой подготовки, — поясняет Мари-Пьер Шеврье. — Опасность же кроется в том, что эти переживания можно превратить в средство побега от себя и окружающей действительности. Вообще говоря, бегством от реальности нередко становятся сами духовные практики — даже без прямых мистических переживаний».

Положение духовного искателя становится критическим, когда он заходит так далеко и настолько зависит от «дозы», что перестает нести ответственность за себя, — а порой и губит чужие жизни. В свое время Кристина Гроф добровольно отправилась в центр лечения от алкогольной и наркотической зависимости; она поняла, что попытки убежать от давления мощных духовных переживаний довели ее до настоящего пьянства. Она признается, что в первое время считала, будто ее пристрастие «возвышеннее», чем дурные привычки прочих участников реабилитационной программы: «Я была духовно напыщенной. Я сделала то-то, испытала то-то, и потому верила, что очень отличаюсь от обычных пьяниц и героинистов. Со временем я поняла, что все мы одинаковы и любая проститутка может научить меня чему-то важному».

Духовность становится пристрастием по тем же причинам, что и прочие наркотики. Люди страдают, им плохо, и они пытаются облегчить свои муки — но на деле только усиливают их. Гроф продолжает:

Беседы с людьми, пережившими сильные травмы, часто показывали, что они живут в духовном, надличностном царстве.

Еще в детстве они усвоили, что, если тебе стало плохо, можно уйти куда-то, где будет лучше. И они удалялись в «безопасное место», где кто-то всегда о тебе позаботится, пожалеет и поможет.

Впрочем, даже те, кто не перенес сильных травм, испытывают такие же страдания, что и весь род людской, хотя нередко отрицают это. А когда разнообразные приемы и практики, помеченные — совершенно незаслуженно! — понятием «духовности», открывают перед ними путь к блаженству и радости, такие возражения принимают самые изощренные обличья, призванные продолжить отрицание действительности. Ли Санелла ясно выражает эту мысль в своей книге «Пробуждение кундалини»:

У большинства людей измождена душа. Они сомневаются в существовании Бога, других людей и даже самих себя. Их чувствующее начало зачахло. Отсутствие счастья заставляет их непрестанно искать способы чувствовать себя лучше, и, если им не удается найти утешение в привычных удовольствияхсексе, еде и власти,они находят другие стимуляторы нервной системы. Они становятся «духовными искателями», бросаются исследовать потенциальные возможности своего тела и ума. Но эти попытки убежать от ощущений разобщенности и внутренних противоречий обречены на провал. Человек не в силах возвыситься над тем, чего не понимает и не замечает. [17]

Закаленные духовные ученики постигают — или познают благодаря собственным страданиям, — что любой, кого манят духовные взлеты, всегда может отправиться к контактерам, экстрасенсам, псевдотантристам либо просто достать психоделические вещества.

Думаю, в мире есть множество хороших людей, которые действительно ищут чего-то, тянутся к Богу, но в то же время хотят уйти из этого мира.

Кристина Гроф

Известно им и то, что, если мистическое состояние мешает отношениям с семьей и друзьями, те немедленно проявят подозрительность. Одна мать предостерегала: «Когда я чувствую, что слишком погружена в свои переживания — настолько, что меня уже не волнуют нужды моего ребенка, — я жертвую переживаниями. Бог с ним, с просветлением. Раз у меня пропадает желание откликнуться на зов ребенка, я не смогу найти главное даже в самых захватывающих переживаниях».

В конечном счете, никто не в силах полностью избежать страданий. Как и любому наркоману, духовному «пьянице» со временем нужна для взлета все большая доза блаженства, но в жизни не бывает нескончаемого подъема ввысь, и человек рано или поздно падает на землю.

* * *

Кристина Гроф: «Можно ли топить духовные печали в алкоголе?»

Я из числа людей упрямых и твердолобых. У меня бывало много духовных переживаний, пугающих и прекрасных, но в обычной жизни меня так потрепало, что рамки личности уже не могли сдерживать проблемы, и те сочились изо всех дыр. Переживания по-прежнему случались и серьезно мешали повседневной жизни. Спиртное стало одним из средств, какие я испробовала в отчаянных попытках утихомирить эту энергию. Начиналось всего-то со стаканчика винапросто чтобы успокоиться. Но пристрастилась я очень быстро; к тому же некоторые симптомы алкоголизма умело подражали всплескам кундалини, галлюцинациям и видениям. Частью моего механизма отрицания стали сами переживания. А я наивно думала: «Ерунда, это просто кундалини».

Как только я завязала, на свет показались все проблемы, вся гадость, которая пряталась за выпивкой. В царстве архетипов мне было хорошо и уютно, но тот мир в определенном смысле безличен, он выше личности. Намного труднее было соприкасаться с самой собой, с историей собственной жизни. Это не тот случай, когда тебе приходится решать свои проблемы, зная, что потом ты наконец-то вернешься к духовным переживаниям, в своп любимый мир.

 

Важность правильного контекста

Действенным способом избежать духовного кризиса или своевременно заметить его начало является мысленное определение контекста этих переживаний и общение с теми, кто уже установил такой контекст и способен оказать помощь во время кризиса. Станислав и Кристина Гроф предлагают следующее:

Важнейшая задача заключается в том, чтобы предложить оказавшимся в кризисном положении людям позитивный контекст восприятия своих переживаний и достаточный объем сведений о том, что с ними происходит. Главное, чтобы они отбросили мысли о болезненности своего состояния и увидели целительный характер этого переломного периода... Как относятся к человеку в узком кругу родных и близких друзейободряюще, сочувствующелибо, напротив, испуганно, осуждающе и грубо? Это оказывает огромное влияние на течение и исход кризиса. [18]

Мистические переживания относятся к царству неведомого. Хотя источников у них может быть много, переживания эти выходят за рамки обычных ощущений, и нам следует выказывать определенное уважение к этому — по меньшей мере, не полагать, будто мы уже обладаем властью над непознанными мирами. Если же человек лишен почтения к запредельному и четких представлений об ограниченности собственного эго, к любому духовному кризису он по-прежнему будет относиться точно так же, как и к обычному душевному срыву.

Духовный кризис и духовная наркомания служат образчиками самых грубых, очевидных опасностей мистических переживаний. Оба примера основаны на ряде широко распространенных в нашей культуре предположений и домыслов в отношении важности, цели и содержания мистических явлений. Независимо от того, как поступает человек —начинает считать себя просветленным либо со всех ног бежит от своих переживаний, — их объективная цель заключается в чем-то ином. В следующих главах мы обсудим более утонченные опасности мистических переживаний, подстерегающие личность на духовном пути, г» также результаты пренебрежения этой угрозой.

 

 


Date: 2016-06-08; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию