Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карточки-задачи для индивидуальной работы





Задачи астронома

1. Почему мы видим не только яр­кий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?

2. Изменилось ли бы что-то в кар­тине звездного неба (что именно?), если бы вдруг исчезла земная атмо­сфера?

3. Почему днем не видно звезд?

Ответы.

1. Мы видим часть темной области Луны, потому что она осве­щается солнечными лучами, отражен­ными от земной атмосферы.

2. Изменилось. Из-за преломления света в атмосфере Земли звезды ка­жутся нам выше над горизонтом, чем есть на самом деле. Без атмосферы звезды (кроме находящихся в зени­те) будут наблюдаться ближе к гори­зонту, а те, что видны вблизи гори­зонта, окажутся за ним.

3. Днем солнечный свет очень ин­тенсивен и его рассеиваемая атмосфе­рой часть, которую мы видим, значи­тельно ярче света звезд.

Задачи для любителя наблюдений

1. Почему летом в средней поло­се России ночи более темные, чем зимой?

2. Что больше: облако или его тень?

3. Понаблюдайте за оконным стеклом, а) Если из комнаты смот­реть, то в солнечный день стекло покажется совсем прозрачным, не­видимым; ночью же на нем будут отчетливо видны зеркальные изоб­ражения находящихся в комнате предметов, б) Если же стоять сна­ружи, отражения предметов (улич­ных) видны днем, а не ночью. Объ­ясните, почему?

Ответы.

1. Летом нет отражения лунного света от белого снежного по­крова Земли.

2. Солнечные лучи, па­дающие на Землю, практически па­раллельны, поэтому размеры контура тени почти равны размерам контура облака.

3. а). Днем свет, идущий в комнату с улицы, очень ярок, и он почти весь проходит в комнату – стекло кажется прозрачным; ночью же за окном темно, там нет ярких источ­ников света, и мы воспринимаем лучи, попавшие на стекло от предме­тов, находящихся в комнате, отражен­ными от стекла, как от зеркала. б). Когда мы днем стоим снаружи и смотрим в окно, то яркость лучей, от­раженных от стекла, оказывается больше яркости лучей, пришедших из комнаты; поэтому мы видим отраже­ния наружных предметов.

Задачи автогонщика

1. Почему в свете фар автомоби­ля лужа на асфальте ночью кажется водителю темным пятном?

2. В солнечный летний день ас­фальтовое шоссе блестит, если смо­треть на него вдаль. Почему?

3. Для чего боковые зеркала ав­томобилей делают слегка выпуклы­ми? Какое неудобство при этом воз­никает?

Ответы.

1. Потому что свет авто­мобильных фар, отражаясь от гладкой поверхности лужи, не попадает в гла­за водителю.

2. В летний солнечный день асфальт сильно нагревается, воз­дух вблизи него становится теплым, а значит, оптически менее плотным, чем в других местах. Это создает ус­ловия для полного отражения солнеч­ных лучей от прогретых слоев придо­рожного воздуха, как от зеркала.

3. Чтобы увеличить угол обзора. Бла­годаря выпуклой поверхности стекла в глаза водителя попадают лучи от большего количества предметов: уве­личивается обзор. Возникающее не­удобство: изображения предметов в зеркале получаются немного искажен­ными.

Задачи хозяюшки

1. Почему многие хорошие хозяй­ки любят, чтобы у них в доме «все блестело»?

2. Зачем в шкафах для посуды ча­сто вместо задней стенки устанав­ливают плоское зеркало?

3. Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на са­мом деле?

Ответы.

1. Если поверхность блес­тит, значит, она гладкая и отражает лучи. Следовательно, на ней нет пыли, которая рассеивает свет, и в которой могут находиться вредные микроорга­низмы.

2. Изображение посуды в зер­кале создает иллюзию большего объ­ема шкафа и большего количества посуды; зеркало также дает дополни­тельную подсветку предметам.

3. Бан­ка, имеющая внешнюю выпуклую боковую поверхность и наполненная жидкостью, преломляет лучи — мы видим предметы в банке как бы через собирающую линзу, которая дает уве­личенное изображение.

Задана сыщика

1. Как, глядя в глаза человека, но­сящего очки, сыщик легко узнает дефект его зрения?

2. Почему сыщик, осмотрев обго­ревшую сторожку и выяснив у сви­детелей, что в день пожара было жарко и солнечно, указал на графин с водой, стоявший на обугленном подоконнике, как на возможную причину пожара?

3. «Надо непременно хоть одним глазком увидеть, что творится за этим высоким сплошным забором», — ре­шил сыщик. Приметив длинную пласт­массовую трубку, он радостно пошел покупать два плоских зеркальца. Зачем потребовались сыщику зеркала и труб­ка? И при чем здесь физика?

Ответы.

1. Если у человека даль­нозоркость, то в его очках стоят со­бирающие линзы, поэтому часть его лица, просматриваемая снаружи че­рез такие линзы, выглядит несколь­ко увеличенной; очки близоруких людей имеют рассеивающие линзы и создают противоположный эффект: глаза таких людей через их очки ка­жутся уменьшенными.


2. Графин, на­полненный водой, в воздухе мог дей­ствовать как собирающая линза и сфокусировать солнечные лучи на каком-либо легко воспламеняющем­ся предмете.

3. Чтобы сделать пери­скоп, который благодаря отражению световых лучей от двух плоских зер­кал меняет ход лучей и делает види­мыми скрытые какой-либо преградой объекты.

Задачи туриста

1. Почему, сидя у костра, мы ви­дим предметы по другую сторону от него колеблющимися?

2. Можно ли с помощью льда раз­вести огонь?

3. Если бывалый путешественник собирается в опасную дорогу, то он непременно возьмет с собой ма­ленькое зеркальце. Зачем оно ему?

Ответы.

1. Теплый воздух, нахо­дящийся вблизи костра, менее пло­тен и по оптическим свойствам от­личается от более холодного. Из-за этого на границе их раздела проис­ходит преломление света. Эта гра­ница постоянно меняется, поэтому изображения предметов колеблют­ся.

2. Да, если лед прозрачный; надо сделать из него двояковыпуклую линзу, которую расположить так, чтобы она фокусировала солнечные лучи на комочке бумаги.

3. С помо­щью зеркальца можно направить луч — солнечный или от фонаря — в нужную сторону, чтобы привлечь внимание людей и сигнализировать о себе.

Задачи любителя таинственных явлений

1. Я ночью в темной комнате по­дошел к большому плоскому зерка­лу и зажег свечу. Каково было мое удивление, когда я увидел одно яр­кое и несколько бледных изображе­ний пламени и находящихся рядом предметов. Почему появилась такая неожиданная картина?

2. Ночью при вспышке молний все движущиеся тела вдруг показались мне остановившимися. Почему?

3. Будучи в пустыне, я вдруг уви­дел вдали озеро и направился туда, но озеро стало удаляться, а потом совсем исчезло. В чем причина это­го странного события?

Ответы.

1. В результате отраже­ний света от нескольких границ раз­дела: «воздух — стекло» и «стекло -зеркальное покрытие».

2. Раздраже­ние участка зрительного нерва, на который попадает свет, прекращает­ся примерно через 0,1 с. Все это вре­мя мы видим предмет на одном ме­сте (инерция зрения). Вспышка мол­нии длится меньше 0,1 с, за это вре­мя движущиеся тела не успевают су­щественно переместиться, поэтому у нас некоторое время сохраняется образ «неподвижного» предмета.

3. Причина в том, что теплый и хо­лодный воздух обладают различны­ми оптическими свойствами. Если в результате каких-либо процессов в атмосфере образуются расположен­ные рядом слои воздуха с сильно различающейся температурой, то на границе раздела, где р, > р2, свет испытывает полное отражение. За счет этого и создается изображение озера (мираж), которое на самом деле находится далеко, совсем в дру­гом месте. Изображение исчезнет, когда нарушится такое расположе­ние слоев или соотношение плотно­стей, определяемое их температура­ми.

Задачи пограничника

1. Луч прожектора в тумане ви­ден хорошо, а в ясную погоду — хуже. Почему?

2. Почему розыск подводной лод­ки лучше производить с вертолета, а не с берега или катера?


3. С наступлением темноты зра­чок глаза расширяется. Как это отражается на резкости изображе­ния окружающих предметов? По­чему?

Ответы.

1. Виден хорошо благо­даря рассеянию света капельками воды (тумана); в ясную погоду этих рассеивающих центров нет.

2. Чем выше от водной поверхности нахо­дится наблюдатель, тем большую часть светового потока, идущего от подводного объекта, он улавливает: за счет восприятия вертикальных лучей и лучей, идущих под неболь­шими углами к вертикали, что уве­личивает область четкого видения. Кроме того, наблюдению меньше мешает свет, отраженный от водной поверхности.

3. Лучи света, попада­ющие в глаз через зрачок (отвер­стие), преломляются на поверхнос­ти глазного яблока, роговицей, хру­сталиком, стекловидным телом и сходятся на сетчатке, образуя изоб­ражение рассматриваемых предме­тов; глаз настраивается так, чтобы изображение попало именно на сет­чатку: тогда оно будет четким. При наступлении темноты в глаз попа­дает меньше света, и зрачок расши­ряется, чтобы увеличился падаю­щий в глаз световой поток; но при этом на сетчатку попадают дополнительные, несфокусированные лучи, т.е. те, на которые в данный момент глаз еще не аккомодирован. Получается размытая картина, т.е. ухудшается резкость изображения предметов.

Вопросы для творческих бригад

 

Вопросы фотолюбителю

1. Можно ли сфотографировать мнимое изображение?

2. Как надо изменить расстояние от объектива фотоаппарата до фо­топленки при уменьшении рассто­яния от предмета до объектива?

3. Каким должно быть отверстие диафрагмы, чтобы при четком изоб­ражении снимаемого человека отчет­ливо вышли далекие деревья?

Ответы.

1. Да, так как мнимое изо­бражение создается продолжением реальных лучей, которые фокусируют­ся объективом.

2. От близких предме­тов изображение получается дальше за фокусом линзы, чем от удаленных, по­этому расстояние от объектива до пленки надо увеличить.

3. Размер от­верстия диафрагмы надо сделать ма­лым, чтобы уменьшить размытость изображений удаленных предметов.

 

Задачи биофизика

1. Глаза змей постоянно откры­ты; вместо век их защищает про­зрачная пленка, являющаяся частью змеиной кожи, которую они пери­одически меняют. Почему европей­ская крысиная змея, часто ползаю­щая по норам в поисках добычи, меняет кожу чаще других?

2. Что дает кошкам их свойство зна­чительно изменять зрачки своих глаз?

3. Орлиный глаз имеет строение, схожее со строением глаза челове­ка, однако орел, находясь на боль­шой высоте, может различать мел­кие предметы на земле. Какие осо­бенности строения его глаза позво­ляют это делать?

Ответы.

1. Потому что пленка, за­щищающая ее глаза, получает, види­мо, много повреждений-царапин, пачкается землей; поэтому ее про­зрачность ухудшается, что ослабляет зрение.


2. Этим кошки приспосабливаются к ночной жизни: когда осве­щенность предметов мала, необходи­мо широко раскрывать зрачок, что­бы в глаз попало больше световых лучей. Это помогает разглядывать предметы. В яркий же солнечный день зрачок у кошек превращается в узенькую щелку, защищая сетчатку глаза от ожога световыми лучами.

3. Известно: глаз перестает различать две точки как самостоятельные пред­меты, если они настолько близки, что их изображения оказываются на од­ном светочувствительном элементе сетчатки. Одна из причин острого зрения орла, вероятно, — малый раз­мер светочувствительных элементов.

 

Вопросы от литературного общества

1. Послушайте начало одного сти­хотворения Ф.И. Тютчева:

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака...

Ответьте на вопрос: «Почему ве­чером тени удлиняются?»

2. В повести В. Катаева «Белеет па­рус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опу­щенное в прозрачную зеленую воду, казалось сломанным». Почему весло казалось сломанным?

3. Какое явление описывается в от­рывке из романа Г. Хаггарда «Копи царя Соломона» и какова его причина?

«С каждой минутой тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные крате­ры... Луна приобрела медный оттенок, а часть ее поверхности, которая не была еще охвачена мраком, стала пепельно-серой. Кольцо тени все больше закрывало Луну — оно теперь уже заволокло более половины ее кроваво-красного диска, а багровая мгла сгущалась все больше и больше...» Почему Луна приобрела медный оттенок, а потом стала кроваво-красной?

Ответы.

1. За счет увеличения угла падения лучей.

2. Из-за преломления световых лучей водой.

3. 3. Описано лунное затмение. Лучи красного света менее всего подвергаются рассеянию земной атмосферой, они проходят сквозь нее и попадают на Луну, ока­завшуюся в тени Земли.

 

Вопросы от любителей искусства

1. Чем объясняется блеск огра­ненных драгоценных камней?

2. В произведении известного отечественного писателя К. Паустовского «Золотая роза» есть такой отрывок: «Аквамарин считается по своему имени (аквамарин -- мор­ская вода) камнем, передающим цвет морской воды. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цве­та и бледной синевы. Но все свое­образие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно, а не белым) огнем». Как объяснить возникновение этого серебряного света в камне?

3. Почему в живописи применяют такой прием: предметы, которые должны нам казаться далекими, изо­бражают размытыми, без четких контуров и более бледными, чем близлежащие?

4. На своих рисунках дети обыч­но изображают Солнце круглым, а его лучи — идущими от него во все стороны. Солнечные лучи, проби­вающиеся к нам сквозь тучи, тоже представляются нам расходящи­мися и идущими из одной точки. Между тем лучи Солнца, попада­ющие на Землю, почти параллель­ны. Как объяснить такое противо­речие?

(Вообще в каждой предлагаемой ученикам карточке у нас 3 вопроса, здесь и в некоторых следующих я привожу 4; это дает учителю воз­можности для выбора.)

Ответы.

1. Огранку делают таким об­разом, чтобы свет, попавший в камень, после многократных отражений от его внутренних поверхностей выходил через определенные грани. Переливы объяс­няются дисперсией света при его пере­ходе из воздуха в камень и при выходе из него, причем вследствие многократ­ных отражений лучей от внутренних поверхностей увеличивается расстояние между вышедшими световыми пучками различной цветности; поэтому они по­падают на разные участки сетчатки гла­за и воспринимаются раздельно.

2. Вну­тренний серебристый свет аквамарина создается лучами, испытавшими полное отражение от его внутренних поверхно­стей, а затем вышедшими наружу. По­скольку показатель преломления аква­марина мал, то дисперсия света в нем не играет существенной роли.

3. Это объ­ясняется особенностью восприятия. Если человек рассматривает далекие предметы, то их изображения получают­ся на сетчатке глаза размытыми. От уда­ленных объектов в глаз поступает и бо­лее слабый световой поток, поэтому они кажутся бледными.

4. Это особенность зрения: когда мы смотрим на далекие предметы, лучи нам представляются ис­ходящими из одной точки. Подобное на­блюдается и тогда, когда мы глядим на уходящие вдаль параллельные железно­дорожные рельсы: они кажутся нам схо­дящимися в бесконечности.

 

Вопросы врачей-окулистов

1. Чтобы лучше видеть, близорукие люди щурят глаза. Как это объяснить?

2. Почему зрачок глаза черный?

3. Почему, если мы сильно уда­рились головой, нам кажется, что «из глаз посыпались искры»?

Ответы.

1. При «диафрагмировании» изображение делается более резким.

2. Зрачок — это отверстие; проходя через него внутрь глаза, свет практи­чески полностью поглощается, и поэто­му отверстие кажется черным.

3. При ударе происходит сильное раздражение зрительного нерва и от него — клеток сетчатки; это воспринимается нами как яркий свет из множества искр.

 

Вопросы членов ихтиологического союза

1. Почему размер глаз рыб тем больше, чем на большей глубине они обитают, а у сверх глубоководных рыб (живущих в вечной темно­те) глаза маленькие или совсем от­сутствуют?

2. Хрусталик рыбьего глаза име­ет сферическую форму. Какие осо­бенности среды обитания рыб де­лают такую форму хрусталика це­лесообразной?

3. В Центральной Америке водит­ся рыба (Anableps), которая одина­ково хорошо видит в двух средах: в воде и воздухе. Эта рыба плавает у самой поверхности воды так, что ее большие глаза выступают наружу, а тело оказывается наполовину в воде, наполовину в воздухе. Какие особенности строения хрусталика глаза должны быть у этой рыбы?

4. Тела некоторых живых орга­низмов (например, личинок отдель­ных насекомых) невидимы в воде, но их глаза хорошо заметны в виде черных точек. На основании зако­нов оптики объясните: а) почему само существо не видно в воде; б) останется ли такой организм не­видимым, если его поместить в воз­душную среду.

Ответы.

1. Свет рассеивается и по­глощается водой, поэтому чем глуб­же, тем освещенность меньше. Чтобы лучше видеть, рыбы, обитающие в глу­боких местах, должны иметь большие глаза. На сверхбольших глубинах ца­рит вечная темнота, и рыбы там полу­чают информацию об окружающих предметах не путем зрения, а другими способами; глаза им не нужны.

2. Ви­димо, показатели преломления воды и тела глазного яблока примерно рав­ны; в такой ситуации на поверхности глаза луч света почти не будет прелом­ляться. Чтобы преломление состоя­лось, хрусталик должен иметь боль­шую кривизну.

3. Верхняя часть хрус­талика должна иметь форму линзы (для зрения в воздухе), а нижняя – сферы (для зрения в воде).

4. а) Пока­затель преломления тел этих живых существ, очевидно, такой же, как у воды; поэтому они в воде невидимы; раз глаза видимы, значит их вещество имеет показатель преломления, отли­чающийся от водного, б) В воздушной среде существа станут видимыми, так как будет значительной разница по­казателей преломления тела живого существа и воздуха — свет будет отра­жаться.

 

Задачи для углублённого изучения физики

 

Учитель их может использовать в любой части урока по своему усмотрению.

1. Почему тень от ног на земле от фонаря резко очерчена, а тень от головы более расплывчата? (Ответ: Тень повсюду одинаково отчётлива только от точечного источника. В случае протяжённого источника размеры полутени зависят от расстояния между предметом и экраном. Ноги ближе к земле, чем голова, поэтому область полутени от ног меньше и тень кажется резко очерченной.)

2. Почему сквозь папиросную бумагу можно прочесть текст только в том случае, если бумагу непосредственно наложить на страницу книги? (Ответ: Папиросная бумага рассеивает во все стороны подающие на неё световые лучи. Если бумага находится на некотором расстоянии от текста книги, то расходящиеся пучки света, отражённого от белых участков страницы (между буквами), перекрываются на стороне папиросной бумаги, обращённой к тексту. В результате бумага окажется освещённой приблизительно равномерно, и вследствие рассеяния ею света прочитать текст будет нельзя. Если бумага непосредственно наложена на текст, то освещённость прилегающей к тексту стороны бумаги на будет равномерной. Соответственно интенсивность рассеянного света будет различной в различных участках листа бумаги. Это и позволяет прочесть текст)

3. С помощью небольшого зеркала получают солнечный «зайчик» сначала на стене комнаты, а затем на стене удалённого дома. Почему в первом случае форма «зайчика» соответствует форме зеркала, а во втором нет? (Ответ: Точечный источник света всегда создаёт «зайчик», форма которого определяется формой зеркала. Солнце имеет конечные размеры. Каждый малый участок светящейся поверхности даёт светлое пятно, передающее форму зеркала. Эти пятна от разных участков Солнца накладываются друг на друга и дают более или менее размытую картину. Если поверхность, на которой находится «зайчик», находится далеко от зеркала, то форма светлого пятна не будет зависеть от формы зеркала. Только на небольших расстояниях от зеркала пятно всё же будет передавать форму зеркала, так как углы, под которыми падают на зеркало лучи от различных участков Солнца, мало отличаются друг от друга)

4. Какой высоты должно быть плоское зеркало, подвешенное вертикально, чтобы человек высотой Н видел себя в нём во весь рост? На какой высоте должны располагаться нижний и верхний края зеркала? (Ответ: Н/2. нижний край зеркала должен отстоять от пола на расстоянии, равном половине расстояния глаз от пола. Верхний край зеркала должен находится на высоте, меньшей роста человека на величину, равную половине расстояния от глаз до макушки)

5. С помощью сферического зеркала на экране получено действительное уменьшенное изображение свечи. Как изменится изображение, если закрыть нижнюю половину зеркала? (Ответ: Станет менее ярким, в остальном не изменится)

6. Если лист бумаги полить канцелярским клеем или водой, то сквозь бумагу можно прочесть текст, написанный на другой стороне листа. Объясните почему (Ответ: Бумага частично пропускает свет. Однако вследствие её волокнистого строения и большого числа пор рассеяние света во все стороны очень велико. Поэтому прочесть текст невозможно. Клей или вода, заполняя поры, уменьшают рассеяние света, так как их показатель преломления близок к показателю преломления бумаги. Свет начинает проходить сквозь бумагу, не испытывая значительных отклонений. Вследствие этого текст легко прочесть.)

7. Объясните качественно причины появления двойной радуги. Каково чередование цветов в первой (основной) и второй радуге? (Ответ: Первая (основная) радуга наблюдается благодаря лучам, испытавшим одно отражение внутри капелек воды. При преломлении наиболее сильно отклоняются от первоначального направления фиолетовые лучи. Поэтому внешняя дуга красная, внутренняя – фиолетовая. Вторая радуга вызвана лучами, испытавшими два отражения внутри капелек. Направление на радугу составляет 510 с линией, соединяющей глаз и Солнце. Чередование цветов при двух преломлениях и двух отражениях получается обратным: внешняя дуга – фиолетовая, внутренняя – красная. После двух отражений интенсивность света оказывается ослабленной, вследствие чего вторая радуга обычно менее интенсивна, чем первая)

[10]

 

Глава 9 Заключение

Подобранные экспериментальные задачи максимально сближают теорию с практикой, помогают понять суть необычных явлений, которые, может быть, мы видим каждый день, но не обращаем на них внимания. Они расширяют кругозор, помогают осуществить межпредметные связи, что создаёт целостную картину мира.

Мне кажется, школьникам будет интересно решать такие задачи, ведь они тесно связаны с нашей повседневной жизнью или интересами учащихся. Для их решения не требуется сложных выкладок и долгих расчётов, требуется только провести простейший эксперимент и подумать о сути явления.

Данная подборка не является полной, существует ещё множество хороших качественных экспериментальных задач по этой теме, здесь приведены лишь самые интересные, необычные задачи, учитель может самостоятельно составлять задачи, используя науч­но-популярную литературу, собствен­ные наблюдения, рассказы знакомых.

Также на таких уроках можно использовать количественные экспериментальные задачи. Обычную текстовую расчётную задачу можно превратить в количественную экспериментальную, если школьное оборудование позволяет проверить правильность теоретических расчетов при помощи эксперимента. Следует учесть, что решение такой экспериментальной задачи начинается с планирования эксперимента, который должен быть поставлен для получения количественных данных, нужных для решения задачи. Это положение является одним из принципиальных отличий экспериментальной задачи от текстовой. Количественные экспериментальные задачи всегда вызывают живой интерес учащихся: сойдётся или нет экспериментальные результаты с теоретическими расчётами? Эти задачи воспитывают у учеников критический подход к результатам измерений, привычку обращать внимание на условия, при которых происходит эксперимент, на точность математических расчетов. На практике они убеждаются, что результаты измерений всегда приближенны, что на их точность влияют различные причины. Поэтому, производя эксперимент, необходимо устранять все побочные вредные влияния.

Приведённая выше методика проведения урока решения задач позволяет удерживать внимание всего класса, осуществлять индивидуальный подход, а это очень важно.

Дидактические материалы, приведённые в работе (то есть подборку задач), можно использовать в школе, при проведении уроков решения задач и не только. Это всё на усмотрение учителя, ведь многое зависит от класса, уровня подготовки учеников. Их можно также применить в качестве иллюстраций, подтверждающих правильность и важность сделанных теоретических выводов, для проверки степени понимания учениками изучаемого на уроке материала, для его закрепления, при опросе, в контрольных работах по решению экспериментальных задач, в качестве домашнего задания, в работе физического кружка и на факультативных занятиях, на физических вечерах и так далее.

Я считаю, что наглядность и связь с практикой являются важнейшими инструментами в понимании физических процессов и явлений, поэтому экспериментальные задачи нужно обязательно, и как можно больше использовать при обучении.

Хотелось бы, чтобы такие задачи были подобраны по всем темам школьного курса, это стало бы настольной книгой хорошего школьного учителя, который хочет, чтобы его ученики понимали суть явлений, а не бессознательно подставляли цифры в формулы.

 

Литература:

1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах – М.: Просвещение, 1974.

2. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы – М.: Просвещение, 1981.

3. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 – М.: Просвещение, 1998.

4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике – М.: Просвещение, 1985.

5. Зибер В.А. Задачи-опыты по физике – Л.: Учпедгиз, 1955.

6. Красин М.С. Тематические уроки решения качественных задач. Ж. «Физика в школе» 2003г №1

7. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку – М.: Наука, 1985.

8. Малафеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике 9-11 класс – М.: Школьная пресса, 2003.

9. Мошков С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе – Л.: Учпедгиз, 1955.

10. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. учебник для углублённого изучения физики: Физика Оптика Квантовая физика 11 класс – М.: Дрофа, 2001.

11. Педагогика под ред. Пидкасистого П.И – М.: Российское педагогическое агенство, 1996.

12. Теория и методика обучения физике в школе Общие вопросы под ред. Каменецкого С.Е. и Пурышевой Н.С. – М.: Академия, 2000.

13. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике – М.: Прсвещение, 1972.

14. Физический эксперимент в школе составитель Лисенкер Г.Р. – М.: Просвещение, 1975.

15. Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике – М.: Просвещение, 1977.

16. Шамало Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий – М.: Просвещение, 1986.

17. Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе – М.: Просвещение, 1989.

18. Шодиев Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики – М.: Просвещение, 1987.

 







Date: 2016-06-08; view: 2683; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию