Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа с литературой





Тенденция современного образования – самостоятельное приобретение знаний. Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность. Самостоятельность – это такое качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.

Задачами методических указаний по самостоятельной работе с литературой являются:

· активизация самостоятельной работы студентов;

· содействие развития творческого отношения к дисциплине;

· выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

· управление познавательной деятельностью аспиранта.

Самостоятельная работа аспиранта является основным способом овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения конкретной дисциплины: учебник, учебные и методические пособия и тому подобное. Для самостоятельной работы аспиранту рекомендуется соответствующая основная и дополнительная литература. Самостоятельная работа аспиранта над усвоением учебного материала по конкретной дисциплине может выполняться в библиотеке высшего учебного заведения, учебных кабинетах, компьютерных классах (лабораториях), а также в домашних условиях. Материал дисциплины, предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с материалом, который обрабатывался при проведении занятий.

Умственный труд как оперирование с информацией, может осуществляться в 4-х режимах: ввод, хранение, переработка и вывод информации. Для человека ввод информации осуществляется путем чтения, слушания, визуального восприятия нетекстовой информации. Хранение информации осуществляется памятью, переработка ее – это обдумывание, усвоение, вывод – посредством устной и письменной речи.

Эффективность чтения литературы зависит от внимания, а оно, в свою очередь, зависит от действительной, искренней заинтересованности в материале. Поэтому подготовкой к чтению является некоторая рациональная психотерапия – чтобы путем самоубеждения повысить свою заинтересованность. Новый материал тогда не бывает трудным и скучным, когда в сознании уже есть некоторая предварительная (пусть даже отрывочная) информация по этой проблеме.

Изучая литературу невозможно сохранять постоянно одинаковый темп чтения и усвоения материала, поскольку наступает физическое утомление глаз, устанавливается стопор восприятия прочитанного, что требует небольшой зарядки

Полезны для сохранения и укрепления зрения следующие упражнения:

1. Подставить солнечным лучам закрытые глаза – до 5 минут.

2. Несколько раз подряд смотреть то на кончик носа, то на переносицу – до 10 повторений.

3. Расслаблять мышцы хрусталика – «раздваивать» изображение на сетчатке в определенном ритме – несколько раз.

4. Легонько постукивать пальцами по закрытым глазам, также надавливая на глазное яблоко – это способствует активизации кровообращения.

5. Вращать глазами по максимально возможной орбите – до 5 раз в ту и другую сторону.

6. Смотреть пристально, не мигая, на очень мелкий предмет (точку) до появления слез.

Правила самостоятельной работы с литературой:

1. Самое главное научиться выделять в изучаемом материале главное. Учебник для аспиранта чаще всего – «слишком подробный». Дефицит времени не позволяет ему вникнуть во все подробности излагаемой там проблемы. Для того, чтобы изучить главное, необходимо выделить в материале «опорные пункты», основные смысловые положения, выделить как бы каркас изучаемой проблемы. Именно, эту функцию выполняет для аспиранта лекция, т. к. на ней преподаватель дает квинтэссенцию, концентрат всего материала по проблеме.

2. Не переходить к последующему, не усвоив предыдущего. Этот общий совет подходит больше при изучении строго формального материала. Если же материал не носит такого характера, то последующее чтение часто помогает понять предыдущий материал. Необходимо перестроится от привычки беглого, рассеянного, поверхностного чтения (если оно не ознакомительное), а читать углубленно и осмысленно, продумывать то, что прочитано, делать записи.

3. При чтении необходим частый, но короткий (чтобы не утратить сосредоточенности сознания) отдых. Обычно стихийный мыслительный процесс протекает по ассоциативному закону, т. е. последующая мысль вызывается по ассоциации (чаще всего не осознаваемой) с предыдущей мыслью. Это и является самым серьезным препятствием для сосредоточенного размышления. Мысль постоянно ускользает, отвлекается от предмета размышления. Только немногие люди способны концентрировать мысль, подавляющее большинство ощущают острую неудовлетворенность от своей рассеянности при размышлении и обдумывании. Рассеянию внимания способствует неправильная организация умственной работы. При напряженной умственной работе необходим отдых. Отдых для ума – это, прежде всего, движение, любое физическое упражнение, но лучше размеренное, ритмичное. Отдыхом является также переключение на любимое занятие, хобби.

4. При чтении следует выделить в материале так называемые опорные пункты, которые потом первыми будут приходить на память (основные определения, ведущие формировки). Опорные пункты надо связывать в уме с таким расчетом, чтоб создалась четкая и точная цепочка воспоминаний. При этих условиях заучивание пойдет быстрее и трудное легче уляжется в памяти. По форме, в которой протекают процессы памяти, выделяют моторную, эмоциональную и словесно-логическую память. В зависимости от ведущего положения у отдельных субъектов принято говорить о существовании зрительного, слухового и словесного типов памяти.

5. Важное значение для запоминания имеет повторение. Кривая забывания у человека такова, что повторения более эффективны, если они отделены друг от друга более долгими перерывами во времени, а не следуют непосредственно друг за другом. Установлено, что для того, чтобы информация запомнилась в пассивной памяти необходимо, что она повторилась 10-12 раз. Если же записывать (даже кратко) то, что необходимо запомнить, достаточно 4 раз.

6. Учитывая то, что у человека существует несколько типов памяти, справедливо, что активизация всех видов памяти ведет к улучшению запоминания, неслучайно рекомендуется лекции конспектировать. Хорошо также делать выписки при чтении. При этом вырабатывается навык выделения главного, а также способность к «свертыванию» информации. Вспомним, «что приобретается при чтении посредством пера – превращается в плоть и кровь» /Сенека/

7. Основной путь интеллектуального развития и тренировки памяти это постоянное заучивание наизусть основных формулировок, определений учебного материала.

8. Наше подсознание работает постоянно, но обычно оно занято совсем не тем, что нам полезно. Необходимо управлять подсознанием посредство волевых самовнушений, формулируемых в виде кратких, четких словесных приказов и образных представлений с конкретным указанием задачи и сроков. Наиболее эффективно отдавать эти приказы подсознанию перед сном. Не следует допускать никакого сомнения, приказы должны отдаваться вами с полной верой.

9. Самое главное – это мотивация. Обучение только тогда будет успешным, когда желание учиться и стать специалистом своего дела сильно, глубоко, искренно и постоянно. Тогда мобилизуются все способности, употребляются в дело все ресурсы и резервы, активизируется память и бессознательные сферы психики.

 

Правила концентрации внимания при самостоятельной работе с литературой:

Древнее восточное изречение гласит: «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет как лучник стрелу. Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало – благо». Действительно, мысль наша очень непослушна и с трудом поддается волевому контролю. Только настойчивыми упражнениями можно достичь способности концентрировать и удерживать внимание на предмете изучения, очищая мысль от помех и блужданий. Вот несколько простых начальных упражнений:

1. Взять какой-либо простой предмет (карандаш) и, внимательно рассматривая его, описывать мысленно его во всех подробностях. То же самое делать с каким-либо объектом окружающей обстановки.

2. То же самое делать с простым хорошо знакомым предметом, удерживая его образ в своем воображении. Лучше при этом закрывать глаза. Усложнение: рассмотрев несколько предметов, описывать их затем мысленно.

3. Прочитать страницу (полстраницы, четверть) текста, закрыв глаза, пересказывать. Снова прочитать эту же страницу и пересказывать более подробно.

4. Корректорская проба. Взять небольшой кусочек текста (12-15 строк) и подсчитать в нем количество букв «а» или «о» два раза. Если число букв не совпадает, пересчитывать снова и снова. Усложнение: считать одновременно 2 буквы – «о» и «ш», «а» и «ч».

5. Размышлять о каком-либо объекте (например, о розе), не отвлекаясь ни на что иное, «все о розе». Обнаружив, что мысль перескочила на другое, возвращать ее опять к объекту размышления. Усложнение: думать об абстрактном понятии (благородство, смелость, совесть). Время – 5-20 минут.

6. Стойкость против помех. Сидя или стоя у окна, выходящего на оживленную улицу, смотреть прямо перед собой. Что бы вы ни увидели, стараться оставаться безразличным, не допускать никакой реакции в мыслях на зрительные впечатления. Мысль «липнет» и увлекается впечатлениями, надо ее отучить от этого.

7. Делать упражнения 1-5 в условиях помех, сначала незначительных, затем все более сильных (в автобусе, троллейбусе).

8. Следить за своим свободным потоком мыслей, просто фиксируя скачки мысли. Это упражнение имеет целью научиться видеть свои мысли отдельными от себя. Это очень важно для волевого контроля над мыслями.

Все упражнения на сосредоточение будут более эффективными, если дыхание при этом будет правильным – ритмичным и, по возможности, медленным. Беспорядочное дыхание определяет беспорядочное мышление.

Date: 2016-02-19; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию