Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Темы рефератов по направлениям подготовки





37.06.01 «Психологические науки»

Темы рефератов

1. Обусловленность психологической мысли в странах Древнего Востока особенностями их общественного развития.

2. Достижения психологической мысли в странах Древнего Востока и их обусловленность элементами естественнонаучных представлений об организме и его функциях в восточной медицине.

3. Элементы естественнонаучных представлений об организме и его функциях в восточной медицине и их значение для понимания психики.

4. Психологические учения основных философских школ Древней Индии.

5. Психологические учения основных философских школ Древнего Китая.

6. Материалистическое учение о душе в античной психологии.

7. Идеалистическая психология Сократа и Платона.

8. Психология Аристотеля.

9. Основные достижения античных врачей в исследовании мозга, органов чувств и темперамента.

10. Учение о душе в неоплатонизме (Плотин).

11. Проблема внутреннего мира в поздней античности (Аврелий Августин).

12. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века.

13. Психология Фомы Аквинского.

14. Развитие психологических идей в арабоязычной науке.

15. Возрождение естественнонаучного направления, науки и искусства.

16. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.

17. Проблема метода в рациональной философии Р. Декарта и выделение сознания в качестве атрибута духовной субстанции.

18. Учение о теле и идея рефлекса в объяснении поведения.

19. Решение психофизической проблемы Б. Спинозой. Проблема аффектов и человеческой свободы.

20. Эпифеноменализм в учении Т. Гоббса о сознании.

21. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии сознания.

22. Психологические идеи Г. Лейбница.

23. Развитие понятия об ассоциации идей в трудах Дж. Беркли и Д.Юма

24. Основание первой системы ассоциативной психологии Д.Гартли.

25. Развитие учения Дж. Локка в трудах Э. Кондильяка, Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Д. Дидро.

26. Естественнонаучный подход к сознанию (Ж. Ламетри, П. Кабанис).

27. Значение трудов М.В. Ломоносова для становления отечественной психологической мысли.

28. Психологические идеи А.Н. Радищева.

29. Психология Х. Вольфа и ее критика И Кантом.

30. Психологические идеи И. Канта

31. Психологические идеи И. Фихте о деятельности субъекта и деятельном подходе.

32. Психология Г. Гегеля.

33. Материалистический подход к пониманию психики в философии Л. Фейербаха.

34. Психология И.Гербарта и теория “местных знаков” Р.Лотце.

35. Общая характеристика этапов и направлений в развитии ассоцианизма в XIX в.

36. Классический ассоцианизм Т.Брауна и Дж. Милля. Ментальная химия Дж. Ст. Милля.

37. Кризис ассоцианизма в психологии А.Бэна.

38. Эволюционный ассоцианизм Г.Спенсера.

39. Развитие психологии в рамках философии и естествознания.

40. Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии.

41. Учение о языке и мышлении А.А.Потебни.

42. В.Вундт и становление экспериментальной психологии.

43. И.М.Сеченов и становление научной психологии в России.

44. Структурализм Э.Титченера.

45. Психология акта Ф.Брентано.

46. Психология В.Джемса.

47. Основные направления развития психологии в России.

48. Естественнонаучное направление в России (В.М.Бехтерев, Н.Н.Ланге, И.П.Павлов).

49. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.

50. Возникновение дифференциальной психологии.

51. Тесты способностей и интеллекта, история их создания и применения.

52. Исследования Ф.Гальтона в области способностей и измерения интеллекта. Тесты Бинэ-Симона.

53. Экспериментальная педагогика Э.Меймана. Возникновение педологии.

54. Приложение психологии к области промышленного производства. Возникновение психотехники.

55. Экспериментальные исследования в зоопсихологии.

56. Общая характеристика кризиса в психологии.

57. Этология и бихевиоризм.

58. Гештальтпсихология.

59. Психоанализ З. Фрейда.

60. Индивидуальная психология А. Адлера.

61. Аналитическая психология К. Юнга.

62. Необихевиоризм и его варианты.

63. Французская социологическая школа.

64. Описательная психология.

65. Идеологизация психологии в России в Советский период.

66. Педология и психотехника в России.

67. Поведенческие направления (рефлексология, реактология) в России.

68. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

69. Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна.

70. Учение о деятельности А.Н. Леонтьева.

71. Теория П.Я. Гальперина.

72. Психология установки Д.Н. Узнадзе.

73. Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьева.

74. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в области дифференциальной психологии.

75. Генетическая психология Ж. Пиаже.

76. Концепция психического развития А. Валлона.

77. Гуманистическая психология.

78. Логотерапия В. Франкла.

79. Когнитивная психология.

80. Межкультурные исследования.

81. Проблема исторического развития психики в структурной антропологии К.Леви-Стросса.

По желанию соискателя возможен выбор темы по направлению исследования. Тема должна быть согласована с отделом аспирантуры.

38.06.01 «Экономические науки»

1. Экономическая мысль Древнего мира. Ксенофонт. Платон. Аристотель..

2. Экономическая мысль Средневековья. Августин Блаженный, Ф. Аквинский, Ибн-Хальдун.

3. Меркантилизм – теория и практика.

4. Русский меркантилизм.

5. У. Петти (1623–1687) – основоположник классической политической экономии в Англии.

6. Зарождение классической политэкономии во Франции: П. Буагильбер (1646–1714).

7. Учение физиократов. Ф. Кенэ (1694–1774), А. Тюрго (1727–1781).

8. Экономическое учение А. Смита.

9. Экономическое учение Д. Рикардо.

10. Экономические идеи Ж.Б. Сея (1767–1832).

11. Экономические воззрения Ж.Ш. де Сисмонди (1773–1842).

12. Экономическое учение П. Прудона (1809 – 1865).

13. Т. Мальтус – представитель классической политической экономии Англии (1766–1834).

14. Экономические воззрения Д.С. Милля (1806–1873).

15. Марксистская политическая экономия.

16. «Австрийская школа» маржинализма. К. Менгер (1840–1921).

17. «Австрийская школа» маржинализма. О. Бём-Баверк, Ф. Визер.

18. Субъективная направленность теорий первого этапа «маржиналистской революции». У.С. Джевонс (1935 – 1882).

19. «Лозаннская школа» маржинализма. Л. Вальрас, В. Парето.

20. «Американская школа» маржинализма. Д.Б. Кларк. (1847–1938).

21. Теория кредитно-денежного регулирования цикла К. Викселля (1851 – 1926).

22. А. Пигу: экономическая теория благосостояния.

23. Экономические идеи западноевропейской социал-демократии. Э. Бернштейн (1850 – 1932).

24. Экономические идеи западноевропейской социал-демократии. К. Каутский (1854 – 1938), Р. Гильфердинг (1877 – 1941)/

25. Экономические взгляды А. Маршалла.

26. Вклад исторической школы в развитие экономической теории.

27. Зарождение американского институционализма. Т. Веблен (1857–1929).

28. Течения институционализма. Дж.Р. Коммонс (1862–1945), У.К. Митчелл (1874–1948).

29. Французский институционализм. Ф. Перру (1903 –1987): экономика доминирования.

30. Неоклассические теории процента и денег.

31. Теория экономического развития Й. Шумпетера (1883 – 1950)..

32. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

33. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

34. Дж.М. Кейнс и его теоретическая система.

35. Концепция «социального рыночного хозяйства» и «сформированного общества». (А. Мюллер – Армак, В. Репке, Л. Эрхард)..

36. Экономические идеи родоначальника неолиберализма Л. Мизеса.

37. Экономические воззрения Ф. Хайека.

38. Чикагская школа неолиберализма: Ф. Найт (1885 – 1972). Теория «конкурентной экономики».

39. «Неоклассический синтез». Дж. Хикс, П. Самуэльсон.

40. Эволюция взглядов М. Фридмена – лидера монетаристического направления в экономической теории.

41. Неокейнсианские теории экономического роста. Р. Харрод, Е. Домар..

42. «Фрайбургская школа» в Германии и «социальное рыночное хозяйство».

43. Новая институциональная теория (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт, Г. Беккер).

44. Теория «нового индустриального общества» Дж.К. Гэлбрейта.

45. Экономические взгляды И.И. Туган – Барановского (1865 – 1919).

46. Н.Д. Кондратьев: исследование проблем экономической динамики.

47. Экономические модели В.В. Леонтьева.

48. А.В. Чаянов как исследователь крестьянского хозяйства и проблемы кооперации.

49. Традиции отечественной экономико-математической школы.

50. Футурологи об основных закономерностях развития постиндустриальной экономики (Э. Тоффлер, Д. Белл).

 

40.06.01 «Юриспруденция»

1. Мифологические и религиозные представления в Древнем Мире как источники политико-правовой мысли.

2. Основные политико-правовые течения в Древнем Китае.

3. Право и мораль в правопонимании Конфуция.

4. Учение даосизма о государстве и праве.

5. Древнеиндийские учения о государстве и законе.

6. Учение Платона о государстве и законе.

7. Учение Аристотеля о государстве и справедливости.

8. Политико-правовое учение стоиков.

9. Учение Цицерона о государстве и гражданине.

10. Имперская идея Рима и ее отражение в праве.

11. Правопонимание римских юристов (Гай, Ульпиан, Павел, Модестин, Папиниан).

12. Учение Августина Блаженного о церкви и государстве.

13. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

14. Политическая доктрина «Двух мечей» средневековой Западной Европы.

15. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского.

16. Политико-правовая идеология Византии.

17. Политико-правовые идеи средневекового арабского мира.

18. Зарождение идей европейского социализма (XVI – XVII вв.).

19. Политико-правовые взгляды европейской реформации.

20. Политико-правовая мысль западноевропейского Возрождения.

21. Учение Н. Макиавелли о политике и морали.

22. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

23. Учение Г. Гроция о естественном праве и общественном договоре.

24. Учение Т. Гоббса о естественном и публичном праве.

25. Основные направления политико-правовой мысли французского Просвещения.

26. Учение Ш.-Л. Монтескье о государстве и разделении властей.

27. Учение Ж.-Ж. Руссо о республике и суверенитете народов.

28. Борьба за независимость и становление американской политико-правовой мысли.

29. Учение И. Канта о праве.

30. Философия права Г. Гегеля.

31. Либерально-демократические идеи первой половины ХIХ века о праве и государстве.

32. Позитивистское учение о праве и государстве в XIX в.

33. Политико-правовое учение марксизма в XIX – XX вв.

34. Учение Ф. Ницше о государстве и праве.

35. Анархические учения о государстве и праве.

36. Социалистические политико-правовые учения XX в.

37. Неопозитивистские концепции права и государства ХХ в.

38. Теория «возрожденного естественного права» в ХХ в.

39. Неодемократические концепции ХХ в.

40. Политико-правовые идеи средневековой Руси.

41. Спор иосифлян и нестяжателей о государстве и церкви.

42. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

43. Политическая программа Ивана Пересветова.

44. Политическое учение Ивана Тимофеева.

45. Учения о государстве и власти в России во второй половине XVII в.

46. Политические идеи российского абсолютизма.

47. Феофан Прокопович как идеолог реформ Петра I.

48. Политико-правовая идеология России XVIII века.

49. Политическая полемика в России в эпоху просвещенного абсолютизма.

50. Просветительский подход к изучению государства и права С.Е. Десницкого.

51. Политико-правовые воззрения российского радикализма XVIII в.

52. Политические и правовые идеи декабристов.

53. Политические искания П.Я. Чаадаева.

54. Полемика западников и славянофилов о государстве и праве.

55. Учение К.А. Неволина о праве и государстве.

56. Воззрения на государство и право русского утопического социализма XIX в.

57. Политико-правовые воззрения русского народничества.

58. Политико-правовая идеология либерализма в России в XIX – начале XX вв.

59. Консервативная политико-правовая мысль в России в XIX – начале XX вв.

60. Учение В.С. Соловьева о нравственном государстве и праве.

61. Философия права П.И. Новгородцева.

62. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.

63. Политическая идеология большевизма.

64. Учение Н.И. Бердяева о «царстве духа и царстве кесаря».

65. Официальное советское правопонимание.

66. Современные отечественные теории правопонимания.

 

 

44.06.01 «Образование и педагогические науки»

1. Общечеловеческие ценности как основы идеалов воспитания.

2. Источники изучения первобытного воспитания. Концепции зарождения воспитания.

3. Цели и содержание воспитания на ранних этапах развития человечества.

4. Зачатки образования в странах Древнего Востока. Жреческие, дворцовые, военные школы.

5. Появление группового, коллективного начала в воспитании подрастающего поколения.

6. Расцвет педагогической мысли и педагогической практики в Древней Греции и Риме.

7. Спартанская система воспитания.

8. Афинская система воспитания и ее отличие от Спартанской системы.

9. Философы Древней Греции о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель).

10. Воспитание и школа в Византии. Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение.

11. Воспитание и школа на Средневековом Востоке.

12. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

13. Взгляды чешского педагога Яна Амоса Коменского.

14. Византийское влияние на образование и воспитание Киевской Руси.

15. Философско-педагогические идеи киевского метрополита Климента Смолятича (XII в.).

16. Ярослав Мудрый о роли знаний и воспитания.

17. Вклад в развитие образования Ивана Федорова, Федора Ртищева, Василия Бурцова, Симеона Полоцкого.

18. Первая славяно-греко-латинская академия. Первые школы в средневековой Руси (до IX в.).

19. Классическая педагогика Нового времени. Идеи немецкой классической философии в трудах И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта. Г. Спенсера.

20. Классики немецкой философии И.Кант, Ф. Шлейермахер, И.Г.Фихте, Г.В.Гегель. Значение их идей в педагогике.

21. Социалисты-утописты Ф.М.Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн о педагогике и образовании.

22. Национальная секуляризированная система образования и педагогическая мысль в первой половине XIX века в России.

23. Педагогические взгляды В.Ф. Одоевского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского.

24. Роль Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского в развитии образования.

25. Школа Л.Н. Толстого, его педагогические воззрения.

26. Особенности развития школы и педагогики в России в конце XIX - начале XX века. (Труды по педагогике В.П. Вахтерева, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта).

27. Школьные реформы на рубеже XIX – XX веков.

28. Развитие высшего образования в начале XX века.

29. Развитие профессионального и технического образования в начале XX века.

30. Значение трудов Н.А. Бердяева и В.В. Розанова в развитии педагогики.

31. Изменения в системе образования в зарубежной школе и педагогике в первой половине XX века. Основные педагогические течения (Э. Дюркгейм, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер, Б.Рассел и др.).

32. Школа Марии Монтессори.

33. Педагогика прагматизма (Джон Дьюи).

34. Школа и школьная политика в первые годы советской власти. Деятельность Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского по развитию советской школы.

35. Реформы образования в довоенное время.

36. Педагогическое творчество В.Н. Шульгина.

37. «Основы педагогики» С.И. Гессена.

38. Творчество А.С. Макаренко, П.П. Блонского в области педагогики и образования.

39. Оригинальные концепции образования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.

40. Развитие образования после II мировой войны.

41. Особенности развития образования в условиях политических изменений эпохи перестройки и перехода к рынку.

42. Система развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова.

43. Развитие образования и педагогики в России и за рубежом на современном этапе.

44. Школьные системы за рубежом. Специфика мирового образовательного пространства. Глобализация образования.

45. Место российской системы образования в мировом образовательном пространстве.

46. Идеи гуманизации и демократизации образования. Интеграция образовательных систем.

47. Тенденции развития образования в России и за рубежом.

48. Болонский процесс и модернизация российского образования.

49. Технологии дистанционного и электронного обучения.

50. Инновационные технологии и их специфика.

51. Технологии интенсивного обучения.

52. Система профессионального образования в России на современном этапе.

 

47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»

 

1. Значение истории философии для человеческой культуры и для самой философии.

10. Диалогическая форма сочинений Платона и платоновская диалектика.

11. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские эле­менты. Мир идей, мир вещей, мир чисел.

12. Аристотель, его жизнь и сочинения. Энциклопедический ум Аристотеля. Синтезирование различных областей знания. Теоретическая и практическая философия.

13. Этика и социальная философия Аристотеля.

14. Эпикур и эпикуреизм: единство физики и этики.

15. Неоплатонизм. Своеобразие философии Плотина.

16. Патристика как философия раннего Средневековья. Разделение на раннюю, зрелую и позднюю патристику.

17. Аврелий Августин и его «Исповедь»: многовековое влияние на теологию, философию, культуру в целом. Августинизм в средневековой философии (Дунс Скот).

18. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.

19. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль.

2. Значение истории науки для конкретной научной деятельности и истории философии для профессионального творческого философствования.

20. Специфические особенности философии Нового времени по сравнению с философией предшествующих и последующих периодов.

21. Р. Декарт: единство науки и философии.

22. Философия Спинозы как единство гносеологии, антропологии и
этики.

23. Отражение эпохи войн и революций в социальной философии
Т. Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возникновении государства, собственности в философии Гоббса и Дж. Локка.

24. Философы XVII в. о роли общественного договора, о правах человека, разделении властей и веротерпимости.

25. Г В. Лейбниц: путь от механицизма к динамической картине мира. Лейбниц как ученый и философ.

26. Историческая роль философии Просвещения.

27. Немецкая классическая философия как (относительно) единое философско-культурное образование. Особенности немецкой классической мысли.

28. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.

29. «Критика чистого разума» — великое философское произведении И. Канта.

3. Разделение истории философии на исторические этапы. Регионально-культурные образования. Философские направления и школы.

30. Учение И.Г. Фихте о человеке. Деятельная сущность человека. Свобода и равенство — главные социальные ценности.

31. Вклад Ф.В. Шеллинга и диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга.

32. Философская система зрелого Гегеля, ее основные разделы и их внутреннее подразделение.

33. К. Маркс как идеолог, политик, экономист и роль философии в обосновании идеологии марксизма.

34. Специфические особенности русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры.

35. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова.

36. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в философских дискуссиях.

37. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.

38. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева.

39. Философское учение Н.А. Бердяева. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм).

4. Античная философия, ее специфика.

40. Философия жизни, новая онтология, новый мистицизм С. Франка. Учение об идеальном бытии.

41. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского.

42. Позитивизм в философии.

43. «Философия жизни» и ее формы.

44. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на развитие философии XIX—XX в.

45. Неокантианские школы и их критическая ревизия философии И. Канта.

46. Феноменологическая философия Э. Гуссерля и его последователей. Причина ее усиливающегося влияния.

47. Экзистенциалистская философия в XX в.

48. Драма жизни и философия М. Хайдеггера. «Бытие и время» и основные проблемы онтологии XX—XXI вв.

49. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.

5. Первые греческие мудрецы. Преднаучное и предфилософское знание в их синтезе.

50. Отношение к науке и технике в философии XX в. Антитеза сциентизма и антисциентизма.

51. «Постмодернизм» в философии и культуре.

52. Современные споры по проблемам либерализма, прав и свобод человека, социальной справедливости, правового государства.

53. Современная философия науки и ее связь с историей философии,

54. Современные дискуссии о причинах кризиса социалистической идеологии и её исторической судьбе.

55. Консервативная идеология как предмет научных споров.

56. Современная идеология глобализма и её альтернативы в отечественной литературе.

57. Современная философия о социокультурных основаниях экологической идеологии.

58. Идейно-культурное разобщение элиты и масс (по работе Ортега-и-Гассета «Восстание масс»).

59. Социальные и гносеологические основания возрождения религиозных идей в философии христианства.

6. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии: ионийские философы, Гераклит, элейцы, атомисты, Эмпедокл, Парменид, Зенон.

60. Философская антропология М. Шелера: критический анализ.

61. Общефилософские принципы понимания сущности человека в марксизме.

62. Пессимистическая философия истории О. Шпенглера.

63. Отечественная философия о сциентизме и антисциентизме.

64. Отечественная философия о религиозном ренессансе в России.

65. «Западнические» и «славянофильские» тенденции в современной российской мысли.

66. Проблема человека, гуманизма и социальной справедливости в марксизме.

67. Русский космизм (по работам А.Л. Чижевского, Э.К. Циолковского, В.И. Вернадского).

68. Место экзистенциализма в духовной жизни современного общества.

7. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии. Пифагорейский союз.

70. Социально-политическая доктрина современного католицизма.

71. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.

8. В чем специфика древнегреческого атомизма? «Атом» как результат
видоизменения понятия первоначала. Значение понятия «атом» для истории науки.

9. Сократ, его жизнь, мученическая смерть, идеи его устного учения.
Влияние Сократа на человеческую мысль.

1. Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования.

2. Взаимодействие традиций и новаторства в развитии науки.

3. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

4. Внутренняя и внешняя этика науки.

5. Внутри дисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке.

6. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

7. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.

8. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

9. Герменевтика как методология.

10. Герменевтика как теория интерпретации.

11. Гипотеза как форма развития научного знания.

12. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

13. Глобальные революции и смена типов научной рациональности. Сущность классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности.

14. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

15. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов: состояние и перспективы.

16. Гуманитарные основания естествознания.

17. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

18. Дедукция как метод науки и его функции.

19. Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики.

20. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

21. Динамика научного знания, модели роста.

22. Дифференциация и интеграция наук как закономерность их развития. Ускорение развития наук.

23. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

24. Зарождение и развитие научных представлений о единстве мира и эволюционных идей в XIX - начале XX вв. Значение в этом трудов М.Фарадея, Д. Максвелла, М. Шлейдена, Т. Швана, Ю. Майера, Д.Джоуля, Э. Ленца, Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина, Генделя.

25. Знание как неотъемлемое свойство и условие существования человека и общества.

26. Значение эпистемологии для научного познания.

27. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.

28. Идеалы и нормы научного исследования.

29. Идеи герменевтики и современная эпистемология.

30. Изменение мировоззренческих ориентации (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

31. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Включенность их сознания, систем их интересов и ценностей в объект исследования социально - гуманитарных наук.

32. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.

33. Использование социологических методов в социально-гуманитарных науках. Современная социометрия и структурно-функциональный анализ.

34. Исследование общества как совокупности присущих ему свойств.

35. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая.

36. Картина мира в гуманитарном познании.

37. Классики естествознания и их вклад в философию науки.

38. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки.

39. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия.

40. Концепция личностного знания М. Полани.

41. Концепция науки К. Поппера.

42. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

43. Концепция развития науки Т. Куна.

44. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

45. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.

46. М.Вебер о интерпретации в учениях о культуре.

47. Методологическая роль парадигмы в теоретическом познании.

48. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня.

49. Методы философского анализа науки.

50. Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и философского знания.

51. Мировоззренческая роль классического естествознания в новоевропейской культуре. Основные положения Ньютоновской механистической картины мира.

52. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.

53. Натурфилософские корни физики.

54. Наука как познавательная деятельность, система знаний, социальный институт и особая сфера культуры.

55. Наука - основа развития современного общества.

56. Наука в зеркале социобиологии и экологии.

57. Наука в культуре современной цивилизации.

58. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

59. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

60. Наука и искусство.

61. Наука и культура: механизм взаимовлияния.

62. Наука и общество: формы и взаимодействия.

63. Наука и политика.

64. Наука и философия.

65. Наука и ценности.

66. Наука и экономика.

67. Наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила.

68. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции.

69. Научная рациональность.

70. Научные коллективы как субъекты науки, их виды и способы организации деятельности.

71. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций.

72. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знания.

73. Научный анализ деятельности как основы и специфического способа существования социального.

74. Неклассическая наука и ее особенности.

75. Обоснование закона как главная цель теоретического исследования.

76. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Философская герменевтика.

77. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.

78. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.

79. Основания науки, их современные модели. Идеалы и нормы исследования.

80. Основания профессиональной ответственности ученого.

81. Основные механизмы этического регулирования биомедицинских исследований.

82. Основные философские парадигмы в исследовании науки.

83. Особенности древневосточной преднауки.

84. Особенности науки как социального института.

85. Особенности современного этапа развития науки.

86. Перспективы научно-технического прогресса.

87. Позитивистская традиция в философии науки.

88. Понимание научной революции в отечественной философии и методологии науки.

89. Понятие «социальная» и «гуманитарная» наука. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

90. Понятие метода научного исследования и методологии. Классификация методов.

91. Понятие социокультурного фонда науки, его функции в развитии науки.

92. Постмодернистская философия науки.

93. Постнеклассическая наука.

94. Постпозитивистские модели развития научного познания.

95. Предмет и структура методология науки.

96. Преемственность в развитии научных знаний, ее сущность и объективная основа. Традиции и новаторство. Редукционизм в научном познании.

97. Применение социальной диалектики в анализе исторического процесса.

98. Природа и функции метода научного познания.

99. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант, В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, К.Поппер.

100. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.

101. Проблема детерминизма в биологии.

102. Проблема детерминизма в биологии.

103. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

104. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

105. Проблемные ситуации в науке, их основные признаки. Соотношение проблемы, гипотезы и теории.

106. Проблемы понимания и объяснения в научном познании.

107. Развитие логических форм научного мышления в средневековых университетах. Западная и Восточная средневековая наука.

108. Развитие науки в концепции П. Фейерабенда.

109. Рациональное и иррациональное в научном познании.

110. Роль и функции науки в инновационной экономике.

111. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

112. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия.

113. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

114. Синхронный и диахронный способы передачи научных знаний. Коммуникация и трансляция как типы научного общения. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

115. Системность и синергетика - новые парадигмы методологии науки.

116. Скептицизм и познаваемость мира.

117. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющимся социокультурном контексте.

118. Соотношение науки и паранауки.

119. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни.

120. Соотношение эмпирических, теоретических и общелогических методов и приемов исследования.

121. Социальная и интеллектуальная ответственность ученого.

122. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Роль философских категорий в освоении новых типов системных объектов. Прогностическая функция философского знания.

123. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

124. Специфика научного знания.

125. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

126. Специфика понятийного аппарата философии науки.

127. Способы передачи ценностей и моральных норм от предыдущего поколения к последующему.

128. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

129. Становление отечественной экономической мысли.

130. Структура научного познания.

131. Структура философии науки как области философского знания.

132. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

133. Теоретизация и диалектизация науки. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.

134. Теоретические модели, их основные характеристики и роль в познании явлений действительности.

135. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса.

136. Типы научных теорий, их основные функции.

137. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

138. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации в современной науке.

139. Философские основания и особенности математических и логических исследований.

140. Философские проблемы науки и методы их исследования.

141. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.

142. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

143. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

144. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

145. Функции государства в управлении развитием науки.

146. Характеристика развитой (зрелой) научной теории. Классификация языков науки.

147. Эпистемологический релятивизм.

148. Этические проблемы науки.

149. Этические проблемы публикации результатов исследований.

150. Этос науки. Этические проблемы современной науки.

151. Язык как средство построения и развитие науки.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию