Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Топливно-энергетический комплекс и его безопасность и антитеррористическая защищённость как объект уголовно-правовой охраны





топливный энергетический безопасность

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.

Топливно-энергетический комплекс – это обширная система, которая включает в себя различные отрасли промышленности, осуществляющие добычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетических ресурсов (нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биологических и других), а также перерабатывающие эти первичные ресурсы в топливную и электрическую энергию или моторное топливо.

На всех этапах развития цивилизации энергетика являлась и продолжает оставаться главной составляющей всякого производственного процесса. На смену мускульной энергии человека и животных или механического двигателя в виде водяного колеса пришла паровая машина, использовавшая сначала дровяное, а позднее угольное топливо. С конца 19 в. началось развитие техники электрического тока и двигателей внутреннего сгорания. В 20 веке минеральные виды топлива (нефть, газ, уголь, горючие сланцы) и электроэнергетика стали основой мирового промышленного производства и научно – технического прогресса. Степень энерго- и электровооружённости – один из главных факторов, определяющих уровень экономического и технического развития каждой страны.

Для Российской Федерации состояние топливно-энергетического комплекса особенно важно. Топливная промышленность является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливная промышленность связана со всеми отраслями промышленности страны. На развитие ТЭК расходуется более 20% денежных средств, приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции Российской Федерации.[3]

34% мировых запасов природного газа приходятся на долю России. Топливно-энергетический комплекс обеспечивает более половины всех поступлений в бюджет страны. Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов ТЭК определяет общее состояние национальной безопасности Российской Федерации, влияет напрямую и косвенно на все сферы жизни общества, на его социально-экономическую и политическую стабильность.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, благоприятно способствующая формированию промышленности, росту городов и посёлков.

В связи с этим обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, является одним из направлений государственной антитеррористической политики (п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.)[4]

Объекты топливно-энергетического комплекса – это промышленные и производственные объекты, относящиеся к электроэнергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также к нефтепродуктообеспечению, теплоснабжению и газоснабжению. К объектам нефтяной промышленности относятся нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов и т. п.; к объектам газовой промышленности относятся предприятия, осуществляющие геологоразведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры; к объектам электроэнергетики относятся тепловые электростанции, атомные электростанции, гидроэлектростанции, прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции и др.), электрические и тепловые сети, самостоятельные котельные и т. п.

В зависимости от ключевых характеристик закон выделяет типы объектов топливно-энергетического комплекса:

– Линейные объекты топливно-энергетического комплекса – система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

– Охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса – здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– Потенциально опасные объекты топливно-энергетического комплекса – объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

– Критически важные объекты топливно-энергетического комплекса -объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.[5]

Объекты ТЭК относятся, как правило, к опасным объектам, и вопросы их безопасности жестко регламентируются действующим законодательством о промышленной безопасности и охране труда, экологической и пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

6 июля 2011 года принят Федеральный закон №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».[6] Данный закон направлен на защиту объектов ТЭК от незаконного вмешательства и определяет общие принципы обеспечения безопасности, полномочия органов власти, права, обязанности и ответственность владельцев объектов ТЭК. Требования к обеспечению безопасности различаются в зависимости от важности объекта, степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, его возможных последствий.

Для этого проводится категорирование объектов ТЭК, при котором учитываются:

1) информация о том, является ли объект ТЭК критически важным объектом для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;

2)масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;

3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса

4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;

5) наличие на объекте уязвимых мест.

В зависимости от степени потенциальной опасности и важности объектов ТЭК, им присваивается одна из трёх категорий:

1) объекты высокой категории опасности;

2) объекты средней категории опасности;

3) объекты низкой категории опасности.

«Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.»[7]

По окончании категорирования объекты включают в реестр объектов ТЭК. Ведает данным реестром федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

Контролирует обеспечение безопасности объектов ТЭК уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Кроме того, ещё на стадии проектирования и строительства объектов ТЭК субъект обязан предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению возможных последствий чрезвычайных ситуаций. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов ТЭК по определённой Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» форме, в которых указывается характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Кроме того, паспорт включает в себя перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, которые проводятся либо собственно субъектом, либо в содействии с федеральными органами исполнительной власти (в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 ФЗ), либо только федеральными органами исполнительной власти.

Паспорт безопасности объекта ТЭК должен быть утверждён руководителем субъекта ТЭК при обязательном согласовании с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации.

Нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В последние годы можно отметить ужесточение требований безопасности и антитеррористической защищённости, повышение требований к системам охраны и физической защиты, информационной безопасности объектов ТЭК, требований к персоналу, ответственному за обеспечение безопасности объектов.[8]

В частности, Федеральным законом №257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[9] от 21.07. 2011 года в Уголовный кодекс РФ введена статья 217.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса». В соответствии с данной статьёй «нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба:

1. наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей».[10]

Кодекс об административных правонарушениях так же дополнен. Введена статья 20.30 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», предусматривающая за нарушение указанных требований и воспрепятствование их соблюдению (в том числе руководителями субъекта ТЭК) наложение на граждан административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, а на должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет).[11] При этом правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Помимо прочего, Правительством Российской Федерации и Министерством энергетики разработан и введён в действие целый ряд подзаконных актов, регламентирующих порядок применения отдельных положений действующего законодательства по категорированию и ведению реестра объектов ТЭК, разработке паспортов безопасности объектов и др. Работа в этом направлении ведётся постоянно, многие акты находятся в стадии разработки и согласования, так что в ближайшем будущем можно ожидать и других изменений.

По мнению участников Всероссийской Конференции «Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса», прошедшей 6 декабря 2012 года в Москве, хотя в России и создана нормативная правовая база для реализации ФЗ №256, ряд вопросов нормативно-правового характера до сих пор не решён. По мнению участников конференции необходимо гармонизировать требования ФЗ-256 с законодательством в области противодействия терроризму, обеспечения защиты государственной тайны и с законодательными актами, регламентирующими функционирование отдельных категорий объектов ТЭК. А для качественной и эффективной реализации положений ФЗ-256 в части оснащения, дооснащения и переоснащения объектов ТЭК инженерно-техническими средствами охраны, безопасности и антитеррористической защиты представляется целесообразным законодательно предусмотреть переходный период. Мы видим, что работа по данному направлению ведётся, и вопросам безопасности и защищённости объектов ТЭК уделяется всё больше внимания. Тем не менее, темпы проведения этих работ разнятся в зависимости от субъекта РФ. Различны и уровни продвижения проектов. Представители крупных предприятий, входящих в состав ТЭК России, видят причины такого положения вещей как в нечёткости некоторых формулировок, так и в завышенности многих требований к системам охраны и физической защиты, информационной безопасности объектов ТЭК, а также требований к персоналу, ответственному за обеспечение безопасности объектов ТЭК. Не менее важная причина кроется в том, что не была должным образом проведена проверка экономической эффективности и затрат, связанных с реализацией требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

 


Глава 2. Юридический анализ состава преступного нарушения требований безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК (ст. 217.1 УК РФ)

Date: 2016-02-19; view: 2329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию