Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. Как научить слепого ребенка говорить
Мать и близкие люди свое общение с незрячим ребенком должны постоянно строить так, чтобы предупредить отставание в его речевом развитии, отмечающееся у незрячих многими специалистами. Это входит в профилактические мероприятия, обеспечивающие нормальное психическое (в том числе и речевое) развитие ребенка. Общение на всех этапах раннего развития ─ основное условие развития речи ребенка. С самого раннего возраста общайтесь с ним, вызывая ответную реакцию. Слепой малыш лежит в кроватке, не реагируя на окружающий мир, ─ склонитесь к нему, говорите ласковые слова, модулируя (играя) голосом, Приучайте его к тому, что через ваш голос и интонацию к нему идет теплота, радость. Поднимайте при этом его ручку и подносите ее к вашему лицу, поглаживая его ручкой свое улыбающееся лицо с расслабленной мускулатурой. Ваша настойчивость приведет к ответной реакции ребенка. Он улыбнется. Своей теплой рукой, добрыми пальцами помогите ему удержать эту улыбку и расслабить мышцы его лица. У ребенка появится рефлекторная тяга к подражанию. Именно она и манипулятивные действия в последующем помогут сформировать предречевые реакции, а потом и речь. Ребенок начинает гулить. Делайте это вместе с ним, тем самым активизируя его ответную реакцию. Не забывайте о добрых и выразительных интонациях. Соедините процесс гуления как выражение доброго расположения ребенка с манипулированием подвешенными над кроваткой игрушками. Делайте это своей и его рукой. Игрушки слепому ребенку старайтесь подбирать звучащие. В период лепета утверждайте, подтверждайте, ласкайте слух ребенка своей речью, но сами не переходите на его лепетную “речь”. Иначе вы будете стимулировать лепет и надолго задержите развитие на этой стадии. Говорите с ребенком нормально, расширяя по мере возможности его круг общения с окружающим миром, выражая своими интонациями отношение к предметам, которые вы начинаете вводить в обиход ребенка. Они должны быть достаточно досягаемыми для него. Взяв ребенка на руки, пройдитесь по комнате, держа его ручку в своей, поглаживайте, ощупывайте предметы, называя их. Он будет при этом гулить. Поддерживайте его, поощряйте мягкими выражениями “да”, “вооот воот”, “хорошая” и т. д. Если среди окружающих предметов есть звучащие, то старайтесь подражать их звучанию. Играйте голосом, т. е. меняйте тембр, модуляцию, его направление. Всеми этими действиями вы разрушаете стену, которая стоит между слепым ребенком и окружающим миром, и насыщаете его информативный “голод”. Вы оречевляете окружающий мир. По этому пути следуйте и на этапе овладения собственно речью.Нопри этом не используйте “пустых” слов, за которыми нет реального мира, иначе в последующем это может вызвать вербализм его знаний, т. е. ребенок научится множеству слов, не зная, что за этим стоит. На данном этапе не увлекайтесь тренажом звуков. Незрячий ребенок, как и всякий другой, должен пройти этап возрастного физиологического косноязычия. Звук приобретает смысл только в слове. Пускай даже этим словом будет звуковое или слоговое обозначение. Например: гудение ─ “у─у─у”, течение струи воды ─ “с─с─с”, передачи игрушки в руки ─ на” и т. д. Последующие возможные звуковые нарушения ребенка вы будете предупреждать в общении с ним с помощью своей чистой речи, чистым говорением. Условия, которые обеспечивают нормальный ход речевого развития, предусматривают развитие и неречевых процессов, имеющих значение для речевой функциональной системы. Ваш ребенок слепой или слабовидящий? Помогите ему в развитии общей моторики. Вместе с ним походите от окна к двери, размахивая правой и левой рукой, покатайте мяч от руки к руке, вытягивайте руку вперед, назад, вниз, над головой. Переложите флажок из руки в руку. Покажите все эти упражнения, а потом дайте задание. Развивайте моторику рук ребенка. Для этого у вас дома должны быть “волшебные мешочки” с предметами разной величины, которые ребенок будет тренироваться доставать и называть. Приобретите мозаику различной величины, бусы, пирамидки различной сложности, матрешки. Нужны точность, ускорение темпа их разборки и сборки. Вместе с ребенком вы говорите, что он делает. На последующих этапах он сам оречевляет свои действия. Не забывайте о развитии речевой моторики, мимики и жестикуляции. Выполняйте следующие упражнения: помогите ребенку вытянуть губы вперед, сделать улыбку; уложить широкий─узкий язык; поднять кончик языка вверх на верхние зубы и верхнюю губу, уложить его на нижнюю губу; покачать язык “маятником” и поиграть им в “болтушку”. Делайте все это в игровой форме, продлевая время каждого упражнения и переключая движения губ и языка. Поглаживая рукой ребенка свое лицо, а затем его, продолжайте учить его улыбке, мягкости и спокойствию. В процессе обучения ориентировке в пространстве (по специальной методике) научите ребенка действиям и словам “вниз-вверх”, “ближе-дальше”, “справа-слева”, “впереди-позади”. Желательно проводить обучение в процессе игры “Где спрятано?”, начиная с малого пространства и постепенно расширяя его. Из картонки вырежьте квадрат и широкую полоску. Для закрепления понятий давайте ребенку различные задания: “Положи квадрат вверху (над полоской), внизу, сбоку, посередине”. Во время игры побуждайте ребенка рассказывать о своих действиях. При этом останавливайте его, если он говорит скороговоркой, быстро или слишком медленно и монотонно, показывая, как следует говорить (нормальный темп, мягкий тембр голоса, выразительность). Маленького ребенка нужно сразу учить правильно дышать, чтобы не поднимались ключицы, не выступала вперед грудь. Дыхание не должно быть прерывистым. Проконтролировать правильность дыхания можно рукой в нижней части груди и в области диафрагмы. Нормальное дыхание ─ непременное условие развития связной речи. Обучение речи также проводится в процессе домашней игры, при бытовом общении. Например, научить понимать речь можно следующими заданиями: “Покажи, где игрушки, одежда, посуда”; “Посади зайчика на стул”, “Возьми тарелку и ложку”. По картинкам (рельефным сюжетным) ребенок обучается пониманию распространенных предложений, а по вопросам “Кто изображен?”, “Что делает?”, “Где находится?” ─ соотношению между членами предложения. Беседуйте с ребенком по текстам различных сказок, задавайте вопросы, тем самым обучая его пониманию текста сказок. Обучайте ребенка развернутой речи (как диалогической, так и монологической). Ребенок должен научиться в беседе называть свою фамилию, имя, возраст, адрес, состав семьи; описывать свои игрушки и составлять предложения по опорным словам. Задавайте ему следующие вопросы (и, если нужно, в самом начале помогите ответить): “Что это?”, “Для чего это нужно?”, “Как с ним играть?” Сформируйте у ребенка обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, обувь, одежда, посуда. С помощью игрушек, прогулок нужно сформировать такие понятия, как транспорт, магазин, животные дикие и домашние, птицы, насекомые, цветы, грибы. По мере накопления словаря для развития связной речи необходимо обучать слепого ребенка грамматически правильно оформлять высказывания. Задавайте ему вопросы и приучайте отвечать: “Что делает рыба?” ─ “Рыба плавает”; “Что ты сделал?”, “Что ты будешь делать?”. С помощью продуктов питания, игрушек и других предметов, а также действий учите малыша определять и говорить: горький─сладкий, входит─выходит, красный─белый, колючий─гладкий и т. д. Если ребенок не владеет понятием цвета, не отчаивайтесь. Ведь, взрослея, он прочитает много книг, а в них говорится о голубом небе, зеленой траве, черных тучах и т. д. Ощущение теплоты, мягкости, ласковости, гладкости он будет соотносить с мягкими красками розового, белого, нежно-зеленого, а жесткости, шершавости, твердости ─ с понятиями коричневого, черного и т. д. Для овладения словоизмененением и словообразованием используйте игры, игрушки, предметы: “У меня был карандаш, а теперь нет карандаша”, “Шар красный и платье красное”, “Саша играл на барабане, Саша (девочка) играла на барабане”, “Девочка идет в лес. Девочки идут в лес”, “Что ты сделал?” ─ “Написал”, “Что ты делаешь?” ─ “Пишу”, “Что будешь делать?” ─ “Напишу”. “Стол ─ столы”, “Кровать ─ кроватка”, “Дом ─ домик”, “Ложка ─ ложечка”, “Утка ─ утята”, “звери ─ зверята”, “дерево ─ деревянный”, “стекло ─ стеклянный”, “резина ─ резиновый”, “ушел─пришел─вышел─пошел”, “У стола, на столе, под столом”. Оперируя этими грамматическими категориями, ребенок под вашим руководством и по вашему заданию “рассказать”, “описать” все больше будет овладевать самостоятельной монологической речью. При этом все время старайтесь своей речью дать ребенку образец чистого произношения звуков. Он ведь подражает вам. Если у него есть не совсем “чистые” звуки, то он начинает делать так (говорить), как вы. Если не получается, он чувствует, что его не понимают. Старается, но не получается опять. Помогите ему. Учитывая, что у слепых детей страдает формирование речедвижений по подражанию (они не видят, как при произношении складываются губы, зубы), можно применять механическую помощь, доступно сравнивать артикуляцию звуков с образами предметов и движений. Постоянно применяйте элементы занимательности. Например: звук “ш”. С помощью своих пальцев вытяните губы ребенка вперед трубочкой. С помощью пальцев, поднятых горсткой вверх (ладонью вверх), покажите положение кончика языка за верхними зубами (чашечкой). Ощущением струи воздуха на тыльной стороне кисти руки обозначается струя воздуха, которая “шипит”, как пар. Далее ─ игра в паровоз. При нарушении произношения звука “ц” кончик языка “стучит молоточком”; звука “ж” ─ жужжание жука и т. д. Нужно приучать детей слушать звуки и различать их. Для этого в игре подбирайте слова, чтобы по произношению они отличались одним звуком, а значение их было разное: мишки ─ мышки, миска ─ мишка, уточка ─ удочка, коса ─ коза, зуб ─ суп, катушка ─ кадушка, малина ─ Марина. Если вы будете следовать нашим советам, то успех обеспечен. Примеров этому множество. Вера М., 6 лет. Поступила в детские ясли-сад с 4 лет. Родилась от первой беременности в 8,5 месяцев, из близнецов. Вес при рождении ─ 2750 г. Родилась абсолютно слепая (у первой девочки из близнецов зрение нормальное). Зрительный диагноз: врожденная тотальная слепота с катарактой правого глаза, нистагмом и синдромом Курца. Причина слепоты не установлена. Развитие раннее: сидеть, по словам матери, начала рано, ходит с года, гуление и лепет своевременные. Говорить начала в год. Кроме простудных заболеваний ничем не болела. По данным медицинской карты: физическое и нервно-психическое здоровье в норме. Дома воспитывалась до 4 лет. Своевременно была обучена самообслуживанию. Родители уделяли много внимания общению с девочкой, привитию всех необходимых навыков. Девочка рано была приобщена к игре с детьми. Развитие речи Веры: при проверке звукопроизношения обнаружена единичная замена (ш, ж ─ с, з). Слуховая дифференциация звуков есть. Понимание речи окружающих полное. Самостоятельная речь отличается высокой степенью развернутости и образности. В рассказах много сравнений. Например, на вопрос “Чем тебе нравится зима?” дала следующий ответ: “Зима мне нравится тем, что можно из снега делать много разных фигур. Например, снежную бабу, собаку, зайца, крепость. Когда лепят снежную бабу, то сначала делается большой снежный, шар. Потом ─ шар поменьше. А потом для головы ─ шар еще поменьше. А для снежной собаки туловище лепится из снега узкое и длинное ─ как огурец”. Речь эмоционально окрашена. Рассказывает девочка с большим чувством и обстоятельно, фантазирует. Вставляет множество добавлений. Целенаправленная педагогическая работа в семье и затем в коллективе специального детского сада обеспечили высокий уровень речевой и психической готовности ребенка к переходу в условия школьного обучения.
Литература В о л к о в а Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. ─ Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. И в а н о в а В. К. Работа логопеда в детском саду для детей с нарушениями зрения // В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. ─ М., 1978. Х в а т ц е в М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. ─ М., 1957.
Date: 2016-02-19; view: 553; Нарушение авторских прав |