Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конкурентных преимуществ и их виды





 

На уровне предприятия рассматривается понятие «конкурентное преимущество». Исследованию сущности понятия «конкурентное преимущество» посвящено много работ, что свидетельствует о наличии значительного разнообразия позиций. Согласно первой позиции [3, с.232] конкурентные преимущества рассматриваются как характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами с позиции эксклюзивной ценности, которая дает преимущество над конкурентами. При этом подчеркивается то, что конкурентные преимущества не следует отождествлять с потенциальными возможностями, которые могут и не осуществиться. Конкурентные преимущества уже являются фактом, они уже приносят реальный результат, то есть конкурентное преимущество предприятия трактуется как результат более эффективного, чем у конкурентов, управления процессами формирования и развития таких качественных и количественных свойств продукта, которые представляют ценность для покупателя [4]. Процессы формирования и развития конкурентных преимуществ продукта реализуются функциональными сферами деятельности предприятия: производственной, финансово - инвестиционной, маркетинговой, научно - исследовательских разработок (НИР) и инновационной. Также подчеркивается определенная ценность, но указывается на возможности и пути ее вступления.

Имея противоречия эти подходы характеризуют не только внутреннюю экономическую сущность конкурентных преимуществ, но и возможные источники их получения.

Довольно часто для определения конкурентных преимуществ используют другие понятия теорий конкуренции и конкурентоспособности. Так, иногда конкурентное преимущество трактуют как преимущество, высокую компетентность предприятия по сравнению со своими конкурентами, основанную на достигнутом уровне конкурентного статуса, достаточности и эффективности использования конкурентного потенциала [12, с. 7]. При определении конкурентного преимущества применяются понятия конкуренции, конкурентного статуса, конкурентного потенциала и т.д., взаимосвязь которых нуждаются в детальном исследовании.

Потенциал предприятия традиционно рассматривается как совокупность всех ресурсов предприятия и создаваемые ими возможности для производства конкурентоспособных товаров [20, с.236]. Конкурентный же потенциал организации определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке (удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточно высокий уровень рентабельности) в перспективе [9, с.26]. То есть необходимым условием развития конкурентных преимуществ предприятия является достаточность его конкурентного потенциала, как одного из видов потенциала предприятия [3].

Другие известные ученые утверждают, что основной предпосылкой достижения конкурентных преимуществ предприятия является его «конкурентный статус» [5, 7]. А.П. Градов под понятием конкурентного статуса предлагает рассматривать понимание того, «как делать, какими средствами, чтобы сохранить конкурентное преимущество» [1, с.159]. Причем это понятие охватывает не только позицию предприятия на рынке (в отрасли), но и степень владения им определенных сравнительных преимуществ. «Конкурентный статус определяется конкурентной позицией предприятия и является предпосылкой для достижения определенного уровня конкурентных преимуществ» [20, с. 237], а конкурентная позиция определяется положением субъекта хозяйствования на рынке и отождествляется с величиной рыночной доли того или иного предприятия [9, с.107].

Таким образом, конкурентная позиция предприятия «отражает конкурентные отношения, результаты конкурентной борьбы и является основанием для существования того или иного предприятия в конкурентной среде» [20,с с. 237]. Портер также подчеркивает, что доля рынка связана с конкурентной позицией, но лидерство в той или иной отрасли является не причиной, а следствием получения определенных конкурентных преимуществ.

Достаточно интересным является следующее определение: конкурентная позиция предприятия - место предприятия в конкретных сегментах рынка внешней среды относительно конкурентов [6, с. 5]. В целом соглашаясь с этим видением отметим, что целесообразным было:

во-первых, конкретизировать вид рынка;

во - вторых, не подчеркивать наличие внешней среды, что является объективной реальностью;

в-третьих, в результате значительной динамичности современных экономических процессов необходимо учесть временную составляющую.

Исходя из вышесказанного конкурентную позицию предприятия следует определять как место предприятия на данном сегменте потребительского рынка в данный период времени.

Следует четко понимать, что наличие конкурентных преимуществ у предприятия - это уже реальность, это реализованные возможности предприятия. Чтобы возможность стала действительностью необходимы два фактора: действие конкретного закона и наличие соответствующих условий [14, с. 215]. Возможности предприятия определяются его потенциалом, который под действием законов развития рынка и влиянием факторов внутренней и внешней среды реализуется в конкурентных преимуществах предприятия.

Традиционно конкурентные преимущества разделяют по источникам возникновения на внутренние и внешние.

Под внешними конкурентными преимуществами понимают преимущества предприятия в удовлетворении тех или иных потребностей потребителя, то есть они воспроизводят ценность для потребителя: качество, цена, соотношение качества и цены и т.д..

Внутренние конкурентные преимущества характеризуют ценность для предприятия-производителя и основаны на процессах формирования конкурентных преимуществ предприятия во всех функциональных сферах его деятельности [13, с.9].

Таким образом, к внутренним конкурентным преимуществам целесообразно относить те, которые

во-первых, формируются во внутренней среде на базе наличия определенных ресурсов и компетенций, которыми располагает предприятие;

во-вторых, обеспечиваются более эффективным по сравнению с конкурентами использования этих ресурсов и компетенций.

А внешние конкурентные преимущества является отражением внутреннего на рынке, они проявляются во внешней среде, а обеспечиваются сформированными внутренними преимуществами.

Решение по формированию, сохранению и развитию конкурентных преимуществ принимает руководство предприятия основываясь как на специфике внутренних бизнес-процессов, так и на особенностях внешней среды, которые определяются совокупным действием его факторов в пределах конкретного этапа циклического развития мировой и национальной экономических систем. Поэтому приоритетность тех или иных видов конкурентных преимуществ для предприятий изменяется во времени и пространстве.

Важнейшая задача управления предприятием в рыночных условиях функционирования заключается в обеспечении предприятием возможности достижения необходимой преимущества перед другими конкурентами. Те предприятия, которые используют и развивают нематериальные активы в конкурентной борьбе, как показывает опыт зарубежных стран, оказываются сильными, стабильными, прибыльными. В связи с этим развитие нематериальных преимуществ предприятий является важной стратегической задачей, требующей своевременного решения. Деловой репутации не свойственны идентифицируемость и обособленность, поскольку каждое предприятие является уникальным, имеет индивидуальные свойства, то каждому из них присущи специфические способы и инструменты формирования деловой репутации. Однако, несмотря на индивидуальность подходов и способов формирования деловой репутации предприятиями, они все обосновывают собственные разработки, сознательные или бессознательные поступки для формирования деловой репутации, опираясь на определенные общенаучные концепции развития нематериальных активов.

Деловая репутация занимает ключевое место в формировании устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Это подтверждается многими исследованиями и практической деятельностью предприятий.

На рис. 1.1 приведено место деловой репутации в достижении главной цели - прибыльности предприятия. Репутация предприятия является одним из трех ключевых составляющих формирования доходности предприятия. Таким образом, опираясь на опыт мировых производителей, можно утверждать, что деловая репутация предприятия не только имеет экономическое значение и сущность, но и является одним из ключевых элементов в достижении цели любого предприятия - получение прибыли. Полезно иметь деловую репутацию крепкого в финансовом отношении, эффективно управляемого и кредитоспособного предприятия, если приходится брать займы в банках.

Стабильность и деловая репутация влияет на размер займа, проценты, которые необходимо уплатить, другие экономические условия. В узком прикладном ракурсе положительная деловая репутация дает возможность получить больший объем заемных средств под меньшие проценты и залог. Иными словами, деловая репутация прямо пропорциональна капитализации и кредитоспособности предприятия и обратно пропорциональна рискам на нее.

 

прибыльность
Развитие деловой репутации
Социальные аспекты
Экологические аспекты
Финансовые аспекты
Минимизация риска
Эффективное использование ресурсов

 


Рисунок 1.1 – Место деловой репутации в прибыльности предприятия [11, с.117]

 

Деловая репутация предприятия, как и другие нематериальные активы предприятия, редкая по своей природе. Она возникает не в результате прямого и разового вложения средств, а благодаря длительному и систематическому созданию, присвоению редкости объекта создания или использования. Значение деловой репутации для предприятий заключается в возможности получить определенные экономические преимущества от ее использования. Экономические преимущества можно выразить в виде дополнительных основательных надбавок к стоимости товара или услуг.

В процессе проведенное теоретического исследования выявлено наличие связи между базовыми понятиями теории конкурентоспособности и обоснованно его векторную направленность, что представлено на рис. 1.2.

Обязательные   условия
Конкурентный потенциал: с помощью чего делать (наличие совокупности возможностей и эффективность их использования)
Конкурентный статус: как делать, каким способом (использование наиболее эффективных путей и процессов)
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА (КОНКУРЕНЦИЯ)
 
 

 

 


Рисунок 1.2 – Взаимосвязь основных понятий теории конкурентоспособности [18, с. 147]

 

На основе рассмотренного материала можно сделать такие выводы:

во-первых, конкурентные преимущества предприятия возникают лишь в процессе динамического и непрерывного соперничества между экономически независимыми субъектами рынка в условиях ограниченных ресурсов есть в конкурентной среде в процессе конкуренции;

во-вторых, конкурентные преимущества возникают, формируются, сохраняются и увеличиваются благодаря высокой компетентности предприятия по сравнению со своими конкурентами, которая обеспечивается его конкурентным статусом, который получен путем достаточного и эффективного использования конкурентного потенциала;

в-третьих, конкурентные преимущества предприятия, а точнее их совокупность, обеспечивает определенный уровень конкурентоспособности данного субъекта хозяйствования, определяет его конкурентную позицию и конкретном рынке или его сегменте;

в-четвертых, содержание определенного уровня конкурентоспособности в течение длительного периода времени способствует устойчивой конкурентной позиции и обеспечивает конкурентостойкость предприятия и определенном рынке или его сегменте.

 

 

Date: 2015-12-12; view: 844; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию