Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ финансового состояния предприятия. Одно из важнейших условий успешного управления предприяти­ем — анализ его финансового состояния, поскольку результаты дея­тельности в любой сфере





Одно из важнейших условий успешного управления предприяти­ем — анализ его финансового состояния, поскольку результаты дея­тельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия. Именно для эффектив­ного управления финансами необходимо систематически проводить финансовый анализ, основным содержанием которого является ком­плексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупнос­тью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кру­гооборота и способность предприятия финансировать свою деятель­ность на определенный момент времени. Проводится анализ финансо­вого состояния предприятия с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность предприятия успешно работать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, поддерживать свою платежеспо­собность и финансовую устойчивость свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Анализ финансового состояния предприятия необходим для:

1) выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние;

2) выявления изменений показателей финансового состояния;

3) оценки количественных и качественных изменений финансово­го состояния;

4) оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени;

5) определения тенденций изменений финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния делится на внутренний и вне­шний, цели и содержание которых различны.

Внутренний финансовый анализ – это исследование механизма форми­рования, размещения и использования капитала с целью поиска ре­зервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования.



Внешний финансовый анализ–это исследование финансового со­стояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.

Собственники предприятия анализируют его финансовое состоя­ние для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансо­вые отчеты для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Та­ким образом, субъектами анализа могут выступать как непосредствен­но, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприя­тия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся:

1) существующие и потенциальные собственники средств предпри­ятия, в том числе акционеры, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;

2) существующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

4) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов;

5) персонал предприятия, интересующийся данными анализа фи­нансового состояния предприятия с точки зрения стабильности уровня заработной платы и перспектив работы на данном предприятии;

6) руководители предприятия.

Вторая группа субъектов финансового анализа – это те, кто непос­редственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако изу­чение финансового состояния предприятия им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности.

К этой группе относятся:

1) аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгал­терской отчетности существующим правилам с целью защиты интере­сов инвесторов;

2) консультанты по финансовым вопросам, которые на основе ре­зультатов анализа финансового состояния разрабатывают рекоменда­ции своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию;

3) биржи ценных бумаг, принимающие решения о приостановке деятельности какого-либо предприятия;

4) законодательные органы;

5) юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

6) профсоюзы, заинтересованные в информации о финансовом со­стоянии предприятия для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;



7) пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния предприятия для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

8) торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предприятий для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятель­ности на отраслевом уровне.

Финансовое состояние предприятия выражается в соотно­шении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприя­тия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучениепричин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчиво­сти и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относитель­ных финансовых показателей, разбиваются на следующие ана­литические блоки:

1) структурный анализ активов и пассивов;

2) анализ финансовой устойчивости;

3) анализ платежеспособности (ликвидности);

4) анализ необходимого прироста собственного капитала.

Таким образом, финансовый анализ – это непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово – кредитной системой.

Анализ финансового состояния предприятия характеризуется совокупностью определенных функций, методов и способов функционирования предприятия.

Основными функциями анализа финансового состояния являются:

1) своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

2) выявление факторов и причин достигнутого состояния;

3) подготовка и обоснование принимаемых управленческих реше­ний в области финансов;

4) выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния предприятия и повышения эффективности всей хозяйствен­ной деятельности;

5) прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах ис­пользования ресурсов.

Для того чтобы обеспечить стабильное функционирование пред­приятия в рыночных условиях хозяйствования, его управленческому персоналу необходимо в первую очередь реально оценивать финансо­вое состояние не только своего предприятия, но и существующих и потенциальных партнеров. Для этого нужно владеть методикой оцен­ки финансового состояния предприятия, а также иметь соответствую­щее информационное обеспечение.

Практика анализа финансового состояния выработала основные методы его проведения.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей.

В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных ста­тей баланса за определенный период.

Цель вертикального анали­за – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге балан­са, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет от­ношений отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а так­же сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэко­номическими данными.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (при­чин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть пря­мым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные эле­менты соединяются в общий результативный показатель.

Главными приемами (способами) анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наибо­лее часто применяемыми на практике, являются:

а) анализ производственной структуры экономической системы; производственных процессов, включая анализ системы разделения и кооперации труда работников по выполнению производственных процессов и всей хозяйственной деятельности;

б) анализ структуры управляющей системы, процессов управле­ния (положений об отделах и службах, функционально-должност­ных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и про­цедур, технологии процессов управления данным звеном произ­водства в целом и отдельных технологических циклов управления, рабочих мест в аппарате управления, трудовых процессов);

в) комплексный анализ управления производством с примене­нием различных технических средств для сбора, переработки, хра­нения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета и контроля за ходом производства.

Основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предприятия является финансовая отчетность, представляющая собой формы, показатели и пояснительные матери­алы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятель­ности предприятия. (Приложения 1 – 6). Основным документом, используемым для проведения анализа финансового состояния предприятия, является бухгалтерская отчет­ность, включающая:

1) форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

2) форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

3) форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

4) форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

5) форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

6) форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;

7) пояснительную записку;

8) итоговую часть аудиторского заключения.

Данные бухгалтерской отчетности предприятия должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Таким образом, из этого можно сделать вывод, что важными элементами анализа деятельности предприятия явля­ются структурирование, группировка и классификация отдельных элементов, изучение количественных и качественных характерис­тик, установление критериев и оценка эффективности функцио­нирования предприятия.

 

Вопросы и тесты

1. Охарактеризуйте финансовую систему предприятия, ее структуру и обеспечение.

2. Назовите основные финансовые институты и их функции.

3. Каково значение финансового планирования на предприятии?

4. Какую роль выполняет финансовый контроль на предприятии?

5. В чем заключается содержание финансового менеджмента на предприятии?

6. Охарактеризуйте субъект и объект финансового менеджмента.

7. Сущность финансового рынка и его виды.

8. Основное содержание анализа финансового состояния предприятия.

9. На основании каких документов проводится анализ финансового состояния предприятия?

Тесты

1. Что входит в состав базовых элементов финансовой системы:

а) финансовые фонды, финансовые службы, финансовая политика;

б) финансовые ресурсы, финансовые службы, подсистема управления.

2. К какому инструменту финансового планирования следует отнести ограничение по максимально допустимым расходам на содержание персонала:

а) финансовый показатель;

б) финансовый лимит;

в) контрольная цифра;

г) экономический норматив.

3. Какой из базовых методов финансового планирования наиболее целесообразен для условий предприятия:

а) экстраполяции;

б) программно – целевой;

в) балансовый;

г) математического моделирования.

4. Какой вид финансового документа применяется при планировании целевых затрат по конкретной инвестиционной программе?

а) бизнес – план;

б) смета затрат.

5. Всегда ли процесс оперативного управления должен сопровождаться корректировкой уже принятого решения?

а) всегда;

б) иногда, в порядке исключения;

в) лишь при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия.

6. С каким из базовых элементов оперативного управления наиболее тесно связана потребность в компьютеризации системы управления в целом:

а) информационной базой;

б) нормативно – методической базой;

в) инструментальной базой.

7. К какой форме контроля следует отнести контроль со стороны собственника предприятия?

а) внутреннему;

б) внешнему.

8. Какой метод контроля чаще всего применяет налоговая инспекция?

а) обследование;

б) анализ;

в) проверка или ревизия.

9. Какому виду планирования относится бизнес – план?

а) текущему;

б) долгосрочному.

10. Как называется метод расчета плановых показателей, если планируемая величина показателя заключается в определении количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими:

а) расчетно-аналитический метод;

б) экономико-математическое моделирование;

в) нормативный метод.

 

 






Date: 2016-02-19; view: 812; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию