Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ финансового состояния предприятия. Одно из важнейших условий успешного управления предприятием — анализ его финансового состояния, поскольку результаты деятельности в любой сфере
Одно из важнейших условий успешного управления предприятием — анализ его финансового состояния, поскольку результаты деятельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия. Именно для эффективного управления финансами необходимо систематически проводить финансовый анализ, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность на определенный момент времени. Проводится анализ финансового состояния предприятия с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность предприятия успешно работать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Анализ финансового состояния предприятия необходим для: 1) выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние; 2) выявления изменений показателей финансового состояния; 3) оценки количественных и качественных изменений финансового состояния; 4) оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени; 5) определения тенденций изменений финансового состояния предприятия. Анализ финансового состояния делится на внутренний и внешний, цели и содержание которых различны. Внутренний финансовый анализ – это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования. Внешний финансовый анализ–это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Собственники предприятия анализируют его финансовое состояние для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Таким образом, субъектами анализа могут выступать как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся: 1) существующие и потенциальные собственники средств предприятия, в том числе акционеры, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации; 2) существующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту; 3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом; 4) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов; 5) персонал предприятия, интересующийся данными анализа финансового состояния предприятия с точки зрения стабильности уровня заработной платы и перспектив работы на данном предприятии; 6) руководители предприятия. Вторая группа субъектов финансового анализа – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако изучение финансового состояния предприятия им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся: 1) аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгалтерской отчетности существующим правилам с целью защиты интересов инвесторов; 2) консультанты по финансовым вопросам, которые на основе результатов анализа финансового состояния разрабатывают рекомендации своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию; 3) биржи ценных бумаг, принимающие решения о приостановке деятельности какого-либо предприятия; 4) законодательные органы; 5) юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения; 6) профсоюзы, заинтересованные в информации о финансовом состоянии предприятия для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие; 7) пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния предприятия для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности; 8) торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предприятий для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне. Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучениепричин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей, разбиваются на следующие аналитические блоки: 1) структурный анализ активов и пассивов; 2) анализ финансовой устойчивости; 3) анализ платежеспособности (ликвидности); 4) анализ необходимого прироста собственного капитала. Таким образом, финансовый анализ – это непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово – кредитной системой. Анализ финансового состояния предприятия характеризуется совокупностью определенных функций, методов и способов функционирования предприятия. Основными функциями анализа финансового состояния являются: 1) своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования; 2) выявление факторов и причин достигнутого состояния; 3) подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; 4) выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния предприятия и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности; 5) прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. Для того чтобы обеспечить стабильное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования, его управленческому персоналу необходимо в первую очередь реально оценивать финансовое состояние не только своего предприятия, но и существующих и потенциальных партнеров. Для этого нужно владеть методикой оценки финансового состояния предприятия, а также иметь соответствующее информационное обеспечение. Практика анализа финансового состояния выработала основные методы его проведения. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период. Цель вертикального анализа – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений отчетности, определение взаимосвязи показателей. Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. Главными приемами (способами) анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наиболее часто применяемыми на практике, являются: а) анализ производственной структуры экономической системы; производственных процессов, включая анализ системы разделения и кооперации труда работников по выполнению производственных процессов и всей хозяйственной деятельности; б) анализ структуры управляющей системы, процессов управления (положений об отделах и службах, функционально-должностных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и процедур, технологии процессов управления данным звеном производства в целом и отдельных технологических циклов управления, рабочих мест в аппарате управления, трудовых процессов); в) комплексный анализ управления производством с применением различных технических средств для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета и контроля за ходом производства. Основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предприятия является финансовая отчетность, представляющая собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия. (Приложения 1 – 6). Основным документом, используемым для проведения анализа финансового состояния предприятия, является бухгалтерская отчетность, включающая: 1) форму № 1 «Бухгалтерский баланс»; 2) форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; 3) форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»; 4) форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»; 5) форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; 6) форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»; 7) пояснительную записку; 8) итоговую часть аудиторского заключения. Данные бухгалтерской отчетности предприятия должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. Таким образом, из этого можно сделать вывод, что важными элементами анализа деятельности предприятия являются структурирование, группировка и классификация отдельных элементов, изучение количественных и качественных характеристик, установление критериев и оценка эффективности функционирования предприятия.
Вопросы и тесты 1. Охарактеризуйте финансовую систему предприятия, ее структуру и обеспечение. 2. Назовите основные финансовые институты и их функции. 3. Каково значение финансового планирования на предприятии? 4. Какую роль выполняет финансовый контроль на предприятии? 5. В чем заключается содержание финансового менеджмента на предприятии? 6. Охарактеризуйте субъект и объект финансового менеджмента. 7. Сущность финансового рынка и его виды. 8. Основное содержание анализа финансового состояния предприятия. 9. На основании каких документов проводится анализ финансового состояния предприятия? Тесты 1. Что входит в состав базовых элементов финансовой системы: а) финансовые фонды, финансовые службы, финансовая политика; б) финансовые ресурсы, финансовые службы, подсистема управления. 2. К какому инструменту финансового планирования следует отнести ограничение по максимально допустимым расходам на содержание персонала: а) финансовый показатель; б) финансовый лимит; в) контрольная цифра; г) экономический норматив. 3. Какой из базовых методов финансового планирования наиболее целесообразен для условий предприятия: а) экстраполяции; б) программно – целевой; в) балансовый; г) математического моделирования. 4. Какой вид финансового документа применяется при планировании целевых затрат по конкретной инвестиционной программе? а) бизнес – план; б) смета затрат. 5. Всегда ли процесс оперативного управления должен сопровождаться корректировкой уже принятого решения? а) всегда; б) иногда, в порядке исключения; в) лишь при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия. 6. С каким из базовых элементов оперативного управления наиболее тесно связана потребность в компьютеризации системы управления в целом: а) информационной базой; б) нормативно – методической базой; в) инструментальной базой. 7. К какой форме контроля следует отнести контроль со стороны собственника предприятия? а) внутреннему; б) внешнему. 8. Какой метод контроля чаще всего применяет налоговая инспекция? а) обследование; б) анализ; в) проверка или ревизия. 9. Какому виду планирования относится бизнес – план? а) текущему; б) долгосрочному. 10. Как называется метод расчета плановых показателей, если планируемая величина показателя заключается в определении количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими: а) расчетно-аналитический метод; б) экономико-математическое моделирование; в) нормативный метод.
Date: 2016-02-19; view: 1222; Нарушение авторских прав |