Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема видов и форм финансирования





 

Виды финансирования Формы финансирования
Внешнее финансирование Внутреннее финансирование
Финансирование на основе собственного капитала 1. Финансирование на основе вкладов и долевого участия (акции, доли, паи) – используется собственный привлеченный капитал. 2. Финансирование за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений – используется собственный накопленный капитал.
Финансирование на основе заемного капитала 3. Кредитное финансирование (кредиты, займы, необратимые облигации). 4. Использование кредиторской задолженности.
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала 5. Выпуск обратимых (конвертируемых) облигаций, привилигированных акций, ссуды, на основе предоставления права участия в прибылях. 6. Использование резервных фондов, доходов будущих периодов.

 

За основу характеристики видов и форм финансирования взята схема, предложенная немецкими учеными.

Рассмотрим более подробно некоторые из приведенных выше понятий.

Инвестированный капитал включает уставный (складочный) капитал (фонд) и добавочный капитал.

Уставный капитал образуется в процессе создания предприятия и обеспечивает ему юридическую возможность существования. Он может формироваться из взносов в денежной и натуральной форме. Взносы в натуральной форме должны получить денежную оценку. Для ОАО, ЗАО и ООО его размеры регулируются законодательно. Уставный капитал является первоначальным источником формирования имущества предприятия. Увеличение уставного капитала происходит в результате дополнительного выпуска акций или учета проведенных переоценок основных средств. Увеличение уставного капитала осуществляется в том случае, если чистые активы предприятия становятся меньше уставного капитала, если выкуплена часть акций у акционеров для их аннулирования или при снижении номинала акций.

Формируемые у организации в процессе ее создания средства называются по-разному в зависимости от ее организационно-правовой формы:

- складочный капитал – у хозяйственных товариществ;

- уставный фонд – у государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- паевые взносы – у производственных кооперативов;

- уставный капитал – у всех остальных коммерческих организаций.

У акционерных обществ уставный капитал учитывается по стадиям движения:

1. объявленный капитал – это сумма, записанная в Уставе организации после ее государственной регистрации;

2. подписной капитал – это стоимость акций, на которые произведена подписка;

3. оплаченный – сумма, внесенная участниками;

4. изъятый – сумма стоимости акций, изъятых из обращения путем выкупа их у акционеров.

Добавочный капитал включает:

- средства по переоценке основных средств,

- эмиссионный доход, возникающий у предприятия в случае продажи акций по цене выше номинала,

- ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений.

- Добавочный капитал может использоваться на следующие цели:

1. погашение снижения стоимости основных средств в результате переоценки;

2. увеличение уставного капитала;

3. погашение убытка, выявленного по результатам работы организации за отчетный год (кроме разницы по переоценке основных средств);

4. распределение между участниками организации и т.п.

 

Накопленный капитал включает нераспределенную прибыль и амортизационные отчисления.

Из чистой прибыли формируется резервный капитал (по закону или добровольно); фонд накопления, который вместе с амортизационным фондом формирует инвестиционный фонд; фонд потребления. В свою очередь часть фондов накопления и потребления образуют фонд социальной сферы.

Резервный капитал – формируется за счет чистой прибыли в размере не менее 5% от уставного капитала. Для акционерных обществ и предприятий с участием иностранного капитала его формирование является законодательно обязательным. Резервный капитал используется на покрытие убытков, погашение облигаций и выкупа акций (в случае отсутствия иных средств).

Амортизационные отчисления являются важным источником собственных средств предприятия. Они рассчитываются исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемого имущества (основных средств, нематериальных активов, МБП). В России применяется четыре метода амортизации: линейный, метод уменьшающегося остатка, метод суммы лет полезного использования и метод, учитывающий объем выпускаемой продукции. Предприятие самостоятельно выбирает метод амортизации, но для целей налогообложения должно применять линейный метод.

По целевому назначению амортизационные отчисления предназначены для замены изношенного имущества, по которому они начислены. Но они могут использоваться и на другие цели, т.к. являются частью финансовых ресурсов предприятия. Главное требование при нецелевом использовании этих средств – их наличие в момент необходимости замены изношенного имущества.

Для того, чтобы накопить капитал, нужно осуществлять предпринимательскую деятельность. Основным результатом этой деятельности является выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Существует выручка-брутто и выручка-нетто. Оба вида выручки должны обеспечивать возмещение полной себестоимости продукции (работ, услуг) и получение прибыли от продаж. Но выручка-брутто включает еще и косвенные налоги (НДС, акцизы и другие аналогичные платежи).

Выручка-брутто обеспечивает формирование фонда оплаты труда, фонда возмещения прочих затрат, фонда платежей в бюджет, амортизационного фонда и прибыли от продажи.

На размер выручки от продажи влияет множество факторов, зависящих и не зависящих от предприятия (объем производства в натуральном выражении, цены, качество продукции и ее ассортимент и т.д.). Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг определяется по отгрузке или по оплате. Для целей налогообложения выручка исчисляется по отгрузке, для других целей – по выбору предприятия.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг является только частью получаемой предприятием выручки (поступления, или притока денежных средств), а ее распределение – частью выбытия (оттока) денежных средств. Это связано с тем, что предприятие осуществляет не только основную, но и финансовую, и инвестиционную деятельность.

 

+

Приток денежных средств Вид деятельности Отток денежных средств
- Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг. - Получение процентов по выданным кредитам. Основная деятельность - Заработная плата. - Формирование производственных запасов. - Эксплуатационные расходы. - Выплата процентов по полученным кредитам. - Уплата налогов.
- От продажи внеоборотных активов. - От реализации ценных бумаг. - От погашения ранее выданных долгосрочных кредитов и займов. Инвестиционная деятельность - Приобретение внеоборотных активов. - Приобретение ценных бумаг. - Выдача долгосрочных кредитов и займов.
- От выпуска акций. - От выпуска облигаций Финансовая деятельность - Выкуп собственных акций. - Погашение облигаций. - Выплата дивидендов.

 

Так как каждый поток денежных средств (cash flow) формируется под воздействием разных факторов, необходимо раздельное управление ими путем создания соответствующих центров финансового управления. Это позволяет принимать решения в области финансов предприятия не только по результатам финансовой отчетности, но и прогнозировать денежные потоки, оптимизируя их.

Особое место в финансах предприятия отводится затратам.

Также как и выручку затраты разделяют на издержки от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Структура затрат каждого вида регламентируется во всех странах. Рассмотрим более подробно затраты по обычной деятельности.

Затраты предприятия в нашей стране традиционно группируются по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Затраты по экономическим элементам состоят из материальных затрат, затрат на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) амортизационных отчислений и прочих затрат. Такая группировка затрат позволяет определить потребность предприятия в различных видах ресурсов на определенный плановый период. Но она не дает представления о месте возникновения затрат, без чего невозможно эффективное управление затратами. Такую возможность предоставляет группировка затрат по статьям калькуляции. Она с достаточной степенью точности позволяет определить затраты, возникающие на разных этапах производства продукта с учетом разных уровней управления предприятием. В результате появляется возможность рассчитать технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость продукции. Кроме того эта группировка позволяет разделить затраты на прямые и косвенные. С некоторыми допущениями прямые затраты можно считать переменными, т.е. изменяющими пропорционально изменению объема производства, а косвенные (накладные) – условно-постоянными, которые либо не изменяются в течение определенного периода времени, либо изменяются, но не пропорционально изменению объема производства. В дальнейшем условно-постоянные затраты мы будем называть постоянными.

Деление затрат на постоянные и переменные имеет важное значение в определении критического объема выручки (точки безубыточности, порога рентабельности, мертвой точки), ниже которого предприятие попадает в зону убытков.

Поскольку в теории финансов предприятия выручка и затраты играют вторичную роль, то важен не столько вопрос об их величине, сколько вопрос об их влиянии на прибыль (определение силы воздействия производственного, или операционного, рычага).

Расчет точки безубыточности, запаса финансовой прочности и силы воздействия производственного рычага можно осуществить в виде следующего алгоритма:

1. Определение валовой прибыли (валовой маржи, маржинальной прибыли):

               
   
Себестоимость проданной продукции (переменные затраты)
 
Валовая прибыль (сумма постоянных затрат и прибыли от продажи)
     
 
     
 
 
 

 

 


2. Определение коэффициента валовой прибыли:

 

Коэффициент валовой прибыли =

 

3. Определение точки безубыточности:

 

Точка безубыточности =

 

4. Расчет запаса финансовой прочности:

 

 

               
 
Запас финансовой прочности
   
Точка безубыточности
   
 
   
 
 

 

 


5. Расчет силы воздействия производственного рычага:

 

Сила воздействия производственного рычага =

 

Сила воздействия производственного рычага показывает, на сколько процентов измениться прибыль от продаж при изменении выручки от продажи на 1%.

Таким образом, выручка – это производная затрат. Изменение затрат и их структуры влияет на выручку и ее структуру, а значит и на прибыль. Поэтому финансисты изучают и используют методы воздействия на величину затрат. Но в отличие от других специалистов предприятия их интересует не натуральная величина затрат, они оперируют исключительно их стоимостными значениями. Поэтому к финансовым методам воздействия на затраты относятся не прямое снижение материалоемкости или трудоемкости, а изменение порядка отнесения на себестоимость проданных товаров отдельных видов расходов; определение состава накладных расходов и способов их распределения на единицу продукции; выбор метода оценки и списания производственных запасов на производство (ФИФО, ЛИФО, по средней себестоимости, по фактической себестоимости); определение порядка оценки и амортизации нематериальных активов; выбор метода расчета амортизационных отчислений и т.д.

Очень важным вопросом в финансах предприятия является вопрос о прибыли. В финансовой практике сформировалось два подхода к пониманию роли прибыли в деятельности предприятия:

1. Предприятие всегда ставит своей целью максимизацию прибыли.

2. Для предприятия главным приоритетом деятельности является не столько прибыль, сколько ее производная – максимизация акционерной собственности предприятия. Это англо-американский подход к пониманию роли прибыли, ориентированной только на корпорацию (акционерное общество).

Несмотря на подавляющее преобладание корпоративной собственности в экономике России, данный подход не стал для нас преобладающим. Для нашей страны в большей степени применим подход немецких финансистов (прибыль необходима как воздух, но было бы ужасно жить только для того, чтобы дышать). В нашей отечественной практике этот подход получил своеобразную интерпретацию в виде утверждения – лишней прибыли предприятию не надо. Это связано с чрезмерной жесткостью фискальной политики государства. Поэтому наши финансисты особенно активно используют распределительную функцию финансов предприятия, а объектом выступает выручка от продажи. Так как распределительная функция финансов носит в значительной степени субъективный характер, то распределение выручки полностью регулируется финансовыми менеджерами. В результате можно установить пропорции распределения, минимизирующие или полностью исключающие прибыль из выручки. Но это редко реализуется на практике не только потому, что у нас пока недостаточно квалифицированных финансовых менеджеров, но и потому, что нормально работающее предприятие не может обойтись без прибыли. При этом прибыль имеет разные качественные состояния. Переход из одного состояния в другое сопровождается огромным количеством трансакций. Эти переходы мы рассмотрим с целью определения балансовой прибыли предприятия, используя схему формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Вся прибыль предприятия делится на прибыль по обычным видам деятельности и прочую прибыль. В совокупности они образуют прибыль до налогообложения.

Она образуется следующим образом:

Прибыль (убыток) от продаж + (проценты к получению – проценты к уплате) + доходы от участия в других организациях + (прочие операционные доходы – прочие операционные расходы) + (внереализационные доходы – внереализационные расходы).

Прибыль до налогообложения и налогооблагаемая прибыль – не одно и то же. Налогообложению подвергается прибыль до налогообложения, скорректированная на величину отложенных налоговых активов (+) и отложенных налоговых обязательств (-).

После вычитания текущего налога на прибыль образуется чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Именно она является балансовой прибылью предприятия, т.к. отражается в балансе в составе нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), накопленных предприятием за предшествующие периоды его работы. На покрытие убытка предприятие может использовать средства резервного капитала, добавочного капитала (кроме суммы прироста стоимости основных средств в результате переоценки) или путем доведения размера уставного капитала до величины чистых активов.

Чистая прибыль предприятия распределяется по усмотрению собственников и может направляться на:

1. выплату доходов собственникам в форме дивидендов, доходов на долю, пай;

2. формирование фонда накопления в целях расширенного воспроизводства;

3. формирование фонда потребления для осуществления индивидуальных выплат работникам сверх оплаты по труду;

4. формирование фонда социальной сферы для удовлетворения коллективных социальных потребностей персонала.

5. формирование резервного капитала до достижения им величины, определенной Уставом организации;

6. осуществление благотворительной деятельности, и т.д.

В своей деятельности предприятие использует заемный капитал. В чистом виде заемный капитал поступает на предприятие в виде банковских кредитов и займов.

Банковские кредиты получаются предприятием на осуществление капитальных вложений или под недостаток оборотных средств. В случае отсутствия у предприятия контокоррентного счета отношения с банком строятся на основе кредитного договора.

Для получения кредита предприятие обращается в банк с ходатайством, в котором указывает целевое назначение кредита, сумму, срок пользования, краткую характеристику кредитуемого мероприятия и его экономическую эффективность.

Банк оценивает кредитоспособность потенциального заемщика и свои возможности в предоставлении кредита.

Для оценки кредитоспособности заемщика банк рассчитывает систему коэффициентов по балансу. Количество показателей и их критериальный уровень у каждого банка свои.

В результате оценки банк определяет рейтинг заемщика, в соответствии с которым клиента относят (условно) к 1, 2 или 3-му классу кредитоспособности. Если оценка кредитоспособности заемщика положительная, то подписывается кредитный договор.

Кредитный договор – это документ, регулирующий правовые отношения между банком и заемщиком, связанные с предоставлением и возвратом кредитов.

Содержание кредитного договора:

15. Преамбула.

16. Объект или цель кредитования (вид кредита).

Дается краткое описание цели (объекта) кредитования, например:

- формирование запасов ТМЦ;

- приобретение оборудования;

- освоение новых видов продукции;

- финансирование нового строительства и т.д.

17. Размер кредита. Порядок и сроки предоставления.

Размер определяется в виде твердо фиксированной суммы или в виде максимального размера.

18. Сроки кредитования. Порядок погашения кредита.

Срок от ______________ до _________________.

Может погашаться в один срок или по частям.

График погашения разрабатывается в зависимости от наличия реальных источников его погашения (прибыль, выручка от продажи продукции, активов, ценных бумаг и т.д.)

Погашение кредита производится на основании документа заемщика (платежного поручения, зачисления выручки прямо на ссудный счет минуя расчетный счет). Но может осуществляться и на основании документа банка (требование-поручение, распоряжение банка на бесспорное списание задолженности осуществляется, если расчетный счет и ссудный счет клиента находятся в одном банке).

Возможность и условия изменения сроков погашения должны быть отражены в договоре.

19. Плата за кредит (размер, порядок, сроки взимания).

Плата включает:

- ссудный процент;

- комиссионное вознаграждение банку.

Ссудный процент может быть:

- фиксированным (не изменятся за весь период кредитования);

- плавающим (изменяется в связи с изменением состояния рынка, с изменением ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Комиссионное вознаграждение банку включает оплату услуг банка, в которые входят юридические и консультационные услуги, осуществление копировально-множительных работ, оплату налогов и сборов (в случаях, предусмотренных законодательством), проведение экспертизы, потребление услуг связи и т.п.

20. Обеспечение кредита:

а) залог (оформляется договором)

Виды залога – недвижимое имущество, предприятие в целом, движимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги, инвалюта, товары в переработке и в обороте, имущественные права.

Стоимость залога должна быть больше размера ссуды.

Если залог остается у заемщика, то банк имеет право проверять его наличие, состояние и условия хранения; требовать, чтобы предмет залога был застрахован. Досрочная утеря залога служит основанием для досрочного востребования ссуды банком.

Если залог (ценные бумаги, инвалюта) передается во владение банка, то возникают отношения заклада.

б) поручительство и гарантия.

Оформляется договором поручительства с организацией-поручителем, который обязуется оплатить в срок ссуду в случае, если заемщик не в состоянии сам это сделать в срок. Для этого поручитель предоставляет банку право без предварительного предупреждения списать с его счета сумму неоплаченной ссуды своим распоряжением, или обратить взыскание на другие ценности, принадлежащие поручителю. Заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники.

Особым видом поручительства является гарантия, применяемая для обеспечения обязательства только между юридическими лицами. Оформляется гарантийным письмом. В этом случае ответственность заемщика и гаранта – субсидиарная.

в) Цессия.

Оформляется договором цессии. Это договор переуступки (цессии) в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу (по дебиторским счетам).

г) Страховой полис.

Заемщик добровольно страхует ответственность о выплате ссуды, т.е. своей ответственности за погашение ссуды.

Если заемщик не погашает ссуду в установленные сроки, то страховщик выплачивает банку от 50 до 90% непогашенной суммы, включая проценты.

д) Обеспечительный вексель.

Этот вексель не предназначен для дальнейшего оборота и погашается в момент возврата ссуды. Если возврат ссуды задерживается, то вексель предъявляется к протесту (опротестовывается), и банк в судебном порядке получает свои денежные средства.

ЦБ РФ устанавливает ранжир риска в зависимости от качества обеспечения.

Самым рисковым для банка обеспечением определен страховой полис, а наиболее безопасным – залог государственных ценных бумаг.

Низкое качество обеспечения может быть причиной отказа банка в предоставлении ссуды.

21. Обязанности банка.

22. Обязанности заемщика.

23. Санкции за невыполнение условий договора: несвоевременный возврат и уплата процентов, нецелевое использование, предоставление недостоверных данных об обеспечении и др.

24. Передача прав и обязанностей по договору.

25. Разрешение споров.

26. Порядок вступления в силу и прекращения договора.

27. Прочие условия по согласованию сторон.

28. Юридические адреса, подписи, печати.

Основная сумма долга должна покрываться предприятием за счет оговоренного с банком источника (чаще всего – за счет той части выручки, для получения которой взят кредит). Проценты за кредит покрываются предприятием следующим образом:

1. проценты, рассчитанные по ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на коэффициент 1,1, относятся на себестоимость;

2. проценты сверх суммы, определенной в пункте 1, относятся на финансовые результаты (проценты к уплате).

Например, ставка рефинансирования установлена в размере 14%. Банк установил ставку по кредиту в размере 16%. Предприятие – заемщик относит на себестоимость проценты по ставке 15,4%, а разницу (16,0% - 15,4% = 0,6%) – на финансовые результаты.

Дополнительные финансовые средства предприятие может получить в виде займов. Займы можно получить у других предприятий или путем выпуска облигаций.

Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ее (заемщиком).

В отличии от акции, где инвестор становится одним из собственников компании-эмитента, облигация делает ее покупателя кредитором компании-эмитента.

Облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Это делает их привлекательными для компании-эмитента, т.к. исключает возможность вмешательства их держателей в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика.

В отличии от акции облигации, как правило, выпускаются с высокой номинальной стоимостью, т.е. они ориентированы на богатых инвесторов.

Кроме того, если для акции номинальная стоимость – величина довольно условная, то для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего облигационного займа и по которому они будут гаситься по окончании срока их обращения.

Однако облигационные займы акционерных обществ следует рассматривать как дополнение к заемным средствам, которые получают в виде банковских кредитов.

Кредитным орудием является вексель. С помощью векселя можно оплатить купленный товар или оказание услуги на условиях коммерческого кредита, оформить привлечение дополнительного оборотного капитала. Вексель обеспечивает кредитование покупателя продавцом без посредничества банков и других финансовых организаций. Сумма долга покупателя, составляющая валюту векселя (обозначенную в векселе сумму) включает стоимость товарной сделки и абсолютную величину процентов за коммерческий кредит.

Коммерческие веселя основаны на реальной сделке по купле-продаже товаров и услуг. Их выдача влечет отсрочку платежа.

Финансовые векселя являются непосредственным следствием договора займа, когда получение денег оформляется векселем.

Обеспечительные векселя используются как одна из форм обеспечения своевременности исполнения обязательств по какой-то другой сделке (например, при получении кредита в банке).

Временным источником средств предприятия является кредиторская задолженность (внутренняя форма заемного вида финансирования). В бухгалтерском балансе кредиторская задолженность относится к заемному капиталу. Но это обусловлено специфической отчетности и использования ее для целей финансового анализа. В действительности кредиторская задолженность может быть отнесена к источникам в известной степени условно, т.к. она не обеспечивает предприятие дополнительными средствами, а избавляет его от необходимости эти средства добывать в данный период времени.

Кредиторскую задолженность можно разделить на две части:

1. Задолженность, которую предприятие использует на законных основаниях, не нарушая своих обязательств.

2. Задолженность, которую предприятие использует, нарушая свои обязательства.

Задолженность первого вида относится к так называемым устойчивым пассивам.

К устойчивым пассивам относятся:

4. Минимальная переходная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды (образуется на период от начисления до момента уплаты).

5. Задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции.

6. Задолженность бюджету по налогам, срок начисления и срок уплаты по которым не совпадает.

7. Не входящая в кредиторскую задолженность, но относящаяся к устойчивым пассивам минимальная задолженность по резервам предстоящих расходов, и т.п.

Задолженность второго вида возникает в двух случаях: во-первых, когда предприятие имеет средства для выполнения обязательств, но не делает этого, используя средства в своих целях; во-вторых, когда у предприятия нет средств для выполнения обязательств. В обоих случаях действия предприятия незаконны и влекут за собой финансовые санкции.

В качестве отдельного источника средств предприятия можно выделить поступления средств из государственного бюджета. Если они поступают безвозмездно и безвозвратно в виде субвенций или субсидий, то эти средства становятся собственными привлеченными. Если же средства из бюджета поступают в виде бюджетного кредита, то они относятся к заемным внешним источникам.

Бюджетные средства (субсидии, субвенции) предоставляются на финансирование капитальных и текущих расходов либо путем фактической передачи, либо путем уменьшения обязательств перед государством.

Полученные от государства кредиты предприятие может не возвращать, если оно выполнило ряд условий, поставленных кредитором при выдаче кредита.

Существуют также прочие формы государственной помощи: оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий и др.

Привлекая те или иные источники средств предприятие должно стремится к росту рентабельности собственных источников средств. Рентабельность собственных источников средств (собственного капитала) определяется путем отнесения чистой прибыли к величине собственного капитала. Но для получения чистой прибыли предприятие привлекает и заемные источники, использование которых может как увеличивать, так и уменьшать рентабельность собственного капитала предприятия. Для определения направления воздействия (+, -) рассчитывается эффект финансового рычага (ЭФР) по формуле:

 

ЭФР = () ´ ;

 

где РА – рентабельность активов (имущества) предприятия,

СРСП – средняя расчетная ставка процента,

ЗК – заемный капитал,

СК – собственный капитал.

Финансовый рычаг даст положительный эффект, если (РА – СРСП) > 0. Значит ЭФР увеличит рентабельность собственного капитала. Степень увеличения будет зависеть от соотношения .

Поэтому финансисты предприятия должны внимательно следить за эффективностью использования всех средств предприятия, обеспечивая рентабельность имущества более высокую, чем средний процент по заемным средствам.

Более подробно эти вопросы рассматриваются в финансовом менеджменте.

Имущество предприятия может формироваться за счет всех перечисленных источников. Структура имущества предприятия по бухгалтерскому балансу включает внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы состоят из нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений и прочих внеоборотных активов. Финансирование внеоборотных активов осуществляется за счет основного капитала, включающего собственный основной капитал и долгосрочные кредиты и займы.

Оборотные активы состоят из запасов (сырье, материалы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и т.д.), дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств.

Финансирование оборотных активов осуществляется за счет оборотного капитала, включающего собственный оборотный капитал и краткосрочный заемный капитал (краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность).

Финансирование внеоборотных активов означает осуществление предприятием инвестиционной деятельности. Инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и инвестиции в объекты интеллектуальной собственности.

Прямые инвестиции – обеспечивают предприятию контроль над объектом инвестирования. Они могут осуществляться в виде капитальных вложений и путем приобретения контрольного пакета акций.

Капитальные вложения могут осуществляться по следующим направлениям:

- на замену основных средств;

- на реконструкцию и техническое перевооружение;

- на новое строительство;

- на расширение предприятия.

Капитальные вложения осуществляются с целью обеспечения простого или расширенного воспроизводства.

Простое воспроизводство осуществляется путем замены изношенных основных средств. Его источником являются амортизационные отчисления.

Расширенное воспроизводство осуществляется путем увеличения количества основных средств (экстенсивный рост) или путем приобретения более совершенных основных средств (интенсивный рост). Расширения обеспечивается путем использования части прибыли (фонд накопления).

Если у предприятия недостаточно собственных средств, и оно не может (или не желает) получить долгосрочный кредит, то существует возможность использования механизма лизинга.

Лизинг – это перспективная форма реального инвестирования. Он является долгосрочной арендой движимого имущества, включающей элементы кредитования.

Существует оперативный и финансовый лизинг.

Оперативный лизинг осуществляется специализированными лизинговыми фирмами. Особенности:

5) имущество сдается многим арендаторам, поэтому в ходе сделки с каждым из них лизингодатель покрывает только часть своих затрат, связанных с приобретением имущества, сдаваемого в аренду;

6) срок каждого лизингового договора не охватывает полного физического износа имущества;

7) риск порчи или утери имущества лежит в основном на лизингодателе;

8) по завершении срока лизингового договора с одним лизингодателем имущество возвращается к лизингодателю и может быть опять сдано в аренду или продано.

Оперативный лизинг похож на прокат.

В состав оперативного лизинга включаются:

- рейтинг – краткосрочная аренда (1 день ® 1 год).

- хайринг – среднесрочная аренда (1 год ® 3 года).

Финансовый лизинг в основном осуществляется банками и является своеобразной формой кредита.

Лизингодатель по поручению клиента и у указанной им фирмы приобретает имущество, которое передается клиенту на весь срок службы имущества.

Платежи по лизингу твердо устанавливаются на весь срок договора таким образом, чтобы обеспечить полную амортизацию имущества и получение лизингодателем дополнительной суммы, достаточной для покрытия его расходов и получения прибыли.

Финансовое инвестирование – это вложение средств в ценные бумаги.

Если оно обеспечивает контроль над объектом инвестирования, то относится к прямому инвестированию, если не дает права контроля - то к портфельному.

Этому инвестированию должен предшествовать анализ инвестиционной привлекательности различных ценных бумаг.

В таком анализе может быть два подхода:

3) Оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг с точки зрения их рыночной конъюнктуры. В этом случае изучается спрос и предложение ценных бумаг, динамика объемов операций на рынке по их купле-продаже, динамика курсов. Это более технически легкий и быстрый анализ.

4) Оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг через изучение финансово-экономического положения эмитента и отрасли, к которой от принадлежит.

В отечественной практике сравнение предприятий осуществляет по конкретному набору количественных показателей, которые состоят из пяти групп:

6. Показатели, отражающие эффективность использования и доходность вложенного капитала: норма прибыли, рентабельность активов, оборачиваемость активов, рентабельность продаж, рентабельность производства, доходность акций, рыночная капитализация компаний. Эти показатели характеризуют прибыльность предприятия и качество управления его активами.

7. Показатели финансового состояния предприятия и его устойчивость (платежеспособность, ликвидность).

8. Показатели, характеризующие производственный потенциал предприятия, состав и структуру его имущества и источников его финансирования (доля основных средств в активах, степень их использования и изношенность; доля собственных и заемных источников).

9. Показатели, характеризующие надежность и безопасность вложения средств в ценные бумаги определенного предприятия (риск дебиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, риск банкротства, ликвидационная стоимость на вторичном рынке).

10. Показатели, отражающие перспективы роста стоимости акций, динамику развития отрасли, ее экспортный потенциал (соотношение курсовой стоимости акций и дохода в расчете на одну акцию, доля прибыли, направляемой на развитие предприятия и др.)

Инвестирование на рынке ценных бумаг осуществляется с целью получения дохода и/или обеспечения возможности участия в управлении. В то же время оно связано с риском. Оптимальное сочетание доходности и риска может быть обеспечено путем формирования портфеля ценных бумаг.

Портфель ценных бумаг предприятия – это некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих предприятию, выступающая как целостный объект управления. Он формируется из ценных бумаг различного вида, выпущенных различными эмитентами в разных отраслях, приносящих различный доход и т.д.

Целью формирования портфеля ценных бумаг является улучшение условий инвестирования путем формирования у совокупности ценных бумаг таких инвестиционных характеристик, которых невозможно достичь с позиций отдельно взятой ценной бумаги и возможны только при их комбинации.

В связи с этим происходит постоянное изменение состава и структуры портфеля. В результате в каждый данный момент времени финансовый менеджер достигает оптимального количественного соответствия между прибылью и риском.

В процессе управления портфелем ценных бумаг менеджер должен обеспечивать сохранность первоначального инвестированных средств, достижения максимального уровня дохода, обеспечить инвестиционную направленность портфеля.

Средства, которыми располагает предприятие, могут использоваться для финансирования собственной деятельности (капитальные и текущие расходы), а также для вложения в другие предприятия (финансовые вложения).

Финансовые вложения предприятия могут принести ему дополнительную выгоду в виде дивидендов, процентов, прироста стоимости.

К финансовым вложениям относятся долгосрочное и краткосрочное размещение средств в государственных ценных бумагах; акциях, облигациях иных ценных бумагах других организаций; уставных (складочных) капиталах других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ), предоставленных другим организациям займах; депозитных вкладах в кредитные организации и др.

Под обесценение этих вложений предприятие может создавать резерв.

Идея вложения материальных и финансовых ресурсов в некоторую сферу деятельности с целью получения дохода в течении определенного времени называется инвестиционным проектом.

При осуществление инвестиционного проекта необходимо иметь в виду следующее:

1. Инвестиционное решение может приниматься в условиях, когда есть ряд альтернативных вариантов или взаимно независимых проектов.

2. Так как у предприятия свободные финансовые ресурсы ограничены, то встает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

3. Если инвестирование связано с расширением основной деятельности, то необходимо дополнительно учитывать ряд факторов, связанных с возможным изменением положения предприятия на рынке, возможным освоением новых рынков, доступностью дополнительных средств для инвестирования и т.д.

4. Важен вопрос о размере дополнительных инвестиций, т.к. уровень ответственности по инвестициям в 1 млн. руб. и в 100 млн. руб. различен.

5. В инвестиционной деятельности всегда существует неопределенность. Поэтому часто решения принимаются на интуитивной основе, т.к. какой-либо универсальной методики расчета целесообразности инвестиций, пригодной для всех и на все случаи жизни, нет.

6. Оценка проекта зависит от того, осуществляется он на вновь создаваемом или на уже действующем предприятии.

Прежде чем начать реализацию проекта, нужно определить его жизнеспособность и экономическую эффективность. Для каждого участника инвестиционного проекта критерии его оценки различны, но все критерии можно свести в две группы:

1. Финансовая оценка проекта, т.е. оценка его финансовой состоятельности.

2. Экономическая оценка проекта, т.е. оценка эффективности инвестиций.

Финансовая оценка – это оценка жизнеспособности проекта в принципе. Она должна дать ответ на вопрос о том, является ли проект ликвидным, т.е. способным своевременно и полно (при его реализации) отвечать по имеющимся финансовым обязательствам (т.е. покрывать все выплаты, связанные с его осуществлением своевременно).

Экономическая оценка характеризует привлекательности данного проекта по сравнению с альтернативным использованием средств (на другие проекты, в целях финансового инвестирования вместо реального и наоборот, размещения денег в банке и т.д.)

Экономическая эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат (З) и результатов (R) применительно к интересам участников проекта. Сравнение затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода (горизонта расчета). Расчетный период измеряется количеством шагов расчета, в качестве которых может быть взят месяц, квартал, год.

Так как затраты осуществляются, а результаты получаются разновременно, то необходимо их приведение.

Приведение может осуществляться:

 

1. Путем дисконтирования, т.е. определения настоящей стоимости будущих затрат и результатов. Для этого используется норма дисконта (E) и коэффициент дисконтирования (at)

 

at = ,

 

где E – постоянная норма дисконта;

t – номер шага расчета (t = 0, 1, 2... T);

T – расчетный период.

 

2. Путем механизма компаундинга, т.е. определения будущей стоимости настоящих денег с использованием коэффициента компаундинга (с)

 

с = (1 + E)t.

 

В основном используется механизм дисконтирования, т.к. определить ценность денег легче в настоящее время, чем в будущем.

В оценке инвестиционного проекта используются следующие показатели (в скобках даются западные аналоги):

1. Чистый дисконтированный доход – ЧДД (NPV).

 

ЧДД =

 

ЧДД должен быть больше 0.

Это официальный алгоритм расчета ЧДД. Но так как затраты участников проекта подразделяются на первоначальные (капитальные вложения и текущие (эксплуатационные), то более точный расчет обеспечивает использование другой формулы:

ЧДД2 = ,

где - текущие расходы;

Et – ставка банковского процента по вкладам (для новых предприятий) или норма рентабельности активов (для действующих предприятий);

Kt – капитальные вложения, распределенные во времени;

i – уровень инфляции.

Если капитальные вложения осуществляются единовременно, формула принимает вид:

 

ЧДД3 =

 

ЧДД – это эффект от реализации проекта.

2. Индекс доходности – ИД (PI)

Индекс доходности характеризует эффективности проекта, т.к. является относительным показателем.

 

ИД1 =

 

ИД2 =

 

 

ИД3 =

 

ИД должен быть больше 1.

3. Внутренняя норма доходности – ВНД (IRR)

ВНД – это такая норма дисконта (ЕВН), при которой ЧДД = 0.

Используется для оценки целесообразности получения кредита для реализации проекта.

4. Срок окупаемости – минимальный временной интервал от начала осуществления проекта до момента времени, за пределами которого интегральный эффект становится неотрицательным.

Важную роль в деятельности предприятия играют оборотные средства. Хотя затраты предприятия покрываются за счет выручки, но до ее получения источником текущих затрат являются именно оборотные средства.

Разрыв во времени (лаг) от момента потребления производственных запасов до продажи готовой продукции может быть значительным. Это требует формирования оборотных средств в определенном размере.

Занижение величины оборотных средств приводит к перебоям в производственном процессе, к ухудшению финансового состояния предприятия, а завышение – к непроизводительному замораживанию средств, которые могли бы быть более рационально использованы для получения дополнительного дохода.

При планировании оборотных средств могут быть использованы аналогический и коэффициентный методы и метод прямого счета. Наиболее точно потребность в оборотных средствах определяется при использовании метода прямого счета. Этот метод является очень трудоемким, требует высокой квалификации экономистов, привлечения к расчетам работников многих служб предприятия. Используется при организации нового предприятия и при периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующего предприятия. Главным условием его использования является тщательная проработка вопросов снабжения и производственного плана предприятия.

В основе определения потребности в оборотных средствах лежит величина производственных затрат. При расчетах должны соблюдаться два условия. Во-первых, чтобы применительно к конкретным условиям снабжения производственные запасы были минимальными. Во-вторых, чтобы производственные запасы обеспечивали бесперебойную работу предприятия, т.е. были достаточными.

Соблюдение обоих условий позволяет говорить, что производственные запасы оптимальны.

В перспективных расчетах нужно, кроме того, учитывать фактор роста цен (инфляцию).

При использовании метода прямого счета осуществляется оптимальное нормирование оборотных средств.

На нормально работающем предприятии наибольший удельный вес занимают оборотные средства, обслуживающие процесс производства и начало реализации (продажи). Поэтому при нормировании особое внимание уделяется сырью и материалам, незавершенному производству и готовой продукции на складе. В современных условиях в нашей стране возрастает значение нормирования дебиторской задолженности.

По большинству элементов оборотных средств частный норматив определяется путем умножения нормы запаса в днях на однодневный расход по данному элементу (определяется по плановой себестоимости или по плановым затратам на элемент).

Нормы запаса, из-за трудности расчета, используются в течении ряда лет и изменяются в связи с изменением условий производства, снабжения, сбыта и т.д.

Нормы запаса по отдельным элементам оборотных средств учитывают:

3) по сырью, материалам, покупной таре, покупным полуфабрикатам и т.д. - время нахождения в пути (транспортный запас), время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование и т.д. (подготовленный запас), время нахождения на складе (текущий запас) и страховой запас (в % от текущего);

4) по незавершенному производству – длительность производственного цикла.

5) по готовой продукции на складе – время, необходимое для упаковки, маркировки, подборки по ассортименту, на накопление до размера транспортной партии и т.д.

6) по запасным частям – или то же, что по сырью и материалам, или в расчете на 100 или 1000 руб. стоимости оборудования, и т.д.

На норму запаса (а значит и на норматив) оборотных средств влияют конкретные условия работы предприятия: длительность производственного цикла; периодичность запуска материалов в производстве; время подготовки материалов для производительного потребления; отдаленность поставщиков и потребителей; частота, равномерность и комплексность поставок; скорость перевозок и результативность работы транспорта; система и формы расчетов, скорость документооборота.

Важной характеристикой эффективности использования оборотных средств предприятия является их оборачиваемость. Существует три показателя оборачиваемости:

4. Коэффициент оборачиваемости (Коб.)

 

Коб. =

 

Показывает количество оборотов оборотных средств.

5. Продолжительность одного оборота (Д)

 

Д =

 

или .

 

6. Коэффициент закрепления – показатели, оборотный коэффициенту оборачиваемости.

В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств может происходить их высвобождение, а в результате замедления оборачиваемости – дополнительное вовлечение в оборот.

При недостатке собственного оборотного капитала для формирования оборотных средств предприятия используются заемные источники.

К таким источникам относятся:

2. Операции банков с векселями:

а) вексельные кредиты банков, например, учет векселей.

Банк учитывает только векселя, основанные на товарных и коммерческих сделках. В процессе учета векселя банк принимает вексель, выдает сумму векселя до срока платежа по нему удерживая в свою пользу определенную сумму, которая называется учетным процентом, или дисконтом.

Величина дисконта (С) определяется по формуле:

 

С =

где В – сумма векселя, руб.;

Т – срок (в днях) до наступления платежа по векселю;

П – годовая учетная ставка процента (%).

б) выдача ссуд под залог векселей. Выдается в размере от 60 до 90% номинальной суммы векселя.

Выдача ссуд под залог векселей может носить как постоянный, так и разовый характер.

При постоянном характере выдачи ссуд банк открывает специальный ссудный счет. Это делается только для клиентов с постоянным оборотом. Так как специальный ссудный счет является онкольным (до востребования), то банк в любой момент может потребовать полного или частичного погашения ссуды, а также ее дополнительного обеспечения.

Разовые ссуды под залог векселей выдаются банком с простого ссудного счета. Срок и размер ссуды зависит от срока погашения векселя и его номинала, т.к. при выдаче разовых ссуд объектом залога выступает каждый отдельный вексель.

в) комиссионные операции банка с векселями включают операции, при которых обязанностью банка является получение или содействие в получении денег от векселедателя и передача их векселедержателю.

г) кредиты с использованием собственных векселей банка.

2. Факторинг.

Факторинг – это комиссионно-посреднические услуги, оказываемые специализированной фирмой или факторинговым отделом банка в процессе осуществления клиентом расчетов за товары и услуги, и сочетающиеся, как правило, с кредитованием его оборотных средств. Это факторинг с финансированием, когда факторинговая фирма, а чаще факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента с немедленной оплатой 80-90% стоимости отгруженных товаров. Оплата услуг включает комиссионные за инкассацию счетов и проценты по факторинговому кредиту. В условиях неплатежей оплачиваться может сумма меньшая, чем 80%.

При факторинге без финансирования фирма-фактор выполняет услуги по получению платежа в пользу клиента. Помимо инкассирования фактур фирма может вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности клиенту, консультировать по всем вопросам, связанным с продажей продукции, работ, услуг (организация расчетов, цены, рынки, заключение договоров и т.д.).

3. Другие краткосрочные кредиты банков (кредитование по обороту и по остатку).

Деятельность любого предприятия в условиях рыночной экономики связано с финансовым риском, т.е. с вероятностью не получения или недополучения дохода. Различают следующие составляющие финансового риска: кредитный, процентный, валютный, риск упущенной выгоды, инвестиционный, налоговый.

Для того чтобы снизить до минимума возможные потери, необходимо управлять финансовыми рисками.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска необходимо следовать определенным принципам:

1. нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

2. нельзя рисковать многим ради малого;

3. следует предугадывать последствия риска.

Неспособность предугадать последствия риска может привести к банкротству, т.е. к неспособности отвечать по своим обязательствам.

Диагностика вероятности банкротства является важным направлением деятельности финансовых служб предприятия.

В нашей стране это направление деятельности финансовых менеджеров развито слабо, т.к. существующая методика предполагает только два варианта ответа по результатам расчетов критериев банкротства: банкрот – не банкрот.

Западные методики строятся на моделях "a-счет", которые дают несколько вариантов выводов о возможности банкротства: вероятность очень высокая, вероятность высокая, вероятность возможная и вероятность маловероятная. Это позволяет прогнозировать вероятность банкротства. Например, как показали специальные исследования, модели Альтмана позволяют в 90% случаев предсказать банкротство предприятия на год вперед и в 80% случаев – на 2 года вперед.

К сожалению, западные модели диагностики банкротства не адаптированы к российским условиям.

Обеспечение устойчивости финансового развития предприятия невозможно без финансового планирования.

Финансовое планирование – это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводства соответствующими финансовыми средствами как по объему, так и по структуре.

 

Методы планирования: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод предполагает применение целой системы норм и нормативов, которая включает федеральные нормативы (ставки федеральных налогов, отчислений на социальные нужды и т.д.); нормативы отдельных субъектов федерации; отраслевые и местные нормативы; нормативы самого предприятия (норматив потребности в оборотных средствах, норматив распределения финансовых ресурсов, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.).

Расчетно-аналитический метод.

Плановая величина финансового показателя (например, прибыли, отчислений в фонд потребления, фонд накопления и др.) определяется при использовании этого метода на основе анализа достигнутой величины этого показателя, принимаемой за базу, и индексов его изменения в плановом периоде.

Балансовый метод.

С помощью построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых средств и фактической потребности в них.

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Для этого нужно определить критерий выбора: максимум прибыли, минимум текущих затрат, ускорение оборачиваемости средств и т.д.

Обычно составляются стратегические (т.е. перспективные), текущие (детализирующие стратегические планы) и оперативные (тактические, или краткосрочные) планы.

Финансовые планы – это план доходов и расходов, баланс активов и пассивов (прогнозный баланс), прогноз движения денежных средств. В процессе оперативного планирования составляется кассовый план, платежный календарь и рассчитывается потребность в краткосрочном кредите.

Прогноз движения денежных средств (денежного потока, потока денежной наличности или каш-флоу (cash-flow)) – это план поступления денег и платежей. Он определяется по всем трем видам деятельности. Каш-флоу (CF) означает ту часть денежных средств, которая остается у предприятия, хотя бы временно, до дальнейшего их использования.

План движения денежных средств необходим потому, что счета оплачиваются в разное время, поэтому даже при хорошем спросе на продукцию может возникнуть потребность в краткосрочных кредитах и займах.

 

Деньги в банке и кассе ¹ Прибыль

 

Прибыль = доходы – расходы

 

Денежные средства у предприятия = реальные денежные поступления – платежи

Поэтому предприятие не может судить об успехе своей деятельности только по прибыли, если прирост денежных средств отсутствует.

План движения денежных средств строится на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые временные разрывы (лаги).

В последние годы все чаще понятие финансового планирования заменяют понятием бюджетирования, а финансовые планы – бюджетами. Различие здесь не только в терминологии, но, и это главное, в детальности разработки.

Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

Бюджеты имеют множество видов и форм:

5) бюджеты, характеризующие отдельные операции (закупка сырья, производство и т.д.);

6) бюджет расходов;

7) бюджет доходов;

8) укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств).

Конкретные формы бюджетов выбираются предприятием самостоятельно. Бюджет не имеет стандартизированных форм. Но наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением оперативного и финансового бюджетов.

Date: 2016-02-19; view: 819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию