Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Антимонопольное регулирования и мониторинг цен. 1. Монополии и государственное регулирование





 

План:

1. Монополии и государственное регулирование.

2. Антимонопольная политика государства. Регулирование монополистических тенденций и создание благоприятной конкурентной среды.

3. Политика цен и механизм их государственного регулирования.

Вопрос 1

1.Начнем с известных тезисов:

Главная движущая сила рыночной экономики – конкуренция товаропроизводителей. Конкуренция выступает как борьба производителей (продавцов) за потребителей (покупателей) товаров и услуг.

Если говорить вообще об отношениях состязательности, то отношения состязательности между экономическими субъектами характерны для любой экономической системы. Они являются неизбежным следствием ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ. Поскольку ресурсы ограничены, то хозяйствующие субъекты вынуждены вступать в состязание, в борьбу за обладание ими.

На прошлых занятиях, говоря о необходимости государственного вмешательства, мы отмечали, что конкурентная борьба является одним из факторов появления монополии. Развитие монополии подрывает конкурентные начала экономики. Значит, возникает необходимость в специальной поддержке конкурентного начала и ограничении монополистических тенденций. А это способно обеспечить только антимонопольная деятельность государства.

Таким образом, противоположностью конкуренции выступает монополия.

For information.

q Продукт создаётся единственной фирмой (греческое слово) «монополия» означает один продаю; «моно» - 1, «полио» - продаю. Для других вхождение на рынок исключается из-за непреодолимых размеров (монополии на источники сырья, транспортные средства, кредиты). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок.

Однако, чистая монополия в жизни встречается редко. Господство одной фирмы на рынке достаточно условно.

В реальной жизни чаще встречаются олигополии, т.е. когда в отрасли существует ограниченное количество довольно крупных фирм, число которых ограничено.

q Ситуация, когда фирм много и каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти – эта ситуация называется монополистической конкуренцией.

Рассмотрим схему «Классификация рыночных структур»

Размеры фирм

Множество покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, свобода перелива капитала.

В и д ы р ы н о ч н ы х с т р у к т у р

 
 


Совершенная Монополистич. Олигополия Чистая монополия

конкуренция конкуренция

1

мелкие Число фирм крупные

2. Антимонопольное регулирование подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка отдельными фирмами. Оно включает методы административного (законодательного) и методы нормативно- ориентированного (корректирующего) воздействия.

NB! Государство заинтересовано в формировании эффективной рыночной среды.

Для этого оно проводит АНТИМОНОПОЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс мероприятий, которые направлены на формирование нормальной конкурентной среды. Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовских) законов, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке. Конкретная программа действий разрабатывается и проводится правительством.

· Антимонопольная политика государства – система законодательных актов и административных мер, преследующая цель формирования конкурентной рыночной среды и эффективной рыночной экономики.

В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: Демонополизацию и Регулирование предпринимательских монополий.

Первое направление связано:

§ с предельным упрощением процедуры создания новых фирм;

§ введением государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях – установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

§ введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях возникают случаи злоупотребления;

§ наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации;

§ проведение разукрупнения.

Второе направление: Регулирование деятельности предпринимательских монополий.

Традиционным объектом регулирования является деятельность естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм.

Казахстанское конкурентное законодательство основывается на модели, базирующейся не на запрете доминирующих субъектов, а на их контроле и регулировании. Для признания субъекта рынка занимающим доминирующее положение (Закон РК «О конкуренции» ст.12) достаточным условием для признания доминирующего положения является контроль 35 и более процентов товарного рынка при одностороннем доминировании и 15 процентов товарного рынка – при коллективном доминировании.

Существуют формы монополии, которые современная экономическая наука и законодательство все считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего не подлежит наказанию та фирма, которая захватила значительную долю рынка за счет:

- создания уникального товара;

- эффективного маркетинга;

- разработки и освоения новой технологии, позволившей существенно снизить затраты цен и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Vocabulary

· ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров на одном и том же рынке по разным ценам различным покупателям

· естественная монополия – состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определённый вид услуг (товаров, работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг.

· Демпинг – продажа товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающей фирме-продавцу получение прибыли, а иногда – и возмещение части затрат. Выгода демпинга в том, что он позволяет вытеснить с рынка конкурентов.

К естественной монополии относятся прежде всего предприятия транспорта и связи, газо-водо-снабжения, электрические сети, авиаперевозки. Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый доход», когда цена их продукции равняется средним издержкам. Однако такая ситуация, как правило, влечёт за собой потерю предприятием-монополистом стимула к снижению издержек.

ЦЕЛЬ государственного регулирования естественных монополий двояка: она состоит, с одной стороны, в том, чтобы защитить общество от всевластия монополистов на рынках путём регулирования цен и регламентации качества обслуживания, а с другой стороны – обеспечить условия их эффективного развития.

При регулировании применяется комбинация следующих мер:

ü установление фиксированной цены на продукцию;

ü установление предельного коэффициента изменения цен;

ü установление режима свободных цен.

Вопрос 3

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортёров и экспортёров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряжённости.

Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические органы управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнёров – измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учётную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство осуществляется путём санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда «издержки подпирают цену», то есть расчётные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий – ценовые – предусматривает снижение цен путём специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определённых видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договорённости с партнёрами «конкретные цены», которые становятся затем базовыми для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товаров и услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГРЭ является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах – экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление цен на минеральное сырьё, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы – пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счёт искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе – типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте.

Справка: в странах мира установлены различные пороговые значения, по которым определяется доминирующее положение поставщика. В Германии – это ⅓ рынка для одного предприятия, более половины для двух, ⅔ для трёх предприятий, в Японии – более ½ для одного предприятия, более ¾ для двух предприятий. В Германии и Франции – «планка» самая низкая – ¼ для 1 предприятия.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Почему государство должно активно способствовать

формированию конкурентной среды?

2. Каков механизм госрегулирования цен?

3. Найти материал самый знаменитый монополист мира.

 

Тема 5. Планирование, программирование и прогнозирование социально-экономического развития страны

План:

1. Государственное экономическое программирование.

2. Экономические методы и административные методы госрегулирования экономики.

2. Прогнозирование и индикативное планирование. Функции, методы и принципы.

3. Теория и практика госрегулирования и индикативного планирования в зарубежных странах.

Вопрос 1

Рынок не в состоянии выдвинуть долгосрочные стратегические приоритеты развития, поэтому выработку стратегии роста и приоритетов экономической политики в большинстве развитых стран берёт на себя государство. В этой работе оно обычно опирается на помощь учёных и экспертов. Например, в ФРГ Центральный экспертный совет ежегодно представляет Парламенту и Правительству доклад, в котором содержится оценка состояния экономики, прогноз перспектив её развития, приоритеты. В Японии и ряде других новых индустриальных стран определённые государством приоритеты в сфере электронизации и информатизации технологии определили развитие экономики на ближайшие десятилетия.

Государственное экономическое программирование является высшей формой государственного регулирования социально-экономического развития страны. Одновременно государственное программирование является методом комплексного использования экономических ресурсов для обеспечения глобальных целей развития экономики.

Наиболее распространённой формой планирования является программирование. Речь идёт о комплексных планах социально-экономического развития, так и о целевых программах.

Планирование, прогнозирование и программирование – инструменты ГРЭ.

Государственное программирование – важный инструмент стратегического планирования. Программа – конкретный документ, которому присуща определённая степень директивности.

В программе определяются:

- цель регулирования;

- варианты экономической политики, обеспечивающие достижение цели;

- ресурсное покрытие проектов, их бюджет, системы управления и контроля над реализацией программы;

- критерий выбора оптимального варианта экономической политики.

В программу часто включают резервный вариант регулирования на случай внезапных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики.

Программы могут быть одно-и многоцелевыми, иметь региональный, структурный, национальный и интернациональный характер.

В планировании и прогнозировании экономики выделяют системно-комплексный и программно-целевой подходы.

1.Сущность системно-комплексного подхода (С.К.П.) строится по принципу научной обоснованности и эффективности управления.

СКП, сущность которого раскрывается в требовании общей теории систем: каждый объект должен рассматриваться как некоторая сложная система и как элемент системы более сложной.

Системно-комплексный подход

 

 

Составляющие подхода:

Элементный – выявление элементов, входящих в состав системы; Структурный – выявление внутренних связей и зависимостей между элементами системы; Исторический, позволяющий выявить условия возникновения системы, пройденные этапы, возможные перспективы роста; целевой – опр.целей развития; ресурсный – выявление объёма и структуры ресурсов, требуемых для решения конкретной проблемы.
Характерные черты:

 
 
Объективность; Конкретность; Полнота охвата исследуемого объекта; Учёт детерминизма

 


2.Особенности

программно-целевого подхода

Программно-целевой подход (П.Ц.П.) представляет собой строгое единство целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, адресности задания, их обязательности, определённости сроков осуществления мероприятий, указанных основных источников ресурсов.

Таким образом, в П.Ц.П. должно быть выявлено:

1. Цель

2. Комплексный подход

3. Адресность

4. Найдены источники ресурсов

5. Определены сроки осуществления мероприятия

6. Обязательность выполнения

       
 
Особенности:
 
   

 


а) программный подход тесно связан с системно-комплексным. Его часто рассматривают как приложение комплексного к решению отдельных проблем;

б) реализуется в процессе программирования;

в) используется для составления целевых комплексных программ

 

Требования к программному методу

 

а) чёткое определение проблемы;

б) однозначное формулирование цели;

в) обеспечение всесторонней комплексной увязки сроков и ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

И последнее. Как должен осуществляться процесс реализации подхода?

 

 


научное определение целей;

разработка вариантов достижения целей;

определение объема и структуры ресурсов, требуемых для реализации поставленной цели;

разработка модели функционирования системы;

отыскание критерия для выбора из нескольких альтернатив базисного решения.

Как вы знаете, регулирование экономики является важнейшей частью участия государства в экономической жизни общества.

Вопрос 2

Под регулированием следует понимать воздействие государства на экономику, направленное на поддержание режима ее функционирования.

Современное рыночное хозяйство регулируется экономическими (косвенными) и административными (прямыми) методами.

Экономические регуляторы имеют преобладающее значение. Они достаточно гибко вписываются в механизм функционирования рынка и позволяют государству действенно влиять на экономические процессы.

Поскольку речь идет о государственном регулировании, разграничение экономических и административных методов в определенной степени носит условный характер. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования. Ведь он приводится в действие посредством административного решения и находится под контролем соответствующего государственного органа. С другой стороны, в административных регуляторах есть момент экономического хотя бы потому, что их действия косвенно сказываются на поведении участников экономических отношений. К примеру, если государство прибегает к контролю над ценами на ресурсы, оно меняет режим деятельности производителей и вынуждает их пересматривать производственные программы, использовать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Несмотря на некоторую схожесть, экономические и административные методы всё-таки являются противоположностями. Административные регуляторы существенно ограничивают свободу выбора. Экономические – нет, и даже могут её расширить, создавая для участников экономических отношений дополнительные стимулы.

 
 
Экономические методы


 

 

- экономические методы государственного регулирования выступают в двух основных формах: кредитной и бюджетно-налоговой.

Эти формы имеют самостоятельное значение, собственными инструментами обладает каждая из них.

Главными инструментами кредитно-денежной политики являются норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг.

Весьма универсальным и действенным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоговые льготы. К налоговому регулированию примыкают политика государственных расходов и методы управления государственным долгом (ставка процента и срок выпуска облигаций).

Экономические методы применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития рыночной экономики. К этим задачам относится осуществление антициклического, структурного регулирования, региональной политики, обеспечение нового качества экономического роста, развитие внешнеэкономической деятельности страны. Использование инструментов кредитно-денежной политики позволяет государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них – инвестиционный процесс, производство и занятость.

Сабуро Окита: «мудрость чиновника не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы помогать развитию приоритетных отраслей налоговыми льготами и инвестиционной политикой, выстраивать перспективную концепцию отраслевого баланса, поддерживать конкуренцию, без которой гибнет любое дело».

Налоговая политика направлена прежде всего на организацию перераспределения доходов и стимулирование развития производства. Две функции налогов: фискальная и экономическая. Экономическая нас интересует прежде всего.

 

Административные методы
- находят своё применение в 5 направлениях:

1- прямой контроль государства над монопольными рынками;

административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жёстких ставок акцизных налогов.

2 – обеспечение экологической безопасности производства;

3 – разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроль за ними;

4 – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;

5 – защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Таким образом, можно сделать вывод. Те или другие методы являются средством достижения поставленных целей, своеобразными амортизаторами, которые должны гасить негативные эффекты.

 

Национальное прогнозирование представляет собой процесс формирования системы научно-обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики. Его содержание связано с определением спектра возможных вариантов развития национальной экономики для принятия оптимального решения.

· Прогнозирование – учение о методах, принципах научного предвидения развития социально-экономических процессов.

· Прогнозирование – научно-обоснованная гипотеза состояния объекта

· Прогнозирование – научная стадия стратегического планирования; научная база плановых и функциональных решений правительства по регулированию экономики в предстоящем периоде.

Целью национальных прогнозов является:

- создание научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики;

- вариантное предвидение предстоящего развития, общественного воспроизводства, учитывающего как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели;

- оценка возможных последствий принимаемых решений;

- обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.

Социально-экономические прогнозы классифицируются по своим объектам, временному интервалу, функциональным признакам, способам и видам, хотя такая классификация носит условный характер.

Date: 2016-02-19; view: 503; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию