Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение. Концепции здоровьяСтр 1 из 16Следующая ⇒
Лекция №1. Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможности человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, когда органы и системы организма человека уравновешены с окружающей, производственной и социальной средой, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Физическое здоровье – обусловливается нормальным функционированием всех его органов и систем. Духовное здоровьеобуславливается: отношением к окружающему миру; умением определять своё положение в обществе; отношением к людям и вещам. Психическое здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями. Выделяют индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции). Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум; групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких людей; о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изучении, оценке здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, административно-территориальном образовании). Индивидуальное здоровье оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам. Групповое и общественное здоровье определяется по медико-статистическим и медико-демографическим показателям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья. Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и часто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания состояния здорового человека. Качество жизни определяется как «соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием». Восприятие качества жизни во многом является субъективным, т.е. сам человек определяет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от возрастных характеристик личности. Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются: • сохранение (повышение) социального статуса; • сохранение семейного статуса; • сексуальная активность; • удовлетворение от увлечений и отдыха. Для больного человека, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода. Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать: • физические (сила, энергия, сон, отдых); • психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания); • уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность); • жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность); • окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг; экология — населенность, загрязнение среды обитания и т.д.); • духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки). На уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов. Общепринято выделять следующие факторы: • биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.); • природные условия (климат, флора, фауна и т.д.); • состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды); • социально-экономические, политические условия, действующие в той или иной стране; • уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров. Помимо непосредственных факторов и условий, определяющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью, т.е. факторов, создающих благоприятный фон для развития заболевания, способствующих возникновению и развитию болезни, но не являющихся непосредственной причиной их развития: для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора. Факторы риска по своей природе могут быть первичными, действующими изначально и способствующими нарушению здоровья; вторичными, служащими провоцирующими для развития заболеваний; а также третичными и т.д. Выделяют большие, или главные, факторы риска. К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят: • курение; • злоупотребление алкоголем; • нерациональное питание; • гиподинамию; • психоэмоциональный стресс. К числу вторичных больших факторов риска относят: • диабет; • артериальную гипертензию; • гиперлипидемию, гиперхолестеринемию; • ревматизм; • аллергию; • иммунодефицит и др. Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска, т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска. Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека Доля факторов образа жизни среди всех обусловливающих здоровье воздействий превышает 50 %. Образ жизни определяется как исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом. Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, активности людей: • характер активности (интеллектуальная и физическая активность); • сферы активности (трудовая и внетрудовая активность); • виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту). Образ жизни, поведение человека, направленные на сохранение здоровья, благотворно влияющие на его здоровье, можно называть здоровым образом жизни. Это понятие включает в себя все элементы деятельности, направленной на охрану, улучшение и укрепление здоровья. Базовые составляющие ЗОЖ: 1) умеренное и сбалансированное питание; 2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов; 3) достаточная двигательная активность; 4) закаливание организма; 5) личная гигиена; 6) грамотное экологическое поведение; 7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями; 8) сексуальное воспитание; 9) отказ от вредных привычек; 10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления. Дополнительные аспекты ЗОЖ: психогигиена и умение управлять своими эмоциями, позитивное мышление, оптимизм, коммуникабельность Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Факторы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различными в разные возрастные периоды. К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся: • уровень образования; • жизненная позиция; • соответствие должности и места работы уровню образования; • производственно-трудовая деятельность; • морально-психологический климат на работе; • физическое и психологическое состояние; • физическая активность; • морально-психологическая обстановка в семье. Среди факторов образа жизни детского населения выделяют: • акушерско-гинекологический анамнез матери; • возраст матери при рождении ребенка; • характер вскармливания ребенка (естественное, искусственное); • психоэмоциональное состояние ребенка; • социальную активность ребенка; • физическую активность ребенка; • внутрисемейный климат. От образа жизни следует отличать условия жизн и — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-экономические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Все население по уровню здоровья может быть распределено на определенные группы: • к 1-й группе относятся здоровые лица; • ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска; • к 3-й группе относятся больные в стадии компенсации; к 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенсации. Date: 2016-02-19; view: 5322; Нарушение авторских прав |