Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение. Концепции здоровья





Лекция №1.

Одним из важнейших признаков, определяющих принад­лежность общества к цивилизации, всегда считалось состоя­ние здоровья конкретного человека и населения в целом. Со­стояние здоровья определяет возможности человека вести ак­тивную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, каче­ственно проводить свой досуг.

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, когда органы и системы организма человека уравновешены с окружающей, производственной и социальной средой, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое здоровье – обусловливается нормальным функционированием всех его органов и систем.

Духовное здоровьеобуславливается: отношением к окружающему миру; умением определять своё положение в обществе; отношением к людям и вещам.

Психическое здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Выделяют индивидуальное, групповое и общественное здоро­вье (здоровье населения, здоровье популяции). Об индивиду­альном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум; групповое здоровье пред­усматривает оценку уровня здоровья нескольких людей; о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изу­чении, оценке здоровья населения, проживающего на опре­деленной территории (в городе, селе, административно-тер­риториальном образовании).

Индивидуальное здоровье оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него забо­леваний, его физическому состоянию и развитию, выявляе­мых после соответствующих исследований, трудоспособно­сти, личным ощущениям жизни и другим критериям и при­знакам.

Групповое и общественное здоровье определяется по ме­дико-статистическим и медико-демографическим показате­лям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья.

Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и ча­сто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания со­стояния здорового человека. Качество жизни определяется как «соответствие желаний человека его возможностям, лими­тированным заболеванием».

Восприятие качества жизни во многом является субъективным, т.е. сам человек опреде­ляет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка каче­ства жизни каждого конкретного человека зависит и от воз­растных характеристик личности.

Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются:

• сохранение (повышение) социального статуса;

• сохранение семейного статуса;

• сексуальная активность;

• удовлетворение от увлечений и отдыха.

Для больного человека, помимо перечисленных парамет­ров, большое значение имеет и возможность самообслужива­ния, самоухода.

Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать:

• физические (сила, энергия, сон, отдых);

• психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания);

• уровень независимости (повседневная деятельность, ра­ботоспособность);

• жизнь в обществе (личные взаимоотношения, обще­ственная ценность человека, сексуальная активность);

• окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обуче­ния, досуг; экология — населенность, загрязнение среды оби­тания и т.д.);

• духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).

На уровень и состояние здоровья человека оказывает вли­яние множество факторов. Общепринято выделять следую­щие факторы:

• биологические, психологические свойства человека (на­следственность, конституциональные особенности и др.);

• природные условия (климат, флора, фауна и т.д.);

• состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды);

• социально-экономические, политические условия, дей­ствующие в той или иной стране;

• уровень развития здравоохранения, степень подготовлен­ности и квалификации медицинских кадров.

Помимо непосредственных факторов и условий, определя­ющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью, т.е. факторов, создающих благоприятный фон для развития заболевания, способствующих возникновению и развитию болезни, но не являющихся непосредственной при­чиной их развития: для возникновения заболевания необхо­димо действие конкретного причинного фактора.

Факторы риска по своей природе могут быть первичными, действующими изначально и способствующими нарушению здоровья; вторичными, служащими провоцирующими для развития заболеваний; а также третичными и т.д. Выделяют большие, или главные, факторы риска.

К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:

• курение;

• злоупотребление алкоголем;

• нерациональное питание;

• гиподинамию;

• психоэмоциональный стресс.

К числу вторичных больших факторов риска относят:

• диабет;

• артериальную гипертензию;

• гиперлипидемию, гиперхолестеринемию;

• ревматизм;

• аллергию;

• иммунодефицит и др.

Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска, т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологиче­ских процессов. К такой категории людей могут быть отнесе­ны люди различных возрастных, социальных, профессиона­льных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возрас­та, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факто­ров риска помогает в работе медицинского персонала, позво­ляя разрабатывать мероприятия по сохранению и укрепле­нию здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.

Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека Доля факторов образа жизни среди всех обусловли­вающих здоровье воздействий превышает 50 %.

Образ жизни определяется как исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и яв­ляющаяся отражением уровня развития производства, куль­туры, уровня развития общества в целом. Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, актив­ности людей:

• характер активности (интеллектуальная и физическая ак­тивность);

• сферы активности (трудовая и внетрудовая активность);

• виды или формы активности (производственная, социа­льная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).

Образ жизни, поведение человека, направленные на со­хранение здоровья, благотворно влияющие на его здоровье, можно называть здоровым образом жизни. Это понятие вклю­чает в себя все элементы деятельности, направленной на ох­рану, улучшение и укрепление здоровья.

Базовые составляющие ЗОЖ:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

Дополнительные аспекты ЗОЖ: психогигиена и умение управлять своими эмоциями, позитивное мышление, оптимизм, коммуникабельность

Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Фак­торы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различ­ными в разные возрастные периоды.

К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся:

• уровень образования;

• жизненная позиция;

• соответствие должности и места работы уровню образо­вания;

• производственно-трудовая деятельность;

• морально-психологический климат на работе;

• физическое и психологическое состояние;

• физическая активность;

• морально-психологическая обстановка в семье.

Среди факторов образа жизни детского населения выделя­ют:

• акушерско-гинекологический анамнез матери;

• возраст матери при рождении ребенка;

• характер вскармливания ребенка (естественное, искусст­венное);

• психоэмоциональное состояние ребенка;

• социальную активность ребенка;

• физическую активность ребенка;

• внутрисемейный климат.

От образа жизни следует отличать условия жизн и — мате­риальные и нематериальные факторы, воздействующие на об­раз жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здо­ровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-экономические, по­литические условия и факторы, уровень развития здравоохра­нения.

Все население по уровню здоровья может быть распреде­лено на определенные группы:

• к 1-й группе относятся здоровые лица;

• ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска;

• к 3-й группе относятся больные в стадии компенсации;

к 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенса­ции.

Date: 2016-02-19; view: 5230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию