Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объяснение артикуляции звука жТекст сказки для чтения ребенку взрослым Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
Вокруг Ветерка темная и мрачная пещера. Широко открыть рот.
Стражник-Язык готовится к тому, что Ветерок снова попытается убежать. Язык прижимается своими боками к Верхним Зубам, а передней частью поднимается вверх к потолку. Язык пытается преградить Ветерку дорогу. Широкий язык поднять к нёбу, но не касаться его. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.
Еще чуть-чуть и путь будет совсем закрыт! Ветерок с силой прорывается в щель между поднятым Языком и потолком. Подуть на широкий язык, поднятый к нёбу. Затем добавить звучание голоса. Произнести звук ж.
Ветерок делает это так быстро, что Зубы не успевают сомкнуться и закрыть ему путь. Между Зубами остается довольно широкая щель. В нее-то и выскакивает радостный Ветерок. Вытянуть губы вперед, разомкнуть зубы (на расстояние в 4—5 мм). Отчетливо, длительно, многократно произнести звук ж.
Герой преодолел все преграды, перехитрил стражников и громко жужжит от радости, да так сильно, что удивленные Губы вытягиваются вперед. Приблизить ладонь ко рту, почувствовать широкую струю теплого воздуха. Объяснение артикуляции звука ль Текст сказки для чтения ребенку взрослым Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
Ветерка вновь охраняет Язык, это он не выпускает пленника из пещеры. Широко открыть рот.
Язык поднимается вверх, придвигается к Верхним Зубам, прислоняется к бугоркам около Верхних Зубов и устраивает Ветерку преграду. Путь к свободе закрыт. Поднять кончик широкого языка к альвеолам, с силой упереться в них.
Но Ветерок оказывается хитрым. Он движется по бокам с двух сторон Языка. Сердится Язык, гудит от злости. Да поздно! Не удалось ему удержать Ветерка! Отчетливо, длительно, многократно произнести звук ль. Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха. Объяснение артикуляции звука л Текст сказки для чтения ребенку взрослым Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
Дорогу Ветерку вновь преграждает стражник — Язык. Он очень зол на Ветерка за его постоянные побеги. Язык напрягся, стал узким и прижался к бугоркам за верхними зубами. Широко открыть рот. Сделать язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам.
Но хитрый Ветерок не боится злого стражника, он движется по бокам (с двух сторон) Языка и сильно гудит от радости. Отчетливо, длительно произнести звук л. Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха. Объяснение артикуляции звука р Текст сказки для чтения ребенку взрослым Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
В пещере вновь борьба. Язык преградил путь Ветерку, он поднялся вверх, к Верхним Зубам, прислонился к бугоркам около них. Широко открыть рот. Широкий язык поднять вверх и приблизить к альвеолам.
Ветерок с силой бросается прямо на стражника, происходит борьба. С силой подуть на кончик языка так, чтобы он завибрировал.
Ветерок все-таки прорывает преграду, которую устроили ему Язык и Верхние Зибы. Длительно произнести звук р.
Рассерженный Язык бьется о бугорки около Зубов, сердится, рычит. Поздно! Опять Ветерок на свободе! Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха. Методические рекомендации к использованию карточек для артикуляционных упражнений Демонстрационные карточки {Приложения 15 — 30) представляют собой не только методический, но и наглядный материал к проведению артикуляционной гимнастики — важного этапа коррекции недостатков звукопроизношения у детей. Они дают ключ к эффективной работе с детьми и логопедам, и взрослым, не имеющим специальной подготовки, так как содержат: — все необходимые, сведения для проведе -— перечень звуков речи, вызыванию которых способствует каждое упражнение; — изображение предмета, соответствую
— авторские рифмовки, слушанье которых повышает интерес к упражнениям; — рисунок с изображением артикуляционной позы, характерной для каждого упражнения; — объяснение особенностей упражнения в доступной для детей форме. Одним из условий формирования правильного звукопроизношения у детей является четкая, скоординированная, полноценная работа органов артикуляционного аппарата. К подвияшым органам артикуляции относятся: язык, губы, щеки, нижняя челюсть, мягкое нёбо; к неподвижным — зубы и твердое нёбо. Соотношение между подвижными и неподвижными органами артикуляции называется артикуляционным укладом, или артиву-
-180? ляционной позой. Воспроизведение различных звуков речи требует различных артикуляционных укладов. Например, для того чтобы правильно произнести звук ш, необходим следующий уклад органов артикуляции: — широкий язык в положении «чашечка» поднят к нёбу, но не касается его; — боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам; — зубы находятся на небольшом, расстоянии друг от друга;' — губы выдвинуты вперед. Из всех органов артикуляции самым активным является язык. Он участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (за исключением губных). Язык создает с другими органами речевого аппарата смычки и щели, устремляясь в которые, выдыхаемый нами воздух (или воздух с голосом) образует язычные звуки речи (из 36 согласных звуков — 26 язычные). У детей 5—8 лет в большинстве случаев страдает произношение не всех согласных, а только определенных язычных звуков речи из основного фонетического ряда (согласные звуки, наиболее часто искажаемые детьми при недостатках произношения): С, сь, з, зъ, ц (свистящие) ш, ж, ч, щ (шипящие), л, ль р, рь (сонорные). При коррекции произношения любого из названных звуков логопеду прежде всего следует добиться определенного артикуляционного уклада. Зачастую это невозможно без специальной подготовки, тренировки мышц языка, губ, щек, т. е. артикуляционной гимнастики. Причем наибольшая нагрузка в ней приходится на мышцы языка, укрепить которые помогут статические и динамические артикуляционные упражнения. Статические упражнения направлены на выработку силы, точности и устойчивости движений языка. С помощью динамических упражнений удастся развить плавность, переключаемость, четкость движений языка. Остановимся на критериях качества упражнений артикуляционной гимнастики, т. е. тех параметрах движений, на которые следует обращать особое внимание: — четкость (соответствие позы или движений указаниям взрослого); — плавность (осуществление движений без излишнего напряжения мышц); — дифференцированность (отсутствие вспомогательных движений других органов: нижней челюсти, губ, щек при перемещениях языка); — точность (правильный конечный результат);
— устойчивость (сохранение без изменений позы или ритмичности движений); — переключаемость (отсутствие застрева-емости на предыдущем положении или движении); — скорость (темп при выполнении поз или движений). Моделируя идеальную манеру выполнения упражнений, отметим, что они должны проводиться подсчет взрослого, четко, точно, ритмично, без спешки, со значительным мышечным усилием (в противном случае мышцы окрепнут гораздо медленнее). Артикуляционные позы должны быть устойчивыми, а переключение с одной на другую — плавным. Совокупность статических и динамических упражнений составляет оптимальный комплекс артикуляционной гимнастики. Набор из 16 карточек для проведения упражнений артикуляциоиной гимнастики с детьми рассчитан на дошкольников и младших школьников, имеющих различные дефекты речи (простая и сложная дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, моторная алалия и пр.), проявлением которых является нарушение звукопроизношения. Указания на каждой карточке позволяют сделать артикуляционные упражнения более наглядными, направленными, четкими, занимательными и, следовательно, результативными. Наличие полной информации о каждом упражнении позволяет подключить к процессу коррекции звукопроизношения в помощь логопеду учителей общеобразовательных, специальных (коррекционных) школ, воспитателей, гувернеров и родителей детей. Приступая к артикуляционным упражнениям, следует помнить, что конечная цель каждого из них — выработка необходимого уклада органов артикуляции перед вызыванием соответствующего звука речи. Если ребенок сразу после показа упражнения может расположить органы артикуляции (язык, губы, зубы) в требуемом положении и удержать позу 5—7 с, то цель артикуляционного упражнения можно считать выполненной. При составлении индивидуального комплекса упражнений артикуляционной гимнастики логопеду следует учесть количество нарушенных звуков, характер нарушения произношения (боковой сигматизм, горловое произношение звукар и т. п.), степень неполноценности артикуляционной моторики, а также количество упражнений и их последовательность; примерную продолжительность всего комплекса; количество повторений комплекса за день; объем упражнений со зрительным контролем (зеркалом) и без такового. Лучшее место для индивидуальных занятий— перед зеркалом, в котором видны лица взрослого и ребенка. Выполнять упражнения ребенок может как стоя, так и сидя. В сидячем положении, когда большинство мышц тела расслаблено, ребенку удобнее. Необходимо обеспечить достаточное освещение и отсутствие отвлекающих факторов. На первых порах, при индивидуальных занятиях, наличие зеркала, в котором видны лица взрослого и ребенка, необходимо. Зрительный контроль позволяет малышу ориентироваться на образец — движения взрослого и, подражая им, уточнять собственные. Когда упражнение выполняется правильно, плавно, легко, зрительный контроль убирается. В таком случае ребенку следует ориентироваться только на кинестетические ощущения от движений и положений органов артикуляционного аппарата. Выбирая время для занятий, взрослому следует помнить, что данные упражнения требуют от малыша собранности, активности, значи- тельных мышечных усилий в течение примерно 7—10 мин. Поэтому для индивидуальных занятий лучшее время — до обеда или сразу после дневного сна. Для занятий с группой детей дополнительно подходит время перед полдником или после него. Обусловлено это тем, что на групповых занятиях заинтересованность и активность детей выше. Однако взрослому следует помнить, что при первых признаках утомления или неудовольствия упражнения следует прекратить. Поставьте рядом песочные часы, пусть они определят время окончания занятия. Карточки, по которым упражнения выполнены правильно, откладывайте в одну сторону, карточки с упражнениями, требующими повторения, в другую. Эти и другие приемы позволят увеличить время активной работоспособности ребенка. Помните, что занятия дадут заметный результат только при положительных эмоциях, максимальной заинтересованности и активности малыша. Упражнения для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи В качестве материала для работы над дикцией в пособии представлены стихи, скороговорки, рифмовки, рассказы и пр. Речевой материал содержит только легкопроизносимые звуки (звуки раннего онтогенеза). В противном случае при многократном повторении, а тем более при заучивании речевого материала возникает опасность закрепления дефектного произношения. Когда коррекция звукопроизношения у ребенка еще не начиналась и большинство звуков из основного фонетического ряда могут произноситься невер'но, искажаемые звуки непременно должны отсутствовать в предложениях, рифмовках, рассказах и скороговорках для тренировки дикции.
Ребенок многократно произносит сочетание одних и тех нее гласных звуков, с каждым разом увеличивая силу голоса. Взрослый объясняет, что первый раз нужно сказать звуки тихо (эхо тихое), а затем все громче и громче (эхо громкое). Чем чаще и громче прозвучит эхо, тем лучше. Количество произнесений можно фиксировать любым счетным материалом. ау-ау-АУ-АУ УО —УО —УО —УО ЭА —ЭА —ЭА —ЭА ОЭУ — ОЭУ — ОЗУ — ОЗУ ИУ Ы — ИУ Ы — ИУ Ы — ИУ Ы АОИ — АОИ — АОИ — АОИ У АИ — УАИ — УАИ — У АИ
Ребенок многократно произносит сочетание звуков (слог), каждый раз увеличивая силу голоса и удлиняя произношение щелевого согласного звука. Ф____ А Ф______ А Ф А Ф А Ф___ Я Ф_____ _Я Ф Я Ф Я Так же произносятся слоги. ХА ХО ХУ ХЫ ХЯ ХЁ ХЮ ХИ ВА ВО ВУ ВЫ ВЯ ВЁ ВЮ ВИ АФА АФО АФУ АФЫ АФЯ АФЁ АФЮ АФИ АХА АХО АХУ АХЫ АХЯ АХЁ АХЮ АХИ АВА АВО АВУ АВВ1 АВЯ АВЁ АВЮ АВИ
Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания из 3—4 слов, произнося их максимально громко и отчетливо. Слова, данные в одном ряду, близки по звуковому составу.
5' Их воспроизведение помимо дикции помогает совершенствовать фонематическое восприятие ребенка. Том — дом — гном — бом Там — дам — вам — нам Дата — вата — хата — мята Отметка — пипетка — конфетка — котлетка Моток — каток — поток — комок Винт — бинт — кант — бант Банка — майка — пенка — Генка Бетон — батон — питон — бутон Калина — малина — Полина — Алина Мойка — майка — сойка — койка Ветка — клетка — метка — пипетка Аия — Маня — Ваня — Таня Пень — день — лень — тень Медали — педали — угнали — догнали Танки — банки — нотки — нитки Охота — копыта — нота — бита Гамаки — пеньки — индюки — пауки Паук — индюк — венок — моток Валик — бублик — лютик — веник Танки — тапки — санки — банки Накидка — монетка — минутка — будка Падать — кидать — копать — ковать Вагон — лимон — батон — бетон Капкан — фонтан — баян — диван Клеенка — полянка — коленка — малинка Вслед за взрослым ребенок повторяет предложения из 3—5 слов, произнося их максимально громко и отчетливо. Для создания игровой ситуации можно предложить ребенку поиграть в эхо, которое громко, четко и точно повторяет каждое предложение. 1. Нина кивает Инне. 2. Мая и Тая моют окна. 3. Попугай пьет воду. 4. Ян копает яму. 5. Мама купает Катю. 6. Папа копает канаву. 7. Петя катает танк. 8. Вова кидает комок в яму. 9. У Майи новая майка.
10. Ника ведет Вику на полянку. 11. У Томы новые тапки. 12. Баба Люба пьет таблетки, 13. Дядя Вова отодвигает диван. 14. Вова покупает новые кубики. 15. Дети подкидывают панамки. 16. Яна никогда не ноет. 17. У Димы новые ботинки. 18. Катя покупает лимоны. 19. Петя пилит липу. 20. Полина полет поле. 21. У дяди Мити новая яхта. 22. Катя надевает пальто.
23. Мама обнимает Лену. 24. Лида любит конфеты. 25. Лида надевает пальто. 26. Мама на кухне готовит обед. 27. Дима кидает комок Вове. 28. Лена покупает бананы и киви. 29. Мама отдыхает в гамаке. 30. Мая показывает Тае свою юбку. 31. Мама покупает Мае новую фуфайку. 32. Нина помогает маме готовить. 33. Леня ведет маленького Валю. 34. Галя подметает комнату веником. 35. Коля отнимает у Кати кубики. 36. Тоня баюкает маленькую Катю. 37. В ветвях баобаба поют две птахи. Вслед за взрослым ребенок повторяет рифмовки, произнося их максимально громко и отчетливо. Для повышения интереса к упражнению молено предложить ребенку объяснить смысл каждой рифмовки своими словами. Эффективность упражнения возрастает при многократном повторении одной и той же рифмовки. 1. Вновь Агата едет куда-то. 2. К деду, Вика, подойди-ка. 3. Для купанья Анны не хватает ванны. 4. В океане вода тиха иногда. 5. Ты, Потап, пой, а не вой! 6. Нет муки — нет науки. 7. Битком набиты кибитки Никиты. 8. Я к нему оком, он ко мне боком. 9. Один воин не будет покоен.
10. Опять у буфета одна конфета. 11. Этот дом с одним окном. 12. У бегемота нет компота. 13. Новые тапки у моего Потаики. 14. Этот хомяк копает не так! 15. У дубка быки, под дубком пеньки. 16. Катя в кино увидит кимоно. 17. Темка, Темка! Не ходи в потемках! 18. Мама! Мама! Где моя панама? 19. Над мухой у деда вновь победа! 20. Эта пипетка капает метко. 21. В темноте гамак не найти никак. 22. Пьет Федот один компот. 23. Павианы доедают бананы. 24. Дай пакет, вынь букет! 25. Какие-то коты мяукают до темноты. 26. Бумаги комок давно намок. 27. Кабан, кабан, не попади в канкан! 28. Эта хата так темновата! 29. Попадает метко в пакет конфетка. 30. Ну-ка, Вика, к маме подойди-ка! 31. Дома у окна Двина не видна. 32. Моет Ваня ботинки в ванне. 33. Отдает гном фее дом. Следующие рифмовки предлагают ребенку для повторения при правильном произнесении им звука ль. 1. Видит Полина в клетке павлина. 2. Толя и Лена несут полено. 3. У Гали и Лили туфельки были. 4. У Лиды и Гали ленты упали. 5. Фаина и Нина купили пианино. 6. У Лены, у Лены болит колено. 7. Летом у калиток много улиток. 8. Над ними метели лихо летели. 9. У Гали маленькой бантик аленький.
10. Люда и Галя блюдо достали. 11. Валя и Лена пилят полено. 12. Толя и Коля полено колют. 13. Любят павианы длинные бананы. 14. От тополя пух по полю. 15. Люда и Люба ходят у дуба. 16. Оля и Толя гуляли в поле. 17. Не любит летом Толя котлеты. 18. Галя и Люда купили блюдо. 19. Лень Лене лепить оленя. 20. Маленький теленок не любит пеленок. 21. Лев и Алена ходят у клена. 22. Опять у Олега новая телега. 23. Б темноте то клин, то блин, но на небе он один. 24. Не надо Ульяне гулять на поляне! 25. В автомобиле у бегемота нету кабины, гудка и капота. 26. Покупает Глеб напильник, хлеб, лимон и кипятильник.
Глядя на картинки (Приложения 31 — 36), ребенок вслед за взрослым повторяет рассказы, произнося их максимально громко и отчетливо *.
|