Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания,
Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
Презентация
1. Характеристика особенностей процесса воспитания.
2. Содержание и основные этапы процесса воспитания.
3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания.
4. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Система принципов воспитания.
Характеристика особенностей процесса воспитания.
Воспитание (в широком значении) – функция человеческого опыта по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему.
Воспитание (в узком значении) – целенаправленный сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личности.
Особенности процесса воспитания:
· целенаправленность процесса воспитания;
· двусторонность процесса воспитания;
· непрерывность и длительность процесса воспитания;
· переход внешнего объективного во внутреннее субъективное;
· многофакторный характер процесса воспитания;
· результаты воспитательного процесса неоднозначны;
· отдаленность результатов;
· комплексность.
Содержание и основные этапы процесса воспитания
Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений, ценностных отношений, умений, навыков и устойчивых привычек поведения, качеств, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам.
Знания – факты, понятия, теории о природе, человеке, обществе.
Взгляды – оценочные суждения личности по поводу норм, правил, вкусов (хорошо/плохо, правильно/неправильно/, красиво/некрасиво).
Убеждения – принятые личностью знания, которыми она руководствуется в деятельности.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, совокупность его научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и других убеждений и идеалов.
Ценностное отношение – устойчивая, избирательная, предпочтительная связь человека с материальным или духовным объектом, когда этот объект приобретает для человека личностный смысл, расценивается как значимый для его жизни.
Привычки поведения – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью и не вызывает трудностей волевого или познавательного характера.
Личностное качество – единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которое определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях.
В результате усвоения содержания воспитания формируется базовая культура.
Базовая культура личности – основы человеческой культуры (культурный минимум), усвоенные личностью для его дальнейшего развития и самоопределения в обществе.
Базовая культура
Включает:
(Содержание воспитания на основе Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)
1. Морально-этическая культура (нравственное воспитание)
2. Национальная культура (язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев.)
3. Гражданская культура (правовое воспитание)
4. Психологическая культура (социальное воспитание)
5. Культура труда (трудовое воспитание)
6. Культура семейных отношений
7. Гендерная культура (обоснование физиологических, психологических и этических особенностей юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.)
8. Культура здорового образа жизни (валеологическое воспитание)
9. Эстетическая культура
10. Экологическая культура
Но следует помнить, что человек – это целостный мир, он не воспитывается по частям, но в единстве четырех его интегративных составляющих: ум (интеллектуальная сфера), воля (волевая сфера), эмоция (эмоциональная сфера), духовность – это и есть содержательная сторона воспитания.
Этапы процесса воспитания:
· формирование когнитивного уровня воспитанности (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.)
· формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний)
· формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).
Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания,
Воспитание достигает своей цели, если переходит в самовоспитание.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности.
Потребность в самовоспитании - это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень общего интеллектуального и культурного развития личности.
Date: 2016-02-19; view: 1324; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|