Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Общение как основа педагогической деятельности
3.1. Сущность педагогического общения
3.2. Функции и средства общения
3.3. Стили общения и стили педагогического руководства
3.4. Педагогический такт
3.5. Общение: наука и искусство 3.2. Функции и средства общения
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).
Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.
Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией — самый трудный, особенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятельности. Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.
С этой целью на уроках учителя используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из художественной, научно-популярной литературы, исторические справки, предлагают фрагменты видеофильмов.
Урок физики, 9-й класс. Объяснение темы «Измерение агрегатного состояния вещества». Учитель начинает с задачи-парадокса. В 1860 г. в Индии упал метеорит. Прочертив на небе огненный след, раскаленное до бела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте падения метеорита они обнаружили «глыбу льда». Небесный огонь принес лед в знойную Индию.
Урок литературы, 8-й класс Учитель начинает с проблемной ситуации «Почему А. С. Пушкин назвал свою повесть "Капитанская дочка", хотя главные ее герои — Гринев и Пугачев?»
Урок географии, 7-й класс. Тема «Антарктида». Учитель использует такой факт: «Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут против ветра. Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги — в совершенно другую, против ветра. Как вы думаете, почему это происходит?»
Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.
Как писала Г. И. Щукина, «через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися».
Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В. А. Сухомлинский).
В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной — дает новое представление о предмете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей — предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.
В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:
правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);
ясность, простота, логичность, доступность;
богатство (разнообразие используемых языковых средств);
образность, эмоциональность.
Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.
В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. Говорить красиво учит особая наука — риторика. Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей.
Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т. е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.
А. С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15—20 интонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску. «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», — замечает Ю. Трифонов. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение к излагаемой информации, к результату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства К. С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.
Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают.
Как значимо для ученика, если педагог приносит с собой на урок теплоту своих рук. Об этом необычном, невербальном средстве общения пишет Е. Н. Ильин.
«В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить, и найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными... Руки еще больше, чем слово, способны творить "тишину" — внутреннюю, душевную... Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, другого обниму за плечи или поправлю воротник пиджака... Словом, прикасаюсь. Наперед знаю: никто из ребят не воспротивится. Понимают: это помощь не только моральная, но и энергетическая» [2, с. 99].
Интересный прием невербального воздействия — «свечение» описывает врач-психиатр В. Леви. «Свечение — прием, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят: "его лицо светилось улыбкой", "весь светится", "лучистые глаза", "солнечные натуры". Учитель должен уметь включать "внутренний свет". Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения) — горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их без повода, просто так. Наступит момент и эти состояния будут приходить к вам сами... легко, естественно, непринужденно...
Если хотите успеха — запомните: 1) Свечение должно быть рефлексом на человека..., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение... 3) Не заботьтесь о результате... Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачем общения» [3, с. 271—273].
Таким образом, культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.
Насколько значимы в педагогическом общении вербальные и невербальные средства, говорят ответы школьников на вопрос:
«Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?» На первое место они поставили выражение лица и глаз — 80%, а затем голос — 60% опрашиваемых. Педагогу важно тренировать и беречь голос, обогащать свой язык, овладеть умением выражать свои мысли, работать над дикцией, интонацией. Следить за выражением лица, жестами, обращая внимание, по совету А. С. Макаренко, на решающие пустяки: как стоять, как сидеть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников.
Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической формах устной речи.
Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и т. д.).
Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.
Диалог — это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.
Диалог — это не просто вопрос—ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявление (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.
В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.
О необычном диалогическом общении с учащимися рассказывает учительница литературы Ю. Л. Львова. «После прочтения драмы А. Н. Островского "Гроза" я начала урок так: мы там, в 60-х годах XIX века, в городе Калинове. Мы стоим на крутом берегу Волги, и перед нами простирается (делаю приглашающий к продолжению рассказа жест в сторону юноши) ее бесконечная гладь (задумчиво, уже не видя меня, а вглядываясь вдаль, говорит он)... На том берегу (поворачиваюсь к другому ученику)... красиво расположены купы деревьев, кустарников, желтеет песчаная коса (продолжает он, а я уже втягиваю его соседку в рассказ)... заходит солнце, и его багровые лучи падают и на реку, и на город, вспыхнув на куполе церкви, стоящей в центре главной улицы (это она, и я осторожно вмешиваюсь)... и такими нелепыми кажутся (зову глазами следующего)...высокие заборы, которые тянутся вдоль главной улицы Калинова. Мы идем мимо этих заборов и слышим (это я, но хочет подхватить начатое предложение вон та девушка)... крики, ругань хозяев города, — купца Дикого и Кабанихи... и тихий плач или воющий стон их жертв (это уже другая девушка договаривает). И — включено внимание всего класса, каждый ждет обращения к нему или, уже опережая мое обращение, вступает в наш "хор"» [4, с. 90].
Чтобы сделать общение диалогическим, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанников, свое отношение к ним, опираться на положительное в собеседниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией.
В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы — есть важный признак ума и проницательности» (И. Кант). При обсуждении любой проблемы на занятиях, во внеурочном общении воспитатель может сформулировать такой вопрос, вокруг которого завяжется заинтересованный диалог.
Особое внимание постановке вопросов уделял учитель литературы Е. Н. Ильин.
«Мой вопрос — особый: к самому себе. А решаю с ребятами. Этим поднимаю их до себя, а сам расту до них.
Реакция на вопрос важнее ответа. Ибо школьники помнят не ответы, а вопросы, и в связи с этим свою реакцию на них.
Вопросы не надо "ставить", "задавать". Ими лучше разговаривать, тревожа мысль и сердце ученика.
Не признаю фронтальных бесед, когда ребят не спрашивают, а буквально "расстреливают" вопросами.
Поставить или вызвать вопрос, по существу — две грани одного и того же умения.
Воздействовать органичностью вопроса, его связями с текстом, личностью учителя и ученика.
Один и тот же вопрос на разных ребят действует по-разному — для кого-то он шоковый, для кого-то кинжальный, а для кого-то проверочный. Каждый вопрос должен быть обоюдоострым» [2].
Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и воспитанником возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие условия:
«1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.
3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
4. Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все "коммуникативное пространство".
5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
6. Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твое мнение", "Почему ты молчишь?", "Ты не согласен со мной? Почему?", "Докажите, что я не прав"» [5, с. 36].
Со всеми ли советами вы согласны? Какими советами вы дополнили бы этот перечень?
Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли — важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона — умение слушать.
В. А. Сухомлинский писал, что умение слушать ребенка — большое педагогическое искусство. Умение слушать — ценнейший дар педагога, подчеркнем, что это активный процесс его деятельности, необходимое условие взаимодействия, сотрудничества с воспитанниками. Позиция педагогов при слушании отражает симпатию, озабоченность по отношению к отвечающему ученику: «Вернись еще раз к условию задачи», «Не спеши, подумай».
В школе, к сожалению, есть и такие учителя, которые плохо слушают, а порой и совсем не слушают ученика.
Например, идет проверка знаний учащихся. Задан вопрос, ученик вышел отвечать, а учитель на доске чертит таблицу, просит класс начертить ее в тетради. Отвечающего никто не слушает, но он говорит.
А в чем выражается умение слушать хорошо? По мнению тех, кого сегодня учат, и тех, кто недавно был учеником, оно проявляется «в уважении отвечающего», «в сосредоточенности учителя на сути ответа», «в умении доброжелательно поддержать тебя при ответе», «в заинтересованности тем, о чем говорят», «в речевых репликах: так, так, продолжай», «в умении не перебивать», «быть тактичным» и т. п.
Эти суждения можно принять как добрые советы, напутствия педагогам.
Приемы слушания выработаны практикой общения и хорошо представлены в книге английского психолога И. Атватера «Я вас слушаю». Обратите внимание на некоторые из них: «Повернуться лицом к говорящему, установить с ним зрительный контакт, не перебивать без надобности, быть внимательным, искренне заинтересованным в мыслях, чувствах собеседника, в нем самом как личности, поддерживать, одобрять говорящего, обращаться за уточнениями» [6].
Мы рассмотрели самую сложную — коммуникативную — функцию общения. Как мы показали, ее реализация требует от педагога владения умениями: точно выражать свои мысли, формулировать вопросы, объяснять, доказывать, слушать собеседника, одобрять, побуждать к деятельности. Коммуникативное взаимодействие имеет большое воспитательное значение, способствует формированию межличностных отношений.
Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.
В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремительно изменяется объект познания — развивающаяся личность. Понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе воспитателю помогут психолого-педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности, анализ произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, В. Леви назвал гениями общения. У них прекрасное личностное видение ученика, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивидуальности личности.
В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. «Пойми ученика» — это профессиональная заповедь педагога (И. А. Зимняя). Понять — это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, переживаний.
А как можно этого достичь?
Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Что это означает? Заглянем в словарь. «Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия.
Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.
Познание, понимание и оценка в общении — процесс двусторонний. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны.
Психолого-педагогическими исследованиями выявлено, что представление воспитанников об учителе, тренере, руководителе туристического клуба опосредуется характером его деятельности, общественным мнением о нем.
Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.
Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами — управление деятельностью воспитанников.
Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия.
Взаимодействие — это совместные (педагог—воспитанник) действия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент деятельности.
Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совместные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанники должны включиться в деятельность. При этом педагог не предлагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне принята детьми.
Не менее значимо общение в организации деятельности. Важно не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает действия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координирует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.
Обязательно общение и при завершении деятельности, при подведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога.
Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогащает субъектов, участвующих в ней.
Взаимодействие требует четкого определения позиции воспитанников и педагогов, учета индивидуальных особенностей общающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализации личностных потенциалов педагогов. Педагог выступает «то как активный, то как пассивный участник взаимодействия» (Н. Ф. Радионова). В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащихся: вместо «анализируйте текст» — «сегодня мы займемся анализом текста», вместо «подумайте» — «подумаем вместе».
В процессе взаимодействия возникает взаимопознание, взаимопонимание и, что особенно важно, формируются взаимоотношения. Сложившиеся отношения — благополучные или неблагополучные — сказываются на личностных образованиях воспитанников: их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии действительности.
Совместная деятельность не гарантирует успеха в формировании правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение» [7, с. 18].
Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене информацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.
Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими установками педагога — такими как гуманизм, оптимистический подход к личности, признание ее самобытности.
3.3. Стили общения и стили педагогического руководства
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.
Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».
Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.
Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» [8, с. 97].
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обу-ченности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.
Рассмотрим типичные стили педагогического общения, характеристика которых дана В. А. Кан-Каликом [8, с. 97—101].
Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».
В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—ученик» рассматривается как двустороннее субъект—субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.
В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.
Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.
Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.
Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.
Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.
Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.
Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.
Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили?
2. Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства.
3. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях?
Нетрудно заметить, что в стиле педагогического руководства проявляются стили педагогического общения. Такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.
Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности?
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства оказывают решающее влияние на развитие личности, мотивацию деятельности и поведения ученика, они сказываются также на межличностных отношениях, нравственно-психологической атмосфере детского коллектива.
Каждому педагогу необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности. Его становление предполагает совершенствование свойств и качеств педагога, овладение процессом общения, его технологией.
В. А. Кан-Калик рекомендует такую систему формирования индивидуального стиля общения:
1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;
2) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении. Работа по преодолению застенчивости, скованности;
3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;
4) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанника);
5) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.
Воспользуйтесь этой программой, займитесь изучением и формированием своего индивидуального стиля педагогического общения и руководства.
Подчеркнем: стиль общения и руководства зависит от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит и от знаний основ педагогики и психологии общения, владения коммуникативными умениями (перцептивными, вербальными).
Психологи утверждают, что человек способен довольно точно себя оценить, т. е. обычно он знает, над чем ему надо работать, что преодолеть и что развить, укрепить в себе. Помочь вам выяснить, насколько вы приятны в общении, сможет предлагаемый тест.
Проверьте себя. Отвечайте «да» и «нет».
1. Вы любите больше слушать, чем говорить? Да — 1, нет — 0.
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? Да — 1, нет — 0.
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? Да — 1, нет — 0.
4. Вы любите давать советы? Да — 0, нет — 1.
5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? Да — 0, нет — 1.
6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? Да — 1, нет— 0.
7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу? Да — 1, нет — 0.
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать? Да — 1, нет — 0.
9. Вы любите быть центром внимания? Да — 1, нет — 0.
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? Да — 1, нет — 0.
11. Вы хороший оратор? Да — 1, нет — 0.
Исключите вопросы 4 и 5, по остальным подсчитайте баллы.
1 — 3 балла — с вами тяжело общаться (вы или молчун, или настолько общительны, что вас избегают). Избегайте крайностей!
4 — 9 баллов — вы не слишком общительны, но достаточно внимательный собеседник, хороший слушатель.
10 — 11 баллов — вы очень приятны в общении, друзья вряд ли могут без вас обойтись.
Как молчаливость, так и излишняя общительность в равной мере создают затруднения в общении. Приятный собеседник — тот, кто соблюдает умеренность в общении, сбалансирование говорит и слушает других.
Date: 2016-02-19; view: 2857; Нарушение авторских прав |