Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Введение





"За что Лермонтов Пушкина убил?" – так называется статья, написанная телеобозревателем "Общей газеты" Ириной Петровской. Начинается она так: "Все мои друзья и знакомые, у которых в доме произрастают дети среднего и старшего школьного возраста, констатируют печальный, но неоспоримый факт: они не читают! Вообще! А из пройденного в школе – урывками, бессистемно – в головах большинства подростков такая невообразимая каша, что хоть смейся, хоть рыдай". Правда, если вы думаете, что Ирина Петровская ратует за какие-то изменения в школьной системе, которые могли бы как-то оздоровить ситуацию, то вы ошибаетесь. Как телеобозреватель она, естественно, именно на TV находит передачи, которые помогут подросткам "если не самим прочитать Бунина или Гоголя, то хоть послушать, а там, может, и понять, какое это наслаждение – хорошая книга". Увы, боюсь, что даже на слух "Мертвые души" нынешними школярами восприниматься вряд ли будут. Ведь для этого тоже нужна какая-никакая, а подготовленная почва. Увы! Приведу отрывок из другой статьи, точнее, письма, напечатанного той же "Общей газетой" в 1999 году под названием "Почему дети ненавидят Тургенева": "У меня есть предложение – запретить в школе преподавание русской литературы как вредного предмета. Я столкнулась с этим на примере своих детей. Они не только не читают писателей, которых "проходят" на уроках, но даже простое упоминание этих фамилий вызывает у них ненависть. Например, Пушкин – "Капитанская дочка", "Дубровский"; Гоголь – "Тарас Бульба"; Тургенев – "Муму", "Записки охотника"; Короленко – "Дети подземелья"; Лермонтов – "Песнь о купце Калашникове"; Лесков – "Левша"; Есенин – "Корова". Список можно продолжить. Эти произведения писались для взрослых людей, и детям читать их просто неинтересно". Да, конечно, список можно продолжить. Видно, дети этой смелой женщины еще не доучились до девятого класса, а то бы она предложила исключить из программы и "Евгения Онегина", и "Войну и мир", и "Преступление и наказание".

До глубины души потрясенная этой статьей, я, конечно, написала ответ, но так его никуда и не послала. А зря! Ведь, в сущности, вся моя основная деятельность в школе была направлена на то, чтобы сформировать у детей ту эмоциональную отзывчивость, тот уровень владения русским языком, при которых чтение книг русской ли, зарубежной ли классики стало бы не просто ежедневной привычкой, а естественной потребностью, не просто досугом, а тем временем, когда у юного читателя "душа трудится", по выражению Н. Заболоцкого, ведь только труд души делает из человека Человека!

Вот сейчас в обществе очень остро встала проблема патриотического воспитания. В самом деле, нынешняя молодежь, по крайней мере немалая ее часть, внушает людям старшего и среднего поколений просто ужас своим отношением к системе нравственных ценностей. А если нет понимания, что нравственно, а что нет, то чего же ждать от такой молодежи? Коммунисты во всем винят последнее десятилетие, при этом забывая, что в течение семидесяти лет в нашей стране существовало тоталитарное общество, при котором хоть и существовал Моральный кодекс строителя коммунизма, сам человек был не более чем винтиком, до проблем которого никому не было дела. Однако в то время положение в образовании не было столь удручающим, как сейчас. Что привело к сегодняшнему положению дел, думаю, проанализировать было бы интересно. Но все же цель моей работы несколько иная. Для меня ясно, что нравственное самосовершенствование человека очень активно происходит во время чтения. "Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства", – писал любимый и уважаемый мною писатель К.Г. Паустовский в своей книге "Золотая роза". Ведь творчество настоящего писателя, писал он там же, "предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце". "Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой". "Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком". Но что же может дать пищу воображению? Действительность? Да, в какой-то мере. Но мир книг настолько огромен, жизнь, описанная в них, столь разнообразна, что нет другого такого могучего источника, питающего собой воображение юного читателя, как книга.

Вся моя деятельность в школе всегда была в большой мере посвящена тому, чтобы пробудить в детских душах отклик на те мысли и чувства, которые вложил в свою книгу писатель. Как сделать так, чтобы прочитанное принесло юному читателю наибольшую пользу: обогатило его воображение, развило память и речевую культуру? Как сделать чтение процессом не только эмоциональным, но и обдумывающим? Этими вопросами задаются многие педагоги и ищут на них ответ. Вот, например, один из подходов, описанный в статье "Это великое чудо" автором А.Кушниром, главным редактором журнала "Народное образование", кандидатом психологических наук. Описываемый им метод отождествления слова графического и слова звучащего дает возможность быстро совершенствовать навык чтения так, что "за плечами учеников начальных классов несколько десятков тысяч страниц вместо нескольких сотен", "объем чтения школьников увеличивается в 15–20 раз". Это замечательно. Но вот тесты, которые предлагаются для проверки понимания прочитанного, лично у меня вызывают недоумение. Например, детям предлагается ответить на вопросы "правильно или неправильно" такого типа: "На голубом вымпеле грот-мачты развевался английский флаг, а на верхушке бизань-мачты виднелись расшитые золотом буквы Э. Г.", (правильно?) или "Майор Мак-Наббс – двоюродный брат леди Элен" (правильно?). Как утверждает автор, "вначале ребятишки путаются, потом привыкают замечать детали, запоминать их. Такой подход к контролю чтения стремительно расширяет кругозор детей". Но вот насколько подобная методика способствует глубокому осмыслению замысла автора – это вопрос! Да, "в настоящее время нет единой методики чтения. По разным причинам эта методика распадается на три раздела: методику обучения грамоте, методику классного чтения и методику внеклассного чтения. Каждый из разделов существует как автономный комплекс знаний, умений и навыков и отрабатывается изолированно на разных уроках, разном учебном материале и разными способами. Отсутствие четких взаимосвязей между ними снижает у младших школьников уровень владения чтением как видом речевой деятельности. Чтобы ликвидировать столь ненормальное положение, надо обеспечить полное соответствие целей и задач каждого из разделов обучения чтению, выдвинув основной целью в любом разделе формирование у детей типа правильной читательской деятельности..." – пишет Н.Н. Светловская в книге "Методика внеклассного чтения".

Так как на уроках литературного чтения в Гуманитарном колледже мы, помимо учебников, читаем еще и хрестоматии, и много книг по внеклассному чтению, то мне пришлось продумать, как попытаться сформировать этот самый "правильный тип читательской деятельности", который обеспечил бы единый подход к литературным произведениям различного типа на всех уроках литературного чтения. Это и опоры для самостоятельного анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. Это и опоры для создания устного или письменного описания запомнившегося литературного героя. Это и планы для написания отзывов о прочитанных книгах в "дневнике читателя", который с первого класса ведут наши ученики. Ниже я привожу эти опоры с необходимыми в некоторых случаях пояснениями.

II. ПЛАНЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

В объяснительной записке к программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых есть раздел, посвященный элементам литературоведческого анализа и эстетического переживания прочитанного. В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса. Перечень литературных произведений, которые входят в серию книг для чтения младших школьников, подготовленных Бунеевыми, в основном совпадает с теми, которые изучаются на уроках литературы в колледже "Русский центр", хотя произведения А.П. Чехова и А.И. Куприна читаются детьми уже во 2-м классе и в гораздо большем объеме, нежели это предусмотрено программой Бунеевых. Что же обеспечивает нам возможность читать и понимать такие произведения, как рассказы "Каштанка", "Мальчики", "Белолобый" А.П. Чехова и "Ю-ю", "Сапсан", "Барбос и Жулька" А.И. Куприна уже во 2-м классе? Формирование этого интереса возможно только при самостоятельной работе учащихся с текстом под руководством учителя.

Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, мной разработан план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

Обычно я задаю на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Мне кажется, что этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

Но, конечно, работа на уроках литературы не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтении лирических произведений – один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка.

Работа по постижению поэтического замысла автора хорошо и подробно описана в книге В.Левина "Когда маленький школьник становится большим читателем". Безусловно, учить ребенка творчеству необходимо. Мне кажется, что проанализировать лирические произведения дети смогут самостоятельно и творчески, если их этому научить. И в этой работе опорой выступает план, алгоритм. По-моему, в представленном плане удалось избежать ненужной дидактичности, которая убивает дух поэзии, а с другой стороны, позволяет ребенку выступить "соавтором" любого читаемого стихотворения, пережить настроение автора, "присвоить" себе его достижения и находки.

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 – письменно.)

В каких ситуациях применяются данные опоры? Во-первых, на протяжении довольно долгого периода в 1-м классе, когда ребята устно отвечают на перечисленные вопросы или в некоторых случаях ведут записи в тетради по литературе под руководством учителя. Во вторых, во 2-м и 3-м классах, когда круг чтения сильно расширяется, и они уже самостоятельно пользуются этими опорами для того, чтобы проанализировать выбранные ими рассказ или сказку.

Но, пожалуй, самым убедительным аргументом в пользу этого универсального подхода является творческая деятельность учащихся. Ведь умение самостоятельно написать аннотацию к прочитанной книге, описать полюбившегося героя, написать сочинение-размышление на ту или иную тему, самостоятельно найти и отметить художественные достоинства стихотворения, басни, способность сочинить по заданному алгоритму подобие мифа или мюнхгаузеновской байки – вот реальные доказательства того, что метод, предложенный мной, имеет право на обсуждение. В качестве проверки я провожу еще и контрольные работы по литературе, которые также являются средством проверки сформированности правильного типа читательской деятельности.

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· · повествование (рассказывает);

· · описание (показывает);

· · рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Date: 2016-02-19; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию