Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика феодализма





Примерные

Экзаменационные вопросы

1. Общая характеристика феодального государства.

2. Киевская Русь. Характеристика государственности и культуры.

3. Формирование Московского централизованного государства.

4. Политика Ивана Грозного.

5.Английская революция.

6. Смута XVII в. в России: причины, этапы, последствия.

7. Реформы Петра Великого.

8. «Просвещенный» абсолютизм Екатерины II.

9.Образование США.

10.Великая французская революция: истоки, характер и историческое значение.

11. Внутренняя политика Александра I.

12.Отечественная война 1812 г.

13.Эпоха «великих реформ» в России (60-70-е гг. ХIХ в.).

14. Первая русская революция.

15.Столыпинская аграрная реформа, ее противоречия и результат.

17.Модернизациия С.Ю.Витте.

18.Первая русская революция (1905-1907 гг.) и ее особенности.

19.Первая мировая война: причины, характер. Россия и война.

20.Политические партии России в начале XX века.

21.Революции 1917 года в России.

22.Россия в годы Гражданской войны.

23.Новая экономическая политика.

24.Советский вариант модернизации (1920-1930-е гг.).

25.Советское общество в 1930-е гг. Складывание культа личности Сталина.

26.Внешняя политика СССР в канун Второй мировой войны.

27.История фашизма в Германии.

28.Великая Отечественная война советского народа.

29.СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.).

30.«Холодная война» и СССР.

31. Хрущевская «оттепель».

32.Советское общество в середине 1960 – х-1980-е гг.: нарастание противоречий.

33.Китай во второй половине ХХ века.

34. Япония на рубеже ХХ-ХХI вв.

35.Перестройка в СССР: этапы и противоречия.

36.Причины и последствия распада СССР.

37.Россия в постсоветский период.

 

 

1. Общая характеристика феодального государства.

Общая характеристика феодализма

 

Средние века - это период зарождения, господства и разложения феодализма. Слово «феодализм» происходит от позднелатинского feodum – поместье (в странах Западной Европы в Средние века этим словом обозначали земельное владение, пожалованное сюзереном своему вассалу в наследственное пользование с условием несения им феодальной службы).

В современной немарксистской историографии присутствует различное понимание сущности феодализма. Часть исследователей, основываясь на юридической концепции, главными признаками феодализма считает: политическую раздробленность, иерархическую структуру власти, вассалитет, корпоративность. Другие рассматривают феодализм комплексно и, кроме указанных, обращают внимание и на такие признаки, как крупное землевладение и крестьянско-сеньориальные отношения. В целом решающее значение отводится политической и юридической структуре, ментальности феодального общества.

В марксистской историографии феодализм рассматривается как одна из антагонистических общественно-экономических формаций, которая следует за рабовладельческим строем и предшествует капитализму. К основным признакам относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодализма землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала – отсюда внеэкономическое принуждение; крайне низкое и рутинное состояние техники.

Принято считать, что классическим вариантом является западноевропейский феодализм, который формировался в результате взаимодействия двух процессов – распада античного общества и разложения первобытно общинного строя у окружающих Римскую империю племен (германцев, кельтов, славян и т.д.). Влияние античного и варварского начал в генезисе феодализма у разных народов было различным, поэтому, в зависимости от соотношения варварских и античных начал, различают типы феодального синтеза:

1) приблизительно равное соотношение варварских и античных элементов (Франкское государство, часть южных славян);

2) преобладание позднеантичных начал (страны Средиземноморского региона);

3) незначительное влияние античности и преобладание элементов располагающегося первобытно-общинного строя(Северо-Западная Германия, скандинавские страны, ряд государств восточных и западных славян и др.).

В современной историографии нет единого мнения о характере феодализма в странах Востока. Социально-экономическое развитие этих народов в эпоху Средневековья имеет свои характерные особенности.

Началом феодализма в Западной Европе принято считать падение рабовладельческой Западной Римской империи (V в.), а окончанием – Английскую буржуазную революцию (1642 -1649).

Развитие средневекового общества сопровождалось значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. С учётом совокупности изменений выделяют три периода:

раннее Средневековье – период формирования феодального способа производства (V –X вв.);

классическое Средневековье – период развитого феодализма (XI – XV вв.);

позднее Средневековье – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (конец XV – середина XVVII вв.).

Государство как политическая организация феодального общества адекватно отражало его экономическую структуру и являлось важнейшим фактором, определяющим динамику экономических процессов.

Типичной формой феодального государства была монархия. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государставх Италии, Германии, а также на Руси – Великий Новгород, Псков. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем они поглощались крупными монархическими государствами.

В эпоху Средневековья государство переживает сложную эволюцию. Исследователи выделяют следующие этапы в развитии феодального государства в Западной Европе:

раннефеодальное государство (V-IX вв.);

феодально-раздробленное государство (V-XIII вв.);

централизованное феодальное государство в форме сословной монархии (XIII-XV вв.);

феодально-абсолютистская монархия (XVI-XVIII вв.).

С XVI в. начинается новый, устойчивый и мощный прирост населения, преодолевается тенденция к сокращению рождаемости; был превзойдён уровень численности населения середины XIV в. (до спада после «чёрной смерти»): к 1500 г. оно исчислялось уже в 80-180 млн.

 

 

2. Киевская Русь. Характеристика государственности и культуры.

Общая характеристика периода Киевской Руси

 

В IX веке в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен, обогащенного влияниями соседних народов, образовалась одна из крупнейших государств средневековой Европы - Русь ее историческим м ядром было Среднее Поднепровье, где традиции политической жизни достигали еще скифо-античных времен Центром новой восточнославянского государства стал Киев, поэтому в исторической литературе появилось название Киевская Руссь.

 

Занимая территорию от Балтики и Ледовитого океана до Черного моря и от Волги до Карпат, Русь представляла собой исторически важную территорию для налаживания контактов между Арабским Востоком и Западной Евр рассолом, Византией и Скандинавией Это обусловило быстрое ее вхождения в общеевропейскую историко-культурную общностьь.

 

О великий и могучий восточнославянское государство знали в разных частях Старого Света Сведения арабских авторов, свидетельство скандинавских саг, французские эпические произведения, рисующие Русь как большую края ину, занимавшая важное место в системе европейских политических, экономических и культурных связейв.

 

Одновременно с международным признанием, на Руси росло и укреплялось осознание собственной принадлежности к мировой истории Киевской Руси принадлежит особое место в Восточной Европе, аналогичное тому, которое занимала империя Карла Великого в истории Западной Европы Процесс формирования государства, этническое развитие восточнославянских племен, способствовал созданию единой русской народности, в основе которой лежали совместной на территория, единый язык, родственный культура, относительно тесные экономические связи протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская этнокультурная общность, стала этнической основой украи нцив, россиян и белорусов, развивалась путем консолидацииції.

 

Киевская Русь имела большое историческое значение и для многих неславянских народов II достижения в области общественно-политического, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, латышей, е эстов, керелы, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей Часть этих народов этнически и политически интегрировалась в состав Руссі.

 

Сначала Русь имела преимущественно династический характер, который определял ее историческое развитие Она была единственным государством, обеспечивалась единством княжеского рода, который совместно и в согласии владел страной Позже в XII-XIII вв принцип старшинства был нарушен, что и привело к бесконечным уособиць в борьбе за властейаду.

 

Существование Киевской Руси охватывает период с IX по 40-е годы XIII в Этническую основу государства составляли восточные славяне, были объединены в крупные межплеменные союзы В древнерусской летописи \"Повесть временных бедствий лет \"указывается, что таких союзов насчитывалось четырнадцать Южную группу славян составляли поляне, древляне, северяне, волыняне, дулебы, уличи, бужане, тиверцы, белые хорваты; вятичи Кроме восточных славян, в пределах Киевской Руси проживали карелы, весь, меря, мурома, мордва, печенеги, черные клобуки и балтские племенлтські племена.

 

На первом этапе развития, политической формой государства была раннефеодальное монархия с элементами федерализма В 30-е годы XII в Русь вступила в период феодальной раздробленности, который характеризовался по одальшим развитием производительных сил и производственных отношений, выделением отдельных княжеств Киевская Русь просуществовала до 40-х годов XIII в и пала под ударами монголо-татарских завоевателейиків.

 

42 Особенности развития культуры Киевской Руси

 

Культура Киевской Руси IX-XIII вв отмечалась поступательным развитием, имела давние вековые традиции Искусство русичей представляло собой не только органическую потребность быта, стремление украсить разнообразный мир вещей, которые окружали человека, но и отражало ее мировосприятия и идеологииію.

 

Феномен необычного взлета культуры Киевской Руси часто объясняется тесными контактами ее с Византией, Хозарией, странами Центральной и Западной Европы их влияние на культурный прогресс Руси был очень вел ликим, но не решающим Чтобы зерна передовых культур, прежде византийской, проросли в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленную почву Именно таким был культурный грунт восточных с ловьян, вобравший многовековые традиции местного развития, обогащенного влияниями соседудів.

 

Традиции, которые достигают глубины веков, прослеживаются и в технике изготовления керамики и вещей быта, и в характере обработки древесины, и в строительстве сооружений, и в застройке городов и поселений

 

Антропоморфные и зооморфные фибулы Среднего Поднепровья VI-VII вв, танцующие человечки в вышитых рубашках на серебряных бляшках мартеновской сокровища VII-VIII вв, резьба идола Свитовида VIII-IX вв со сбруей уча, изображения фантастических зверей и птиц на оковке рогов тура X в с Черной Могилы в Чернигове, был свой сакральный смысл в системе языческих верований Сцены Збручского идола отражают представлений ления восточных славян не только о земной мир, но и о небесном и подземный Как показали археологические исследования, Збручский идол стоял в центре святилища на каменном круглом пьедестале, имел близь ко восьми метров в диаметре Подобные \"храмы идольские\" обнаружены в Киеве на Старокиевской горе, в Бакоте на Днестре, на Житомирщине Кроме четырехликого Збручского идола известны и однолики - каменные и д. вянут Как правило, все они человекообразные, во многих относительно хорошо моделированы голова, лицо, руки и ногличчя, руки та ноги.

 

На керамических вазах IV в черняховской культуры из сел Лепесовка и Ромашки изображена календарная символика Плоские широкие венчики лепесивських ваз разделены на 12 секторов-месяцев, каждый из которых имеет свою ю орнаментальную символику земледельческого содержания Сосуды эти использовали в различных обрядовых действиеіях.

 

Исследование изделий славянского и древнерусского художественного ремесла обнаруживают у них много таких традиций, которые берут свое начало еще в скифский период Знаменитый скифский звериный стиль прикладной ого искусства территории Украины VI-III вв до не, развившийся под влиянием культур Греции и Переднего Востока, заметно проступает в киевских фибулах, змеевиках, браслетах-наручах, галицких керами их плитках, черниговской резьбе по каменменю.

 

Искусство играло большую роль в идеологии восточных славян: почти все его произведения - от орнамента на рубашке до изображение языческого бога - имели определенный смысл в системе верований, которые сложились как г результат практического опыта жизни и фантастических представлений о природных явлениях, которых люди тех времен не могли объяснить Каждый орнамент, узор или изображение \"оберегали\" человека от разного бедствия, \"помо Магали \"в жизни и работе Распространен у славян орнамент - розетка - символизировал солнце, волнистая линия - воду Изображение фантастических животных и существ отражали языческие верования Так, в изображении жен ки с руками-ветвями видели \"Великую богиню\" земли тощuot;Велику богиню" землі тощо.

 

Близкий к древнеиранского и мифологический мир восточных славян Отдельные восточнославянские и древнерусские языческие боги обнаруживают сходство к иранским не только функционально или изобразительно, а так каждого и в именах Так, Симаргл из пантеона Владимира Святославича напоминает иранского Сенмурв Сходство эта могла появиться в скифскую эпоху, которая характеризовалась тесными контактами местного праславян ского и пришлого иранского населенияння.

 

Важным элементом культуры народа является государственность Именно она выступает основным двигателем этнической и культурной интеграции населения Первым государством восточных славян была Киевская Русь, которая сформировалась в ки Инке VIII - в IX в на базе ряда союзов племен На ранней стадии, как и в процессе дальнейшего развития, она подвергалась воздействию со стороны своих соседей, в частности Хазарского каганата и Византии От них Русь причинить желали отдельные элементы государственной структуры и титулатуры Вместе с тем следует помнить, что государственно процесс восточных славян имел и собственные традиции В пределах территории Украины достигают VI - V вв до н е Это греческие города-государства в Северном Причерноморье и скифское государство с центром в Нижнем Днепре Хотя скифская и античная государственность составляли по коренного населения Украины явления генетически зов нишни, в своем развитии они органично входили в его жизненно його життя.

 

Изучение славянских культур периода первой половины I тыс. не (зарубинецкой и черняховской), развитие которых происходило в тесном взаимодействии с римской цивилизацией, показывает, что ряд их элементов от дродились и получили дальнейшее развитие в период Киевской Руси К ним относятся высокая культура плужного земледелия, керамическое и эмалевое производство, традиции домостроенийцтва.

 

Древние традиции прослеживаются также в народном творчестве, литературе, музыке Языческие песни и танцы, фольклор, свадебные и погребальные обряды, эпические легенды и предания производили огромное влияние на ро азвитие древнерусской духовной культуры, составляли ее неотъемлемую составную часть Эхо языческих верований хорошо чувствуется в \"Слове о полку Игореве\" и других литературных произведенийурних творах.

 

Археологические и письменные источники свидетельствуют, что древнее население Украины не было этнически и культурно однородным протяжении тысячелетий Миграции были обычным явлением Но они никогда не

 

1 Толочко Петр Киевская Русь - К: \"Абрис\", 1996 - с 12

 

приводили к полной смены населения Значительная его часть продолжала жить на своих исконных местах, особенно это касается земледельцев Лесостепи не прерывалась историческая память региона, культурное ный генофонд его органически передавался в наследство новым поколенияям.

 

Очевидно, в древнерусской культуре нет отрасли, развитие которой бы не опирался на многовековые, иногда тысячелетние, народные традиции

 

3. Формирование Московского централизованного государства.

В конце 15 века, проходило объединение русских земель, создание духовной основы национального государства, а также, параллельно, шел процесс укрепления русской государственности, формирование централизованного российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. Исследователи отмечают, что вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастает объем и авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления, и вече -- древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского государства.

 

В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.

 

Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников -- феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально иной основе. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не перестали быть его подчиненными.

 

Вследствие политической зависимости русских земель от Золотой Орды объединительный процесс протекал в экстремальных условиях. И это накладывало существенный отпечаток на характер властных отношений в складывающемся российском государстве, Процесс присоединения других государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве-объединителе. Феодалы присоединенных территорий становились слугами Московского правителя. И если последний в отношении с собственными боярами по традиции мог сохранять какие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присоединенных земель он был только господином для своих подданных. Таким образом, вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до татаро-монгольского ига, уступают отношениям подданничества.

 

 

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны -- от высшего боярства до последнего смерда -- были подданными царя, его холопами. Отношения подданства ввела в закон Белозерская уставная грамота 1488 года. По этой грамоте все сословия были уравнены перед лицом государственной власти.

 

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О. Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него -- это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность подлежала конфискации. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом, уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков -- дворян под неограниченной властью царя-самодержца.

 

Политика опричнины проводилась с крайней жестокостью. Выселения, конфискация собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. Недаром слова «опричнина» и «опричник» стали нарицательными и употреблялись как образное выражение грубого произвола.

 

 

4. Политика Ивана Грозного.

За время царствования Ивана Грозного экономическая ситуация в стране ухудшилась. Количество разоренных и выжженных земель было огромным. Для того, чтобы как-то сдержать обнищание имений, царем были введены заповедные лета. Такая политика Ивана Грозного способствовала утверждению крепостничества.

 

Date: 2016-02-19; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию