Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь терминов. Абсолютизм(от лат. Absolutus — безусловный) — форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Абсолютизм (от лат. absolutus — безусловный) — форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти. Абсентеизм (от лат. аbsens (аbsentis) — отсутствующий) — проявление равнодушного отношения населения к политической жизни в частности, уклонение от какого-либо участия в ней. Авантюризм политический (фр. avanture — приключение, риск) — гиперактивное участие в политической жизни, основанное на пренебрежении объективной информацией о реальной обстановке, соотношении сил и средств, возможного и невозможного, объективных закономерностей социально-политической жизни. Авториторизм — политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов. Азан — молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) перед обязательной молитвой. Анархизм (от греч. апаrchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разновидностей власти (экономической, политической, духовной); отстаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Анархо-синдикализм — течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов). Аракчеевщина — реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А. Аракчеевым (военные поселения, палочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия). Аристократия (греч. aristokratia, от aristos — лучший и kratos— власть — буквально власть лучших, знатнейших) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления аристократия противостоит монархии и демократии. Артхашастра — древнеиндийский трактат практических рекомендаций по управлению государством. Архия (отгреч. archi — власть, правление) — политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство. Биополитика (от англ.biopolitics ) — концепция, допускающая использование биологических понятий и методов исследования в изучении политических феноменов. Бланкизм — политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л. О. Бланки, основывающееся на заговорщической тактике в революционном движении, когда узкая группа революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П. Н. Ткачев). Большевизм — течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В. И. Лениным и организационно оформившиеся в 1903 г. на II съезде РСДРП. Бонапартизм — первоначально термин, употреблявшийся исключительно для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта, а затем Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространен на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на единовластие, силовые структуры и реакционные слои общества и лавирующую между борющимися силами в условиях социально-политической дестабилизации. Исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры. Брахманизм — одно из ведущих направлений древнеиндийской идеологии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов. Буддизм — возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» — нирваны. Былина — русское народное сказание, эпос. Бюргерство — средний слой, новая социальная группа (купцы, банкиры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленники и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа. Варны — различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям. Вассал — феодал, получавший земельное владение (лен) от более крупного феодала с несением в его пользу ряда повинностей. Веды — древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов. Власть — центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших наиболее древних проблем политического знания. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть есть средство осуществления политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, или ассоциативном, и личном. Возрождение — эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности. Война — социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — термин впервые введен Ф. Теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в философии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. Противостоит интеллектуализму (или рационализму). Гандизм — многоплановое учение лидера национально-освободительного движения Индии и партии Индийский национальный конгресс — Махатма Ганди. Гегельянство — идеалистическое течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте». Гегемонизм — навязывание взглядов, политических установок, политики одним субъектом другому (или другим). В основе гегемонизма — расистские идеи о духовном и интеллектуальном неравенстве людей, о праве элиты диктовать свою волю «низшим». Генезис — возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету. Геронтократия (от греч. gerоп — старик, kratos — власть) — буквально «власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин «геронтократия» был введен в этнографии в начале XX в. и применялся для анализа структур власти при первобытнообщинном строе, а затем и в классовых обществах. Термин «геронтократия» получил символическое значение косности, отсталости, консерватизма, застойности мышления и бездеятельности. Глоссаторы (экзегеты) — толкователи законов, римского права. Школа глоссаторов была основана в Болонье. Господство — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики. Гражданские права и свободы — основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Гражданское общество — в идеале общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, относительно независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Развитое гражданское общество в условиях правового государства имеет гарантии личной безопасности граждан, социально-экономической безопасности. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении политического отчуждения. При этом власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах решения проблем свободного развития человека и общества. Гуманизация политики — придание политике гуманистической направленности, т. е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей. Речь идет об утверждении отношений, у которых мерой всех действий был бы человек. Гуманизм — совокупность идей, взглядов и представлений, выражающих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному. господству церкви., Дань — натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов на Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды. Даосизм — направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао — «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном личном совершенствовании. Движение неприсоединения — движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждается неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран. Деидеологизация — понятие, объединившее широко распространенные в 50-е гг. XX в. в западном обществоведении социально-философские концепции, провозгласившие «конец идеологии» в обществе и возможность построения свободной, чистой от идеологических наслоений науки. Декабризм — общественно-политическое движение русских дворянских революционеров антифеодальной направленности, вылившееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаивающее идеалы свободы, конституционализма и демократии. Декреталии — постановления римских пап в виде посланий. Составляли главное содержание свода законов католической церкви — Корпуса канонического права. Демократия — народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений. Демос — в Древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы. Державность (слав, държа — владычество, могущество) — характеристика политического восприятия, мышления и поведения; ощущение причастности и склонность человека или группы воспринимать, осознавать и вести себя в качестве представителя страны с особым «политическим весом» и масштабом, обладающей явным экономическим или военным могуществом, способной оказывать влияние и даже давление на ближайшее и дальнее внешнеполитическое окружение. Деспотия (от греч. despot — господин, владыка) — крайняя форма тирании; абсолютное и беззаконное (принципиально не ограниченное правом) господство; власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом, всех остальных субъектов политики и общества в целом со стороны одного властителя (личная деспотия отдельного деспота) или организации (деспотия правящей партии в тоталитарных политических системах). Джихад — «усиление»: борьба за веру, борьба на пути Аллаха. Первоначально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад — лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению. Диггеры — крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы деревенской и городской бедноты. Видный теоретик — Дж. Уинстенли. Диктатура (лат. dictatura ) — неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером авторитарного типа, имя которого или используемая им социально-политическая идея дают определение тому или иному виду диктаторского правления (цесаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапартизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм на религиозной основе и т. д.). Дискриминация (от лат. discriminatiо — различение) — ограничение или лишение прав определенных категорий граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов, пола и др. признакам. Одна из крайних форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — политика принудительного отделения одних людей от других, ограничения в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильное переселение на специально выделенные территории (резервация, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до гено-: цида (уничтожение полностью или частично). Догматизм в политике — антиисторический, метафизический, схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени. Догмы в политике (греч. dogта — мнение, решение, учение, постановление) — положения, принимаемые на веру без доказательств, опытных обоснований и практической проверки как непреложная, неизменная истина при всех обстоятельствах; результат подчинения авторитету; средство политико-психологического воздействия и осуществления господства. Доктрина — систематизированное учение (философское, политическое, идеологическое), руководящий теоретический или политический принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий. Дхарма — в Древней Индии закон жизни, богоустановленный порядок, которому должна следовать каждая варна. Евразийство — научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве Евразии (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, М. Шахматов, Г. Вернадский и др.). Ересь (греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви. Естественное право — одно из широко распространенных понятий политической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства. Жрец в политике — одна из центральных фигур архаичной политики периода неразделенности политической и религиозной жизни; служители божества в древних религиях, совершающие жертвоприношения и осуществляющие толкование «божественных знаков» и «откровений»; осуществляющие духовное воздействие на сознание и поведение людей как в религиозных, так и политических целях. Закономерность — объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса. Законы Ману — политико-правовой памятник Древней Индии, зако-новедческий трактат, содержащий кодекс социальной жизни древнеиндийского общества. Западничество — направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси). Направление русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма. Идеализм — философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное — первичным, а материю, природу, физическое — вторичным, производным, зависимым. Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объективный утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственнои реальностью индивидуальное сознание, ощущение, вос^г приятия. Идеология (от греч. idea и 1оgosз — слово, понятие, учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выражаются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т. д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов политики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественно-политических отношений. Иджма — общее согласие общины, один из источников мусульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения. Избранная Рада — неофициальное правительство русского государства в 40-50 гг. XIV в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский. Имамат — одна из основных исламских категорий, руководство общей молитвой. Император — повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя. Инвеститура — право назначения епископов светской высшей властью. Индепенденты — политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма. Индивидуализм в политике (фр. individualisme от лат. individuum— неделимое) — тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставлении обществу в целом. Психология индивидуализма — основа идеологии либерализма. Инквизиция — трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных. Инстшуционализм — направление государствоведения в XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — «институций» (семья — партия — профсоюзы и т. д.); вторичный термин — «институционадизация» понимается как организационно-правовое закрепление общественНЫХ ОТНОШеНИЙ. Иррационализм — идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное». Историзм — принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени. Кааба — образ камня, как символ ключа к небесному Храму, божественное знамение. Как научная дисциплина — история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования (научно значимые и познавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками. Как учебная юридическая дисциплина — история политических и правовых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Предмет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, проанализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о государстве и праве. Канонисты — создатели школы, занимавшиеся систематизацией папских декретов, решений церковных соборов. Кальвинизм — одно из направлений протестантизма, основанное Жаном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм. Кантианство — критицизм, учение И. Канта и его последователей. Категорический императив — всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т. д. Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — разновидность христианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века. Кияс —решение дел по аналогии, способ толкования и применения права. Клерикализм —политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни. Кондоминиум (от лат. соп — вместе и dominimum — владение) — двойная суверенность, общее управление одной территорией двумя или большим числом государств. Конституционализм — система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обществом и государством. Колониализм — политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении. Колонизация — заселение и освоение окраинных земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России). Коллективный анархизм — третье направление анархизма (после теорий М. Штирнераи П. Прудона), разработанное М. А. Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых процесс производства и распределения носит коллективный характер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем. Консерватизм (от лат. сопsеrvarе — сохранять) — политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, упорядоченности, отвергает революционные настроения. Концепция — понимание, система, трактовка предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения. Конфликт (от лат. соnflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конформизм (от лат. соп — с, вместе forта — вид, форма) — согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними. Конфуцианство — учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551 -479 гг. до н. э.), имеющее в своей основе принцип добродетели. Коран — священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафиксированы в «правовых строфах», устанавливающих личный статус, регламентирующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданского, уголовного, финансового права и др. Крещение — одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киевской Руси положило начало христианизации древнерусского общества и вытеснения языческих верований. Кризис — перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Кризис можно рассматривать как переход системы в новое качество или образование качественно новой системы, как момент развития. Культ личности (лат. си1tus — почитание, поклонение) — феномен традиционно-патриархальной политической культуры, авторитарных и тоталитарных режимов, тираний и деспотий; характеристика специфического единовластия тоталитарного типа. Левеллеры — левое крыло индепендентов, радикальная политическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои. Легальный марксизм — идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции; либеральная теория реформирования буржуазного общества с использованием терминов и положений марксизма. Легизм — древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам. Легитимация (лат. 1еgitimus — законный) — процедура общественного и психологического признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике легитимация обозначает ее признание, объяснение и оправдание. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, поэтому легитимацию нельзя смешивать с легализацией. Легисты — западноевропейские средневековые юристы, внедрявшие в юридическую практику римское право в противовес церковному. Летопись — историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды. Локус контроля в политике (лат. 1осиs — место, месторасположение и фр. сопtro1е — проверка) — качество, склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный, внешний локус контроль), либо собственным способностям и усилиям (интервальный, внутренний локус контроль). Лютеранство — вероучение немецкого богослова Мартина Лютера, вождя эпохи Реформации, об «оправдании верой» (о «спасении» человека искренностью его веры), об отрицании роли церкви как посредника между человеком и Богом. Макиавеллизм (от имени Н. Макиавелли, автора трактата «Государь») — способ политической деятельности, основанный на манипуляции людьми, не пренебрегающий любыми средствами ради достижения поставленной цели, прежде всего достижения и удержания власти. Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования; свойственен неструктурированным множествам людей (массам). Массового общества теории — социально-философская, политологическая и культурологическая концепции, претендующие на описание и объяснение социально-политических и личностных отношений современного общества с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, причем рассматривающие этот процесс как преимущественно негативный, как патологию общественного развития, как инверсию прогресса. Массовые политические движения — устойчивая широкая общность людей, осознающих социально-политическую проблему, возникшую перед группой, стратой, слоем или обществом в целом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и добровольно объединяющихся для действий ради внесения в жизнь соответствующих изменений. Материализм — одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели К. Маркс и Ф. Энгельс). Меритократия (от лат. тertus — достойный и греч. kratos — власть) — буквально власть, основанная на заслугах; правление, в основу которого положен принцип индивидуачьных достижений, приводящий к власти наиболее достойных, компетентных, талантливых людей. Меркантилизм — учение и политика в период формирования буржуазных капиталистических элементов, поддержания национальной промышленности и торговли. Метафизика — в философском плане рассуждения о «духовных первоначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недоступных чувственному опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя (противоположен диалектике, как методу и теории познания развития природы, общества, мышления); у Канта И. — учение о морали и праве. Метод — путь исследования (познания); совокупность приемов теоретического и практического освоения действительности. Методология — система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Мессианизм (от древнееврейского — помазанник) —- 1. религиозное учение о спасителе мира; 2. воззрения на особую роль какого-либо народа, государства, общественной группы, организации, личности в изменении к лучшему хода мирового развития, общественного порядка, конкретно-исторической кризисной ситуации. Мимикрия политическая (англ, тimicry — подражательство) — приспособление к окружающей социально-политической среде, к сложившимся условиям жизни ради достижения каких-либо выгод. Миссионерство (от лат. missio — посылка, поручение) — деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев. Мифология политическая — форма политического сознания; система мифов, бытующих в политике; мифологическое отражение, эмоционально окрашенное, чувственное представление о политике, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней, а также подлинное знание политики. Модернизация — процесс перехода от стабильного «традиционного» к непрерывно меняющемуся, динамичному современному индустриальному или постиндустриальному обществу. Моизм — учение моистов, выражающее интересы мелких собственников и отстаивающее идеи всеобщей любви и социального равенства. Монархия (от греч. топаrchiа — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства — монарха и передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные, конституционные. Мораль и политика — одно из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики. В ИППУ выделяют три основных варианта взаимодействия между политикой и моралью: 1) полное подчинение моралью политики; 2) полный разрыв политики и морали; 3) попытка сохранить аутентичность политики и морали. Народ — особое этническое образование, исторически надстраивающееся на основе рода и племени, включающее в себя несколько близких родов и племен. Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895 гг.); существовало в течениях революционного и либерального («теория малых дел») народничества. Известны народнические кружки «чайковцев» (глава кружка Н. Чайковский) и «долгушинцев» (руководитель кружка А. Долгушин) с тактикой «хождения в народ», а также организации «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Нативизм — немодифицированность, индивидуальность, сохранение культурных ценностей в неизменном виде. Национализм — идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другими; проповедь национальной исключительности и превосходства; разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.- Неокантианство — идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту» и развивающее идеалистические и метафизические элементы философии И. Канта; известность получили две школы — марбург-ская (Р. Штаммлер) и баденская (В. Виндельбанд). Нестяжательство — религиозно-политическое течение в России, проповедующее аскетизм, отказ церкви от приобретения земельных и имущественных ценностей (т. е. от стяжания, как противоречащего евангельским идеалам). Основателем доктрины нестяжания является Нил Сорский. Новые левые — движение — преимущественно среди студенческой молодежи и интеллигенции западных стран в 60-70-е гг., отличавшееся резкой критикой всех современных ему форм социально-политического устройства и организации экономической жизни с позиций крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизма. Новые правые — движение интеллигенции, технократии и некоторых других социально-привилегированных слоев развитых стран в 60-70-е гг., опиравшихся на идеологию неоконсерватизма. Нонконформизм (от лат. поп — нет, сопfоrmis — сходный) — в первичном значении не приемлющий общепризнанного религиозного учения, сектант, требующий реформы государственной церкви. Нормативизм — позитивистское направление в правовой науке XX в., считающее главной задачей юридической науки изучение действующих норм права вне зависимости от социально-экономических условий, т. е. изучение права «в чистом виде». Общее благо — одна из целей политики, провозглашенная античной политической теорией (в сочинении Аристотеля «Политика»). Мысль об общем благе включает идеи справедливости, равенства, единства, понимания обществом и властью необходимости выбирать наиболее значимые общие цели и следовать им. Общественно-экономическая формация — исторически определенный тип общества с присущим способом производства, экономическими и социальными отношениями. Общественный договор — учение (теория) о происхождении государства согласно договору между людьми, в котором предусматривается добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. Опричнина — система внутриполитических мер Ивана Грозного во второй половине XVI в., направленная на подавление боярской оппозиции с созданием репрессивного механизма. Органическая теория — теория Г. Спенсера, английского социолога, отождествляющая строение и функции государства со строением и функциями живого организма; государство — общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток. Олигархия (греч. оligarchiа, от оligos — немногий, немногочисленный и аrchе — власть) — власть немногих в государстве или в мире финансов. Оппозиция (от лат. орроsitiо — противопоставление) — 1. противопоставление своей политики другой политике; 2. выступление против мнения большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных и иных структурах, декларирующих свою приверженность демократическим процедурам. Оппортунизм — соглашательство, приспособленчество, беспринципность. Отчуждение политическое — одно из проявлений абсентеизма; негативизм по отношению к политике вообще, предельная пассивность политического участия; политико-психологическое следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни. Охлократия (греч. ochlos— толпа, kratos — власть) — буквально «власть толпы»; власть социально-политических групп, апеллирующих к популистским массовым настроениям в их наиболее примитивных формах; реально — ситуация мятежей, погромов, крупных уличных беспорядков, в которых толпа выступает главной действующей силой; отличается проявлением самых низменных побуждений и действий — бессмысленных бесчинств, избиений, изнасилований, убийств, разрушения всего, что встречается на пути толпы. Панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы — халифа. Панславизм — течение общественно-политической мысли в славянских странах, в том числе и в России, в котором неоднократно проявлялось стремление объединить славянские народы на этнической основе для решения острых социально-политических проблем в славянских странах. Пантюркизм — реакционная шовинистическая идеология, согласно которой существует единая тюркская или турецкая нация, включающая все тюркоязычные народы, причем все они должны входить в состав единого государства, как правило, под главенством Турции. Возник в конце XIX - начале XX в. в среде некоторых тюркоязычных народов как выражение стремлений национальной буржуазии создать национальное государство в рамках исторически сложившейся турецкой территории. Паритет (нем. paritat, от лат. paritas — равенство) — в политике одинаковое положение, равенство. Парламентаризм — система организации и функционирования власти, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций при ведущем положении парламента, как выборного законодательного органа. Патриаршество — система церковного управления во главе с патриархом. С введением в России патриаршества с 1589 года русская церковь получила полную самостоятельность. Переходный период — особое и качественно самостоятельное состояние социальной системы, сопровождающееся нестабильностью, кризисными явлениями, снижением управляемости и эффективности социального регулирования. Перманентная революция — непрерывная революция, идея революции из вне, ее «экспорта»; авантюристическая концепция Л. Троцкого. Письменность — письменные памятники народа или эпохи. Позитивизм — философское направление, утверждающее, что все пози--:.тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивается описанием, систематизацией фактов и явлений. Политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима государства.. Политические ценности — понятие, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений в плане их соответствия или несоответствия интересам общества, отдельных социальных групп, человека. Политический режим — составная часть понятия «форма государства», включающая методы и приемы осуществления политической (государственной) власти. Полис — типичная форма организации общества для Древней Греции, город — государство (объединение с единой властью и общественной жизнью). Полития — республиканский строй в Древних Афинах, понятие смешанной формы государства, введенной Аристотелем и сочетающей лучшие качества олигархии и демократии. Популизм (лат. рори1иs — народ) — исторически-политическая технология, риторика, отличающаяся неопределенной и обычно демагогической апелляцией к народу. Первое порождает второе, которое, в свою очередь, поддерживает первое. Права человека — неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом. Право — одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства. Правовая культура — высокое место права в общественной жизни, уровень его развития; общее состояние законодательства, правосознания граждан, работы правотворческих и правоприменитель-ных органов. Правовое государство — тип государства с функционированием режима конституционного правления, развитой правовой системой, эффективной судебной властью при реальном разделении властей, социальным контролем политики и власти. Православие — одно из направлений христианства, сложившееся на территории Византийской империи и утвердившееся в Древнерусском государстве. Предмет — категория, обозначающая целостность, выделяемая из мира объектов в процессе познания. Преемственность — связь между различными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении определенных элементов. Пресвитериане — в период английской буржуазной революции религиозно-политическая партия, выражающая интересы богатого купечества, банкиров и части обуржуазившегося дворянства. Принцип — первооснова, обобщающая и распространяющая какие-либо положения на все явления той области, из которой он (принцип) выделен. Просвещение — идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Просвещенный абсолютизм — доктрина просвещенной абсолютной монархии в России; политика укрепления абсолютной власти с использованием отдельных положений просветительской идеологии XVIII века. Протестантизм — религия, возникшая в XVI в. в результате второго раскола христианства и отвечающая социально-политическим интересам третьего сословия (буржуа) в период первичного накопления капитала. Основной догмат — индивидуализм в делах веры. Пуританизм — общественно-религиозное учение, идеологическая платформа английской буржуазной революции. Последователи учения — пуритане (английские кальвинисты) выступали за преобразования англиканской церкви в духе протестантизма, за решительное осуществление идей Реформации в Англии. Радикализм политический (лат. radix — корень) — стремление к решительным методам и действиям в политике; идейно-политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости радикальных реформ, решительного образа действий. Разделение властей — политико-правовая доктрина, согласно которой в правовом государстве должны существовать самостоятельно и независимо друг от друга ветви (направления, функции) государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная, с эффективным взаимодействием и взаимным контролем. Разночинцы — юридически не оформленная категория населения в России XIX в., выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства), носители демократической идеологии. Расизм — реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию и войны принадлежностью людей к различным расам. Рационализм — учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей Революция — коренной переворот, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому; в социальной революции — переход от отжившей общественно-экономической формации к более прогрессивной. Режим политический (лат. regiтеп — управление) — в общем виде тот или иной порядок управления, форма организации власти и средств и методов осуществления власти; совокупность характерных для определенного типа государств политических отношений, сложившихся отношений между властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных взаимоотношений, состояние политической системы и политической культуры. Республика (лат. respubliса — госуд. дела, политика) — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству их. Реформация — общественно-религиозное и политическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви, главной идеологической опоры феодализма, и предусматривающее проведение религиозных преобразований в духе протестантизма. Реформирование — преобразование, изменение, проводимое путем реформ, усовершенствований, модернизации. Реформизм — оппозиционное марксизму политическое течение, выступающее за осуществление социальных изменений путем реформ, не затрагивая основ существующего строя, и отрицающее революционную классовую борьбу. Рита — божественный или всемогущий космический закон — порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от человека определенного поведения. Романтизм политический — ориентация на достижение социального идеала и приближающих к нему политических целей с опорой на лучшие, благородные качества индивидов, социальных групп, общества, а в принципе и человечества. Русская правда — свод древнерусского права, включающий Правду Ярослава Мудрого и другие источники. Сакрализация в политике (лат. sacrит — священное) — одно из свойств человеческой психики, связанное с базовой системой социокуль-турных координат, наделение предметов, явлений, процессов, политических лидеров и людей «священным» (в религиозном или близком к нему, квазирелигиозном идеологическом понимании) содержанием. Сатьяграха — тактика ненасильственного сопротивления, проводившаяся в соответствии с твердыми принципами, основанными на 81духе ненасилия (стойкость, твердость, упорство в отстаивании истины, правды). Свобода — неограниченная способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на понимание объективной необходимости. Теоретически проблема свободы всегда сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, то есть обусловлены или нет все его намерения и поступки внешними обязательствами. Свободы политические — правовые нормы, определяющие положение человека в государстве. Сепаратизм (фр. separatismе, от лат. separatus — отделенный) — стремление к обособлению проявляющееся, как правило, у представителей национальных меньшинств в составе многонациональных государств, обычно направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий. Синдикализм — мелкобуржуазное течение в рабочем движении, рассматривающее в качестве единственного пути к социализму экономическую борьбу и считающее, что профсоюзы (синдикаты) должны управлять общественным производством. Славяне восточные — родственные по происхождению племена, имеющие общность языка, культуры, территории, экономики (поляне, древляне, уличи, кривичи, северяне, вятичи и др.). Славянофильство — одно из направлений русской общественной мысли середины XIX в., выступающее за отличный от Запада путь развития России на основе ее самобытности, патриархальности, православия. Сменовеховство — общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом, эмигрантской) в 20-е гг. XX в. Софисты — древнегреческие учителя наук, философы-просветители. Социал-демократия — влиятельная сила в рабочем и демократическом движении многих стран. Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализм — учение, сторонники которого (социалисты) в качестве цели, идеи выдвигали установление социального строя, основанного на общественной собственности на средства производства; первая, низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Социалистические учения середины XIX в. носили критически-утопический характер. Социальное государство — понятие, обозначающее государство современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Социальные теории организации — теории, связанные с проблемами управления и менеджмента и направленные на изучение условий более эффективного функционирования социальных систем. Справедливость — одно из понятий этики, разработанное Платоном в диалоге «Государство» и развитое Аристотелем, Цицероном и другими античными мыслителями. Средства политики и власти — совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо общественных сил, включая и саму власть. Стагнация (фр. 51а&папоп, от лат. $га&паге — делать неподвижным, останавливать) — застой в общественной жизни. Сталинизм — система общественных отношений и политической власти, господствовавшая в СССР в период террористической диктатуры Сталина. Статус (от лат. status — состояние) — совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Статут (от лат. statuere — постановлять, решать) — 1. устав учреждения или организации; 2. законодательные акты в отдельных государствах (Великобритания, США); 3. положение о государственном знаке отличия — ордене. Старообрядчество — идейно-религиозное направление, возникшее в результате раскола русской православной церкви в XVII в., сторонники которого отказались признать церковную реформу патриарха Никона и стремились сохранить атрибуты старой веры. Стоицизм — философское направление в античном обществе и философская школа стоиков, отстаивавших идеал единства мира, нравственное самоусовершенствование, послушание и политическую пассивность. Стратегия в политике (от греч. strategia — стратег — избираемый на период войны руководитель сухопутных или морских сил) — система крупномасштабных решений и намеченных направлений деятельности, последовательная реализация которых призвана достичь более или менее удовлетворительным образом основных целей, которые ставят перед собой на исторически определенный срок государственные институты, партии, общественно-политические организации и другие организованные субъекты политики. Стяжательство — течение, основанное Иосифом Волоцким, направленное на создание экономически могущественной монастырской организации. Стяжательская позиция теоретически оправдывалась использованием церковной собственности на «благие дела» (строительство монастырей, помощь бедным и др.) Судебник — кодификация норм обычного права, уставная грамота, княжеские указы. Сунна — второй источник мусульманского права, сборник преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Мухаммеда. Специфическое руководство для мусульман, «священное предание». Суннизм — доминирующее, «правоверное» течение в исламе, поддерживающее сильные общинные традиции, в т.ч. избрание халифа. Схоластика — средневековая, религиозно-идеалистическая «школьная» философия, основанная на церковных догматах. Представители — схоласты стремились рационально обосновать христианское вероучение. Сюзерен — крупный феодал, сеньор в средневековой Европе (барон, граф, герцог, князь). Теократия (греч. theos — бог, kratos — власть) — форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках высшего духовенства или главы церкви. Теология — богословие, систематизация вероучения данной религии. Томизм — ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. Теория — система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания. Теория насилия — теория Людвига Гумпловича, австрийского социолога и юриста, обосновывающая происхождение государства в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими. Тирания (греч. (tуrаппiа) ~ в Древней Греции — форма государственной власти и управления, обычно установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении тирана. Толерантность политическая (от лат. tо1еrапtiа ~ терпение) — позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах. Традиционизм — направление общественно-политической мысли, наследующее существующие институты, обычаи, порядки. Трибализм (от лат. tribus — племя, триба) — стремление к политическому обособлению на основе родоплеменного деления. Проявляется и в активном участии в общественной жизни кланов, образовавшихся на родовой и племенной основе. Улемы — «знатоки веры». Умма — исламская община, прочная структура которой регламентируется шариатом. Утилитаризм — этико-правовое учение (основатель И. Бентам), считающее полезность (пользу) основой нравственности и принципом оценки всех явлений. Утопия политическая (греч. и — нет и 1ороs — место, то есть место, которого нет; по др. версии, и — благо и 1ороs — место, то есть благословенное место) — изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Учение — система воззрений мыслителя или ученого; совокупность положений о какой-либо области явления. Факторы войны (от лат. factor — делающий, производящий) — приведенные в действие материальные и духовные возможности воюющих сторон, оказывающие воздействие на ход и исход войны. Фашизм — реакционное политическое течение, выражающее интересы агрессивных империалистических кругов, пропагандирующее культ насилия, агрессию, расизм; неофашизм — фашизм, видоизменивший свои позиции. Федерализм — система государственного устройства, основанная на федеративных началах. Фундаментализм — первоначально крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма; сложился в южных штатах США в 1910-е гг., отвергал любую критику и Библии, и попытки ее новых трактовок. Халифат — преемство, ключевая категория, включающая два взаимосвязанных аспекта: 1) сущность мусульманской власти; 2) специфическая форма правления (глава общины — халиф — заместитель пророка). Хисба — надзирательство за соблюдением религиозных и моральных предписаний, а также за общественными местами. Христианский социализм — многочисленные течения в современном христианстве, обосновывающие социалистическую идеологию и практику положениями евангельского учения. «Царь-солнце» — сравнение царя с солнцем в виде образной формулы, введенное в XVII в. Симеоном Полоцким возвышение царя, утверждаемого по величию почти равным Богу. 85 Целеполагание в политике — процесс определения целей. Цели политики и власти — исходный момент политического процесса, определяющий установки политики, задачи власти и формы политической деятельности, а также ее конечный результат: достигнутые цели. Цель в политике — исходный момент рационального политического процесса, определяющий установки политики, задачи власти и формы политической деятельности, а также ее конечный результат; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие. Ценности политические — совокупность идей, представлений и соответствующих им социально-психологических образований, определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения на практике; квазиморальное понятие, взывающее к оценочным представлениям, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений и оценки их соответствия интересам общества, отдельных групп, человека. Цивилизация — культура, определенная ступень общественного развития. Цивилизм — одна из современных концепций развития постсоциалистического общества с утверждением нового цивилитарного (гражданского) строя, с более развитыми формами собственности, свободы и права. Челобитная — прошение, заявление, жалоба в Русском государстве в ХУ-ХУП вв. Шариат — мусульманский образ жизни, праведный путь; «путь следования» предписывает верующим поведение в соответствии с религией, их объем обязанностей и прав. Шиизм — течение в исламе, признающее наследственный принцип передачи власти имаму (духовному лицу), представителю Аллаха и пророка. Эволюция — процесс изменения, протекающий в обществе, природе, различных системах, в том числе социальных. Эгалитаризм — учение об устранении социальных различий и социального неравенства. Эллины — название греков, употребление которого способствовало их отграничению от варваров и чужих народов, не говорящих по-гречески. Эпоха — длительный и качественно своеобразный период истории. Этатизм — концепция, означающая активное вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны. Этика политическая — одно из важнейших и постоянных начал политики, оценивающих ее замыслы, цели, методы, функционирование власти и деятельность участников политического процесса. Этнос, этническая общность (греч. ethnos) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией и их объединениями. Этноцентризм (греч. ethnos)— племя, народ и лат. сепtrит — средоточие, центр) — склонность национально-этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций, интересов и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума; предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Юридическое мировоззрение — система взглядов на право и государство. Юриспруденция — от лат. правоведение, юридическая наука. Язычество — первобытные верования и обряды, предшествующие возникновению мировых религий. Якобинство — радикальное революционное течение, использующее весь спектр средств (включая и массовый террор) для завоевания и сохранения власти в своих руках и продолжения революционных преобразований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная: Нормативно-правовые акты: 1. Всеобщая декларация прав человека. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. — М.: Юрид. лит., 1990. 2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865. 3. Конституция Российской Федерации — России. — М.: Известия, 1993. 4. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран. — М.,1997. 5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. — М.: Юрид. лит., 1990. 6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международное публичное право: Сб. документов / Сост. К. Я. Бекяшев. - М., 1996. Т. 1. 7. Хартия Европейского союза об основных правах. Комментарий / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. - М., 2002.
Учебники и учебные пособия: 1. Акмалова А. А. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / А.А. Акмалова, В. М. Капицын. — М., 2002. 2. Борисов Л. П. История политических и правовых учений: Учеб. пособие / Л. П. Борисов. — М., 2000. 3. Глушкова С. И. Права человека в России: теория, история, практика: Учеб. пособие / С. И. Глушкова. — М., 2003. 4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский; 5. Исаев И. А. История политических и правовых учений России ХI-ХХ вв.: Учеб. / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. - М., 1995. 6. История политико-правовых учений / Под ред. А. Н. Хорошилова.-М.,2001. 7. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов / Под общ, ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2009. 8. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов / Под общ. ред О. Э. Лейста. - М., 2009. 9. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. К.А Мокичева М. 2005. 10. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов. М., 2008. 11. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов./ В. С. Нерсесянц. - М., 2003. 12. Тонких В. А. История политической и правовой мысли в России / Под ред. В. И. Жуковского. / В. А. Тонких, Ю. Л. Ярецкий. — М., 1999. 13. Чанышев А. А. История политических учений: Классическая западная традиция: Античность - первая четверть XIX в. / А. А. Чанышев. - М., 2001. Хрестоматии: 1. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. / Рук. науч. проекта Семигин Г. Ю. - М.: Мысль, 1999. 2. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2 томах. — М., 1973. 3. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. Малахова В. П. - М., 2000. 4. Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия. / Сост. В. А. Мальцев. — Пермь, 1999. 5. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. — Харьков, 1999. 6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. (1917-1991) / Под ред. О. И. Чистякова. - М., 1997.
Дополнительная:
Монографии и сборники: 1. Азаркин Н. М. Монтескье. / Н. М. Азаркин. — М., 1988. 2. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые т
|