Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. Абсолютизм(от лат. Absolutus — безусловный) — форма государствен­ного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха





 

Абсолютизм (от лат. absolutus — безусловный) — форма государствен­ного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти.

Абсентеизм (от лат. аbsens (аbsentis) — отсутствующий) — проявле­ние равнодушного отношения населения к политической жизни в частности, уклонение от какого-либо участия в ней.

Авантюризм политический (фр. avanture приключение, риск) — ги­перактивное участие в политической жизни, основанное на пре­небрежении объективной информацией о реальной обстановке, соотношении сил и средств, возможного и невозможного, объек­тивных закономерностей социально-политической жизни.

Авториторизм — политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представи­тельных ее институтов.

Азан — молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) пе­ред обязательной молитвой.

Анархизм (от греч. апаrchia — безначалие, безвластие) — обществен­но-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разно­видностей власти (экономической, политической, духовной); от­стаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

Анархо-синдикализм — течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством револю­ционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов).

Аракчеевщина — реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А. Аракчеевым (военные поселения, па­лочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия).

Аристократия (греч. aristokratia, от aristos — лучший и kratos— власть — буквально власть лучших, знатнейших) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированно­му знатному меньшинству. Как форма правления аристократия противостоит монархии и демократии.

Артхашастра — древнеиндийский трактат практических рекоменда­ций по управлению государством.

Архия (отгреч. archi — власть, правление) — политически организован­ное, управляемое властью общество, формирующее государство.

Биополитика (от англ.biopolitics ) — концепция, допускающая исполь­зование биологических понятий и методов исследования в изу­чении политических феноменов.

Бланкизм политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л. О. Бланки, основывающееся на заговор­щической тактике в революционном движении, когда узкая груп­па революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П. Н. Ткачев).

Большевизм — течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В. И. Лениным и организационно оформившие­ся в 1903 г. на II съезде РСДРП.

Бонапартизм — первоначально термин, употреблявшийся исключи­тельно для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапар­та, а затем Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространен на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на едино­властие, силовые структуры и реакционные слои общества и ла­вирующую между борющимися силами в условиях социально-политической дестабилизации. Исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры.

Брахманизм — одно из ведущих направлений древнеиндийской идео­логии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов.

Буддизм — возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страда­ний путем отказа от желаний и достижения «высшего просвет­ления» — нирваны.

Былина — русское народное сказание, эпос.

Бюргерство — средний слой, новая социальная группа (купцы, банки­ры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленни­ки и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа.

Варны — различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям.

Вассал — феодал, получавший земельное владение (лен) от более круп­ного феодала с несением в его пользу ряда повинностей.

Веды — древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов.

Власть — центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших наиболее древних проблем политического знания. Власть и политика нераздельны и взаимо­обусловлены. Власть есть средство осуществления политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: обще­ственном, публичном, или ассоциативном, и личном.

Возрождение — эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.

Война — социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеоло­гических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного на­силия.

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — термин впервые введен Ф. Теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в филосо­фии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. Про­тивостоит интеллектуализму (или рационализму).

Гандизм — многоплановое учение лидера национально-освободитель­ного движения Индии и партии Индийский национальный конг­ресс — Махатма Ганди.

Гегельянство — идеалистическое течение, исходившее из учения Геге­ля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте».

Гегемонизм — навязывание взглядов, политических установок, поли­тики одним субъектом другому (или другим). В основе гегемо­низма — расистские идеи о духовном и интеллектуальном нера­венстве людей, о праве элиты диктовать свою волю «низшим».

Генезис — возникновение и последующий процесс развития, привед­ший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету.

Геронтократия (от греч. gerоп — старик, kratos власть) — буквально «власть стариков», принцип управления, при котором власть при­надлежит старейшим. Термин «геронтократия» был введен в эт­нографии в начале XX в. и применялся для анализа структур власти при первобытнообщинном строе, а затем и в классовых обществах. Термин «геронтократия» получил символическое зна­чение косности, отсталости, консерватизма, застойности мышле­ния и бездеятельности.

Глоссаторы (экзегеты) — толкователи законов, римского права. Шко­ла глоссаторов была основана в Болонье.

Господство — понятие, характеризующее осуществление власти, кото­рое принимает институциональные формы и предполагает расчле­нение общества на господствующие и подчиненные группы, а так­же выделение и обособление особого управленческого аппарата.

Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциа­ций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики.

Гражданские права и свободы — основа конституционно-правового ста­туса гражданина государства, определяющая возможности его уча­стия в политической, социальной и культурной жизни общества.

Гражданское общество — в идеале общество с развитыми экономиче­скими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, относительно независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социально­го, экономического, политического, культурного и морального ста­туса, создающих совместно с государством развитые правовые от­ношения. Развитое гражданское общество в условиях правового государства имеет гарантии личной безопасности граждан, соци­ально-экономической безопасности. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении политического отчуждения. При этом власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах решения проблем свободного развития человека и общества.

Гуманизация политики — придание политике гуманистической направ­ленности, т. е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей. Речь идет об утверждении отношений, у которых мерой всех действий был бы человек.

Гуманизм — совокупность идей, взглядов и представлений, выражаю­щих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному. господству церкви.,

Дань — натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов на Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды.

Даосизм — направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао — «пути», согласно которому человек должен следовать при­роде и жить естественной жизнью в духовном личном совершен­ствовании.

Движение неприсоединения — движение, объединяющее страны, ко­торые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждает­ся неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран.

Деидеологизация — понятие, объединившее широко распространен­ные в 50-е гг. XX в. в западном обществоведении социально-фило­софские концепции, провозгласившие «конец идеологии» в об­ществе и возможность построения свободной, чистой от идеоло­гических наслоений науки.

Декабризм — общественно-политическое движение русских дворян­ских революционеров антифеодальной направленности, вылив­шееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаиваю­щее идеалы свободы, конституционализма и демократии.

Декреталии — постановления римских пап в виде посланий. Состав­ляли главное содержание свода законов католической церкви — Корпуса канонического права.

Демократия — народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений.

Демос — в Древней Греции народ, составляющий основную полно­правную часть населения, в которую не входили рабы.

Державность (слав, държа — владычество, могущество) — характери­стика политического восприятия, мышления и поведения; ощу­щение причастности и склонность человека или группы воспри­нимать, осознавать и вести себя в качестве представителя страны с особым «политическим весом» и масштабом, обладающей явным экономическим или военным могуществом, способной оказывать влияние и даже давление на ближайшее и дальнее внешнеполити­ческое окружение.

Деспотия (от греч. despot господин, владыка) — крайняя форма ти­рании; абсолютное и беззаконное (принципиально не ограничен­ное правом) господство; власть, базирующаяся на полном подав­лении, физическом или психологическом, всех остальных субъек­тов политики и общества в целом со стороны одного властителя (личная деспотия отдельного деспота) или организации (деспотия правящей партии в тоталитарных политических системах).

Джихад — «усиление»: борьба за веру, борьба на пути Аллаха. Перво­начально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад — лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению.

Диггеры — крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы дере­венской и городской бедноты. Видный теоретик — Дж. Уинстенли.

Диктатура (лат. dictatura ) — неограниченная политическая, экономи­ческая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограни­ченной группой людей во главе с лидером авторитарного типа, имя которого или используемая им социально-политическая идея дают определение тому или иному виду диктаторского правления (цесаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапар­тизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм на религиозной осно­ве и т. д.).

Дискриминация (от лат. discriminatiо — различение) — ограничение или лишение прав определенных категорий граждан но признаку расо­вой или национальной принадлежности, социального происхожде­ния, политических взглядов, пола и др. признакам. Одна из край­них форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — по­литика принудительного отделения одних людей от других, ограничения в правах по мотивам расовой или национальной при­надлежности, насильное переселение на специально выделенные тер­ритории (резервация, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до гено-: цида (уничтожение полностью или частично).

Догматизм в политике — антиисторический, метафизический, схема­тически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оцен­ка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени.

Догмы в политике (греч. dogта — мнение, решение, учение, постанов­ление) — положения, принимаемые на веру без доказательств, опытных обоснований и практической проверки как непрелож­ная, неизменная истина при всех обстоятельствах; результат под­чинения авторитету; средство политико-психологического воздей­ствия и осуществления господства.

Доктрина — систематизированное учение (философское, политиче­ское, идеологическое), руководящий теоретический или полити­ческий принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий.

Дхарма — в Древней Индии закон жизни, богоустановленный поря­док, которому должна следовать каждая варна.

Евразийство — научный кружок, общественное движение русской мо­лодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бы­тия и духовного начала на пространстве Евразии (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, М. Шахматов, Г. Вернадский и др.).

Ересь (греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, от­клоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католи­ческой церкви.

Естественное право — одно из широко распространенных понятий поли­тической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой челове­ка и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства.

Жрец в политике — одна из центральных фигур архаичной политики периода неразделенности политической и религиозной жизни; служители божества в древних религиях, совершающие жертво­приношения и осуществляющие толкование «божественных зна­ков» и «откровений»; осуществляющие духовное воздействие на сознание и поведение людей как в религиозных, так и политиче­ских целях.

Закономерность — объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса.

Законы Ману — политико-правовой памятник Древней Индии, зако-новедческий трактат, содержащий кодекс социальной жизни древ­неиндийского общества.

Западничество — направление русской общественной мысли и поли­тической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси). Направление русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма.

Идеализм — философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное — первичным, а материю, природу, физиче­ское — вторичным, производным, зависимым. Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объек­тивный утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственнои реальностью индивидуальное сознание, ощущение, вос^г приятия.

Идеология (от греч. idea и 1оgosз — слово, понятие, учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выража­ются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т. д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов поли­тики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направ­ленной на закрепление или изменение (развитие) данных обще­ственно-политических отношений.

Иджма — общее согласие общины, один из источников мусульманско­го права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общи­ной ложного решения.

Избранная Рада — неофициальное правительство русского государ­ства в 40-50 гг. XIV в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский.

Имамат — одна из основных исламских категорий, руководство об­щей молитвой.

Император — повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя.

Инвеститура — право назначения епископов светской высшей властью.

Индепенденты — политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма.

Индивидуализм в политике (фр. individualisme от лат. individuum— неделимое) — тип мировоззрения, сутью которого является абсо­лютизация позиции отдельного индивида в его противопоставле­нии обществу в целом. Психология индивидуализма — основа идеологии либерализма.

Инквизиция — трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных.

Инстшуционализм — направление государствоведения в XX в., рассмат­ривающее политическую организацию общества как комплекс раз­личных объединений граждан — «институций» (семья — партия — профсоюзы и т. д.); вторичный термин — «институционадизация» понимается как организационно-правовое закрепление общественНЫХ ОТНОШеНИЙ.

Иррационализм — идеалистическое философское направление, отри­цающее возможность разумного, логического познания действи­тельности; основным видом познания признается инстинкт, вооб­ражение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».

Историзм — принцип рассмотрения действительности как развиваю­щейся и изменяющейся во времени.

Кааба — образ камня, как символ ключа к небесному Храму, боже­ственное знамение.

Как научная дисциплина — история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категори­альный) аппарат, методы исследования (научно значимые и по­знавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками.

Как учебная юридическая дисциплина — история политических и правовых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Пред­мет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, про­анализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о го­сударстве и праве.

Канонисты — создатели школы, занимавшиеся систематизацией пап­ских декретов, решений церковных соборов.

Кальвинизм — одно из направлений протестантизма, основанное Жа­ном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма со­ставляла доктрина о божественном предопределении людских су­деб, проповедовался мирской аскетизм.

Кантианство — критицизм, учение И. Канта и его последователей.

Категорический императив — всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т. д.

Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — разновидность хри­стианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века.

Кияс —решение дел по аналогии, способ толкования и применения права.

Клерикализм —политическое направление, использующее религию и цер­ковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.

Кондоминиум (от лат. соп — вместе и dominimum — владение) — двой­ная суверенность, общее управление одной территорией двумя или большим числом государств.

Конституционализм — система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обще­ством и государством.

Колониализм — политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении.

Колонизация — заселение и освоение окраинных земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России).

Коллективный анархизм — третье направление анархизма (после тео­рий М. Штирнераи П. Прудона), разработанное М. А. Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых про­цесс производства и распределения носит коллективный харак­тер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем.

Консерватизм (от лат. сопsеrvarе — сохранять) — политическая фило­софия, ориентированная на защиту традиционных устоев обще­ственной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революцион­ных изменений, недоверие к народным движениям; умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, офор­мленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, упорядоченности, отвергает революционные настроения.

Концепция — понимание, система, трактовка предмета, явления, про­цесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководя­щая идея для их освещения.

Конфликт (от лат. соnflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интере­сов в условиях противодействия.

Конформизм (от лат. соп — с, вместе forта — вид, форма) согла­сие, примирение, приспособление к общим настроениям, господ­ствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними.

Конфуцианство — учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551 -479 гг. до н. э.), имеющее в своей основе принцип добродетели.

Коран — священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафиксированы в «пра­вовых строфах», устанавливающих личный статус, регламенти­рующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданско­го, уголовного, финансового права и др.

Крещение — одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киевской Руси положило начало христианизации древнерусского общества и вытеснения языческих верований.

Кризис — перерыв в функционировании какой-либо системы с пози­тивным для нее или негативным исходом. Кризис можно рассмат­ривать как переход системы в новое качество или образование качественно новой системы, как момент развития.

Культ личности (лат. си1tus — почитание, поклонение) — феномен тра­диционно-патриархальной политической культуры, авторитар­ных и тоталитарных режимов, тираний и деспотий; характеристи­ка специфического единовластия тоталитарного типа.

Левеллеры — левое крыло индепендентов, радикальная политическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои.

Легальный марксизм — идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции; либеральная теория реформирова­ния буржуазного общества с использованием терминов и положе­ний марксизма.

Легизм — древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам.

Легитимация (лат. 1еgitimus — законный) — процедура общественного и психологического признания какого-либо действия, действую­щего лица, события или факта; в политике легитимация обознача­ет ее признание, объяснение и оправдание. Легитимность полити­ческого явления не означает его юридически оформленной закон­ности, поэтому легитимацию нельзя смешивать с легализацией.

Легисты — западноевропейские средневековые юристы, внедрявшие в юридическую практику римское право в противовес церковному.

Летопись — историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды.

Локус контроля в политике (лат. 1осиs — место, месторасположение и фр. сопtro1е — проверка) — качество, склонность человека припи­сывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный, внешний локус контроль), либо собственным способностям и усилиям (интервальный, внутрен­ний локус контроль).

Лютеранство — вероучение немецкого богослова Мартина Лютера, вождя эпохи Реформации, об «оправдании верой» (о «спасении» человека искренностью его веры), об отрицании роли церкви как посредника между человеком и Богом.

Макиавеллизм (от имени Н. Макиавелли, автора трактата «Государь») — способ политической деятельности, основанный на манипуляции людьми, не пренебрегающий любыми средствами ради достижения поставленной цели, прежде всего достижения и удержания власти.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наибо­лее реальная форма его практического существования; свойстве­нен неструктурированным множествам людей (массам).

Массового общества теории — социально-философская, политологи­ческая и культурологическая концепции, претендующие на описа­ние и объяснение социально-политических и личностных отно­шений современного общества с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, причем рассматривающие этот процесс как преимущественно негативный, как патологию общественного развития, как инверсию прогресса.

Массовые политические движения — устойчивая широкая общность людей, осознающих социально-политическую проблему, возник­шую перед группой, стратой, слоем или обществом в целом, разде­ляющих единые взгляды на характер и пути решения этой пробле­мы и добровольно объединяющихся для действий ради внесения в жизнь соответствующих изменений.

Материализм — одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (со­здатели К. Маркс и Ф. Энгельс).

Меритократия (от лат. тertus — достойный и греч. kratos — власть) — буквально власть, основанная на заслугах; правление, в основу кото­рого положен принцип индивидуачьных достижений, приводящий к власти наиболее достойных, компетентных, талантливых людей.

Меркантилизм — учение и политика в период формирования буржу­азных капиталистических элементов, поддержания национальной промышленности и торговли.

Метафизика — в философском плане рассуждения о «духовных пер­воначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недо­ступных чувственному опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимосвязи, а в со­стоянии покоя (противоположен диалектике, как методу и теории познания развития природы, общества, мышления); у Канта И. — учение о морали и праве.

Метод — путь исследования (познания); совокупность приемов теоре­тического и практического освоения действительности.

Методология — система принципов, способов организации и построе­ния теоретической и практической деятельности.

Мессианизм (от древнееврейского — помазанник) —- 1. религиозное учение о спасителе мира; 2. воззрения на особую роль какого-либо народа, государства, общественной группы, организации, личнос­ти в изменении к лучшему хода мирового развития, общественно­го порядка, конкретно-исторической кризисной ситуации.

Мимикрия политическая (англ, тimicry — подражательство) при­способление к окружающей социально-политической среде, к сло­жившимся условиям жизни ради достижения каких-либо выгод. Миссионерство (от лат. missio — посылка, поручение) — деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев.

Мифология политическая — форма политического сознания; система мифов, бытующих в политике; мифологическое отражение, эмо­ционально окрашенное, чувственное представление о политике, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней, а так­же подлинное знание политики.

Модернизация процесс перехода от стабильного «традиционного» к непрерывно меняющемуся, динамичному современному индуст­риальному или постиндустриальному обществу. Моизм — учение моистов, выражающее интересы мелких собственников

и отстаивающее идеи всеобщей любви и социального равенства.

Монархия (от греч. топаrchiа — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства — монарха и передается по на­следству. Монархии подразделяются на абсолютные и ограничен­ные, конституционные.

Мораль и политика — одно из основных и наиболее сложных отноше­ний политики к действующим в обществе нормам нравственнос­ти, близкое к этическим оценкам политики. В ИППУ выделяют три основных варианта взаимодействия между политикой и мо­ралью: 1) полное подчинение моралью политики; 2) полный раз­рыв политики и морали; 3) попытка сохранить аутентичность по­литики и морали.

Народ — особое этническое образование, исторически надстраиваю­щееся на основе рода и племени, включающее в себя несколько близких родов и племен.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895 гг.); существовало в течениях революционного и либерального («теория малых дел») народничества. Известны народнические кружки «чайковцев» (глава кружка Н. Чайковский) и «долгушинцев» (руководитель кружка А. Долгушин) с такти­кой «хождения в народ», а также организации «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля».

Нативизм — немодифицированность, индивидуальность, сохранение культурных ценностей в неизменном виде.

Национализм — идеология, психология, социальная практика, миро­воззрение и политика подчинения одних наций другими; пропо­ведь национальной исключительности и превосходства; разжига­ния национальной вражды, недоверия и конфликтов.-

Неокантианство — идеалистическое направление, возникшее во вто­рой половине XIX в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту» и развивающее идеалистические и метафизические элементы фи­лософии И. Канта; известность получили две школы — марбург-ская (Р. Штаммлер) и баденская (В. Виндельбанд).

Нестяжательство — религиозно-политическое течение в России, про­поведующее аскетизм, отказ церкви от приобретения земельных и имущественных ценностей (т. е. от стяжания, как противоречаще­го евангельским идеалам). Основателем доктрины нестяжания является Нил Сорский.

Новые левые — движение — преимущественно среди студенческой мо­лодежи и интеллигенции западных стран в 60-70-е гг., отличавшее­ся резкой критикой всех современных ему форм социально-поли­тического устройства и организации экономической жизни с пози­ций крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизма.

Новые правые — движение интеллигенции, технократии и некоторых других социально-привилегированных слоев развитых стран в 60-70-е гг., опиравшихся на идеологию неоконсерватизма.

Нонконформизм (от лат. поп — нет, сопfоrmis — сходный) — в первич­ном значении не приемлющий общепризнанного религиозного учения, сектант, требующий реформы государственной церкви.

Нормативизм — позитивистское направление в правовой науке XX в., считающее главной задачей юридической науки изучение действу­ющих норм права вне зависимости от социально-экономических условий, т. е. изучение права «в чистом виде».

Общее благо — одна из целей политики, провозглашенная античной политической теорией (в сочинении Аристотеля «Политика»). Мысль об общем благе включает идеи справедливости, равенства, единства, понимания обществом и властью необходимости выби­рать наиболее значимые общие цели и следовать им.

Общественно-экономическая формация — исторически определен­ный тип общества с присущим способом производства, экономи­ческими и социальными отношениями.

Общественный договор — учение (теория) о происхождении государ­ства согласно договору между людьми, в котором предусматрива­ется добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

Опричнина — система внутриполитических мер Ивана Грозного во второй половине XVI в., направленная на подавление боярской оппозиции с созданием репрессивного механизма.

Органическая теория — теория Г. Спенсера, английского социолога, отождествляющая строение и функции государства со строением и функциями живого организма; государство — общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.

Олигархия (греч. оligarchiа, от оligos — немногий, немногочисленный и аrchе — власть) — власть немногих в государстве или в мире фи­нансов.

Оппозиция (от лат. орроsitiо — противопоставление) — 1. противопо­ставление своей политики другой политике; 2. выступление про­тив мнения большинства или господствующего мнения в законо­дательных, партийных и иных структурах, декларирующих свою приверженность демократическим процедурам.

Оппортунизм — соглашательство, приспособленчество, беспринцип­ность.

Отчуждение политическое — одно из проявлений абсентеизма; нега­тивизм по отношению к политике вообще, предельная пассивность политического участия; политико-психологическое следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни.

Охлократия (греч. ochlos— толпа, kratos — власть) — буквально «власть толпы»; власть социально-политических групп, апеллирующих к популистским массовым настроениям в их наиболее примитивных формах; реально — ситуация мятежей, погромов, крупных уличных беспорядков, в которых толпа выступает главной действующей си­лой; отличается проявлением самых низменных побуждений и дей­ствий — бессмысленных бесчинств, избиений, изнасилований, убийств, разрушения всего, что встречается на пути толпы.

Панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе кото­рой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государ­ственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы — халифа.

Панславизм — течение общественно-политической мысли в славян­ских странах, в том числе и в России, в котором неоднократно проявлялось стремление объединить славянские народы на этни­ческой основе для решения острых социально-политических про­блем в славянских странах.

Пантюркизм — реакционная шовинистическая идеология, согласно которой существует единая тюркская или турецкая нация, вклю­чающая все тюркоязычные народы, причем все они должны вхо­дить в состав единого государства, как правило, под главенством Турции. Возник в конце XIX - начале XX в. в среде некоторых тюркоязычных народов как выражение стремлений национальной буржуазии создать национальное государство в рамках истори­чески сложившейся турецкой территории.

Паритет (нем. paritat, от лат. paritas — равенство) — в политике одина­ковое положение, равенство.

Парламентаризм — система организации и функционирования влас­ти, характеризующаяся разделением законодательной и исполни­тельной функций при ведущем положении парламента, как вы­борного законодательного органа.

Патриаршество — система церковного управления во главе с патриар­хом. С введением в России патриаршества с 1589 года русская церковь получила полную самостоятельность.

Переходный период — особое и качественно самостоятельное состоя­ние социальной системы, сопровождающееся нестабильностью, кризисными явлениями, снижением управляемости и эффектив­ности социального регулирования.

Перманентная революция — непрерывная революция, идея революции из вне, ее «экспорта»; авантюристическая концепция Л. Троцкого.

Письменность — письменные памятники народа или эпохи.

Позитивизм — философское направление, утверждающее, что все пози--:.тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специаль­ных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней фило­софии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивается описанием, систематизацией фактов и явлений.

Политическая система общества — целостная, упорядоченная сово­купность политических институтов, политических ролей, отно­шений, процессов, принципов политической организации обще­ства, подчиненных кодексу политических, социальных, юридиче­ских, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима государства..

Политические ценности — понятие, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений в плане их соответствия или несоответствия интересам общества, отдельных социальных групп, человека.

Политический режим — составная часть понятия «форма государства», включающая методы и приемы осуществления политической (го­сударственной) власти.

Полис — типичная форма организации общества для Древней Греции, город — государство (объединение с единой властью и обществен­ной жизнью).

Полития — республиканский строй в Древних Афинах, понятие сме­шанной формы государства, введенной Аристотелем и сочетаю­щей лучшие качества олигархии и демократии.

Популизм (лат. рори1иs — народ) — исторически-политическая техно­логия, риторика, отличающаяся неопределенной и обычно дема­гогической апелляцией к народу. Первое порождает второе, кото­рое, в свою очередь, поддерживает первое.

Права человека — неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естествен­ного и вообще всякого права в целом.

Право — одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объ­единений и государственных органов. Характеризуется общеобя­зательностью его правил, их определенностью, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства.

Правовая культура — высокое место права в общественной жизни, уровень его развития; общее состояние законодательства, право­сознания граждан, работы правотворческих и правоприменитель-ных органов.

Правовое государство — тип государства с функционированием ре­жима конституционного правления, развитой правовой системой, эффективной судебной властью при реальном разделении влас­тей, социальным контролем политики и власти.

Православие — одно из направлений христианства, сложившееся на территории Византийской империи и утвердившееся в Древне­русском государстве.

Предмет — категория, обозначающая целостность, выделяемая из мира объектов в процессе познания.

Преемственность — связь между различными этапами развития, сущ­ность которой состоит в сохранении определенных элементов.

Пресвитериане — в период английской буржуазной революции рели­гиозно-политическая партия, выражающая интересы богатого ку­печества, банкиров и части обуржуазившегося дворянства.

Принцип — первооснова, обобщающая и распространяющая какие-либо положения на все явления той области, из которой он (принцип) выделен.

Просвещение — идейное течение эпохи перехода от феодализма к ка­питализму.

Просвещенный абсолютизм — доктрина просвещенной абсолютной монархии в России; политика укрепления абсолютной власти с использованием отдельных положений просветительской идео­логии XVIII века.

Протестантизм — религия, возникшая в XVI в. в результате второго раскола христианства и отвечающая социально-политическим инте­ресам третьего сословия (буржуа) в период первичного накопле­ния капитала. Основной догмат — индивидуализм в делах веры.

Пуританизм — общественно-религиозное учение, идеологическая плат­форма английской буржуазной революции. Последователи уче­ния — пуритане (английские кальвинисты) выступали за преобра­зования англиканской церкви в духе протестантизма, за решитель­ное осуществление идей Реформации в Англии.

Радикализм политический (лат. radix — корень) — стремление к реши­тельным методам и действиям в политике; идейно-политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости радикальных реформ, решительного образа действий.

Разделение властей — политико-правовая доктрина, согласно кото­рой в правовом государстве должны существовать самостоятель­но и независимо друг от друга ветви (направления, функции) го­сударственной власти: законодательная, исполнительная, судеб­ная, с эффективным взаимодействием и взаимным контролем.

Разночинцы — юридически не оформленная категория населения в России XIX в., выходцы из разных сословий (духовенства, купе­чества, мещанства), носители демократической идеологии.

Расизм — реакционная теория, оправдывающая социальное неравен­ство, эксплуатацию и войны принадлежностью людей к различ­ным расам.

Рационализм — учение в теории познания, направленное против сред­невековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей

Революция — коренной переворот, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому; в социальной революции — переход от отжившей общественно-экономической формации к более прогрессивной.

Режим политический (лат. regiтеп — управление) — в общем виде тот или иной порядок управления, форма организации власти и средств и методов осуществления власти; совокупность характер­ных для определенного типа государств политических отношений, сложившихся отношений между властью и обществом, господ­ствующих форм идеологии, социальных взаимоотношений, состо­яние политической системы и политической культуры.

Республика (лат. respubliса — госуд. дела, политика) — форма правле­ния, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству их.

Реформация — общественно-религиозное и политическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви, главной идеологической опоры феодализма, и предусматривающее про­ведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

Реформирование — преобразование, изменение, проводимое путем реформ, усовершенствований, модернизации.

Реформизм — оппозиционное марксизму политическое течение, вы­ступающее за осуществление социальных изменений путем ре­форм, не затрагивая основ существующего строя, и отрицающее революционную классовую борьбу.

Рита — божественный или всемогущий космический закон — поря­док, установленный изначально на земле и на небесах высшей си­лой и требующий от человека определенного поведения.

Романтизм политический — ориентация на достижение социального идеала и приближающих к нему политических целей с опорой на лучшие, благородные качества индивидов, социальных групп, об­щества, а в принципе и человечества.

Русская правда — свод древнерусского права, включающий Правду Ярослава Мудрого и другие источники.

Сакрализация в политике (лат. sacrит — священное) — одно из свойств человеческой психики, связанное с базовой системой социокуль-турных координат, наделение предметов, явлений, процессов, поли­тических лидеров и людей «священным» (в религиозном или близ­ком к нему, квазирелигиозном идеологическом понимании) со­держанием.

Сатьяграха — тактика ненасильственного сопротивления, проводив­шаяся в соответствии с твердыми принципами, основанными на

81духе ненасилия (стойкость, твердость, упорство в отстаивании истины, правды).

Свобода — неограниченная способность человека действовать в соот­ветствии со своими интересами и целями, опираясь на понимание объективной необходимости. Теоретически проблема свободы всегда сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, то есть обусловлены или нет все его намерения и поступки вне­шними обязательствами.

Свободы политические — правовые нормы, определяющие положение человека в государстве.

Сепаратизм (фр. separatismе, от лат. separatus — отделенный) — стрем­ление к обособлению проявляющееся, как правило, у представи­телей национальных меньшинств в составе многонациональных государств, обычно направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий.

Синдикализм мелкобуржуазное течение в рабочем движении, рас­сматривающее в качестве единственного пути к социализму эко­номическую борьбу и считающее, что профсоюзы (синдикаты) должны управлять общественным производством.

Славяне восточные — родственные по происхождению племена, име­ющие общность языка, культуры, территории, экономики (поля­не, древляне, уличи, кривичи, северяне, вятичи и др.).

Славянофильство — одно из направлений русской общественной мыс­ли середины XIX в., выступающее за отличный от Запада путь раз­вития России на основе ее самобытности, патриархальности, пра­вославия.

Сменовеховство — общественно-политическое течение русской буржуаз­ной интеллигенции (главным образом, эмигрантской) в 20-е гг. XX в.

Софисты — древнегреческие учителя наук, философы-просветители.

Социал-демократия — влиятельная сила в рабочем и демократиче­ском движении многих стран.

Социализация процесс усвоения человеческим индивидом опреде­ленной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функ­ционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализм учение, сторонники которого (социалисты) в качестве цели, идеи выдвигали установление социального строя, основан­ного на общественной собственности на средства производства; первая, низшая фаза коммунистической общественно-экономи­ческой формации. Социалистические учения середины XIX в. носили критически-утопический характер.

Социальное государство — понятие, обозначающее государство совре­менного демократического типа в условиях относительно стабиль­ной и развитой экономики.

Социальные теории организации — теории, связанные с проблемами управления и менеджмента и направленные на изучение условий более эффективного функционирования социальных систем.

Справедливость — одно из понятий этики, разработанное Платоном в диалоге «Государство» и развитое Аристотелем, Цицероном и дру­гими античными мыслителями.

Средства политики и власти — совокупность возможностей осуществ­лять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо общественных сил, включая и саму власть.

Стагнация (фр. 51а&папоп, от лат. $га&паге — делать неподвижным, ос­танавливать) — застой в общественной жизни.

Сталинизм — система общественных отношений и политической вла­сти, господствовавшая в СССР в период террористической дик­татуры Сталина.

Статус (от лат. status — состояние) — совокупность прав и обязанно­стей, определяющих юридическое положение лица, государствен­ного органа или международной организации.

Статут (от лат. statuere — постановлять, решать) — 1. устав учрежде­ния или организации; 2. законодательные акты в отдельных госу­дарствах (Великобритания, США); 3. положение о государствен­ном знаке отличия — ордене.

Старообрядчество — идейно-религиозное направление, возникшее в результате раскола русской православной церкви в XVII в., сто­ронники которого отказались признать церковную реформу пат­риарха Никона и стремились сохранить атрибуты старой веры.

Стоицизм — философское направление в античном обществе и фило­софская школа стоиков, отстаивавших идеал единства мира, нрав­ственное самоусовершенствование, послушание и политическую пассивность.

Стратегия в политике (от греч. strategia — стратег — избираемый на пе­риод войны руководитель сухопутных или морских сил) — систе­ма крупномасштабных решений и намеченных направлений деятель­ности, последовательная реализация которых призвана достичь бо­лее или менее удовлетворительным образом основных целей, которые ставят перед собой на исторически определенный срок го­сударственные институты, партии, общественно-политические орга­низации и другие организованные субъекты политики.

Стяжательство — течение, основанное Иосифом Волоцким, направ­ленное на создание экономически могущественной монастырской организации. Стяжательская позиция теоретически оправдыва­лась использованием церковной собственности на «благие дела» (строительство монастырей, помощь бедным и др.)

Судебник — кодификация норм обычного права, уставная грамота, княжеские указы.

Сунна — второй источник мусульманского права, сборник преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Мухаммеда. Специфи­ческое руководство для мусульман, «священное предание».

Суннизм — доминирующее, «правоверное» течение в исламе, поддер­живающее сильные общинные традиции, в т.ч. избрание халифа.

Схоластика — средневековая, религиозно-идеалистическая «школь­ная» философия, основанная на церковных догматах. Представи­тели — схоласты стремились рационально обосновать христиан­ское вероучение.

Сюзерен — крупный феодал, сеньор в средневековой Европе (барон, граф, герцог, князь).

Теократия (греч. theos — бог, kratos — власть) — форма государственно­го правления, при которой власть сосредоточена в руках высшего духовенства или главы церкви.

Теология — богословие, систематизация вероучения данной религии.

Томизм — ведущее направление в католической философии, основан­ное Фомой Аквинским.

Теория — система основных идей в определенной отрасли знания; фор­ма научного знания.

Теория насилия — теория Людвига Гумпловича, австрийского социо­лога и юриста, обосновывающая происхождение государства в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.

Тирания (греч. (tуrаппiа) ~ в Древней Греции — форма государствен­ной власти и управления, обычно установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении тирана.

Толерантность политическая (от лат. tо1еrапtiа ~ терпение) — пози­ция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.

Традиционизм — направление общественно-политической мысли, на­следующее существующие институты, обычаи, порядки.

Трибализм (от лат. tribus — племя, триба) — стремление к политичес­кому обособлению на основе родоплеменного деления. Проявляется и в активном участии в общественной жизни кланов, образо­вавшихся на родовой и племенной основе.

Улемы — «знатоки веры».

Умма — исламская община, прочная структура которой регламентиру­ется шариатом.

Утилитаризм — этико-правовое учение (основатель И. Бентам), счи­тающее полезность (пользу) основой нравственности и принци­пом оценки всех явлений.

Утопия политическая (греч. и — нет и 1ороs — место, то есть место, которого нет; по др. версии, и — благо и 1ороs — место, то есть благословенное место) — изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобра­зований.

Учение — система воззрений мыслителя или ученого; совокупность положений о какой-либо области явления.

Факторы войны (от лат. factor — делающий, производящий) — приве­денные в действие материальные и духовные возможности воюю­щих сторон, оказывающие воздействие на ход и исход войны.

Фашизм — реакционное политическое течение, выражающее интере­сы агрессивных империалистических кругов, пропагандирующее культ насилия, агрессию, расизм; неофашизм — фашизм, видоиз­менивший свои позиции.

Федерализм — система государственного устройства, основанная на федеративных началах.

Фундаментализм — первоначально крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма; сложился в южных штатах США в 1910-е гг., отвер­гал любую критику и Библии, и попытки ее новых трактовок.

Халифат — преемство, ключевая категория, включающая два взаимо­связанных аспекта: 1) сущность мусульманской власти; 2) специ­фическая форма правления (глава общины — халиф — замести­тель пророка).

Хисба — надзирательство за соблюдением религиозных и моральных предписаний, а также за общественными местами.

Христианский социализм — многочисленные течения в современном христианстве, обосновывающие социалистическую идеологию и практику положениями евангельского учения.

«Царь-солнце» — сравнение царя с солнцем в виде образной форму­лы, введенное в XVII в. Симеоном Полоцким возвышение царя, утверждаемого по величию почти равным Богу.

85 Целеполагание в политике — процесс определения целей.

Цели политики и власти — исходный момент политического процесса, определяющий установки политики, задачи власти и формы поли­тической деятельности, а также ее конечный результат: достигну­тые цели.

Цель в политике — исходный момент рационального политического процесса, определяющий установки политики, задачи власти и формы политической деятельности, а также ее конечный резуль­тат; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достиже­ние которого направлено действие.

Ценности политические — совокупность идей, представлений и соот­ветствующих им социально-психологических образований, опре­деляющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения на прак­тике; квазиморальное понятие, взывающее к оценочным представ­лениям, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений и оценки их соответствия интересам общества, отдельных групп, человека.

Цивилизация — культура, определенная ступень общественного развития.

Цивилизм — одна из современных концепций развития постсоциалис­тического общества с утверждением нового цивилитарного (граж­данского) строя, с более развитыми формами собственности, сво­боды и права.

Челобитная — прошение, заявление, жалоба в Русском государстве в ХУ-ХУП вв.

Шариат — мусульманский образ жизни, праведный путь; «путь следо­вания» предписывает верующим поведение в соответствии с ре­лигией, их объем обязанностей и прав.

Шиизм — течение в исламе, признающее наследственный принцип пе­редачи власти имаму (духовному лицу), представителю Аллаха и пророка.

Эволюция — процесс изменения, протекающий в обществе, природе, различных системах, в том числе социальных.

Эгалитаризм — учение об устранении социальных различий и соци­ального неравенства.

Эллины — название греков, употребление которого способствовало их отграничению от варваров и чужих народов, не говорящих по-гречески.

Эпоха — длительный и качественно своеобразный период истории.

Этатизм — концепция, означающая активное вмешательство государ­ства в экономическую и политическую жизнь страны.

Этика политическая — одно из важнейших и постоянных начал поли­тики, оценивающих ее замыслы, цели, методы, функционирова­ние власти и деятельность участников политического процесса.

Этнос, этническая общность (греч. ethnos) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией и их объединениями.

Этноцентризм (греч. ethnos)— племя, народ и лат. сепtrит — средото­чие, центр) — склонность национально-этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму тра­диций, интересов и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптиму­ма; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

Юридическое мировоззрение — система взглядов на право и государ­ство.

Юриспруденция — от лат. правоведение, юридическая наука.

Язычество — первобытные верования и обряды, предшествующие воз­никновению мировых религий.

Якобинство — радикальное революционное течение, использующее весь спектр средств (включая и массовый террор) для завоевания и сохранения власти в своих руках и продолжения революционных преобразований.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. — М.: Юрид. лит., 1990.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.

3. Конституция Российской Федерации — России. — М.: Известия, 1993.

4. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран. — М.,1997.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Меж­дународная защита прав и свобод человека. Сб. документов. — М.: Юрид. лит., 1990.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах. Международное публичное право: Сб. документов / Сост. К. Я. Бекяшев. - М., 1996. Т. 1.

7. Хартия Европейского союза об основных правах. Комментарий / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. - М., 2002.

 

Учебники и учебные пособия:

1. Акмалова А. А. История политических и правовых учений: Учеб­ник для вузов. / А.А. Акмалова, В. М. Капицын. — М., 2002.

2. Борисов Л. П. История политических и правовых учений: Учеб. пособие / Л. П. Борисов. — М., 2000.

3. Глушкова С. И. Права человека в России: теория, история, практи­ка: Учеб. пособие / С. И. Глушкова. — М., 2003.

4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский;
Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма, 2012.

5. Исаев И. А. История политических и правовых учений России ХI-ХХ вв.: Учеб. / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. - М., 1995.

6. История политико-правовых учений / Под ред. А. Н. Хорошилова.-М.,2001.

7. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов / Под общ, ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2009.

8. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов / Под общ. ред О. Э. Лейста. - М., 2009.

9. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. К.А Мокичева М. 2005.

10. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов. М., 2008.

11. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов./ В. С. Нерсесянц. - М., 2003.

12. Тонких В. А. История политической и правовой мысли в России / Под ред. В. И. Жуковского. / В. А. Тонких, Ю. Л. Ярецкий. — М., 1999.

13. Чанышев А. А. История политических учений: Классическая за­падная традиция: Античность - первая четверть XIX в. / А. А. Ча­нышев. - М., 2001.

Хрестоматии:

1. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. / Рук. науч. проекта Семигин Г. Ю. - М.: Мысль, 1999.

2. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2 томах. — М., 1973.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. Малахова В. П. - М., 2000.

4. Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия. / Сост. В. А. Мальцев. — Пермь, 1999.

5. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. — Харь­ков, 1999.

6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. (1917-1991) / Под ред. О. И. Чистякова. - М., 1997.

 

Дополнительная:

 

Монографии и сборники:

1. Азаркин Н. М. Монтескье. / Н. М. Азаркин. — М., 1988.

2. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые т

Date: 2015-12-12; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию