Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подход № 4: забудьте о своем «ужасном» прошлом.





 

В течение нескольких лет я был преуспевающим и популярным психоаналитиком исчитал, что приношу огромную пользу своим пациентам, исследуя кровавыеподробности их жизни в юные годы и показывая им, как именно пережитый опыт способствовалформированию их расстройств и каким образом они могут осознать и устранитьпоследствия этих ранних влияний.

Как же я был не прав!

После, честно признавшись самому себе, что мое психоаналитические «лечение»оказалось намного менее эффективным, чем мне бы того хотелось, я началпонимать, что если я помогаю людям разобраться в их прошлом, то это не толькоприносит им мало пользы, но и не оставляет шансов решать проблемы настоящего. Тогдая создал методы РЭТ и начал работать над тем, чтобы удерживать своих пациентовв настоящем и помогать им бороться с текущими трудностями. И немедленно получилгораздо более впечатляющие результаты в деле обучения людей искусству «не бытьневротиком».

Многие мои пациенты тем не менее продолжали настаивать на разговорах о своемпрошлом — возможно, потому, что они в течение многих лет пользовались услугамипсихоаналитиков и привыкли к этому. Я готов был показать им, что действительномать или брат в детстве подвергали их суровой критике (пункт А, илиактивизирующее событие в азбуке РЭТ). Несомненно, что после этого онипереживали состояние подавленности и самоуничижения (точка С азбуки РЭТ, илипоследствия). Но А не порождает С (хотя и вносит в него определенныйвклад).

Система представлений (В) и есть то главное, что формирует последствия С.Система представлений включает как рациональные представления (rBs) («Мне не нравится, когда меня критикуют. Но все же японимаю, что, возможно, делаю что-то неправильно. Значит, надо исправитьошибки, чтобы меня больше не критиковали»), так и иррациональные представления(IBs) («Мне необходима любовь моей матери. Я не должен поступать недостойно, я должен заслужить ее одобрение. Если она,которая так нужна мне, не любит меня, значит, я ничтожество, котороенельзя любить!»).

Таким образом, я показывал моим первым РЭТ-пациентам, какие иррациональныепредставления они сами вносили в трудные ситуации своего детства. Янаглядно демонстрировал им, как, еще будучи детьми, они сами расстраивалисебя.

Что еще важнее, путем изучения их жизни в настоящем я демонстрировал им, чтоони продолжают пользоваться старыми иррациональными представлениями длятого, чтобы терзать себя, и потому по-прежнему переживают эмоциональныерасстройства — в отличие от тех, кто пережил подавленность в детстве, но свозрастом смог измениться и переступить через самоуничижение илиненависть к родителям. Обращающиеся ко мне пациенты, как правило, продолжалиактивно придерживаться первоначальных, вынесенных из детстваиррациональных представлений и отказывались расставаться с ними.

Но не старые мысли и чувства повергали их. сейчас в состояниетревоги. Скорее, нынешние догмы (IBs) являлисьнепосредственной причиной их текущих неврозов.

Таким образом, мы приближаемся к формулировке подхода № 4: Источникомэмоциональных, расстройств являются отнюдь не переживания раннего детства, неболее поздние переживанияэтим источником являетесь вы сами.

Так как ваше мышление искажено, вы выбираете либо избыточную, либонедостаточную реакцию на активизирующие события и переживания прошлого. Выпропускаете эти события и переживания сквозь себя и становитесь их неотъемлемой частью.

Делая что-то (например, путешествуя на яхте), вы вырабатываете определенныйподход к ситуации (к яхте, к людям, которые на ней находятся, к воде, покоторой она плывет). При этом вы реагируете так, как только вы одни можетереагировать. Более того, вы переносите ваши воспоминания о прошлых событиях(включая и ваши реакции на эти события) в новую ситуацию — и следовательно,переживаете эту новую ситуацию несколько искаженно. Вы в значительной степени(хотя и не полностью) сами являетесь активным творцом своих переживаний.

Таким образом, вы в значительной степени сами являетесь создателем своегопрошлого, вы «изобретаете» его. И если «оно», это прошлое, сейчас «заставляет»вас чувствовать себя подавленным, это значит, что вы по собственной волеоживляете его. Как вы это делаете?

.1. Во-первых, вы продолжаете придерживаться тех же самых иррациональныхпредставлений, которыми расстраивали себя в детстве. Например: «Я не простохочу, чтобы мама меня одобряла, — мне это необходимо как воздух, без этого яничто!»

2. Во-вторых, вы активно поддерживаете этивзгляды сегодня.


3. В-третьих, вы отказываетесь переосмыслитьсвои иррациональные представления и действовать против них до тех пор, пока онипродолжают расстраивать вас.

В прошлом вы сами соорудили для себя «ложе страданий», а сейчас инстинктивно продолжаете возлежать на нем! Используя методы РЭТ, можно переосмыслитьсвой ранний жизненный опыт, можно распознать свою собственную роль вформировании этого опыта и понять, каким образом можно преодолетьпагубное воздействие своих детских представлений, чувств и сохранившейся манерыповедения.

По иронии судьбы, если вы забудете о своем прошлом или если согласитесь, чтопродолжаете растравлять себя им и сейчас, и попробуете распознать теспособы, с помощью которых сейчас делаете себя несчастными, вы — такоепроисходит довольно часто — увидите именно то, что реально происходило ввашем детстве, включая и то, что вы делали тогда, чтобы это произошло. Чембольше вы будете разбираться в том, какие ваши действия вызывают ваши эмоциональныерасстройства, тем проницательнее станете.

Карен, участница одной из моих регулярных терапевтических групп приИнституте рационально-эмотивной терапии в Нью-Йорке, упорно настаивала на том,что она ненавидит себя, потому что ее мать в детстве твердила ей, что она глупаи некрасива. Другой слушатель, Роб, превзошел ее, рассказав о том, что онстрадает от неуверенности в себе, потому что его отец требовал, чтобы он сталбогатым предпринимателем, а он стал всего лишь низкооплачиваемым служащим.

И я, и другие участники семинара пытались доказать Карен и Робу, что отнюдьне родители являются источником их несчастий, так как их братья и сестры,которых тоже держали в строгости, выросли — неужели только по страннойслучайности? — вполне уверенными в себе людьми с нормальной самооценкой. Бесполезно!Карен и Роб упорно хватались за «болезненное» прошлое — и ничего не делали длятого, чтобы измениться в настоящем.

Это продолжалось до того момента, пока с места не поднялась очаровательнаяОдри, специалист-стоматолог (которая также изводила себя всю жизнь и до сих порвсе еще оставалась робкой и неуверенной), и не заявила им: «Меня уже тошнит отвашего нытья и жалоб на своих предков, которые сделали вас тем, что вы есть. Давайтея вам расскажу о своих родителях. Они были самые милые, добрые люди. Лучше нихя никого не встречала. Они любили меня и всячески поддерживали. Они всегдаговорили мне, что я умна и красива и что они уверены в том, что я смогу сделатьвсе, что захочу. К брату они относились также хорошо. Он всегда был добр ко мне— и раньше, и сейчас. Ну и что?! В результате всего этого прекрасноговоспитания вы видите, что я собой представляю! Жалкое существо, преисполненноененависти к себе. Так почему бы вам не перестать каркать о своем проклятомпрошлом и не заняться своей нынешней жизнью? Чем я сейчас и занимаюсь вотношении себя, несмотря на мое превосходное воспитание».

Три других участника семинара присоединились к Одри, рассказав, что у нихтоже были отличные, любящие родители, а они все равно страдают от ненависти ксебе. Хосе заметил: «Теперь-то, благодаря РЭТ, я стал понимать, что попростунавязывал свой максимализм матери и отцу, которые проявляли ко мне удивительную терпимость. Несмотря на то что они принимали и одобряли меня, я продолжал тупо и упорно отказываться делать то же самое. Сейчас я стараюсьпобороть собственный максимализм. И вам советую тоже заняться собой!»

Удивленные реакцией группы, Карен и Роб задумались. В дальнейшем Карен многоразмышляла о себе, работала над тем, чтобы принимать себя такой, какая онаесть, несмотря на все промахи, и в конце концов смогла простить свою мать иналадить с ней хорошие отношения. Роб перестал винить во всем своего отца, ноэто продолжалось недолго: в какой-то момент он не удержался и вновь вернулся кпрежним обидам. Он перестал ходить ко мне на занятия.

В течение пяти последующих лет Роб пользовался услугами психоаналитика и, пословам его знакомого, постоянного участника моих семинаров, на терапевтическихсеансах продолжал злобно проклинать своего отца. Этоприскорбно. Но РЭТ не может помочь абсолютно всем. Очевидно, не может!

 







Date: 2016-01-20; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию