Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция № 4
ТЕМА: Научные подходы к управлению Краткое содержание лекционного материала
Как отмечалось, становление и развитие менеджмента в 20-м п. характеризуется четырьмя подходами к управлению организацией, В рамках подхода с позиций выделения различных школ в первой половине 20-го в. получили развитие четыре школы, существенно повлиявшие на развитие управленческой мысли (школа научного управления, классическая школа, школы человеческих отношений и поведенческих наук). Самые убежденные приверженцы каждой из них полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы этих школ на практике доказали, что многие отпеты на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в развитие управленческой мысли. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции, принципы и приемы, разработанные в рамках этих школ. Концепции и школы 40—60 гг. несколько расширили понимание проблем менеджмента (прагматическая школа и школа науки управления). Вторая половина 20-го в. ознаменовалась серьезным развитием общественного производства, при котором большую роль сыграл именно эффективный менеджмент. Развитие научной мысли и практического менеджмента с 1960 г. по настоящее время принято называть современным менеджментом. Условно этот период можно разделить на два этапа: 60— 80-е гг. и 80-е гг. 20 в. по настоящее время. Менеджмент 60— 80-х гг. характеризуется дальнейшим одновременным развитием различных подходов к управлению, включая процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использованием количественных методов в управлении, зародившихся в 50-х г. Менеджмент с 80-х гг. по настоящее время характеризуется Процессный подход в управлении возник уже в 20-е г. прошлого века (в рамках административной школы), но развитие получил только во второй половине 50-х г. Этот подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организация, стимулирование и контроль). Каждая управленческая функция также представляет процесс, который состоит из серии взаимосвязанных действий. Сегодня существуют различные подходы к классификации и варианты перечней конкретных управленческих функций. Почти каждая публикация по управлению содержит перечень управленческих функций, который в той или иной степени имеет свои авторские отличия. Забегая вперед (эти вопросы рассматриваются в гл. 5), отметим, что большинство экспертов в области менеджмента рассматривают управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Учитывая, что изучению функций менеджмента будет уделено много внимания в последующих главах книги, ограничимся констатацией того, что процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Приведенные четыре функции управления имеют две общие особенности. Во-первых, они требуют при своей реализации принятия конкретных управленческих решений. Во-вторых, для подготовки, принятия и обеспечения реализации этих решений необходима соответствующая коммуникация (организация процесса обмена информацией). Поэтому при рассмотрении процесса управления организацией выделяют дополнительные его составляющие (элементы менеджмента), называемые связующими процессами. Такими связующими процессами являются принятие решений и коммуникации. Принятие решений представляет ключевой элемент реализации всех функций менеджмента. Процесс принятия решения является главным в управленческой работе. Формирование и принятие решений в процессе управлении организацией при реализации конкретных функций менеджмента подробно рассматриваются в гл. 8—11. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже просто для понимания масштабов проблемы и принятия необходимого решения является наличие адекватной и точной информации. Главным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация представляет процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Если коммуникации между сотрудниками не будут эффективными, то организация не сможет достигнуть успеха в своей деятельности. В развитии процессов коммуникации определяющую роль в современном менеджменте играют информационные технологии, вычислительная и организационная техника, средства телекоммуникаций. Системные концепции.еория систем разрабатывалась и впервые применена в точных науках и технике. Однако ее использование в менеджменте в конце 50-х гг. прошлого столетия стало поворотным пунктом в развитии управленческой мысли и практического менеджмента. Системные концепции. В теории систем система определяется как некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Составляющие части (элементы) сложных систем сами могут являться системами. Эти составляющие части называют подсистемами. Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Примерами таких систем являются машины, компьютеры, телевизоры, биологические системы. Все организации являются системами. Люди служат социальными компонентами организаций. Вместе с другими внутренними компонентами они составляют социотехнические системы (подсистемы) организации. Системы бывают двух типов: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно не зависят от среды, окружающей систему.
Date: 2016-01-20; view: 417; Нарушение авторских прав |