Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 4





ТЕМА: Научные подходы к управлению

Краткое содержание лекционного материала

 

Как отмечалось, становление и развитие менеджмента в 20-м п. характеризуется четырьмя подходами к управлению организацией, В рамках подхода с позиций выделения различ­ных школ в первой половине 20-го в. получили развитие четы­ре школы, существенно повлиявшие на развитие управленче­ской мысли (школа научного управления, классическая школа, школы человеческих отношений и поведенческих наук). Самые убежденные приверженцы каждой из них полагали в свое вре­мя, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному дос­тижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы этих школ на практике доказали, что многие отпеты на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее каждая из этих школ внесла значи­тельный и ощутимый вклад в развитие управленческой мысли.

Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции, принципы и прие­мы, разработанные в рамках этих школ. Концепции и школы 40—60 гг. несколько расширили понимание проблем менедж­мента (прагматическая школа и школа науки управления).

Вторая половина 20-го в. ознаменовалась серьезным разви­тием общественного производства, при котором большую роль сыграл именно эффективный менеджмент.

Развитие научной мысли и практического менеджмента с 1960 г. по настоящее время принято называть современным менеджментом.

Условно этот период можно разделить на два этапа: 60— 80-е гг. и 80-е гг. 20 в. по настоящее время.

Менеджмент 60— 80-х гг. характеризуется дальнейшим од­новременным развитием различных подходов к управлению, включая процессный подход, системный и ситуационный под­ходы, а также использованием количественных методов в уп­равлении, зародившихся в 50-х г.

Менеджмент с 80-х гг. по настоящее время характеризуется
разработкой различных концепций, направленных на решение
проблем адаптации и повышения эффективности управления
организацией в условиях динамичного развития современного
общества, в том числе и формированием стратегического и маркетингового подходов. Важнейшее значение в обеспечении
эффективного управления организацией приобретают проблемы
его взаимодействия с внешней средой, учета изменений внеш­ней среды и деятельности отдельных компаний, ориентации
конкретной организации в сложившихся условиях на максимальное использование возможностей внешней среды и самой
организации. Поиск решения указанных проблем привел к формированию ряда современных концепций менеджмента, на­правленных на обеспечение эффективной деятельности организаций в сложившихся условиях развития общественного производства и мирового рынка.

Процессный подход в управлении возник уже в 20-е г. про­шлого века (в рамках административной школы), но развитие получил только во второй половине 50-х г. Этот подход рас­сматривает управление как единый процесс, представляющий

непрерывную последовательность взаимосвязанных управлен­ческих функций (планирование, организация, стимулирование и контроль). Каждая управленческая функция также представ­ляет процесс, который состоит из серии взаимосвязанных дей­ствий. Сегодня существуют различные подходы к классифика­ции и варианты перечней конкретных управленческих функций. Почти каждая публикация по управлению содержит перечень управленческих функций, который в той или иной степени имеет свои авторские отличия. Забегая вперед (эти вопросы рассматриваются в гл. 5), отметим, что большинство экспертов в области менеджмента рассматривают управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необхо­димый для того, чтобы сформулировать и достичь целей орга­низации.

Учитывая, что изучению функций менеджмента будет уде­лено много внимания в последующих главах книги, ограни­чимся констатацией того, что процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Приведенные четыре функции управле­ния имеют две общие особенности. Во-первых, они требуют при своей реализации принятия конкретных управленческих решений. Во-вторых, для подготовки, принятия и обеспечения реализации этих решений необходима соответствующая ком­муникация (организация процесса обмена информацией). По­этому при рассмотрении процесса управления организацией выделяют дополнительные его составляющие (элементы ме­неджмента), называемые связующими процессами. Такими связующими процессами являются принятие решений и ком­муникации.

Принятие решений представляет ключевой элемент реализа­ции всех функций менеджмента. Процесс принятия решения является главным в управленческой работе. Формирование и принятие решений в процессе управлении организацией при реализации конкретных функций менеджмента подробно рас­сматриваются в гл. 8—11. Основным требованием для приня­тия эффективного решения или даже просто для понимания масштабов проблемы и принятия необходимого решения явля­ется наличие адекватной и точной информации. Главным спо­собом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация представляет процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Если коммуникации между сотрудниками не будут эффективными, то организация не смо­жет достигнуть успеха в своей деятельности. В развитии процес­сов коммуникации определяющую роль в современном менедж­менте играют информационные технологии, вычислительная и организационная техника, средства телекоммуникаций.

Системные концепции.еория систем разрабатывалась и впервые применена в точ­ных науках и технике. Однако ее использование в менеджмен­те в конце 50-х гг. прошлого столетия стало поворотным пунк­том в развитии управленческой мысли и практического ме­неджмента.

Системные концепции. В теории систем система определя­ется как некоторая целостность, состоящая из взаимосвязан­ных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характери­стики целого. Составляющие части (элементы) сложных сис­тем сами могут являться системами. Эти составляющие части называют подсистемами. Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем.

Примерами таких систем являются машины, компьютеры, телевизоры, биологические системы.

Все организации являются системами. Люди служат соци­альными компонентами организаций. Вместе с другими внут­ренними компонентами они составляют социотехнические сис­темы (подсистемы) организации.

Системы бывают двух типов: открытые и закрытые. Закры­тая система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно не зависят от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней
средой. Возможные объекты обмена с внешней средой: ин­
формация, энергия, материалы и др. Открытая система зависит
от информации, энергии, материалов и других факторов, воз­
действующих на систему из внешней среды. Открытая система
имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для обеспечения своего функ­ционирования.

 

 

Date: 2016-01-20; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию