Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению темы





Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: геополитические характеристики русской культуры; формирование и развитие русской культуры; православие и самодержавие как феномен русской культуры; интеллигенция, и её роль в истории России; отечественная культура советской и постсоветской эпохи; художественная культура России; место и роль России в мировой культуре.

По данной теме необходимо:

знать: формирование и развитие российской культуры; типологические черты отечественной культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [4], [24], [30], [32], [48], [50], [61].

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте историческую и культурную обстановку в России конца ХIХ – начала ХХ века.

2. Объясните, почему «серебряный век» русской культуры назвали Русским Ренессансом.

3. Культурологические идеи русских мыслителей «серебряного века» Вы можете назвать.

4. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.

5. Как связаны духовные искания эпохи и возникновение беспредметного искусства.

6. Назовите имена крупнейших деятелей искусства и культуры «серебряного века».

Основные понятия к теме 17

Абстракционизм – направление в искусстве XX века. Творческий метод беспредметного искусства в живописи связан с отказом от изображения форм реальной действительности. Главное значение абстракционизм придает цвету и форме, с помощью которых делается попытка выразить как определенные идеи (например, движение космических сил), так и человеческие переживания. Возникновение беспредметного искусства связано с деятельностью русских художников-авангардистов В.В. Кандинского, создававшего символические цветовые композиции, К.С. Малевича, разрабатывавшего живопись чистых геометрических форм. Многие живописные находки абстракционизма активно используются сегодня в театре, кинематографе, дизайне, на телевидении.

Богоискательство – религиозно-философское течение, возникшее в начале XX века в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции – литераторы, философы, церковные деятели (Д. Мережковский, С. Булгаков, В. Розанов, А. Белый, В. Иванов). Признавая кризис официальной православной церкви, богоискатели говорили о поисках Бога, соответствующего современности, о необходимости выработать новое религиозное сознание – неохристианство.

Декадентство – общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конце ХIХ – начала XX века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Декадентские настроения в среде творческой интеллигенции связаны с разочарованием в разумности устройства общества и целях общественного развития, особенно в России после поражения революции 1805 – 1907 годов. Характерные признаки декадентства – погружение в сферу индивидуальных переживаний, наслаждение от сознания ущербности мира, признание элитарности искусства (доступности его только избранным творческим личностям).

Евразийство – идейно-философское течение, рассматривающее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры.

Западники – направление в общественной мысли России середины XIX века, связывающее культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.

Нигилизм – отрицание идеалов, общепринятых моральных норм. Получает наибольшее распространение в кризисные эпохи развития общества. Как болезнь интеллигенции характеризовал нигилизм Ф.М. Достоевский. Обвинения в нигилизме русской интеллигенции, отрицающей абсолютные моральные ценности во имя классовых и групповых интересов, во имя борьбы с самодержавием, содержались в сборнике «Вехи» (1909).

Русские сезоны – сезоны русского искусства, проводившиеся а Париже и Лондоне под руководством русского театрального деятеля С.П. Дягилева. Благодаря «Русским сезонам» получают широкое международное признание многие явления отечественного искусства: живопись XVIII – XX веков, балет, опера, исполнительское мастерство русских артистов.

Славянофилы – направление в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Цели изадачи реферата

Слово “реферат” происходит от латинского refero, что означает “пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать”. Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом все равно, как правило, автор готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции. Референтом называют человека, который готовит обобщение большого объема информации, с целью сэкономить время на ее осмысление и подготовку решения.

Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Как правило, контрольные работы студентами выполняются в форме реферата. Часто рефераты используются на семинарских занятиях по культурологии. Или, например, на защите исследовательской (СНТК) работы студент должен кратко, в реферативном виде доложить о результатах своей разработки избранной темы.

Реферат обычно пишется в процессе изучение одной из важных учебных проблем курса культурологии. Цель реферата при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

- сбор и обобщение материала;

- составление плана реферата;

- написание реферата;

- оформление реферата.

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

Реферат отличается от курсовой и дипломной работы тем, что степень творчества в реферате меньше. В реферате дается только первичное осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе. Курсовая работа - это работа следующей ступени по характеру сложности и объему требований, она предполагает реферирование как составную, вступительную часть, затем выполняется творческое задание по реализации учебного вопроса, разработке своей идеи, где студент должен показать как он усвоил информацию и методы осмысления учебного материала. Курсовая работа должна включать в себя больший потенциал учебно-исследовательской работы. И третий, самый высокий уровень - дипломная работа, где студент разрабатывает свою самостоятельную тему.

При обсуждении и защите реферата полезно привлечь других студентов, которые познакомятся с текстом заранее и могут выступить с его оценкой. При этом могут использоваться две жанровых формы: отзыв и рецензия. Отзыв предполагает высказывание обобщенной, пусть даже субъективной, оценки или просто впечатления о реферате, без подробного анализа всех позитивных и негативных черт выполненной работы, в то время как рецензия - это объективная, обстоятельная и подробная оценка всех до мелочей элементов реферата. Если отзыв может быть на устный реферат, то рецензия требует обстоятельного ознакомления с текстом, его изучения и оценки.

При оценке реферата опираются на следующие критерии:

· сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

· составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

· удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

· умеет ли автор анализировать материал;

· отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

· овладел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;

· достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

· какие методы в работе над рефератом он использовал;

· насколько самостоятельно он выполнил работу;

· правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

 

Составление библиографии

 

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен реферат. В программе курса культурологии по каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный, систематический, алфавитно-предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки (215 «В»), а также воспользоваться Книжной летописью, Летописями журнальных статей, Летописью рецензий (областная научная библиотека), Ежегодником книги России, реферативными журналами, периодическими изданиями. Есть также Ежегодники книги, реферативные журналы и аннотированные указатели. В университетской библиотеке (215 «В») есть компьютер, введя в который ключевое слово, можно получить список литературы и журнальных статей по интересующей теме.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы. Например, нужно написать реферат по теме “Народная смеховая культура эпохи Возрождения”. В названии темы есть два ключевых термина: “смеховая культура” и “Возрождение”. Можно начать с Большой Советской энциклопедии и найти там статью “Возрождение”, в конце которой дан список литературы по Возрождению. Сложнее со “смеховой культурой”, такого термина в энциклопедии нет, но преподаватель порекомендует книгу М. М. Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса” (М., 1965) и Д. С. Лихачева “Смех в Древней Руси” (Избранные работы: в 3 т. Л., 1987. Т. 2. С. 343-417).

При работе по темам, связанным с древними культурами, полезно обратиться к энциклопедии “Мифы народов мира” в 2 томах (М., 1980-1982) и найти статью, излагающую мифологию нужного народа или страны; в конце статьи есть список дополнительной литературы, где эти мифы излагаются более подробно.

Сбор материала

Материал для реферата собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. Полезно научиться скорочтению, чтобы ускорить темпы переработки литературы

В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме реферата имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян, К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу / К.А. Свасьян // Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. - М., 1993. - Т.1: Гештальт и действительность. - С. 27.

Выписки делают на отдельных листках, сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово, к которому относится выписка. Например:

 

 

РОМАНТИКИ О РЕЛИГИИ

“Религия, дорогой друг, дело для нас отнюдь не шуточное, а самое наисерьезнейшее, ибо настало время основать новую религию. Это для нас основное, это - задача всех задач. Да, я уже ясно вижу величайшее рождение новой эпохи, скромное и незаметное, подобно древнему христианству, в котором никак нельзя было бы предположить, что оно вскоре поглотит Римскую империю, это новое рождение в своих огромных волнах утопит великую катастрофу - Французскую революцию, основное назначение которой может быть в том и заключается, что она ускорила рождение этой новой эры...” (Шлегель, Ф. Письмо к Новалису /Ф. Шлегель // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. - С. 150).

 

Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы.

Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи реферата приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана реферата.

 

Осмысление и систематизация материала

 

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал?

Сначала уясним себе, что значит - осмысление, что такое - смысл? М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: “что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?” Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят перед собой историки - описать, как это было “на самом деле”. Но этого недостаточно, для культурологии нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.

Составление плана реферата

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями: первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;

второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1). Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2). Основная часть реферата обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3). Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы, ибо нередко реферат перерастает в курсовую или дипломную работу. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с руководителем.

 

Написание реферата

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

Существует два обычных метода работы над рефератом. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого реферат приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом “мозаики”, великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Надо заметить, что в последние годы на рынке появились готовые рефераты на компакт-дисках по наиболее распространенным темам, которые подготовлены студентами и аспирантами столичных вузов и собраны в так называемую “Московскую коллекцию рефератов”, доступную через Интернет.

Преподаватели обычно просматривают такие компакт-диски с рефератами и поэтому впоследствии легко отличают списанный чужой реферат от самостоятельно подготовленного (критерии различения есть, но они держатся в секрете). Кроме того, каждый преподаватель предлагает студентам свои формулировки тем рефератов, которые редко совпадают с теми, что есть на CD. Поэтому лучше все-таки работать самостоятельно, а не пользоваться чужими заготовками.

Конечно, писать самому трудно, но рефераты для того и используются в учебном процессе, чтобы помочь студенту выработать навыки письменного и устного изложения результатов самостоятельного осмысления собранного материала.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям, чтобы докладчик не походил на героя Н. В. Гоголя: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: “Это, право, совершенно того”, а потом уж и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил” (Гоголь, Н. В. Шинель / Н.В Гоголь // Собр. соч. в 7 т.- М., 1977.- С. 123).

Местоимение “я” в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо “я думаю”, “я считаю”, следует употреблять выражения: “думается, что...”, “есть основания предполагать, что...”, “логично предположить, что...”. Впечатление устной речи очень портят “слова-паразиты”: “вот”, “значит”, “так сказать”, “как говорится”, “вообще”. Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют “переводчика”. Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте рефератов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

В реферате по культурологии могут быть иллюстрации, сделанные на ксероксе. Их вклеивают в текст или помещают на дополнительных листах после основного текста.

 

Правила оформления

Реферат выполняется на стандартных листах формата А 4 (21Х29.7 см), которые сшиваются любым способом слева, помещаются в обложку. Реферат может быть выполнен от руки (разборчивым почерком), на компьютере на одной стороне листа (размер шрифта 14 через 1.5 интервала), Страницы реферата должны быть пронумерованы сверху на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в общем числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем реферата - 20-24 страницы.

Ссылки на использованную литературу обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой См.;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой;

5) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата.

Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1-84 (приложение № 2). При составлении списка использованной литературы руководствуются ГОСТом 7.1-2003 (215 «В»)

Темы реферата

Предпо-следняя цифра шрифта Последняя цифра шифра
                   
  1,17 5,32 3,51 9,38 2,27 6,44 11,24 4,39 7,57 68,51
  60,12 8,21 14,65 54,70 13,46 16,40 35,64 20,55 20,37 15,34
  18,31 19,45 22,41 23,53 25,61 26,36 67,27 30,63 42,69 52,47
  66,48 33,68 43,2 49,3 50,11 56,48 59,5 58,32 62,13 63,3
  14,31 28,24 52,57 65,38 46,15 61,7 49,3 40,24 20,44 41,60
  23,54 18,31 9,39 4,39 1,17 16,58 35,68 54,70 1,55 7,51
  15,34 55,22 32,67 65,12 35,64 14,65 60,12 4,38 39,69 28,24
  29,55 42,69 23,53 6,44 15,34 52,57 15,34 38,9 45,10 2,27
  45,10 11,24 40,24 41,60 4,39 39,69 1,17 66,48 5,32 13,46
  14,65 62,13 25,61 30,63 8,21 9,38 19,45 50,11 16,58 33,68

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры. Культура как единство деятельности и ценностей.

3. Культура и общество. Социальные функции культуры.

4. Проблема единства мирового культурного процесса.

5. Культура и природа.

6. Культура и цивилизация.

7. Субъект культуры.

8. Развитие взглядов на культуру в эпоху Просвещения.

9. Проблемы культуры в классической немецкой философии.

10. Культура и её критика у З. Фрейда. Механизм сублимации.

11. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).

12. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

13. Закономерности процесса культурогенеза.

14. Эволюционизм как теория культуры.

15. Основные тенденции культуры в эпоху глобализации.

16. Культурологические идеи К.Г. Юнга.

17. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

18. Этногенез и концепция культуры Л. Гумилёва.

19. Теория культурно-исторических типов

Н.Я. Данилевского.

20. А. Тойнби о причинах развития культуры.

21. Культура и цивилизация. Концепция О. Шпенглера.

22. Взгляды К.Ясперса на мировой культурный процесс.

23. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

24. Миф как выражение синкретизма первобытного сознания.

25. Ранние формы религиозных верований.

26. Древнеегипетская мифология и религия.

27. Религиозная реформа Эхнатона.

28. Искусство Древнего Египта, его особенности.

29. Научные достижения древних египтян.

30. Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру.

31. Художественная культура средневековой Индии.

32. Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая.

33. Влияние даосизма и буддизма на формирование национальных культурных традиций Китая.

34. Греческий полис и полисная система ценностей.

35. Агональный характер греческой культуры.

36. Древнегреческая мифология и религия.

37. Представления о прекрасном и их проявления в искусстве Древней Греции.

38. Рождение античного театра.

39. Древнегреческая система образования.

40. Особенности культуры Древнего Рима.

41. Искусство Древнего Рима: заимствования и новаторство.

42. Религиозные представления древних римлян.

43. Кризис античности и возникновение христианства.

44. Особенности византийской культуры.

45. Роль Византии в формировании христианской культурной традиции.

46. Ислам как мировая религия.

47. Научные знания средневекового арабского мира.

48. Характерные черты западноевропейской средневековой культуры.

49. Народная культура средневековья: карнавал, мистерия, фольклор.

50. Романский и готический стили в искусстве.

51. Мифология древних славян.

52. Исторические особенности русской культуры.

53. Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре.

54. Архитектура средневековой Руси.

55. Русская иконопись.

56. Церковный раскол ХVII века: историческая обусловленность и сущность.

57. Характерные черты ренессансной культуры.

58. Реформация и её культурное значение.

59. Становление рационалистической картины мира западноевропейской культуры ХVII - ХVIII веков.

60. Просвещение: основные идеи и представители.

61. Художественные стили барокко и классицизм.

62. Русская культуры эпохи Просвещения.

63. Научные открытия и технические революции ХIХ века.

64. Романтизм в европейской культуре.

65. Импрессионизм: творческие принципы и основные представители.

66. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

67. Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность, оценки.

68. Массовая культура и личность.

69. Общие признаки искусства модернизма. Основные направления модернизма в живописи.

70. Задачи сохранения культурного наследия.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Культурология»

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

3. Культура как единство деятельности и ценностей.

4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

5. Культура и общество. Функции культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Антропологические аспекты культуры.

8. Проблема типологии культуры.

9. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

10. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.

11. Концепция культуры О. Шпенглера.

12. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

13. Концепция культуры А. Тойнби.

14. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

15. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

16. Основные культурологические течения ХХ века. Франкфуртская школа.

17. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

18. Эволюционизм как теория культуры.

19. Ранние формы религиозных верований.

20. Миф как синкретизм первобытного сознания.

21. Характерные черты культуры Древнего Египта.

22. Индо-буддийская культурная традиция.

23. Китайско-конфуцианская культура.

24. Античность как тип культуры.

25. Особенности культуры Византии.

26. Культура средневекового арабского востока.

27. Характерные черты западноевропейского средневековья.

28. Исторические особенности русской культуры.

29. Характерные черты эпохи Возрождения.

30. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

31. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

32. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

33. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

34. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

35. Массовая культура и личность.

36. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

37. Задачи сохранения культурного наследия.

38. Региональная культура Кольского Севера.

 

Вопросы к зачёту по дисциплине «Культурология»

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

3. Культура как единство деятельности и ценностей.

4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

5. Культура и общество. Функции культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Проблема типологии культуры.

8. Концепция культуры О. Шпенглера.

9. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

10. Концепция культуры А. Тойнби.

11. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

12. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

13. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

14. Эволюционизм как теория культуры.

15. Ранние формы религиозных верований.

16. Миф как синкретизм первобытного сознания.

17. Характерные черты культуры Древнего Египта.

18. Индо-буддийская культурная традиция.

19. Китайско-конфуцианская культура.

20. Античность как тип культуры.

21. Особенности культуры Византии.

22. Культура средневекового арабского востока.

23. Характерные черты западноевропейского средневековья.

24. Исторические особенности русской культуры.

25. Характерные черты эпохи Возрождения.

26. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

27. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

28. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

29. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

30. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

31. Массовая культура и личность.

32. Региональная культура Кольского Севера.

 

 

ТЕСТЫ

Дайте ответы на вопросы. Из четырёх возможных ответов на вопрос только один является правильным.

РАЗДЕЛ 1

1.Кто из современных мыслителей выдвинул концепцию «осевого времени», обозначающего период, когда «возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, как он есть»:

а) А. Тойнби; б) К. Ясперс; в) Ф. Ницше; г) Ж.-П. Сартр?

 

2.Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»:

а) полис; б) мегаполис; в) ойкумена; г) город?

 

3.Как в культурологи называются черты, общие для всех культур народов мира:

а) культурные аспекты; б) культурные различия; в) культурный императив; г) универсалии культурные?

 

4.Как называется работа отечественного историка Л.Н. Гумилёва, в которой культура рассматривается как «кристаллизованная пассионарность»:

а) «Постижение истории»; б) «Сущность христианства»; в) «Этногенез и биосфера Земли»; г) «Элементы человеческой культуры»?

 

5.Как называется природный ландшафт, изменяемый деятельностью человека и насыщенный результатами его деятельности:

а) культурный комплекс; б) культурный ландшафт; в) культурный круг; г) культурное поле?

 

6.Кто из современных европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологи:

а) Ф.Ницше; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглер; г) Л. Морган?

 

7.Кто из культурологов классифицировал культуру на три основных типа: чувственный, идеациональный и идеалистический:

а) М. Вебер; б) П.А. Сорокин; в) Ф. Ницше; г) А. Тойнби?

 

8.С именем какого отечественного историка культурологи и историки связывают теорию этногенеза:

а) П. Сорокина; б) Н. Данилевского; в) Н. Гумилева; г) К. Леонтьева?

 

9.П. Сорокин выделил три типа культуры. Назовите их:

а) идеалистический, чувственный и идеациональный;

б) идеальный, эстетический, этический

в) рациональный, эмоциональный, духовный

г) мировой, национальный, региональный?

 

10.Назовите три основания, на которых базируется модель культуры:

а) религия, мораль, духовность;

б) вера, надежда, любовь;

в) философия, история, литература;

г) гуманизм, рационализм, историзм.

 

11.Назовите одно из приведенных ниже суждений, адекватно отражающее точку зрения О. Шпенглера на понятие цивилизации:

а) Цивилизация является высшим уровнем развития культуры;

б) Цивилизация и культура – антагонистические понятия;

в) Цивилизация и культура – понятия взаимодополняющие;

г) Цивилизация и культура – понятия тождественные.

 

12.Одной из важнейших категорий современной культурологии является понятие «осевое время». Кто ввел его в научный оборот:

а) К. Ясперс; б) О. Шпенглер в) С. де Бовуар г) М. Хайдеггер?

 

13. Кому из ниже перечисленных мыслителей принадлежит концепция «природной антикультурности»:

а) Д. Писареву; б) Ф. Ницше; в) В. Розанову; г) Ж.Ж. Руссо?

 

14. Назовите представителя эволюционной школы в культурологи:

а) Э. Тайлор; б) Г. Спенсер; в) Дж. Фрезер; г) Л. Морган?

 

15.Кому из мыслителей принадлежит идея создания так называемой «универсальной вселенской церкви» - носителя религии будущего:

а) С. Булгакову; б) Л. Уайту; в) А. Тойнби; г) П. Сорокину?

 

16. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого произошло название «культурология»:

а) культура; б) агрокультура; в) вспашка; г) обработка, возделывание?

 

17. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, - продукт культуры:

а) архаизм; б) артефакт; в) архетип; г) архее?

 

18. Как называется понятие, введенное в теорию онтогенеза Н. Гумилевым и обозначающее страстную, неуемную жажду деятельности, способность к сверхнапряжениям, отличающее как некоторых людей, так и некоторые человеческие объединения:

а) экспрессивность; б) пассионарность; в) пассеизм; г) парадоксальность?

 

19. Назовите вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе:

а) труд; б) творчество; в) игра; г) работа.

 

20.Назовите разновидность культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя»:

а) потребительская культура;

б) массовая культура;

в) коммерческая литература;

г) популярная культура.

 

21. Как называется культура, в которой преобладающей моделью поведения людей оказывается поведение их современников:

а) адаптивная; б) профессиональная; в) конфигуративная; г) гражданская?

 

22. Как называется попытка обращения к традициям предшествующей цивилизации, термин ввел А. Тойнби:

а) эпигонство; б) эволюция; в) экивок; г) эвокация?

 

24. Кто из ученых был самым известным продолжателем дела З. Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении культур:

а) Э. Фромм; б) К. Юнг; в) Г. Рохейм; г) М. Мид?

 

25. Как называется в культурологии резкий поворот в истории, знаменовавший собой переход от древних культур к духовному историческому прорыву:

а) парадигма;

б) культурная революция;

в) культурный перелом;

г) осевое время?

 

26. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э. Тайлор и Л. Морган:

а) рабовладение, капитализм, феодализм;

б) первобытное общество, рабовладение, феодализм;

в) рабовладение, феодализм, социализм;

г) дикость, варварство, цивилизация?

 

27. Кто из известных ученых дал следующее определение культуры: «Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира, и служит двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми»:

а) З. Фрейд; б) Л. Фробениус; в) П. Флоренский; г) С. Франк?

 

28. Как называется один из типов культуры по классификации П. Сорокина, который базируется на принципе сверхсчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности

а) идеалистический; б) тоталитарный; в) идеациональный; в) сакральный.

 

29) Как называл О. Шпенглер западноевропейскую культуру, характеризующуюся деятельным существованием, непрерывным становлением, устремленностью в будущее, острым переживанием времени, историзмом:

а) дионисийская; б) рыцарская; в) аполлоновская; г) фаустовская?

 

30. Как П. Сорокин называл тип культуры, ценности которой ориентированы на улучшение материальных условий жизни:

а) культура сенситивная;

б) культура гражданская;

в) культура утилитарная;

г) культура соционормативная?

 

31. Кто из мыслителей понимал культуру как «почитание света»:

а) М. Вебер; б) Ф. Ницше; в) Н. Рерих; г) И. Кант?

 

32. Как называется полное отрицание всех общепринятых культурных ценностей, идеалов, моральных норм:

а) скептицизм; б) нигилизм; в) схоластика; г) обскурантизм?

 

33. Кто из названных мыслителей противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация»:

а) М. Бахтин и С. Аверинцев;

б) Э. Тайлор и Т. Парсонс;

в) О. Шпенглер и Н. Бердяев;

г) Г. Зиммель и П. Сорокин?

 

 

35. Как называется процесс передачи информации – идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т.п. – от индивида к индивиду, от группы к группе:

а) культурная коммуникация;

б) культурная экспансия;

в) культурная ориентация;

г) культурная легитимация?

 

37. Как назывался основной труд Й. Хейзинги, в котором ученый изложил собственную теорию культуры:

а) «Древнее общество»;

б) «Человек играющий»;

в) «Золотая ветвь»;

г) «Закат Европы».

 

38. Как называется учение о ценностях:

а) агностицизм; б) аллегория; в) аксиология; г) аккультурация?

 

39)Если кратко определить культурологию, это:

а) филологическая наука;

б) интегративное знание;

в) эмпирическое знание;

г) описательная наука.

 

40. Что такое архетипы:

а) типы отношений между природой и обществом;

б) типология религиозных образов;

в) прообразы коллективного бессознательного;

г) типы археологической культуры?

 

41. Что первоначально подразумевалось под словом «Культура»:

а) способы обработки земли

б) правила поведения в обществе

в) интеллектуальные достижения человечества

г) создание искусственной природы?

 

42. Когда появился термин «культура» в его современном значении:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.:

в) в XIX в.;

г) в XX в.?

 

43. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой? Найдите правильный ответ:

а) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи;

б) между материальной и духовной культурой не существует связей. Они существуют автономно друг от друга;

в) между материальной и духовной культурой существуют глубокие качественные различия, поэтому не может быть никаких связей;

г) деление культуры на материальную и духовную некорректно. Культурой называют все то, что создано человеком.

 

44. Кому из мыслителей принадлежит авторство книги «Человек играющий»:

а) Ж.-П. Сартру; б) Ф. Ницше; в) Й. Хейзинге; г) К. Ясперсу?

 

45.Назовите представителей функционализма:

а) Ю. Лотман, М. Бахтин, М. Каган;

б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер;

в) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

г) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский, П. Савицкий.

 

46. Кто из культурологов ввел в научный оборот термин «префигуративная культура»:

а) Л. Фробениус; б) М. Мид; в) Ф. Боас; г) Л. Уайт?

 

47. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценности ее содержания:

а) структурологический;

б) диалектический;

в) коммуникативный;

г) аксиологический?

 

48. Как называются в аналитической психологии К. Юнга врожденные психологические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества:

а) архаизмы; б) архетипы; в) артефакты; г) ареалы?

 

49. Как определил культуру П.Я. Чаадаев? Это духовное явление, в основе которого лежит:

а) искусство и религия;

б) наука и нравственность:

в) религия и нравственность;

г) наука и искусство.

 

50. Кто из ученых-этнографов является автором широко известной книги «Культура и мир детства»:

а) М. Мид; б) А. Дистервег; в) Я. Корчак; г) Я. Коменский?

 

51. Назовите немецкого философа конца XIX- начала XX века, который ощутил кризис европейской культуры и полагал, что его источник лежит в торжестве буржуазного духа с его культом выгоды и расчета:

а) А. Шопенгауэр; б) М. Шелер; в) О. Шпенглер; г) А. Швейцер.

 

52. Как называется передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению:

а) наследие; б) обучение; в) традиция; г) ритуал?

 

53. Назовите немецкого ученого, выступавшего против точки зрения современных культурологов заявившего, что никакого кризиса западногерманской культуры нет: на смену прежним ценностным критериям пришли новые, и, прежде всего универсальная рациональность, изменившая представления об этой культуре:

а) К. Ясперс; б) М. Вебер; в) С. Франк; г) Ф. Ницше.

 

54. Как называют культуру, характеризующуюся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите:

а) аристократическая; б) элитарная; в) технологическая; г) маргинальная?

 

55. Как П. Сорокин называл тип искусства, описанный им следующим образом: «Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении»:

а) идеалистическое искусство;

б) элитарное искусство;

в) идеациональное искусство;

б) эклектическое искусство.

 

56. Кто из социологов выделил идеальные типы культуры, которые являли собой абстрактные модели, не имеющие реальных аналогов в культурно-исторических контекстах:

а) С. Франк; б) Л. Гумилев; в) Н. Данилевский; г) М. Вебер?

 

57. Назовите представителей эволюционистской школы культурологии:

а) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

б) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский;

в) К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида;

г) Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Морган, Г. Спенсер.

 

58. Какая из культур строится на основах рационалистического мышления с опорой на продуктивные находки науки:

а) светская; б) аристократическая; в) религиозная; г) пролетарская?

 

59. Как называется подход к изучению культуры, который основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими:

а) европеизм; б) европоцентризм; в) западничество; г) славянофильство?

 

60.У кого из нижеперечисленных философов культура выступает как реализация Мирового духа:

а) А. Шопенгауэр; б) Г. Гегель; в) Л. Фейербах; г) И. Кант?

 

61. Как называется направление общественной мысли, признающее разум основой познания и поведения людей:

а) идеализм; б) абстракционизм; в) интуитивизм; г) рационализм?

 

62. Назовите мыслителя, полагавшего, что мир человеческой культуры является продуктом мыслительной деятельности людей, а символ – единственный инструмент культурного освоения действительности:

а) А. Бергсон; б) К. Ясперс; в) Э. Кассирер; г) Ж.-П. Сартр.

 

63. Кто из философов видел в художественном творчестве два начала – аполлоновское и дионисиское:

а) Н. Бердяев; б) Ф. Ницше; в) Л. Фейербах; г) Г. Гегель?

 

64. Кому из перечисленных ниже теоретиков культуры принадлежит идея «архетипов культуры»:

а) Э. Кассиреру; б) О. Шпенглеру; в) К. Юнгу; г) П. Сорокину?

 

65. Кто из перечисленных ниже мыслителей полагал, что исторический процесс представляет собой циклические колебания культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность:

а) Л. Карсавин; б) К. Леонтьев; б) П. Сорокин; в) Н. Бердяев?

 

66. Регулятивная функция культуры заключается:

а) в передаче информации от одного поколения к другому;

б) в поддержании равновесия в обществе;

в) в овладении человеком внешней природной средой;

г) в создании разнообразных знаковых систем.

 

67. Согласно концепции К. Ясперса «осевое время» совпадает с периодом:

а) III-II тыс. до н.э.

б) VIII-II вв. до н.э.

в) III-V вв.

г) X-XII вв.

 

68. Какое из приведенных понятий является характеристикой культуры:

а) природная данность;

б) мир человеческих смыслов и ценностей;

в) мир живых существ;

г) ни одно из этих понятий.

 

69. Диахронный подход к изучению культуры предполагает:

а) сравнение одновременно существующих явлений и объектов культуры; б) изучение и сравнение различных объектов и явлений культуры во времени;

в) изолированное рассмотрение отдельной культуры на определенной стадии ее развития;

г) нечто иное.

 

70. Синхронный подход в изучении культуры предполагает:

а) сравнение одновременно существующих явлений и объектов культуры;

б) изучение и сравнение различных объектов и явлений культуры во времени;

в) изолированное рассмотрение отдельной культуры на определенной стадии ее развития;

г) нечто иное.

 

71. Какой признак положен в основании типологии культуры «античность-средневековье - новое время»?

а) национально-этническая общность;

б) каналы трансляции культурного опыта;

в) хронологические рамки;

г) тип вероисповедания.

 

72. Согласно концепции А. Дж. Тойнби особенности развития каждой локальной цивилизации определяются:

а) географической средой;

б) осуществлением связи «вызов-ответ»;

в) расовым фактором;

б) другими причинами.

 

73. Кто из мыслителей понимал культуру как явление, противоположное природному началу в человеке?

а) Платон; б) К. Ясперс; в) З. Фрейд; г) Вольтер.

 

74. Возможна ли, по мнению Н.Я. Данилевского, преемственность в развитии культур разных народов?

а) да;

б) нет;

в) в отдельных сферах культуры;

г) культуры разных народов имеют общие базовые основания.

 

75. В концепции П. Сорокина основанием для выделения разных типов культуры (идеациональная, чувственная) является:

а) принцип отношения мира культуры к миру природы;

б) доминирующая мировоззренческая ценность;

в) характер взаимоотношений между поколениями;

г) роль традиций в культуре.

 

76. Кто из мыслителей ввел понятие «культурно-исторический тип»?

а) Л. Гумилев; б) Н. Данилевский; в) Г. Гердер; г) ни один из них.

 

77. Понятие «архетип» введено в научный оборот:

а) З. Фрейдом; б) К. Г. Юнгом; в) Тайлором; г) Кассирером.

78. Какое суждение соответствует взгляду на историю К. Ясперса:

а) Человеческая история - чередование отдельных, независимых, локальных культур;

б) Человечество имеет единое происхождение и единый путь развития;

в) Человечество имеет единое происхождение, но реальное единство человечества в современном мире не достижимо;

г) Ни одно из этих суждений?

 

79. Какой признак положен в основание типологии культуры «дописьменная-письменная-экранная»:

а) характер взаимоотношений между поколениями;

б) каналы трансляции культурного опыта;

в) регионально-историческая общность;

г) ни один из этих признаков?

 

80. Какая из приведенных позиций совпадает с подходом к культуре Э. Кассирера:

а) Культура основывается на результатах вытеснения бессознательных влечений человека;

б) Культура происходит из игры и развивается в игре;

в) Подъемы в развитии культуры связаны с пассионарными толчками;

в) Культура – «вторая вселенная». Символическая среда, отделяющая людей от природного мира?

 

81. Как дин из признаков «осевого времени» К. Ясперс называл:

а) выдающиеся достижения науки и техники

б) открытие письменности

в) возникновение философии

г) появление мировых империй.

 

82. Культурные универсалии – это:

а) исторически преходящие ценности культуры;

б) ценности доминирующей в обществе культуры;

в) базовые ценности, присущие всем типам культур;

г) нечто другое.

 

83. Выберите верный ответ:

а) Европоцентризм – это признание равной значимости всех типов культуры;

б) Европоцентризм – это стремление к объединению стран Европы;

в) Европоцентризм – это признание безусловного превосходства европейской культуры над культурами других народов и регионов мира;

г) Европоцентризм - это признание исторической, духовной и культурной общности западноевропейских народов, а также сходства их общественного и политического строя.

 

84. Культурная ассимиляция – это:

а) полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа;

б) распространение культуры одного народа в иной культурной среде;

в) приобщение индивида к культурным ценностям своего народа;

г) равноценный диалог культур разных народов.

 

85. Понятие «сублимация» связано:

а) с теорией этногенеза;

б) с психоаналитическим подходом культуре;

в) с классической моделью культуры;

г) с концепцией культурно-исторического типа.

 

86. Классическая модель культуры была сформирована:

а) в античности; б) в эпоху Просвещения; в) в ХХ веке; г) в эпоху средневековья.

 

87. Какая из приведенных позиций совпадает с подходом к культуре Л. Гумилева:

а) Культура основывается на результатах вытеснения бессознательных влечений человека;

б) Культура происходит из игры и развивается в игре;

в) Подъемы в развитии культуры связаны с пассионарными толчками;

г) Культура – «вторая Вселенная», символическая среда, отделяющая людей от природного мира?

 

88. Информативная функция культуры заключается:

а) в передаче информации от одного поколения к другому;

б) в поддержании равновесия в обществе;

в) в овладении человеком внешней природной средой;

г) в создании разнообразных знаковых систем.

 

89. Назовите представителей евразийства:

а) Вл. Соловьев, С. Булгаков;

б) Н. Бердяев, В. Розанов, Г. Шпет;

в) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский;

г) С. Франк, П. Флоренский.

 

 

90. Кто из исследователей культуры отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»:

а) Э. Трёльч; б) А. Тойнби; в) А. Тоффлер; г) Э. Тайло

Date: 2016-01-20; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию