Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Основные школы и направления в культурологии
Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни». Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры. Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.
Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: история знаний о культуре, процесс формирования культурологических концепций в соотнесении друг с другом, проблема типологии культуры. По данной теме необходимо: знать: как в историческом взаимодействии и противостоянии различных культурологических дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки; уметь: различать основные современные культурологические школы, направления, течения. Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].
Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте основные идеи эволюционистов. 2. Дайте характеристику игровой концепции культуры. 3. Понятие «культурный архетип» в концепции К.Г. Юнга. 4. Раскройте значение понятия «сублимация» в концепции культуры З. Фрейда. 5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера. 6. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры. 7. Пассионарная теория этногенеза. 8. Дайте характеристику диффузионизма. Основные понятия к теме 3 Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввёл К.Г. Юнг, для которого архетип – врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения. Архетип является основой общечеловеческой символики. Бессознательное Оно и Сверх Я – согласно концепции З. Фрейда, два противостоящих начала человеческой психики, отражающие соответственно интстинктивно-природное и социокультурное начала в подсознании индивида. Диффузионизм – направление в культурологии, антропологии, этнографии и других науках полагающее основой общественного культурного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация и миграция, добровольное подражание, потеря родного языка, а также внутрисистемные факторы развития. Евразийство – направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-30-х годов, возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России. Отрицали европоцентризм. Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими. Игровая концепция происхождения культуры – концепция, рассматривающая возникновение человеческой культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре. (Й. Хейзинга, С. Лем и др.) Классическая модель культуры – модель культуры, сформированная европейской философской мыслью в эпоху Просвещения. Рассматривает культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений. Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира. Культурные сверхсистемы – по концепции П. Сорокина, органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и разнящиеся в зависимости от верховных ценностей (идеациональная, идеальная и чувственная сверхсистемы). Ментальность (менталитет) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания; формируется под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических и поведенческих установок индивида или социальных групп. Осевое время – согласно концепции К. Ясперса, один из четырех и наиболее важный этап в культурно-историческом развитии; время, когда человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем. Семиотика, или Семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая человеческую культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т.д.) Структурная антропология – научное направление, связанное с изучением культуры первобытных племён. Основной метод исследования – выявление повторяющейся, неизменной совокупности отношений и связей в культуре (структуры). Структурный анализ знаковых систем, например мифология, позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым подчиняется человек в своей деятельности. Теория пассионарности – идейная основа культурологической концепции Л. Гумилева, на основании которой культура развивается импульсивно, состоит из «концов и начал», в зависимости от пассионарного напряжения этноса – носителя культуры. Теория этногенеза – концепция, объединяющая всемирную историю и культуру с различными влияниями космических сил. История народов (этносов) зависит от географического пространства и обусловлена генетическими мутациями, приводящими к появлению «пассионариев» - людей с повышенной энергией и тягой к действию. Циклическая концепция существования культуры – культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций. Эволюционизм – совокупность теорий общественного и культурного развития 19 – первой половины ХХ века, которые исходили из понятия «эволюция», то есть из представления о постепенном, закономерном и прогрессивном развитии общества и культуры.
Date: 2016-01-20; view: 703; Нарушение авторских прав |