Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема ВКР: Досуговая культура в германской империи





Введение.

Актуальность темы. Повседневный мир состоит из обыденных представлений, ментальных установок индивидов, материальной культуры цивилизации и массового сознания. Изучение повседневного нужно для того, чтобы выяснить его роль в жизнедеятельности общества, ведь в итоге именно повседневность создает определенный облик нации. Без изучения повседневности нельзя понять характер эпохи, ее идеалы, интересы.

После объединения Германии в 1871 г. происходили коренные изменения в образе жизни немцев, их менталитете, закладывались основы, определяющие жизнь немецкого общества вплоть до наших дней.

В последние годы в отечественной исторической науке возрос интерес к проблемам повседневности, стали появляться исследования по проблемам бытовой культуры, образов жизни в различные эпохи. И это не случайно. Из подробностей и мелочей быта, образа жизни складывается устойчивая типологическая определенность, своеобразное «лицо» общества как такового. Ценность исследования быта в том, что он выступает «обратной стороной» общественного бытия.

В условиях кризиса, переживаемого нашим обществом в настоящее время, вызванного коренными изменениями в экономической, политической и общественной жизни, и приведшего к ломке традиционной системы ценностей, наблюдается падение уровня культуры нации. В связи с этим весьма ценным представляется изучение принципов жизни немецкого общества.

Объектом исследования является Германская империя в 1871-1914 гг.

Предметом исследования является один из основных аспектов повседневной жизни в Германии указанного периода, а именно: досуговая культура.

 

 

Научная новизна данной работы заключается в следующем:

1. Предпринимается попытка всесторонне исследовать влияние социально - экономического и политического развития Германской империи последней трети XIX - начале XX веков на досуговую культуру.

2. Является первой попыткой исследования немецкого образа жизни последней трети XIX – начале XX веков.

3. С новых методологических позиций изучаются повседневная жизнь немецкого общества.

 

Хронологические рамки. Работа охватывает период существования Германской империи с момента ее создания в 1871 г. и до начала первой мировой войны в 1914 г., в ходе которой произошел крах империи. В этот период происходит объединение разрозненных промышленных и сельскохозяйственных районов, что способствовало улучшению социальной стороны жизни людей, а также унификации образа жизни немцев, проживавших в различных частях империи.

 

Территориальные границы исследования распространяются на Германскую империю в границах 1871 года.

 

Историография. Первые публикации по данной проблеме появляются уже к концу XIX века. В России с 1871 по 1917 гг. было издано большое количество работ, среди которых собственно исторические исследования составляют менее 5 %. При этом 70% составили публикации зарубежных авторов. Это, прежде всего, работы Лампрехта К., Дрэпера Д. В., Кампфермейера П1.

Все эти работы рассматривают отдельные стороны жизни немецкого народа. Нам не удалось найти ни одной работы, рассматривающей в комплексе повседневную жизнь немцев.

В советское время исследования по повседневной жизни немецкого народа не публиковались в силу причин методологического характера. Вышло несколько переводных работ историков ГДР, которые были весьма идеологизированы. Это работы Гейдорна Г, Брехта А.1 Только лишь с конца 70-х гг. ХХ в. германская историческая наука обращается к изучению повседневности. Причем немецкие исследователи проявляют не свойственный ранее интерес к XIX - XX векам. К наиболее значительным трудам относится книга Рихарда Зидера «Социальная история семьи в Западной Европе (конец XVIII - XX в.в.)»2. Эта работа носит междисциплинарный характер. В ней использованы методы и достижения этнографии, культурологи, социологии, психологии, права, антропологии, географии. Исследование Зидера системно. Он исходит из представления о семье как о социальном микрокосме, в котором живут и работают люди, социализированные данным обществом и сами социализирующие приходящие на смену поколения. Семья сама по себе предстает в качестве достаточно сложной системы, функционально реализующей задачи по репродукции рабочей семьи, общественных структур, формированию стереотипов поведения. Ученый рассматривает повседневную жизнь различных типов семьи: крестьянской, буржуазной, рабочей. Зидер считает, что семья не должна рассматриваться вне своего социально-политического и экономического контекста, и поэтому дает в своей работе экскурсы в историю форм производства.

Повседневная жизнь немецкого народа привлекла внимание и российских историков. Так еще в конце XIX века появились работы Меча С, Дживелегова А.К, Самуйленко Е3. Это работы общего характера, дающие представления об истории Германии. Большое внимание в них уделено истории социального законодательства, которое создавало предпосылки для развития сферы досуга рабочих слоев.

Особенностью литературы дореволюционного периода о быте и нравах немцев было то, что почти вся она носит не столько исследовательский характер, сколько представляет собой источник сведений по изучаемой теме. Большинство авторов какое-то время проживали в Германии и, хотя при описании быта и нравов ее населения в разной степени прибегали к источникам, все же писали, в основном опираясь на личные наблюдения. Конечно, соотношение мемуарных и исследовательских элементов в литературе неодинаково, но личный опыт почти всегда присутствует.

Отличительная черта дореволюционной литературы состоит в том, что она в основном содержит фактический материал, преобладают дескриптивный и нарративный методы, но авторы не дают развернутого анализа явлений и событий.

После 1917 г. исследования по данной теме в СССР были прекращены. Советские историки, основываясь на марксистско-ленинской методологии, не уделяли должного внимания повседневной жизни немецкого народа. Выходили общие работы по истории страны, где главное внимание уделялось экономике, политике, положению рабочих и их борьбе. Эти тенденции хорошо прослеживаются в работах Столбова В. И., Бояджиева Г. Н.1

В настоящее время в России по данной проблеме не вышло еще ни одной монографии или статьи.

Цель работы - исследование повседневной жизни в аспекте досуговой культуры Германской империи конца XIX - начала XX веков. В рамках цели поставлены следующие задачи:

1. Выясниь факторы социально-экономического и политического характера, определявшие повседневную жизнь различных слоев населения в Германии 1871-1914 гг.

2. На основе имеющихся источников и литературы проанализировать традиционные формы досуга немцев.

3. Осветить новые формы досуговой культуры немцев, появившиеся в конце XIX века.

Источники. В процессе работы над темой использованы разнообразные источники, которые по своей функциональной значимости и насыщенности материалом можно разделить на группы. Основными видами опубликованных и использованных автором источников по истории повседневной жизни являются мемуарная литература, путеводители и свидетельства современников, а также произведения художественной литературы изучаемой эпохи. Более скудно быт и нравы отражены в статистических материалах, прессе. Еще меньше сведений по интересующей теме в таких важных источниках по политической и экономической истории, как опубликованные законодательные акты.

 

Законодательные акты включают разнообразные материалы, которые позволяют проследить регулирование государством социально-политических процессов в немецком обществе.1 Для темы нашего исследования значение имеют законы, принятые германским рейхстагом в 80-90-х гг. XIX века, известные как «социальное законодательство». Это законы о ……….

Благодаря этим законам условия материальной жизни немецких рабочих значительно улучшились, что создало возможности для расширения сферы досуга.

Статистические источники - это совокупность данных о каком-либо процессе или явлении. Они подтверждают источники личного происхождения цифрами. Эти данные дают возможность сравнивать и делать определенные выводы по отдельным сторонам повседневной жизни.2

Периодическая печать - это журналы «Вестник Европы», «Всемирный вестник». В них содержатся сведения о повседневной жизни различных слоев населения Германии.3 В диссертации использованы публикации этих журналов за ……….годы (сноски на ж-лы и годы)

Художественная литература считается источником «второго плана», или второстепенным источником по новой истории. Что касается истории повседневной жизни, то этот вид источника имеет большую источниковедческую ценность Ее значение для истории быта и нравов основано на том, что описывающий современную ему эпоху литератор не может использовать свое право на вымысел, не рискуя стать посмешищем в глазах современников. Автором использованы произведения Манна Т., Манна Г., Бределя В.1 В произведениях указанных авторов раскрывается характер немцев, показываются особенности быта, взаимоотношения между различными социальными группами населения.

Мемуарная литература - это воспоминания, дневники личного происхождения. Их общей чертой является то, что исторические события осмысливаются в них на основе собственного опыта. Например, мемуары Гере П. «Три месяца фабричным рабочим» - это воспоминания рабочего о собственной жизни и жизни окружающих его людей. Бытовой уклад совсем иной социальной страты – верхов германского общества - представляют воспоминания канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка «Вильгельм П. Воспоминания и мысли».2

Несмотря на такие недостатки мемуарной литературы как субъективизм и зависимость от памяти, она является наиболее информативным источником по истории повседневной жизни любого государства. Мемуары дают обстоятельное представление о быте и нравах немцев.

Свидетельства иностранных современников - это свидетельства иностранцев, посетивших Германскую империю в конце XIX - начале XX веков. В отличие от мемуаров, написанных главным образом самими немцами, используемые автором магистерской диссертации свидетельства современников принадлежат преимущественно русским. В Германии побывали многие наши соотечественники: государственные деятели и дипломаты, деятели культуры и науки (Водовозова Е. Н., Тройницкий П., Слобожанский С.)1 Они рассматривали не только социально-экономический быт населения Германской империи, но и досуговую культуру.

Путеводители - это справочные издания, содержащие сведения о стране, городе, туристическом маршруте. В них содержится информация о развитии сферы досуга в Германии2. В диссертации использованы материалы путеводителей по Берлину и по стране в целом 1873 и 1900 годов издания.

 

Методология и методы исследования.

Исследование данной работы ведется в рамках цивилизационного подхода к истории, который уделяет большое внимание изучению повседневной жизни, в том числе досуговой культуре.

В ходе исследования методологическая основа представлена совокупностью приемов и методов, выработанных в отечественных и зарубежных концепциях культуры, досуга и свободного времени, также междисциплинарности.

Методология применения историко-логического подхода дает возможность раскрыть причинную обусловленность изменений в досуговой сфере жизнедеятельности в конкретной исторической ситуации.

Привлечение структурно – функционального подхода способствовало изучению разновидностей досуговой деятельности, свойственных германскому обществу в рассматриваемый период.

Историко-культурологическая модель изучения прошлого стремится оперировать категориями, которые раскрывают культуру, ценности, нормы и традиции. При этом система понятий включает такие определения, как «материальная и духовная культура» и др.

Историко-сравнительный метод основывается на сравнении, объективной основой является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. В процессе сравнения и открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности.

Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменении изучаемой досуговой сферы в процессе ее исторического движения. Генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи, закономерности развития досуга в их непосредственности.

Наиболее применяемый нарративный или описательный метод, позволяет передачу информации в том виде, как они преломились в сознании их авторов, дают связный рассказ об исторических событиях.

Практическая значимость.

Материал магистерской диссертации по досуговой культуре Германской империи рассматриваемого периода может быть использован:

- при подготовке учебно-методических пособий, посвященных истории Германии в новое время;

- при разработке уроков новой истории в школе;

- при подготовке лекций и семинарских занятий в университете;

- при подготовке факультативных занятий и спецкурсов по истории досуговой жизни немецкого общества в рассматриваемый период.

 

 


[1] Солнцев Е. Благотворительность//Большая Советская Энциклопедия.-М.,1927.-Т.6-С.468,471

[2] Фурсенко А.Д. Династия Рокфеллеров. М., 1974.

[3] Зорин В.С. Некоронованные короли Америки. М., 1970; Доллары США и политика Вашингтона. М., 1980.

[4] Арская Л.П.Из истории межнациональной благотворительности: российские и американские традиции.//США: экономика, политика, идеология. 1993№3

[5] Александров Д. Наука и кризисы XX века: Россия, Германия и США между двумя мировыми войнами// Тор-manager 2001№4

[6] Фурман Ф.М. «Индустрия» американской филантропии ее прошлое, настоящее и будущее.//Проблемы образования науки и культуры.Вып.15(2004)

[7] Берзин Л.Б. Ганн М.П. Филантропические фонды и спонсорские организации США. М.,1993.

[8]Шпотов Б.М.Личностный аспект экономической культуры Рокфеллер,Карнеги,Форд.Ослужении бизнеса обществу.//Восприятие США по обе стороны Атлантики.М.,1997

[9] Hadson W. S. Religion in America- N. Y.1975

[10] Josepson M. The robber Barons The great American Capitalist 1861-1901. N. Y. 1990.

[11] Tedlow R.. S. Keeping the corporate image Public Relations and Business 1900-1950. Greenwich 1979.

[12] Curti M.. American philantropy Abroad:A history. New Bronswick. 1980.

[13] McCarthy K. D. Philantropy and Culture. Philadelphia. 1984.

[14] Ashley W. Philantropy and Goverment N. Y. 1990.

[15] Lankford J. Congress and the Foundations. Denmark. 1977.

[16] Fosdick R. A. The story of Rockefeller Carnegie Ford Foundations N. Y. 1979.

[17] Декларация независимости США \\ Декларация независимости США \\ История США. Хрестоматия \ Сост.Э.А.Иванян. М., 2005; Конституция США \\ Там же; Билль о правах \\ Там же.

[18] Волкова А.И.Благотворительная деятельность негритянок на юге США.\\Вестник благотворительности 1901.

[19] Хрестоматия о новой истории. Второй период \ Сост. П.И.Остриков. М., 1993; Сборник документов по истории нового времени: Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870 – 1914. \ Сост. П.И.Остриков. М., 1989.

[20] Водовозов В. Западная Европа и Америка после первой мировой войны. Факты и цифры.- Спб., 1922.

 

[21] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1994.

[22] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Минск, 2003.

[23] Карнеги Э. Богатство// Хрестоматия по истории США. Под ред. Иваняна М.С. М., 2005.

[24] Карнеги Э. История моей жизни. М., 1994.

[25] Рокфеллер Дж.Искусство разбогатеть.Мемуары американского миллиардера.М.,1994

[26] Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994.

[27] Попов В.И.В Америке(очерки американской жизни по личным наблюдениям автора).М.,1906

[28] Лопухин А. Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно-экономической жизни.Спб1882.

1 Лампрехт К. История германского народа. – М., 1986; Дрэпер Д.В. История умственного развития Европы: В 2-х тт. – Киев, 1900; Кампфермейер П. История общественных классов в Германии.- Спб.,1906.

1 Гейдорн Г. Монополии. Пресса. Война. – М., 1964; Брехт А.О государственном устройстве Германии М.,1947.

2 Зидер Г. Социальная история семьи в Западной Европе(конецXVIII начале XXвека). – М., 1997.

3 Меч С. Германия (до 1914 года). – М., 1917; Самуйленко Е. Кинематограф и его просветительская роль. –Спб.,1912; Дживелегов А.Н. История современной Германии. – Спб., 1917.

1 История западноевропейского театра./ Под ред.: Бояджиева Г.Н., Финкельштейна,Е.Л. – М., 1970; История физической культуры и спорта./ Под ред.: Столбова В.В. – М., 1983.

1 Сборник документов по истории Нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки 1870 – 1914 гг./ Сост.: Остриков П.Н., Вандель П.П. – М., 1983.

2 Бралишели Г.Ф. Статистические очерки Германии. – Спб., 1917.

3 Писчебумажное производство и его современное положение.//Всемирный вестник – 1883, № 2.

1 Манн Т. Будденброки: история гибели одного семейства. – М., 1982; Манн Т. Сочинения. Т.I: Новеллы. Земля обетованная. – М., 1957; Бредель В. Отцы. – М., 1986.

2 Гере Г. Три месяца фабричным рабочим. – М., 1907; Бисмарк О. Вильгельм II. – М., Пг., 1923.

1 Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Немцы. – Спб., 1913; Тройницкий П. Центр умственной жизни. Берлин. – Спб., 1885; Слобожанский С. Европа. Германия. Австро-Венгрия и Румыния. – Спб., 1913. – Ч. III.

2 Путеводитель по Берлину и его окрестностям для русских путешественников. – Берлин, 1900; Якубович П. Путеводитель по Европе. Германия – Австрия. Франция. – Спб., 1873.

Date: 2016-01-20; view: 475; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию