Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Актуальность. Современные социально- политические и духовные изменения в России, процесс переоценки идеологических ориентировАктуальность. Современные социально- политические и духовные изменения в России, процесс переоценки идеологических ориентиров, нравственных установок сопровождаются и тем, что общественное сознание освобождается от ряда наносных, чуждых нравственным и гуманистическим традициям человечества представлений. Среди них и отказ от вульгаризованных оценок и искаженного восприятия самого феномена благотворительности и милосердия. Милосердие, благотворительная деятельность являются древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям оказавшимся в беде и не могущим самостоятельно ее преодолеть - это неотьемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освящаемые божественным авторитетом нравственно - этические системы всех религий. Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий «милосердие», «благотворительность». Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы милосердной практики. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение. В нашей стране резкий разрыв с традициями благотворительности, в том числе и отечественными, произошел около восьми десятилетий назад, когда даже сами понятия «милосердие», «благотворительность», «филантропия» практически вышли из официального употребления. Их общечеловеческое гуманистическое содержание игнорировалось, а они обычно идентифицировались с религиозной деятельностью и моралью, потому в соответствии с официальными установками автоматически рассматривались как «пережитки прошлого», как нечто недостойное советского человека, всю заботу о котором должно было взять на себя государство. К тому же благотворительная деятельность религиозных организаций, согласно действовавшему в те времена законодательству о религиозных культах, восходящему к 1929 году, была запрещена. Однако в народном сознании и в русском языке всегда сохранялись понятие и термин милосердие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания, обьединяющее жалость, сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему. Оно связано с отношением личности к трудной ситуации, физическим умственным недостатком и слабостям другого человека, с готовностью ему помочь. По В.И. Далю, милосердие - это «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому». Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим; это добровольная и бескорыстная передача денег, имущества, услуг нуждающимся. Синонимом этого слова является филантропия. В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинского caritas- любовь к ближнему). В настоящее время по-новому осмысливается значение общечеловеческих нравственных ценностей, в том числе сострадания, милосердия, их роль в гуманизации человеческих отношений. В отличие от прежних лет, когда утверждалось, что «социалистическому строю в СССР чуждо понятие благотворительности»[1], сейчас все больше распространяются представления о том, что и в России человек может быть объектом сострадания, что благотворительная деятельность должна стать элементом и социальной политики государства, направленной на поддержание минимального уровня жизни и связанной с перераспределением общественного богатства в пользу обделенных судьбой. Нуждающихся в покровительстве людей в современной России немало. Поэтому в современных условиях возрождения благотворительности в России особенно актуально обратиться к опыту благотворительной деятельности в США, так как именно в этой стране благотворительность продемонстрировала удивительную способность содействовать развитию многих сфер жизни и оставила заметный след в истории страны, является тем социокультурным феноменом, который надо изучать. Исследование избранной темы относится к тем научным задачам, реализация которых имеет не только теоретическую значимость, но и представляет значительный научный интерес. Обращение к истории филантропии приобретает особую актуальность, научную и общественную значимость как творческое переосмысление огромного опыта общественной практики с целью использования его с учетом нынешней реальности. Объектом исследования выступает благотворительная деятельность организаций и частных лиц США в последней трети XIX - первой трети XX века. Предметом исследования является виды, формы и участники благотворительной деятельности рассматриваемой страны в указанный исторический период. Хронологические рамки исследования охватывают последние три десятилетия XIX века и первые три десятилетия XX века. Территориальные рамки исследования ограничены территорией Соединенных Штатов Америки. Историография темы:: проблема благотворительности изучалась как российскими, так и иностранными учеными. В советской историографии исследования по истории филантропии в США практически не публиковались. Первостепенным объектом изучения ученых-американистов считались социально-экономические процессы и политические институты. Можно выделить несколько работ советских авторов, косвенно касающихся проблем филантропии. Это работы А.Д. Фурсенко[2] и В.С.Зорина[3], в которых крупнейшие бизнесмены представлены как «акулы» бизнеса, ни перед чем ни останавливающиеся, и таким образом заработавшие свои состояния. Авторы утверждают, что их филантропическая деятельность служила средством избежания уплаты налогов, чтобы таким образом сохранить их состояния в семье. В современной российской историографии исследования по теме диссертации в основном представлены статьями. Только в последнее время появляются отдельные публикации по данной проблематике. Это работа Л.П. Арской [4]в которой автор сравнивает американские и российские традиции в области филантропии, а также общее и особенное в этой области на примере двух стран: России и США. Она отмечает большое влияние на развитие филантропии религиозного фактора, в частности христианства. Работа Д. Александрова[5] посвящена филантропическим фондам США. В ней освещены основные направления их деятельности, показано их значение в социокультурной жизни Америки и других стран. Ф.М. Фурман[6] в своем исследовании «Индустрия американской филантропии: ее настоящее и будущее» дает сравнительный анализ филантропической деятельности в США в разные периоды ее истории. Л.Б.Берзин[7] посвятил свою работу филантропическим фондам, рассмотрев их деятельность в контексте проблем культурной жизни и меценатства в США. Крупным специалистом по истории становления и развития большого бизнеса в США является Б.М. Шпотов. Интересны работы Б.М. Шпотова,[8] в которых раскрываются взаимосвязь большого бизнеса и филантропической деятельности. В этих работах проанализированы теоретические и практические начинания бизнесменов, раскрыты их основные идеи о полезности крупного капитала обществу и возвращении этого богатства в виде различных форм социальной помощи. Таким образом, до сих пор в отечественной историографии отсутствуют комплексные исследования, посвященные филантропии в США в последней трети XIX - первой трети XX в.в. Проблемы филантропии разрабатываются и в зарубежной историографии. Примечательна в этом плане работа В. Хадсона[9], в которой анализируется влияние религии на благотворительную деятельность в США. В работе раскрываются и теологическое обоснование влияния различных конфессий на благотворительность и различные традиции оказания благотворительной помощи эмигрантскому населению. Интерес представляет работа М. Джосепсона,[10] которая посвящена исследованию взаимоотношений бизнеса и общества. Широко отражена в работе благотворительная деятельность бизнесменов, выразившаяся в создании крупнейших благотворительных фондов. Не менее интересной является работа Тедлоу[11], рассматривающая благотворительную деятельность как неотъемлемую часть формирования имиджа бизнесменов. Можно отметить и таких авторов как М. Курти[12], который изучал благотворительную деятельность американцев в зарубежных странах; К. Маккарти[13], который рассмотрел филантропическую деятельность США в контексте культуры и меценатства. В. Эшли[14] и Дж. Ланкфорд[15] рассмотрели проблему отношения правительства и конгресса к благотворительной деятельности в США. Ряд работ иностранных авторов посвящено исследованию отдельных фондов крупных благотворителей. Например, такой автор как Р. Фоздик[16] посвятил свое исследование фондам Рокфеллера, Форда и Карнеги. Цель исследования состоит в изучении процесса благотворительности, выявлении общих и особенных черт осуществления такой практики. Исходя из поставленной цели и степени изученности проблемы, ее научной и общественной значимости поставлены следующие задачи: - выявить и охарактеризовать причины и условия возникновения благотворительности. - проанализировать виды и формы благотворительности. - определить социальный состав участников - показать значение благотворительности в социокультурной жизни Америки. Источниковая база по данной проблематике довольно немногочисленна. Источники по данной теме можно разделить на несколько групп: -официальные документы -справочно-статистические материалы -источники личного происхождения -пресс Из официальных документов в диссертации использованы основополагающие политико-правовые документы американского государства: Декларация независимости, Конституция США и Билль о правах[17]. В этих документах зафиксированы принципы взаимоотношений церкви и государства, что необходимо для понимания роли и места религиозных организаций в благотворительной деятельности. К важным источникам относятся периодические издания. Особый интерес представляет такой журнал как «Вестник благотворительности»[18] издававшийся в Санкт- Петербурге во второй половине XIX и начале XX века. В этом журнале публиковались заметки о благотворительности в Российской Империи, а также и зарубежный опыт таких стран как США, Франция, Австрия и др. Богатый справочно-статистический материал собран в сборниках документов, изданных в разные годы под редакцией П.И.Острикова[19]. Здесь есть данные о развитии и концентрации производства в США, валовом национальном продукте на душу населения и темпах валового национального продукта в сравнении с другими странами, а также другая информация, характеризующая экономическое и социальное развитие страны в интересующий нас период. К справочно - статистическим источникам можно отнести работу В.Водовозова[20] «Западная Европа и Америка до и после первой мировой войны. Факты и цифры», где можно найти сведения о состоянии экономики стран Запада, в том числе и США. Особую важность представляют такие источники как мемуары известных бизнесменов Г. Форда, Дж. Рокфеллера и Э. Карнеги. Генри Форд прославился как автор всемирно известной книги «Моя жизнь, мои достижения»[21], изданной в 1922 году. Форд намечал основные положения, а литературную обработку проводил известный журналист С. Краутер, прекрасно имитировавший стиль автомобильного короля. Сокращенный русский перевод был сделан в 1926 и 1927 годах. Мемуары выдержали ряд переизданий. Форд являлся единственным американским капиталистом, труды которого не запрещались, а напротив, издавались в СССР, правда, с сокращениями. В русских переводах были опущены те места, где Форд перечислял достоинства рыночной экономики и т.п. При подготовке магистерской диссертации мною было использовано новое издание мемуаров Г.Форда, выпущенное минским издательством «Харвест» в 2003 году. В этом издании содержится не только ранее публиковавшаяся работа Форда «Моя жизнь, мои достижении», но и новая, впервые опубликованная на русском языке - «Сегодня и завтра». Обе работы Форда представляют большую ценность для моей темы, так как дают материал о взглядах Форда на проблемы благотворительности и социальной ответственности большого бизнеса, рассказывают о благотворительной деятельности самого Форда.[22] Не менее важными являются мемуары и публицистические произведения Э. Карнеги, например, его известная статья «Богатство», опубликованная в журнале «Североамериканское обозрение» в 1889 году. Позже редактор известной газеты «Pall Mall Gazette» переименовал ее в «Евангелие богатства»[23]. Статья получила широкое распространение, в том числе и в зарубежных странах благодаря тому, что в ней была изложена позиция автора на проблему филантропии в современном обществе. Известны и мемуары Карнеги под названием «История моей жизни»[24] изданная в США в 1920 году. На русский язык мемуары были переведены только в 1994 году. Мемуары являются автобиографичными, в них описывается многие события в жизни бизнесмена, история делового успеха, а также описана и филантропическая деятельность. Интересным источником по данной теме являются мемуары Дж. Рокфеллера[25] под названием «Искусство разбогатеть». Эти мемуары, также как и мемуары Карнеги, увидели свет в начале 90-х гг. XX века. Мемуары Рокфеллера также автобиографичны, они освещают различные аспекты его жизни, в том числе и в сфере филантропии. Интересны воспоминания путешественников, как европейских так и российских, побывавших в США. Среди европейских можно выделить книгу французского государственного деятеля, историка и литератора Алексиса де Токвиля, побывавшего в США в начале 30-х гг. XIX века. Это выдающееся сочинение из числа тех, что написаны европейскими путешественниками об Америке. Она представляет собой весьма сложный сплав путевых заметок, исследования, документа, философского эссе и публицистики. Судя по книге Токвиля, традиции американской благотворительности можно проследить уже в первой трети XIX века[26]. Свои воспоминания оставили и русские путешественники В.И.Попов[27] и А. Лопухин[28], в конце XIX века оказавшиеся на территории США и оставившие по личным наблюдениям свои заметки и очерки по религиозной, общественно-экономической и политической жизни американского народа. Эти источники представляются достоверными, так как они убедительно и точно отражают эпоху того времени. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально исторические методы, основанные на принципах историзма, обьективности, исходящих из признания вариативности исторического процесса, приоритета фактов. Среди используемых методов следует отметить исторический, логический и метод восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот, а также историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный. Историко- генетический метод позволил установить, как изменялась во времени благотворительная деятельность в США и проследить ее основные направления; историко-сравнительный дал возможность сопоставить благотворительную деятельность в первое и последующие десятилетия XX века.; историко-системный позволил рассмотреть благотворительную деятельность как систему взаимосвязанных элементов. Научная новизна исследования состоит в том, что проведено исследование исторического опыта филантропической деятельности в США в последней трети XIX – первой трети ХХ века, произведен ее детальный анализ, определены место и роль в жизни страны. Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для педагогической деятельности: в преподавании курсов по всеобщей истории, спецкурсов и спецсеминарах в высших учебных заведениях и старших классах средней школы. Апробация диссертации. Рабочие материалы по теме диссертации были использованы для подготовки выступлений на научно-практических конференциях, проводимых на базе Ставропольского государственного университета в 2007 и 2008 гг. Опубликована статья «Филантропическая деятельность в США в свете отечественной и зарубежной историографии» в сборнике статей “Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания”. Армавир, 2007.
|