Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сестемно-деятельностный подход к процессу информатизации
1.1 Реформирование высшего образования, постоянный рост объема информации при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем. Ключевыми из них являются: перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям; повышение фундаментальности образования; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на внедрении современных информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения. Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных и коммуникационных технологий для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность студента. Наряду с внедрением информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс возникает необходимость поиска оптимальных путей повышения качества обучения. Одним из основных средств для достижения цели по подготовке специалистов, профессионально и мотивационно готовых к преобразующей деятельности в условиях информатизации является курс теоретической информатики в педагогическом вузе. При этом необходимо учесть, что содержательный объем курса теоретической информатики, число программных продуктов, навыки работы с которыми выпускники должны освоить, постоянно увеличиваются. И времени, отводимого действующими учебными планами на изучение информатики, явно недостаточно для качественного усвоения содержания курса. Компенсировать несоответствие объема содержания предмета количеству часов, отводимых на его изучение, может применение информационных и коммуникационных технологий.
1.2 Сестемно-деятельностный подход как педагогическая основа повышения качества обучения информатике. - построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения; - коренным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; - создать эффективную систему управления качеством обучения; - рационально организовать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; - индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам обучения. Повышение качества процесса обучения информатике возможно при эффективной организации индивидуальной деятельности студентов в условиях информационно-предметной среды, что достигается при реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Системно-деятельностный подход ко всем компонентам методической системы в рамках определенной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на повышение качества обучения. В соответствии с системно-деятельностным подходом повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности обучаемого, в том числе индивидуальной самостоятельной деятельности, и контроль этой деятельности. Построение этих процессов и организация взаимосвязи между ними осуществляется через возможность проектирования информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, актуальность определяется возросшей потребностью общества в повышении качества подготовки специалиста и необходимостью в этой связи совершенствования управления образовательным процессом и поиском новых средств, способствующих повышению качества обучения на основе системно-деятельностного подхода к обучению в условиях информационно-предметной среды учебного заведения.
1.3 Объект исследования: процесс обучения информатике в педагогическом вузе. Предмет исследования: системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза. Цель исследования: создание методической системы, обеспечивающей повышение качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды. В соответствии с выявленной проблемой, объектом, предметом и поставленной целью исследования выдвинута гипотеза исследования: повышение качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе может быть достигнуто, если - воздействовать на важнейшую составляющую учебной деятельности — мотивацию к обучению: познавательный интерес, творческую активность, развитость самоконтроля, самоорганизацию студента через применение в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить каждому индивиду собственную траекторию обучения; - изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; рационально организовывать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; индивидуализировать учебный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам; - организовать процесс обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды, интегрирующей аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов, через реализованную в ней систему средств обучения, справочных материалов, словарей, дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов, необходимых и достаточных для получения качественного образования. 1.4 Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования: 1. Исследовать направления совершенствования методической системы обучения информатике на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза. 2. Разработать структурно-логическую модель реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза. 3. Выявить преемственные связи разделов теоретической информатики предметного блока специальности «Информатика» с ориентацией на повышение качества обучения студентов в условиях информационно-предметной среды. 4. Учитывая особенности дисциплин теоретических основ информатики, провести отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения информатике, разработать наполнение блоков информационно-предметной среды. 5. Разработать и экспериментально апробировать методику, способствующую повышению качества обучения теоретическим основам информатики на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды вуза. В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ нормативных документов по вопросам образования в области информатики; изучение и обобщение опыта информатизации образования, практического опыта по вопросам методики обучения информатике, моделирование учебного процесса, подбор тестовых методик диагностирования исследуемой проблемы, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анкетирование, собеседование, проведение опытно-экспериментальной работы, анализ результатов с использованием статистических методов обработки эмпирических данных. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разрешение проблемы повышения качества обучения теоретическим основам информатики обеспечено на основе системно-деятельностного подхода посредством повышения мотивации к обучению и совершенствования организации индивидуальной учебной деятельности студентов в рамках информационно-предметной среды педагогического вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что созданы предпосылки расширения сферы реализации системно-деятельностного подхода в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза с целью повышения качества обучения теоретическим основам информатики.
2 Информационная система мониторинга социального экономического состояния регионального "города" 2.1 Основными задачами являются: 1) организация наблюдения. Получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов; 2) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания экономических процессов; 3) обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга; 4) разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации; 5) подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов управления и власти. 3.Основные принципы организации мониторинга: 1-) целенаправленность – вся система рационального мониторинга должна быть ориентирована на решение конкретных управленческих задач; 2) системный подход – рассмотрение региона как подсистемы более крупной общественной системы исследование связей его с другими территориальными звеньями; 3) комплексность – мониторинг отдельных сфер и направлений развития региона должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом; необходимо осуществлять последовательное решение всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений; 4) непрерывность в наблюдении за объектом; 5) периодичность снятия информации о происходящих изменениях; 6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени и другие. 2.2 Структура мониторинга (или наиболее важные направления) включает: - мониторинг качества жизни населения, - мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем, - мониторинг хода реформ на территории, - мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования. Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся в районе в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных. Информационной основой регионального социально-экономического мониторинга могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, за обеспечением санитарно-эпидемологического благополучия и среды обитания человека, и т.п., данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.п.
2.3 Мониторинг здоровья. Индикаторами состояния здоровья населения являются средняя продолжительность жизни; смертность, в том числе детская и материнская; число новорожденных, нуждающихся в реабилитации. Мониторинг здоровья населения должен осуществляться совместно с экологическим мониторингом, мониторингом уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха. Основные направления экологического мониторинга связаны с оценкой состояния поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду. Мониторинг уровня медицинского обслуживания населения предполагает оценку его обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и стационарной сетью, соответствии численности медперсонала принятым нормам, наличие и доступность лекарств, медикаментов. Мониторинг уровня обеспеченности жильем предполагает помимо оценки обеспеченности, оценку уровня благоустройства жилья, характера заселения, соответствия современным планировочным и гигиеническим требованиям. Основным показателем качества питания населения является обеспечение им необходимого количества килокалорий и граммов белка. В рамках мониторинга необходимо провести оценку потребления населением основных продуктов питания по следующим группам: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи и бахчевые, хлебные продукты. Также необходимо оценить насыщенность местного рынка продуктами питания по объему и ассортименту, качество реализуемых товаров, доступность (пространственную и финансовую) продуктов питания. При мониторинге сферы рекреации и досуга оценивают уровень физкультурного движения, уровень и тенденции развития городских зон массового отдыха, условия для проведения мероприятий рекреационного характера и доступность этих мероприятий. Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной работы и возможности рекреационной сферы в городе, можно указать число коллективов физкультурников, объем реализации платных услуг населению, состояние материально-технической базы объектов физкультуры и спорта, измерение мощности (вместимости) объектов оздоровительного отдыха.
2.4 Мониторинг уровня жизни. Используются следующие индикаторы: определение индекса жизни (индекса потребительских цен) – изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде и его стоимость в базовом периоде. Оценка доходов населения предполагает рассмотрение реальных общих доходов населения, реальных располагаемых доходов, личных доходов, средних доходов и средней зарплаты. Реальные общие доходы населения есть личные доходы с добавлением стоимости бесплатных или предоставляемых на льготной основе услуг с поправкой на изменение потребительских цен. Реальные располагаемые доходы населения определяются как личные доходы с поправкой на изменение потребительских цен. Личные доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученных трудящимися в виде вознаграждения за работу по найму, от индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из общественных фондов потребления. Личные располагаемые доходы определяются как личные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Денежные доходы населения включают все поступления финансовых средств населению от предприятий, безналичные перечисления и суммы, удерживаемы в уплату налогов, стоимость продуктов и услуг, предоставляемых населению в счет причитающихся ему денежных доходов. Средний доход и средняя заработная плата работников начисляется исходя из суммы средств, направленных на потребление в расчете на одного занятого. Важнейшим показателем уровня жизни населения являются покупательная способность средней заработной платы, потребительские расходы населения, объем денежных сбережений населения, величина накопленного имущества. Покупательная способность средней заработной платы определяется через количество товаров и услуг, которые потребитель сможет приобрести на среднюю заработную плату. При мониторинге уровня жизни населения необходимо также оценить состояние и уровень изношенности объектов ЖКХ, обеспеченность населения услугами бытового характера, наличие и доступность этих услуг, которые потребитель сможет приобрести на среднюю заработную плату. В период перехода к рыночной экономике особое значение приобретает оценка уровня жизни социально незащищенных слоев населения. Date: 2016-01-20; view: 290; Нарушение авторских прав |