Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовно-исполнительной системы





 

I. Общие положения

 

1. Настоящая Инструкция определяет основные задачи, функции и организацию работы психологической службы (далее – ПС) уголовно-исполнительной системы (далее – УИС).

2. Психологическая служба УИС – это централизованно управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов (психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, а также специальных подразделений по конвоированию, отделов специального назначения территориальных органов УИС и образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России.

3. Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества[6], а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.

4. Психологическая служба УИС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящей Инструкцией.

5. Психологическая служба осуществляет свою деятельность на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, профессиональной компетентности.

6. При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога.

7. В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психолог при исполнении своих функциональных обязанностей имеет право находиться на службе в одежде гражданского образца.

8. Сотрудники психологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают им психологическую помощь. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.

9. В целях систематического повышения уровня профессионального мастерства пенитенциарных психологов, совершенствования их знаний в области современной психологии, а также овладения новыми методами и формами работы сотрудникам психологической службы выделяется рабочее время на самостоятельную подготовку (профессиональное самообразование) – не менее 8 часов в месяц. Место проведения самоподготовки определяется по согласованию с руководителем структурного подразделения ПС.

Контроль над использованием по назначению времени, выделенного на самостоятельную подготовку, возлагается на непосредственного начальника структурного подразделения психологической службы.

10. Структурные подразделения психологической службы организуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с задачами и функциями, стоящими перед психологической службой, на основе планов, которые утверждаются в установленном порядке начальником органа (учреждения) УИС, в состав которого входит данное подразделение, либо его заместителем, непосредственно курирующим данное направление работы.

11. Делопроизводство психологической службы ведется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также актами ФСИН России.

 

II. Основная цель и задачи психологической службы

 

12. Основной целью деятельности психологической службы является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики.

13. Основные задачи психологической службы:

постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;

оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;

психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;


психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;

изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.

 

III. Основные функции психологической службы

 

14. Диагностическая – заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.

Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.

Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов (приложение № 1).

15. Консультативная – направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.

16. Психокоррекционная – заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.)

17. Прогностическая и психопрофилактическая – состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.


18. Просветительская – заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.

Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.

19. Исследовательская – направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.

 

IV. Основные направления деятельности и

виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы

 

20. Основными направлениями деятельности психологической службы являются:

работа с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми;

работа с персоналом уголовно-исполнительной системы.

21. Основные виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми:

обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, подготовка их психологических портретов (характеристик) для формирования личных дел (психологический портрет или характеристика пишется по результатам углубленного изучения индивида и содержит в себе описание его личностных и индивидуально-психологических особенностей, способствовавших совершению преступления, вероятностный прогноз поведения в различных ситуациях, а также рекомендации по организации воспитательной и психокоррекционной работы с ним);

изучение вновь прибывших осужденных в карантине, составление характеристик, психологических портретов, разработка рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с ними;

участие в решении вопросов о распределении осужденных по отрядам и отделениям, подозреваемых и обвиняемых по камерам, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы исправительного учреждения;


изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи в процессе адаптации к условиям изоляции;

выявление лиц, склонных к деструктивным формам поведения (имеющих выраженные признаки психических отклонений, склонных к агрессии, аутоагрессии и т.п.), подготовка материалов для их постановки на профилактический учет, разработка рекомендаций, программ по работе с ними;

изучение и прогнозирование деструктивных явлений в среде осужденных (суициды, межличностные и межгрупповые конфликты, групповые неповиновения и т.п.), анализ причин и условий их возникновения, разработка рекомендаций по их предупреждению (устранению);

изучение социально-психологической обстановки в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, проведение мероприятий по ее оптимизации;

проведение групповой и индивидуальной психокоррекционной работы с осужденными, участие в разработке программ их исправления;

осуществление индивидуального психологического консультирования по вопросам, требующим участия специалиста;

проведение психопрофилактической и просветительской работы;

оказание психологической помощи осужденным в вопросах профориентации, формирования позитивного отношения к труду, в подготовке к освобождению из исправительных учреждений;

психологическое консультирование родственников осужденных при наличии запроса с их стороны и разрешения руководства учреждения.

Работа психолога с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми осуществляется в соответствии с международными актами и российским законодательством. Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения.

Первичное обследование осужденного, подозреваемого и обвиняемого проводится психологом в кратчайшие сроки после приема в учреждение, исполняющее наказание, или следственный изолятор. На основе полученных результатов психологом разрабатывается программа по работе с ним, исходя из его индивидуальных особенностей и склонностей, готовятся рекомендации для сотрудников других отделов и служб. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется на добровольной основе. При участии осужденного в групповой или индивидуальной программе (развивающей, психокоррекционной) между психологом и осужденным заключается письменное соглашение, в котором предусматриваются условия реализации программы, требования, предъявляемые к сторонам, условия прекращения действия соглашения (участия в программе).

Участие осужденных в проводимых мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. При отказе осужденного от сотрудничества с психологом, последний проводит разъяснительную работу с целью изменения мотивации осужденного. В случае окончательного отказа об этом делается отметка в карточке индивидуальной воспитательной работы с осужденным как отказ от участия в проводимых воспитательных мероприятиях.

22. Основные виды работ, выполняемых сотрудниками психологической службы по обеспечению деятельности персонала:

проведение первичного профессионально-психологического отбора кандидатов на службу (учебу) в органы и учреждения (образовательные учреждения) ФСИН России, оказание помощи молодым сотрудникам (курсантам и слушателям) в профессиональной и социально-психологической адаптации к условиям служебной деятельности, их углубленное изучение при назначении на должность;

осуществление динамического контроля психических состояний персонала, психодиагностического обследования сотрудников при решении вопросов, требующих участия психолога (постановка – снятие с психологического учета, допуск к несению службы с оружием и т.п.);

проведение занятий в системе служебной подготовки, направленных на повышение психологической компетентности персонала;

консультирование сотрудников подразделения по вопросам профессионально-служебной деятельности;

психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение;

индивидуальное консультирование сотрудников и членов их семей по вопросам, требующим участия психолога;

оказание психологической помощи персоналу в решении проблемных и преодолении кризисных ситуаций, проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий;

изучение психологических причин суицидов среди персонала, нарушений дисциплины и законности, текучести кадров, иных негативных явлений в подразделении, разработка рекомендаций и предложений по их профилактике;

психологическое консультативное и экспертное обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников, при возникновении групповых эксцессов и массовых беспорядков (подготовка психологических портретов правонарушителей, консультирование ведущего переговоры и членов оперативного штаба);

проведение мероприятий по психопрофилактике профессиональной деформации сотрудников и повышению их психологической устойчивости к негативным социально-психологическим воздействиям;

мониторинг социально-психологического климата в коллективах подразделений, разработка и проведение мероприятий по его оптимизации;

осуществление психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, профилактика посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

23. Деятельность сотрудников психологической службы УИС осуществляется в соответствии с нормативами на отдельные виды работ, выполняемых психологами (приложение № 2).

 

V. Организация деятельности структурных подразделений

психологической службы

 

24. Деятельность структурных подразделений психологической службы УИС осуществляется в соответствии с целями, задачами, функциями, по основным направлениями деятельности и в соответствии с нормативами времени на отдельные виды работ, выполняемые психологами.

25. Руководитель структурного подразделения психологической службы УИС:

осуществляет общее организационно-методическое руководство структурным подразделением ПС, определяет приоритетные направления его деятельности и перспективы развития;

организует сбор статистической информации и иных сведений о работе структурного подразделения психологической службы УИС, формирует банк данных, готовит аналитические справки, обзоры, иные материалы по итогам работы;

оказывает консультативную, методическую и иную помощь сотрудникам подчиненных структурных подразделений ПС, содействует адаптации и внедрению в практику современных методических разработок в области пенитенциарной психологии;

участвует в изучении, обобщении и распространении передового положительного опыта деятельности психологов;

разрабатывает и подает в установленном порядке предложения по вопросам совершенствования деятельности психологической службы УИС, ее материально-технического, методического и кадрового обеспечения, участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность психологической службы;

организует и осуществляет взаимодействие с образовательными и научными учреждениями, общественными и иными организациями по вопросам совершенствования научно-методического обеспечения психологической службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и первоначальной профессиональной подготовки психологов, проведения научно-исследовательских работ по проблемам пенитенциарной психологии, а также научно-методического обеспечения деятельности психологов;

разрабатывает и вносит руководству органа или учреждения ФСИН России предложения по вопросам психологического обеспечения деятельности персонала, исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых;

совместно с кадровыми аппаратами органов и учреждений ФСИН России и начальниками подчиненных структурных подразделений психологической службы, принимает участие в проведении аттестации сотрудников психологической службы.

26. Документальные результаты работы (психологические портреты, характеристики, заключения, рекомендации, программы, справки), предназначенные для комплектования личных дел осужденных и персонала, использования в организации воспитательной работы, решения кадровых и иных вопросов, возникающих в процессе служебной деятельности и требующих участия сотрудников психологической службы, представляются заказчикам, как правило, по предварительному согласованию с непосредственным начальником психолога, а факт их выдачи фиксируется в специальном журнале. При этом вторые экземпляры вышеуказанных документов остаются у исполнителя (психолога) и хранятся до минования срока надобности вместе с другой психологической документацией.

Документы, подготовленные психологом для заказчика, приобщаются к материалам личных дел осужденных (часть 2) или персонала (части 2 и 3) и должны отвечать требованиям практической целесообразности и научной обоснованности, краткости и доступности в изложении информации.

27. Структурные подразделения психологической службы обеспечиваются следующими помещениями: рабочими кабинетами психологов, кабинетами для индивидуальной и групповой психологической работы.

Их материально-техническое и методическое оснащение должно включать: компьютерную и копировальную технику и расходные материалы к ней, специальное психологическое оборудование, видео- и аудиосредства, пакет психодиагностических методик компьютерной и ручной обработки, а также комплект специальной психологической литературы (библиотечку психолога), журналы, тетради, папки и иные канцелярские принадлежности, необходимые для ведения психологической документации.

Рабочие кабинеты психологов в обязательном порядке должны оборудоваться сейфами (запираемыми металлическими шкафами) для хранения психологической документации. Кабинеты психологов опечатываются.

 

VI. Документация психологической службы

 

28. Сотрудниками психологической службы ведется следующая документация:

журнал учета осужденных (подозреваемых и обвиняемых), прошедших психологическое обследование (приложение № 3);

журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми) (приложение № 4);

журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и психопрофилактической работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми) (приложение № 5);

журнал регистрации лиц, прошедших психологическое обследование (приложение № 6);

журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с персоналом (приложение № 7);

журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и психопрофилактической работы с персоналом (приложение № 8);

журнал учета перемещения психологической информации (приложение № 9);

дело планов и отчетов о работе психологической лаборатории, иная документация, необходимость ведения которой возникает в процессе деятельности психолога.

29. Все вышеуказанные журналы являются отчетными и предназначены для осуществления контроля над деятельностью психологов и должны содержать необходимый для этих целей минимум психологической информации.

Количество граф в журналах может быть увеличено по усмотрению психолога (сокращение граф в журналах, указанных в соответствующих приложениях, не допускается). При учете мероприятий в журналах используется сквозная годовая нумерация, возобновляемая с началом нового отчетного года.

30. Предусмотренные пунктом 28 настоящего Положения журналы заводятся вновь по их окончании. Заполненные журналы остаются на хранении у психолога. С истечением срока хранения архивной документации, предусмотренного нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы ведения делопроизводства, журналы уничтожаются по акту.

31. Психолог заносит результаты изучения личности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в карточки, из которых формируется алфавитная картотека или хранит на магнитных носителях (информационная база данных).

32. Сведения, полученные психологом в итоге работы, проведенной с персоналом подразделения и/или членами их семей и предназначенные под запись (за исключением необходимых для ведения отчетной документации), фиксируются в отдельной тетради (на отдельном магнитном носителе) либо хранятся в специальной папке и при необходимости шифруются.

Указанная в пунктах 31 и 32 документация ведется психологом в произвольной форме.

33. Результаты диагностического обследования персонала и осужденных хранятся в виде готовых документов (справки, портреты и характеристики), а при использовании психологических методик ручной обработки хранятся как в виде готовых документов, так и в "сыром" (необработанном) виде (бланки, графики, диаграммы, рисунки и т.п.).

34. Дополнительно психологами заполняется и предоставляется по месту требования психологическая информация, предусмотренная по фактам: гибели сотрудников (форма – Гс-ПС); суицидов среди сотрудников (форма – Сцд.), суицидов среди осужденных (форма – Ос. Сцд.) и т.п. Данная информация также приобщается к соответствующим разделам личных дел осужденных или персонала.

35. Указанная в пунктах 28, 31, 32, 33, 34 рукописная и/или машинописная документация хранится до минования срока надобности в месте, где к ней полностью исключен доступ посторонних лиц (в сейфе рабочего кабинета психолога).

При использовании психологом в работе компьютерной техники психологическая информация, занесенная на жесткий диск, должна иметь личный код доступа психолога.

 

VII. Критерии оценки деятельности психологической службы

 

36. Основными критериями оценки деятельности психологов являются:

наличие передового опыта в области психологического обеспечения деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов;

доля обследованных лиц (процент от общего количества обследованных), на которых были подготовлены психологические портреты, характеристики, заключения, рекомендации, программы;

количество проведенных консультаций по личным вопросам, индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприятий;

количество консультаций для сотрудников подразделений по вопросам профессионально-служебной деятельности;

количество лекций, занятий по повышению психологической компетентности персонала, психологическому просвещению осужденных;

количество лекций, занятий, семинаров, проведенных с целью повышения профессионального мастерства сотрудников психологической службы;

состояние социально-психологического климата в органах и учреждениях УИС (предоставление описательных материалов, подтверждающих проведенную работу);

наличие суицидов и суицидальных попыток в подразделениях территориального органа УИС;

профессиональный потенциал сотрудников психологической службы (удельный вес сотрудников с базовым психологическим образованием, их компетентность; среднее количество лиц, с которыми осуществляет работу психолог).

37. При оценке деятельности психологической службы учитываются также: динамика результатов деятельности психологической службы территориального органа и основных показателей деятельности территориального органа в целом (дисциплинарная практика, преступность, кадровое обеспечение и др.); состояние межличностных отношений в среде осужденных, социально-психологический климат в коллективе сотрудников (исполнительская дисциплина).







Date: 2015-12-12; view: 2265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию